Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Автор
Гость
Статистика
40 подписчиков
за неделю
за неделю
Этическое воспитание
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому запрещается полная или частичная публикация данных материалов в печатных изданиях и иных средствах массовой информации без разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет за собой ответственность! *** Леонова Е.Г.к.п.н.,ст.науч.сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО. ЭТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. (из сборника тезисов конференции 22-24 апреля) Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. На сегодняшний день сложилась ситуация непонимания, настороженности, недоверия, взаимных упреков и обид между родителями и педагогами. Родители не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. В данном случае сказывается и собственный неудачный опыт общения и взаимодействия с учителями, и мнение других родителей , и негативная информация по телевидению. Учителя также не только не хотят, но и боятся допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации, действия, требования неправильно будут истолкованы . « Общение» между родителями и педагогами сводится, как правило, к монологу учителя и в целом носит поучительный или информационно-организующий характер. Выстраивается стена непонимания, которую трудно преодолеть. Однако, мудрый учитель, учитель – профессионал не « выстраивает баррикад» с родителями, не отгораживается от них, не «заигрывает» или остается безразличным, а ведет постоянную, правильную педагогическую политику, где есть требовательность, вера в успех ученика. Необходимой, педагогически и психологически обоснованной представляется такая работа с родителями, когда за четыре-пять месяцев до поступления ребенка в школу налаживается связь с родителями, и они становятся активными соучастниками школьной жизни их ребенка. Это и непринужденный доверительный диалог между учителем, учеником и родителями во время первого собеседования при поступлении ребенка в школу, целью которого является не только выявление интеллектуального потенциала будущего школьника, но и определение «тона семьи», типа отношений в ней. Эта информация поможет увидеть и понять поведенческие реакции ребенка в школе, так как тип семьи, в которой воспитывался ученик до школы, ее ценностные ориентации влияют на личностное развитие ребенка, его характер. Известный публицист-педагог С.Соловейчик пишет: «Родители внимают педагогике, стараются изо всех сил, а у них ничего не получается. Они не подозревают, что им преподносят правила, выработанные в школе и не имеющие никакого отношения к семейному воспитанию». Поэтому очень важно соотнести правила, выработанные в школе, с целями и задачами семьи, что поможет сблизиться во взглядах учителю и родителям. Важным является проведение первого родительского собрания, на котором речь идет не столько о сложных учебных программах для ученика, а о союзничестве, сотрудничестве, доверии, которые помогут ребенку преодолеть школьные «испытания» (испытания порядком, вниманием, обязательностью, аккуратностью, дисциплиной). Сформированность отношений достигается не сразу, но постоянное разъяснение, упорство, вера в ребенка, желание учителя донести свои педагогические позиции до каждого родителя приведут к положительным результатам. И тогда будет казаться, что педагогические идеи не навязаны учителем, а родители сами пришли к этим выводам, а может и знали это раньше. Условно представить этапы взаимодействия и сотрудничества учителя и родителей можно в следующем виде. Первый этап – «первичное соприкосновение». Учитель определяет тип семьи, характер взаимоотношений , отношение к школе как родителей, так и ребенка для составления «портрета» семьи. На этом этапе предъявляется минимум требований. Учитель пассивен, он дает возможность выговориться родителям с одной стороны, а с другой стороны вызвать к себе доверие как к хорошему слушателю. Второй этап – «плавное погружение». Учитель постоянно, но в «малых порциях» предъявляет свои требования, объясняя их значение. Рекомендации, пожелания родителям анализируются, расшифровываются. Учитель более активен. Родитель тоже чувствует свою значимость и необходимость в процессе обучения и воспитания ребенка. Учитель «влюбляет» в себя родителей и детей. Третий этап – «активное включение». Дети принимают учителя, его требования сознательно, без принуждения и давления. Большинство родителей также понимают и принимают педагога. Своими действиями, поступками, отношением учитель уже завоевал истинный авторитет, а значит, « если он что-то делает, говорит, советует, то значит так надо, это на пользу и во благо детей». Так от этапа к этапу выстраивается «мостик доверия». Мудрость учителя заключается в том, чтобы не сразу огорошить, испугать родителей, а постепенно вовлечь, увлечь и заинтересовать их, вызвать доверие и симпатию к себе. Активное включение родителей непосредственно в учебный процесс предполагает их присутствие и участие на всех уроках в первый школьный день. Во время проведения такого праздничного, но учебного дня нужно продумать все до мелочей: оформление класса и каждой парты, удобное расположение родителей, персональные слова - поздравления и напутствия родителям и ученикам, задания для школьников и родителей. Такие первые контакты между родителями, учителем и детьми позволяют всем, а в первую очередь родителям и учителю, определить начальный уровень будущих педагогических и личностно-ориентированных взаимодействий. Со стороны родителей это не только взгляд на своего ребенка как на ученика школы, но и выстраивание, порой даже неосознанное, перспективных линий взаимоотношений ребенка с одноклассниками и учителем. Со стороны педагога это заранее спланированное действие, позволяющее ему определить первоначальную реакцию /интересно-неинтересно, увлекательно-неувлекательно и т.д./ родителей на организацию учебного процесса, а также фиксация первичного уровня будущей программы психолого-педагогического сопровождения родителей. Одним из определяющих звеньев системы психолого-педагогического сопровождения родителей в течение всего обучения в начальной школе является проведения открытых уроков для родителей с последующим их анализом и обсуждением. Идея проведения таких уроков не нова для начальной школы, но все-таки недостаточно используемая. Несформированность отношений, одного взгляда на педагогический процесс не позволяет быть открытыми и дружелюбными как учителям, так и родителям. Родители, если присутствуют на таких уроках, находятся в роли пассивных наблюдателей, Они лишь констатируют уровень подготовки и участия в учебном процессе своего ребенка. Собственно анализ /да и то в отдельных случаях/ им в готовом виде представляет учитель. Отход от данной стандартной ситуации нам видится, прежде всего, в усилении такого компонента открытых уроков, как анализ и оперативная коррекция процесса и результата учебной работы каждого ученика. Открытые уроки, проводимые с родителями, то есть своеобразные родительские собрания, имеют свое логическое продолжение в оказании психолого-педагогической помощи родителям, наиболее адекватно реагирующих на рекомендации учителя. Это, по сути дела, первые зачатки формирования коллектива единомышленников. В дальнейшем именно они становятся основными помощниками учителя в оказании психолого- педагогической помощи остальным родителям. С течением времени группа родителей, образовавшаяся в результате проведения консультаций, индивидуальных и групповых бесед, семинаров пополняется новыми членами, способными оказывать необходимую пропедевтическую помощь остальным родителям. В идеальном варианте такого рода работа должна превратиться в собрание родителей, имеющих одинаковые представления со всеми участниками педагогического процесса о перспективах развития детей. Это позволяет создать необходимую образовательную среду, где роль родителей заметно повышается в плане освоения ими необходимых специальных психолого-педагогических знаний и умений. Профессионализм родителей дает возможность учителю менять содержание учебного процесса, постоянно совершенствовать методику проведения учебных занятий. Контакты и взаимодействие с родителями происходят не только в процессе специально организованной деятельности, но и в процессе «стихийного» общения перед началом или после проведения уроков. Материалами для обсуждения, как правило, становятся результаты наблюдений учителя за участием детей в учебной и других видах деятельности. Такого рода сведения фиксируются в дневнике развития ребенка «Шаги успеха», куда заносится динамика результатов его личностного развития. Представление сведений педагогом помогает родителям анализировать учебную и познавательную деятельность детей, их участие в совместной творческой деятельности, и самое главное – уровни проявления способностей, возможностей. Индивидуальный характер знакомства с материалами личностного развития детей снимает напряженность, вызываемую невольным сравнением результатов учебного труда своего ребенка с результатами одноклассников. Фактический материал помогает представить реальную картину успеха или неуспеха в учебной деятельности. В совокупности с профессиональными комментариями педагога эти сведения становятся эффективным средством выстраивания перспективных линий для индивидуального развития личности младшего школьника. Учителю, взаимодействуя с учеником в классе, бывает трудно получить полную информацию о том, насколько позволяет здоровье ребенка перерабатывать и усваивать большой объем учебной информации. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, ведь они проводят с ребенком большую часть времени, наблюдают за ним в другой «неучебной» обстановке. Создание атмосферы сотрудничества, понимания и доверия между педагогом и родителями позволяет последним выступать в роли своеобразных консультантов учителя. Именно они реально могут помочь соотнести степень загруженности ребенка учебным материалом с его физическими и психическими возможностями. С этой целью широко используется анкетирование как средство обратной связи. Это и определение отношения родителей к поступлению ребенка в школу, каким бы родители хотели видеть ребенка в школе, и что мешает ему быть таким, определение количества времени на домашние задания, какой учебный предмет является самым трудным. Это и итоговое анкетирование «Школа глазами родителей» по окончании начальной школы. Таким образом, полноценное развитие младших школьников невозможно представить без реального участия в этом процессе родителей учащихся. В массовой школе необходим заинтересованный диалог между учителем и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на выявление и развитие всех детей. Создание образовательно-воспитательной среды, способствующей формированию творческой природы ребенка, позволяет ключевым субъектам этого процесса – родителям и учителю – максимально сблизиться в своих взглядах на перспективы личностного развития ребенка, на содержание учебного процесса, на формы, методы и средства достижения положительного результата. *** Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И. присуждена премия Президента РФ Путина В. В. *** ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание" 38568 - Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка по зеленому каталогу в любом почтовом отделении. А на первое полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу агенства "Роспечать" - индекс 81887 *** Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама. Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210) состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с нами или свяжитесь по E-MAIL. *** --В следующей рассылке будут опубликованы наиболее полезные материалы лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. *** --У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по 5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail. *** --Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут быть опубликованы. *** --Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в гостевой книге. *** --Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник, четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e- mail: ethos@yandex.ru *** --Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||