Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Этическое воспитание

  Все выпуски  

Этическое воспитание


Информационный Канал Subscribe.Ru


  Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что
рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому
запрещается полная или частичная публикация данных материалов в
печатных изданиях  и иных средствах массовой информации без
разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет
за собой ответственность!
                           ***


     Леонова Е.Г.к.п.н.,ст.науч.сотрудник лаборатории воспитания
   нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО.

           ЭТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
                  РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
           (из сборника тезисов конференции 22-24 апреля)

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители.
Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии
личности ребенка.
На сегодняшний день сложилась ситуация непонимания,
настороженности, недоверия, взаимных упреков и обид между
родителями и педагогами. Родители не всегда высоко оценивают
профессиональный уровень учителей, их действия, моральные
качества. В данном случае сказывается и собственный неудачный
опыт общения и взаимодействия с учителями, и мнение других
родителей , и негативная информация по телевидению. Учителя
также не только не хотят, но и боятся допускать родителей в
процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально
считают, что их рекомендации, действия, требования неправильно
будут истолкованы . « Общение» между родителями и педагогами
сводится, как правило, к монологу учителя и в целом носит
поучительный или информационно-организующий характер.
Выстраивается стена непонимания, которую трудно преодолеть.
Однако, мудрый учитель, учитель – профессионал не « выстраивает
баррикад» с родителями, не отгораживается от них,
не «заигрывает» или остается безразличным, а ведет  постоянную,
правильную педагогическую политику, где есть требовательность,
вера в успех ученика.
 Необходимой, педагогически и психологически обоснованной
представляется такая работа с родителями, когда за четыре-пять
месяцев до поступления ребенка в школу налаживается связь с
родителями, и они становятся активными соучастниками школьной
жизни их ребенка.
Это и непринужденный доверительный диалог между учителем,
учеником и родителями во время первого собеседования при
поступлении ребенка в школу, целью которого является не только
выявление интеллектуального потенциала будущего школьника, но и
определение «тона семьи», типа отношений в ней. Эта  информация
поможет увидеть и понять поведенческие реакции ребенка в школе,
так как тип семьи, в которой воспитывался ученик до школы, ее
ценностные ориентации влияют на личностное развитие ребенка, его
характер. Известный публицист-педагог С.Соловейчик
пишет: «Родители внимают педагогике, стараются изо всех сил, а у
них ничего не получается. Они не подозревают, что им преподносят
правила, выработанные в школе и не имеющие никакого отношения к
семейному воспитанию». Поэтому очень важно соотнести правила,
выработанные  в школе, с целями и задачами семьи, что поможет
сблизиться во взглядах учителю и родителям.
   Важным является проведение первого родительского собрания, на
котором речь идет не столько о сложных учебных программах для
ученика, а о союзничестве, сотрудничестве, доверии, которые
помогут ребенку преодолеть школьные «испытания» (испытания
порядком, вниманием, обязательностью, аккуратностью,
дисциплиной). Сформированность отношений достигается не сразу,
но постоянное разъяснение, упорство, вера в ребенка, желание
учителя донести свои педагогические позиции до каждого родителя
приведут  к положительным результатам. И тогда будет казаться,
что педагогические идеи не навязаны учителем, а родители сами
пришли к этим выводам, а может и знали это раньше.
Условно представить этапы взаимодействия и сотрудничества
учителя и родителей можно в следующем виде.
Первый этап – «первичное соприкосновение». Учитель определяет
тип семьи, характер взаимоотношений , отношение к школе как
родителей, так и ребенка для составления «портрета» семьи. На
этом этапе предъявляется минимум требований. Учитель пассивен,
он дает возможность выговориться родителям с одной стороны, а с
другой стороны вызвать к себе доверие как к хорошему слушателю.
Второй этап – «плавное погружение».  Учитель постоянно, но
в «малых порциях» предъявляет свои требования, объясняя их
значение. Рекомендации, пожелания родителям анализируются,
расшифровываются. Учитель более активен. Родитель тоже чувствует
свою значимость и необходимость в процессе обучения и воспитания
ребенка. Учитель «влюбляет» в себя родителей и детей.
Третий этап – «активное включение».  Дети принимают учителя, его
требования сознательно, без принуждения и давления. Большинство
родителей также  понимают и принимают педагога. Своими
действиями, поступками, отношением учитель уже завоевал истинный
авторитет, а значит, « если он что-то делает, говорит, советует,
то значит так надо, это на пользу и во благо детей».
Так от этапа к этапу выстраивается «мостик доверия». Мудрость
учителя заключается в том, чтобы не сразу огорошить, испугать
родителей, а постепенно вовлечь, увлечь и заинтересовать их,
вызвать доверие и симпатию к себе.
Активное включение родителей непосредственно в учебный процесс
предполагает их присутствие и участие на всех уроках в первый
школьный день.
Во время проведения такого праздничного, но учебного дня нужно
продумать все до мелочей: оформление класса и каждой парты,
удобное расположение родителей, персональные слова -
поздравления и напутствия родителям и ученикам, задания для
школьников и родителей. Такие первые контакты между родителями,
учителем и детьми позволяют всем, а в первую очередь родителям и
учителю, определить начальный уровень будущих педагогических и
личностно-ориентированных взаимодействий. Со стороны родителей
это не только взгляд на своего ребенка как на ученика школы, но
и выстраивание, порой даже неосознанное, перспективных линий
взаимоотношений ребенка с одноклассниками и учителем. Со стороны
педагога это заранее спланированное действие, позволяющее ему
определить первоначальную реакцию /интересно-неинтересно,
увлекательно-неувлекательно и т.д./ родителей на организацию
учебного процесса, а также фиксация первичного уровня будущей
программы психолого-педагогического сопровождения родителей.
 Одним из определяющих звеньев системы психолого-педагогического
сопровождения родителей в течение всего обучения в начальной
школе является проведения открытых уроков для родителей с
последующим их анализом и обсуждением. Идея проведения таких
уроков не нова для начальной школы, но все-таки недостаточно
используемая. Несформированность отношений, одного взгляда на
педагогический процесс не позволяет быть открытыми и
дружелюбными как учителям, так и родителям. Родители, если
присутствуют на таких уроках, находятся в роли пассивных
наблюдателей, Они лишь констатируют уровень подготовки и участия
в учебном процессе своего ребенка. Собственно анализ /да и то в
отдельных случаях/ им в готовом виде представляет учитель. Отход
от данной стандартной ситуации нам видится, прежде всего, в
усилении такого компонента открытых уроков, как анализ и
оперативная коррекция процесса и результата учебной работы
каждого ученика.
    Открытые уроки, проводимые с родителями, то есть
своеобразные родительские собрания, имеют свое логическое
продолжение в оказании психолого-педагогической помощи
родителям, наиболее адекватно реагирующих на рекомендации
учителя. Это, по сути дела, первые зачатки формирования
коллектива единомышленников. В дальнейшем именно они становятся
основными помощниками учителя в оказании психолого-
педагогической помощи остальным родителям. С  течением времени
группа родителей, образовавшаяся в результате проведения
консультаций, индивидуальных и групповых бесед, семинаров
пополняется новыми членами, способными оказывать необходимую
пропедевтическую помощь остальным родителям. В идеальном
варианте такого рода работа должна превратиться в собрание
родителей, имеющих одинаковые представления со всеми участниками
педагогического процесса о перспективах развития детей. Это
позволяет создать необходимую образовательную среду, где роль
родителей заметно повышается в плане освоения ими необходимых
специальных психолого-педагогических знаний и умений.
Профессионализм родителей дает возможность учителю менять
содержание учебного процесса, постоянно совершенствовать
методику проведения учебных занятий.
  Контакты и взаимодействие с родителями происходят не только в
процессе специально организованной деятельности, но и в
процессе «стихийного» общения перед началом или после проведения
уроков. Материалами для обсуждения, как правило, становятся
результаты наблюдений учителя за участием детей в учебной и
других видах деятельности. Такого рода сведения фиксируются в
дневнике развития ребенка «Шаги успеха», куда заносится динамика
результатов его личностного развития.
  Представление сведений педагогом помогает родителям
анализировать учебную и познавательную деятельность детей, их
участие в совместной творческой деятельности, и самое главное –
уровни проявления способностей, возможностей. Индивидуальный
характер знакомства с материалами личностного развития детей
снимает напряженность, вызываемую невольным сравнением
результатов учебного труда своего ребенка с результатами
одноклассников. Фактический материал помогает представить
реальную картину успеха или неуспеха в учебной деятельности. В
совокупности с профессиональными комментариями педагога эти
сведения становятся эффективным средством выстраивания
перспективных линий для индивидуального развития личности
младшего школьника. Учителю, взаимодействуя  с учеником в
классе, бывает трудно получить полную  информацию о том,
насколько  позволяет здоровье ребенка перерабатывать и усваивать
большой объем учебной информации. В данном вопросе просто
необходима помощь родителей, ведь они проводят с ребенком
большую часть времени, наблюдают за ним в другой «неучебной»
обстановке. Создание атмосферы сотрудничества, понимания и
доверия между педагогом и родителями позволяет последним
выступать в роли своеобразных консультантов учителя. Именно они
реально могут помочь соотнести степень загруженности ребенка
учебным материалом с его физическими и психическими
возможностями.
  С этой целью широко используется анкетирование как средство
обратной связи. Это и определение отношения родителей к
поступлению ребенка в школу, каким бы родители хотели видеть
ребенка в школе,  и что мешает ему быть таким, определение
количества времени на домашние задания, какой учебный предмет
является самым трудным. Это и итоговое анкетирование «Школа
глазами родителей» по окончании начальной школы.
   Таким образом, полноценное развитие младших школьников
невозможно представить без реального участия в этом процессе
родителей учащихся. В массовой школе необходим заинтересованный
диалог между учителем и родителями, позволяющий выработать
оптимальную систему взаимодействия, направленную на выявление и
развитие всех детей. Создание образовательно-воспитательной
среды, способствующей формированию творческой природы ребенка,
позволяет ключевым субъектам этого процесса – родителям и
учителю – максимально сблизиться в своих взглядах на перспективы
личностного развития ребенка, на содержание учебного процесса,
на формы, методы и средства достижения положительного результата.

***
Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И.
присуждена премия Президента РФ Путина В. В.

***
ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание"  38568 -
 Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка
по зеленому каталогу в любом почтовом отделении. А  на первое
полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу агенства
"Роспечать" - индекс 81887

***
Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама.
Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210)
состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с
нами или свяжитесь по E-MAIL.

***
--В следующей рассылке будут опубликованы наиболее полезные
материалы лаборатории воспитания нравственно-этической культуры
ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

***
--У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала,
методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по
5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого
позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail.

***
--Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут
быть опубликованы.

***
--Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах
www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете
задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в
гостевой книге.

***
--Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник,
четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e-
mail: ethos@yandex.ru

***
--Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное