Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О речевой деятельности и логопластических играх-этюдах


О речевой деятельности и логопластических играх-этюдах

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Речевая деятельность и её связь с другими видами деятельности
  2. Логопластика
  3. «Уроки развития речи» в Internet

Речевая деятельность и её связь с другими видами деятельности

Речевая деятельность – процесс активного, целенаправленного взаимодействия между людьми в ходе общения. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной.

Так как основной функцией речи является регулирующая функция, то речевая деятельность предшествует, сопровождает, а иногда информирует, составляет основу другой деятельности человека.

Речевая деятельность связана с другими видами деятельности по двум параметрам:

  • возрасту;
  • психическому развитию.

Если рассматривать параметр возраста, то можно чётко проследить, как речь пронизывает каждый вид деятельности ребёнка, а затем взрослого человека. Тот или иной вид деятельности, являющийся ведущим на определённом возрастном этапе, последовательно сменяет друг друга. Такими сменяющими друг друга видами деятельности являются:

  • манипулятивная (предметно-практическая) деятельность;
  • игровая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • профессиональная деятельность.

Если рассматривать параметр психического развития, то речевая деятельность органично вплетается и регулирует следующие виды деятельности:

  • моторную деятельность;
  • мнестическую деятельность (запоминание);
  • коммуникативную деятельность;
  • сенсорную деятельность;
  • интеллектуальную деятельность.

Логопеды-практики отмечают, что при недоразвитии речи полезно в коррекционной работе использовать разнообразные виды деятельности, тем самым речь будет активнее стимулироваться, лучше будут закрепляться новые понятия, образовывая всё новые семантические поля, поэтому так распространены в работе логопеда работа с бумагой (аппликация, оригами), конструирование, логоритмика, различные сенсорные игры и игры, развивающие моторику.

Инновационными методами работы по развитию речи являются различные виды работы с тестом (тестопластика), работа с нитью (макраме, ниткопись), работа с ЛЕГО-конструктором, психогимнастика, а также логопластика, о которой поговорим немного подробнее в практической части рассылки.

Что такое логопластика?

Логопластика объединяет в себе два понятия: создание словесного образа и пластического движения. Таким образом, с помощью тела ребёнок создаёт различные слова-понятия. От логоритмических упражнений логопластика, соответственно, отличается отсутствием ритмизированного действия, сопряжённого с рифмовкой.

Замечено, что даже мало употребляемые слова с помощью логопластики запоминаются детьми гораздо быстрее. Так, дети без труда запоминают слова лиана, океан, ленивец, панда, павиан и др.

Примеры логопластических этюдов-игр (индивидуальных и в группе):

1. « Лиана»

С помощью рук и корпуса изобразить ниспадающие ветки лианы

2. «Журавль»

Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

3. «Репейник»

По залу летают колючки (дети бегают и танцуют под музыку). Когда ведущий говорит: «Ветер» колючки начинают слипаться друг с другом с помощью рук. Когда ветер стихает они летают, не разъединяя рук, слипшиеся. Игра заканчивается, когда образуется одна большая колючка.

4. «Черепаха»

Дети с панцирем (подушкой, сдутым шариком или мягкой игрушкой на спине) перемещаются на четвереньках до финишной линии и обратно.

5. «Олени в тундре»

«Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец.» Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.

6. «Пламя»

Дети стоят в кругу, изображая костер. По команде: «Огонь!», под соответствующую музыку дети начинают интенсивные движения руками и корпусом тела, имитируя языки пламени.

Уроки развития речи

И в заключение хочу поделиться найденным на страницах интернета материалом по развитию грамматического строя речи детей.

Это 23 занятия, которые будут хорошим подспорьем для родителей детей 5-7 лет с ОНР, детей с ЗПР, а также учащихся начальных классов, испытывающих затруднения в словообразовании и словоизменении, обладающих малым словарным запасом и всеми вытекающими из этого последствиями в виде неумения грамотно построить фразу, составить описательный рассказ или рассказ по сюжетным картинкам.

Речевой материал хорошо иллюстрирован, занимательно оформлен, поэтому ребёнку будет интересно заниматься 1-2 раза в неделю.

Итак, рекомендую «Уроки развития речи», которые находятся по адресу: http://www.lohmatik.ru/Lohmatik/str1_1.php

На сегодня всё! До новых встреч!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное