Все выпуски  

Все, что вы хотели спросить о шитье,но не знали где. Краткая история корсета. Ну очень краткая!


 Перепечатка возможна только с активной ссылкой на источник.

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

 

Некоторое время назад наша читательница Малинина Марина написала  письмо, где затронула тему корсетов. Пожалуй, нет темы более интересной, интригующей в истории костюма, чем разговор о корсете.  Сегодня я хочу немного на нем остановиться.

 

В современном гардеробе найдется не так много предметов, которые имели бы такую же богатую  историю, как корсет. Насколько можно короче, попытаюсь ее изложить.

 

Сначала определимся.

 

Корсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. ( "Большая российская энциклопедия").

 

Часто путают корсет и корсаж.

 

Корсаж – это разновидность корсета, меньшей формы, одеваемое только на талию. Ну это вроде как  широкий пояс, опускающийся   чуть ниже талии и доходящий до груди. Он тоже выполняет те же функции: стягивает талию и придает ей более узкое очертание.

 

Корсет же по своему крою  опускается на бедра, поднимается на грудь, и за свою длинную историю претерпел множественные изменения по форме и даже назначению.

 

С первыми прообразами  корсета и корсажа были уже прекрасно знакомы древние египтянки, приподнимавшие грудь c помощью эластичных лент. Или жительницы Древней Греции, которые перетягивались кусками кожи для участия в спортивных состязаниях. К слову, в те времена корсет не доставлял дамам особой «головной боли», какими бы тугими ни были их повязки. Представления о красоте вплоть до XI века были более-менее приближены к естественным стандартам: чтобы считаться привлекательной, необязательно было иметь «осиную» талию или узкие бедра.


Начиная с
XI века,  в моду начинает входить обтягивающая одежда, а правила хорошего тона предписывали, чтобы фигура была подтянутой и без «излишеств».  Кожа и плотные ткани с корректирующей ролью справлялись не очень эффективно, и им на подмогу  стали приходить деревянные и железные бруски, которые тянулись вдоль грудных желез до нижней части живота.

 

 Первыми это сложное техническое изобретение опробовали на себе мужчины, тем более что готический «панцирь» служил неплохой защитой для воинов. Корсеты того времени, таким образом, выполняли в основном защитную функцию и внешне походили на воинские доспехи.

 

 Несколько веков корсет обитал главным образом в мужских гардеробах, однако он начал планомерно подбираться и к дамскому платью, в котором занял прочные позиции уже примерно к ХIV – ХV векам, впервые появившись в ней в Бургундской (Франция) дамской моде.

 

В XV веке корсет окончательно превратился в предмет одежды «унисекс», а в эпоху правления Екатерины Медичи (Франция) – в символ достатка и положения в обществе. И тогда же он нанес первый ощутимый удар здоровью представителей этого общества: Екатерина постановила, что талия высокопоставленной особы не должна превышать в обхвате 35 сантиметров. (Не удивляйтесь, люди были тогда в целом мельче, чем сейчас. Но это все равно очень-очень затянутая талия).

 

В XVI веке моду на корсеты стал диктовать испанский двор. Согласно его «законодательству», фигура должна была быть  лишена каких-либо округлостей. . Корсеты были целиком металлическими со специальными винтами, позволяющими максимально утянуть фигуру; с металлическими, костяными и деревянными пластинами.

 

 Контраст осиной талии и бедер усиливался за счет кринолина, – еще одного изобретения местных портных. Грудь при этом должна была быть плоской, и чтобы исправить «ошибку природы», дамы прикрепляли к грудной клетке деревянные тарелки.

Помимо тарелок в моду вошли специальные ночные корсеты и … уксус, который дамы и совсем юные барышни выпивали, чтобы втиснуться в жесткие во всех смыслах рамки своих туалетов. Церковь считала что женщина, закованная в такой панцирь, будет строже блюсти свою добродетель.

 

 Корсет надевали на тонкую рубашку, так как швы при тугом стягивании могли причинить массу неудобств, поэтому к аккуратности их изготовления предъявляли высокие требования.

 

 Подкосив здоровье многих женщин, металлический испанский «панцирь» со временем был официально запрещен сначала в Англии, а затем во Франции.

 

 В эпоху Людовика XVI инициативу в моде – как на корсеты, так и на платье в целом – полностью перехватил французский двор. Талии французских дам по-прежнему оставались осиными, но бюсты должны были быть пышными и открытыми. Так что, теперь корсет заканчивался строго под грудью, и его стали делать из китового уса и рыбьей кости, шёлка, сатина и атласа, украшать кружевами.

 

Вся Европа после этого ставит идеальную талию во главу угла. Разница между естественной фигурой и утянутой оказалась столь разительна, что корсет стали носить, не снимая. Причем все. Девочки уже в семь лет получали свои первые корсеты, в шестнадцать надевали жесткие модели и не расставались с ними вплоть до шестого месяца беременности. Впрочем, из-за смещения органов и деформации ребер, редкая беременность тогда разрешалась успешно. И женщины старались вообще не рисковать: эстетическая сторона жизни была важнее создания семьи. Каноны красоты доходили до абсурда: даже ночью девушки не могли отдохнуть и ложились спать в специальных ночных корсетах. А выйти из спальни с утра не затянутой считалось неприлично.

 

Корсет XVIII века  продолжал безжалостно отдавливал назад плечи и руки, заставляя свою хозяйку сильно прогибаться в спине. Несмотря на первые попытки врачей возмущаться такому положению дел, к их словам никто не прислушивался.

 

Корсет, таким образом, безукоризненно царствовал в Европейской моде вплоть до французской революции. Потом коротко и неожиданно  потерял свои позиции, так как Французская революция возродила  античные идеи свободы и господствующие тогда эстетические нормы.

 

Но с точки зрения сторонников старой моды, для скромной женщины корсет и юбка на обручах были охраной и защитой её целомудрия.

 

После 1810 года корсет снова возвращается, теперь уже почти на два столетия.

 

 

В 70-е годы XIX века, в соответствии с модой была изобретена ещё одна форма корсе-та - длинной до бёдер. Теперь корсет не только поднимает грудь и утягивает талию до небывалых 40см (люди уже стали немного крупнее), но и сжимает нижнюю часть живота. Весило это сооружение несколько килограмм, и женщина в нём едва могла дышать. А о том, чтобы нагнуться или съесть лишний кусочек, не могло быть и речи. Для модниц лишний тур вальса или партия в волан нередко оборачивались летальным исходом. Обилие смертельных случаев вынудило европейские правительства издать специальные указы запрещающие носить корсет во время становящихся уже популярными  занятий спортом.

 

В начале 20 века появился рентген. Наконец врачи смогли сравнить два снимка: ровные ребра крестьянки, никогда не носившей корсета, и искривленные ребра аристократки, которая не снимала его с четырнадцати лет. Увиденное произвело фурор, и корсет стал врагом номер один.

 

 Непрерывная война против «панциря», которая велась на протяжении всего XIX века врачами-гигиенистами и многими женщинами, завершилась окончательной победой сторонников реформы женского костюма. С деформацией женского тела было покончено.

 

Произошло это примерно в 1905 году. Свою лепту в благое дело освобождения женского тела от металлических тисков внес известный и первый (в современном понимании этого слова) французский  кутюрье Поль Пуаре. Он создал новое направление в одежде – свободные платья, главным украшением которых считались гордая осанка, хорошие манеры и живые цветы.

 

Заслуга Пуаре и пришедших вслед за ним Мадлен Вионе и Габриэль( Коко) Шанель была, несомненно, в том, что они сумели уловить настроения, которые буквально витали в воздухе: прошлое безвозвратно ушло в небытие, и человечество вступало в свой неимоверно трудный, полный  воин и драматизма   ХХ  век. Тут уж было не до эфемерной эстетики аристократии. Жизнь диктовала строгий уклад, простую одежду, позволяющую работать в ней.

