Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Разведка для профессионалов Новости it2b-pro.ru


Информационный Канал Subscribe.Ru


Рассылка интернет-проекта "Разведка для профессионалов" 05.10.2005г.
Семь этапов процедуры бенчмаркинга. Попытка приложить американские и западноевропейские схемы к отечественным условиям


Хотите присоединиться к общению на форуме? Тогда спешите ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ


Автор: Баланс-Современный капитал | Источник: Баланс-Современный капитал


В данной статье подробно анализируются этапы аналитического процесса. Этими этапами являются: определение функциональных областей для анализа с помощью бенчмаркинга, определение факторов и переменных, которые будут анализироваться, отбор лидеров отрасли и вне ее в разрезе первых двух пунктов, сбор и оценка показателей лидеров по выбранным факторам, сравнение показателей лидеров с собственными показателями для определения разрывов, разработка программ действий для ликвидации этих разрывов, внедрение и мониторинг.

Мы попытались решить довольно трудную задачу: приложить процесс, довольно хорошо апробированный на Западе в части обеспеченности информацией, к отечественным условиям, где в наличии информационный дефицит деятельности конкурентов.

Напомним читателю, что под бенчмаркингом понимается аналитический процесс детального сравнения и оценки Вашей компании в разрезе операций с "лучшими компаниями в классе" внутри и вне отрасли.

В результате данного процесса появляются действия, направленные на перекрытие "щели" между Вашей компанией и лидером "в классе".


Этап 1. Определение функций, которые необходимо анализировать с позиций бенчмаркинга
Чтобы не завалить данную идею с самого начала, не пытайтесь анализировать все сразу. Бенчмаркинг требует времени, усилий и внимания руководства. Это означает, что нужно приоритезировать функции Вашей организации, т. е. определить, по каким функциям надо проводить бенчмаркинг в первую, вторую и третью очередь, а по каким не проводить вообще. Каких-либо установленных правил отбора данных функций не существует, однако есть несколько общих критериев приоритезации функций управления, которые можно применить к бенчмаркингу:

Какие функции представляют собой наибольший процент в себестоимости?

Если Ваша функция исследований и разработок на 20% дороже, чем у конкурентов, и при этом тянет на 40% всех затрат, то потенциал сокращения в этом случае - 20% х 40%, или 8% от общей суммы затрат. Это, в свою очередь, имеет большое влияние на Ваш объем прибыли. С другой стороны, те же двадцать процентов экономии на исследованиях и разработках в случае, если данная функция составляет только 2% затрат, имеют потенциал сокращения 20% x 2%, или 0,4% от общей суммы затрат. Очевидно, что, концентрируясь на тех функциях, которые составляют львиную долю себестоимости, Вы получите более ощутимые результаты при применении системы бенчмаркинга.

Какие функции играют основную роль в дифференциации конкурентов на рынке?

Какие функции имеют максимальную возможность улучшения?

Практика применения данных критериев показывает, что наиболее часто компании проводят бенчмаркинг по различным сегментам производства, маркетинга, продаж, доставки продуктов и услуг, исследованиям и разработкам, управлению персоналом, системам обработки информации, системам материально-технического обеспечения, административному управлению, управлению финансами, системам стратегического планирования и т. д.


Этап 2. Определение факторов и переменных, которые будут анализироваться
Анализ по системе бенчмаркинга измеряет определенную функцию в терминах конкретных факторов и переменных (показателей) количества и качества труда (например, количество счетов клиентов, контролируемых одним работником, объем отходов на единицу продукта, длительность цикла исследований и разработок и т. д.). Этих факторов множество, и их можно объединить в несколько групп.

Если Вы проводите бенчмаркинг на уровне операций, то эти факторы напрямую связаны с трудовой деятельностью и представляют собой факторы затрат (производительность труда, уровни оплаты, накладные расходы и т. д.) или факторы отличий (например, факторы, оценивающие степень удовлетворенности клиентов в связи с Вашими продуктами и услугами, широту продуктовых линий, качество продуктов и услуг, имидж и т. д.).

Если Вы проводите бенчмаркинг на стратегическом уровне, то факторами оценки и сравнения являются:
  • Финансовые результаты (доля на рынке, рост продаж и реализации, объем прибыли и т. д.).
  • Стратегия компании, связанная с финансовыми показателями, т. е. определение тех стратегий, которые наиболее успешны в достижении желаемых финансовых показателей.


    Этап 3. Отбор лидеров отрасли и вне ее
    Напомним, что целью бенчмаркингового анализа является определение компаний с лучшими количественными и качественными показателями и установление этих показателей как целей собственного достижения. Так называемых лучших в классе компании можно выбрать из следующих групп организаций:
  • Прямые конкуренты.
  • Параллельные конкуренты (компании в той же отрасли бизнеса, но не конкурирующие с Вами напрямую). Так, региональный банк в Полтаве можно анализировать в процессе бенч-маркинга, хотя этот банк не является прямым конкурентом банка в Симферополе.
  • Латентные конкуренты. Это компании, с которыми Вы не конкурируете сейчас, но которые могут являться для Вас угрозой в будущем. Это наиболее интересные и опасные конкуренты, ибо от них чаще всего исходит демпинг затрат и более высокое качество продуктов и услуг.
  • Компании вне отрасли. Наиболее творческая часть анализа лидеров. Именно здесь проявляется глубина воображения аналитиков и нестандартность их решений. Разглядеть в другой отрасли то, что можно приложить в своей, - это действительно искусство. Здесь есть и другой аспект проблемы. Если Вы анализируете конкурентов, то находитесь всегда в позиции "догонялы". При анализе лидеров вне отрасли у Вас есть более реальная возможность оказаться впереди Ваших конкурентов.