 

Корсет и корсаж, сослужив свою службу в истории, положили начало современному женскому белью. Оно  несет, главным образом, гигиенические, а затем уже и  разумные эстетические функции.

 

Еще один взлет пережил корсет (но уже в виде современного белья) в 50-е годы XX века. Во время популярного тогда стиля " new look ", существовавшего примерно десятилетие и предложенного французом  Кристианом Диором   вскоре после войны, считалось неприличным выходить дома без грации или корсажа, так же как без шляпки и перчаток.

 

Сегодня мало кто использует корсет в его прямой функции утягивания фигуры, хотя находятся иногда и такие. В конце 80 годов ХХ столетия и по сей день, казалось бы окончательно забытый корсет,  вышел на поверхность и стал инспирировать формы многих вечерних и свадебных платьев. Причем вышел на поверхность он, в прямом смысле этого слова. Если раньше корсет был внутри, невидимой частью туалета, то теперь его форма,  отчасти технология изготовления, стала атрибутом эстетического оформления платьев.

 

Мне эти платья очень нравятся. Это, кажется, единственное, что сегодня возможно, осталось от ушедших навсегда исторических костюмов с их невероятно красивой (не смотря на все реальные проблемы, которые женщины имели в связи с их ношением) эстетикой.

 

 Я искренне желаю вам, чтобы у вас случались в жизни дни, когда будет повод надеть такое необыкновенное вечернее или свадебное платье.

 

 А мы же приблизимся сегодня немного к пониманию того, как создаются такие платья.

 В ближайшее время я не планирую изготовлять платье в таком стиле и поэтому не обещаю  скоро мастер-класс по изготовлению корсетного изделия.

 

 Но покрутив в поисковых системах интернета, я обнаружила  что на тему технологии изготовления корсета там можно кое-что найти. А вот о конструировании – ни слова.  Меж тем я еще прекрасно помню времена, когда подобные платья начали появляться в моде, и как они мне нравились, и как хотелось разобраться, как же именно их надо кроить. Честно говоря, материала на эту тему до сих пор практически так и нет.

 

 

Попробую немного восполнить этот пробел.  Мы пойдем в Живой Журнал, где я  помогу вам немного разобраться  с  их конструкциями:

http://55irina.livejournal.com/2009/07/12/ 

 

 

Так же еще раз  о рыцарском турнире. После многочисленных попыток, почти полностью отчаявшись, удалось таки найти неопределенные технические трудности и устранить их. Так что, думаю, фото на этот раз увидят все:

http://55irina.livejournal.com/2009/07/04/ 

 

Так что и эта крепость была взята… Помните об этом примере, когда столкнетесь с какими-нибудь сложностями в швейном деле: не отчаивайтесь, не бросайте занятий. Просто продолжайте делать дальше.

 

С неизменной верой в ваш успех Ирина Асланова -

Ваш проводник в мир профессионального шитья и лучшей жизни.

 

Пишите мне:

55irina.aslanova@gmail.com

 

P.S   Да, хочу обратиться к вам с предложением. Присылайте  фотографии своих работ для публикации их в рассылке.  Так многие могут увидеть ваши успехи. И читатели нашей рассылки станут более реальными друг для друга и для меня.

 Постарайтесь сделать  ясные фото, лучше в 2-3 вариантах для лучшего рассмотрения. Напишите обязательно коротко о себе: ваше имя, если на фото не вы, то напишите, для кого вы шили (при этом вы все равно можете прислать и свое фото). Напишите, сколько лет  вы занимаетесь шитьем, и что оно значит в вашей жизни. И еще обязательно пишите, откуда вы.  Это не имеет прямого отношения к делу, но это очень интересно видеть какую именно географию объединяет наша  читающая  аудитория. На письме напишите  как тему:  ШИТЬЕ МОЕ – это будет еще одна наша новая рубрика.


В избранное