    Как только Вы создали перечень компаний, потенциальных объектов сравнения, необходимо оптимизировать этот список и свести его к минимуму. Здесь тоже нет жестко установленных правил, и мы приводим только несколько рекомендаций:
    а) ограничьте список компаний до 4-6,
    б) используйте наиболее разнообразный список компаний,
    в) отбирайте действительных лидеров по показателям доли на рынке, роста объема продаж, прибыльности и т. д.,
    г) отбирайте наиболее изобретательные и творческие компании в разрезе направлений анализа.

    «Р-Техно» специализируется на решении проблем экономической безопасности и внедрении современных систем деловой разведки. Одной из основных задач компании является минимизация и предотвращение рисков предпринимательской деятельности, путем обеспечения оперативной информационной поддержкой.

    Наша компания готова оказать следующий спектр услуг:
    • проведение бизнес-разведки деятельности конкурентов или контрагентов
    • разработка и создание системы противодействия внешним и внутренним угрозам предприятия
    • содействие в урегулировании отношений между деловыми партнерами
    • возврат финансовой задолженности
    • изучение кандидатов при приеме на работу
    • проведение проверок с использованием полиграфа
    • защита от враждебного поглощения и сопровождение сделок купли-продажи бизнеса
    • урегулирование экономических конфликтов
    • внедрение современных программных комплексов деловой разведки
    • установка программного обеспечения необходимого для обеспечения безопасности
    • проведение корпоративных семинаров по всем аспектам безопасности бизнеса
    Сотрудничество с нами поможет Вам:
    • снизить финансовые риски, тем самым повысить доходность бизнеса
    • уменьшить случаи неплатежей по договорным обязательствам
    • обеспечить безопасный найм сотрудников
    • избежать утечки конфиденциальной информации
    • иметь объективное представление о ваших конкурентах и деловых партнерах
    • обезопасить себя от непредсказуемых действий контрагентов
    • безопасно планировать ход коммерческих операций
    • оперативно принимать решения по защите от недружелюбного поглощения предприятия
    • заблаговременно выявить несостоятельность и ненадежность деловых партнеров, и недобросовестность конкурентов
    ПРИМЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ:
    Персона.lite, Персона.standart, Персона.pro, Персона.business
    Контрагент.lite, Контрагент.standart, Контрагент.pro

    ООО «Р-Техно»
    125080 г.Москва ул.Врубеля, д.13а, офис 12
    http://r-techno.com, http://it2b.ru
    e-mail: r-techno@it2b.ru
    +7 (095) 158-2523, +7 (903) 213-0287


    Этап 4. Сбор и оценка показателей лидеров по выбранным факторам
    Готовя данный раздел, мы постарались наиболее приблизиться к отечественным условиям. Речь идет об определении источников информации для бенчмаркингового анализа.

    Публикации Обмен информацией Внешние источники
    1. Данные Kомиссии по ценным бумагам.
    2. Годовые отчеты компании, брошюры о продуктах и услугах компании, новостные пресс-релизы.
    3. Статьи в деловой прессе.
    4. Статьи в местной прессе.
    5. Аналитические отчеты по сегментам рынка.
    6. Публикации профессиональных ассоциаций.
    7. Публикации из правительственных источников.
    1. Профессиональные конференции.
    2. Прямые контакты с компаниями других отраслей.
    3. Неформальные контакты сотрудников конкурирующих фирм.
    1. Kлиенты.
    2. Поставщики.
    3. Оптовики.
    4. Правительственные чиновники.
    5. Отраслевые консультанты.



    Этап 5. Сравнение показателей лидеров с собственными показателями для определения разрывов
    Данному этапу будет посвящена отдельная статья, а здесь мы остановимся на двух важных моментах.
  • Стремитесь собирать данные о лидерах и о себе в одном формате, тогда легче будет сравнивать "яблоки с яблоками".
  • Определите разумный предел детальности и точности собираемой информации. Ваша основная цель - собрать информацию для определения направлений совершенствования и методов достижения этого совершенствования.


    Этап 6. Разработка программ действий для ликвидации этих разрывов
    Программы действий, вытекающие из бенчмаркингового анализа, можно свести к четырем категориям:
  • Программы "Работайте лучше". В этом случае компания определяет наличие высоких затрат, слабую систему продаж и т. д. и в этой связи приходит к заключению, что нужно напрячь свои силы и дотянуться до конкурента. Хотя это хорошие программы, не следует сводить все планы действий только к ним. Как правило, организация и так работает напряженно, и Вы вряд ли достигнете больших успехов, подгоняя тех, кто и так старается.
  • Имитация (копирование) конкурентов. Легкая, но малоэффективная программа действий. В этом случае у Вас мало шансов действительно выйти вперед.
  • Программы прямого опережения конкурентов. Возможны на основе информации из других отраслей.
  • Изменение принципиальных правил игры на рынке. Данный вид программ действий имеет место, когда Вы ничего не можете сделать по объективным причинам экономического или политического характера. В этом случае нужна принципиальная ломка стратегии поведения (появление нового продукта или услуги, смена сегмента рынка, изменение целевой группы клиентов и т. д.).


    Этап 7. Внедрение и мониторинг
    Результаты бенчмаркинга, как правило, необходимо подвергать систематическому мониторингу. Японцы в этом смысле дошли до крайности, устанавливая персональную ответственность за достижение целей, вытекающих из бенчмаркингового анализа. Исходя из особенностей отечественной деловой культуры, рекомендуем ежегодный мониторинг по методу бенчмаркинга, приурочивая его к циклу стратегического планирования.

    Таковы 7 этапов рассматриваемого нами процесса.

    План мероприятий на октябрь



    Электронный журнал Технологии разведки для бизнеса © 2003-2005

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: insurance.it2bpro
    Архив рассылки
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное