Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Этическое воспитание

  Все выпуски  

Этическое воспитание


Информационный Канал Subscribe.Ru


Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что
рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому
запрещается полная или частичная публикация данных материалов в
печатных изданиях  и иных средствах массовой информации без
разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет
за собой ответственность!
                           ***
  Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» в дошкольном учреждении.
    (из пробного номера журнала "Этическое воспитание")

Чем меньше ребёнок, тем более разнообразными, ненавязчивыми,
вплетёнными в общую структуру организации жизни детей должны
быть методы этического воспитания. Важно, чтобы они органично
вплетались в игру, прогулки, учебные занятия воспитанников,
когда в систему организации детской жизни продуманно включены
игровые упражнения и этические занятия с ребятами. В процессе
такой работы в разнообразных и увлекательных формах, на
эмоциональном и игровом фоне происходит постепенное и
последовательное развитие знаний, навыков и умений ребят – от
правил  культурного поведения к осознанию и усвоению простых
норм нравственности.
Программа таких игр и занятий подготавливает детей к школьной
логике этического воспитания с постоянными разделами программных
курсов: этические нормы общения, этикет, нормы отношений с
окружающими, этика отношений в коллективе.
Что важно учитывать педагогу в этическом воспитании дошкольников?
«Этическая грамматика» для детей 5-ти–6-ти летнего возраста
становится той первой ступенью познания себя рядом с другими,
чувствования нравственной основы собственного поведения, которая
формирует главную этическую направленность развития личности, её
будущего самоопределения в мире людей.
В этических занятиях с детьми данного возраста надо учитывать,
что они очень подвижны, непоседливы, нуждаются в частых
изменениях положения тела и смене видов деятельности. В то же
время действия ребёнка уже становятся подконтрольны его
сознанию, они приобретают всё более отчётливый волевой характер.
Это говорит о новой ступени в общем развитии ребёнка.
Восприятие детей становится более целенаправленным, внимание
отличается определённой устойчивостью. Ребят в этом возрасте
особенно привлекает новизна и яркость. В то же время они уже
ориентированы на познавательный интерес и проявляют желание
открыть, узнать, понять.
Ориентируясь на возрастные и психологические  особенности 5-ти –
6-ти летних детей, предлагаем примерную программу игровых
занятий с ними, не превышающих 30 минут и рассчитанных на одно
занятие в течение двух недель.·
            1.Этические нормы общения.
1.Вежливо – невежливо.
2.Будильник «тик-так».
3.Кто опрятен, тот приятен.
4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.
                     2. Этикет.
1.Когда я ем…
2.Хочу, не хочу и надо.
3.Мальчишки – девчонки.
4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.
               3.Нормы отношений с окружающими.
 1.Главное правило.
 2.От чего зависит настроение?
 3.Пусть всегда будет мама.
 4.Голоса природы.
 5.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.
                4.Этика отношений в коллективе.
 1.О тех, кто рядом.
 2.Когда все вместе.
 3.Чтобы всем было весело.
 4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг.

В качестве примера приводим занятие, построенное как игра, в
оде которой дети общаются с кукольными героями.
Вежливо  - невежливо.
Воспитатель, приглашая детей принять участие в игре, надевает на
пальцы левой и правой руки по кукле. Роли кукол могут выполнить
дети.
Обе куклы – мальчики. Один очень аккуратный, маленький,
симпатичный, с приветливым улыбающимся лицом – Кроха. Другой, с
задорной мордашкой, вихрастенький и чуть небрежный – Вихрастик.
Со знакомства этих кукол с детьми и начинает занятие-игру
воспитатель.
-Сегодня, ребята, к нам в гости пришли очень славные мальчики-
куклы. Давайте с ними познакомимся. Они пришли к нам поиграть,
предложить вам забавные и занимательные, очень полезные игры и
упражнения.
К. –Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кроха.
В. –А я Вихрастик. Кроха у нас очень воспитанный. Он всегда
правильно ведёт себя со всеми или, как говорят, этично. А вот у
меня так не получается. Почему, Кроха?
К. –Просто я всегда стараюсь думать над своими словами и
поступками: приятно ли будет другому, если я так скажу или
сделаю, не огорчит ли его, не обидит ли. Этим я хочу показать
своё уважение к каждому, с кем бываю вместе.
В. –Да, такое поведение и называется этичным. А я вот забыл с
вами поздороваться.
К. –Вы уж простите его, ребята. Вихрастик пока никак не может
научиться вести себя этично, потому что не привык ещё помнить о
тех, с кем находится рядом.
В. – Наверно, потому меня и зовут Вихрастиком. (Смеётся.)
Знаете, когда человек непричёсанный бывает, у него вихры где-
нибудь торчат. А Кроха говорит, что невоспитанно, неэтично вести
себя – всё равно что внутренне  быть непричёсанным. А это нельзя.
К. –Конечно. Не подумать о других – это как сигнал семафора:
красный цвет – идти нельзя.
В. –У нас с тобой игра получается: так – не так, можно – нельзя,
правильно – неправильно. Да?
К. –Верно. Мы, ребята, и к вам пришли, чтобы пригласить вас с
нами поиграть. Может быть, вы поможете Вихрастику причесать свои
вихры в поведении, и он перестанет быть Вихрастиком?
В.- А может быть, и не только я. Мы все, наверное, немножко
Вихрастики и будем, играя, как бы себя внутренне причёсывать.
К. –Согласны, ребята? Тогда давайте поиграем сегодня в игру:
Вежливо-невежливо.
В. –Это очень просто. Самое простое – быть вежливым, правда?
Так с помощью игрового приёма кукол воспитатель включает детей в
тематические игры, упражнения, творческие ситуации. Реплики,
высказывания, суждения Крохи и Вихрастика органично вплетаются в
детскую реакцию, суммируют их впечатления, как бы подводят итог
происходящему.
К.- Не всегда просто быть вежливым. Ведь это не только
здороваться, прощаться, благодарить. Этому уже все ребята давно
научились, правда?
Здесь можно дать детям несколько вопросов или ситуаций о
вежливых словах, вспомнить с ними картинки или другие наглядные
пособия, по которым велась такая работа.
В. –Я ведь этому тоже научился, Кроха, а вот сегодня, видишь, не
поздоровался.
К. –Потому что здесь важна привычка. Надо привыкнуть быть
вежливым, тогда так не получится.
В. –Я постараюсь. Да и ребята, конечно, тоже постараются, чтобы
вежливые слова стали для них привычными. А в чём ещё можно
оказаться невежливыми?
К. –Давайте все вместе поищем ответ, когда начнём играть в игру:
Вежливо-невежливо. Играть можно так: Станем все в круг. Мы с
Вихрастиком будем кому-то кидать мяч и при этом задавать вопрос.
Например, «уступить в трамвае место»? А тот, к кому летит мячик,
ловит его, если это вежливо, и отвечает: «вежливо». Не ловит,
если это невежливо, и отвечает: «невежливо». А потом сам кидает
кому-то из ребят мяч и тоже задаёт вопрос.
В начале игры некоторое время воспитатель сам бросает мяч,
задавая вопросы. Потом дети сами могут продолжить игру. Для
вопросов берутся самые простые моменты: ситуации повседневного
поведения, в которых дети уже знают, как вести себя. Получается
своеобразное повторение и закрепление уже известного им. Могут
быть заданы, например, в ходе игры и получены такие ответы:
-Поздороваться при встрече – вежливо;
-Толкнуть, не извиниться – невежливо;
-Помочь поднять упавшую вещь – вежливо;
-не встать, обращаясь к воспитателю на занятии – невежливо.
Очень интересно педагогу посмотреть, какие вопросы будут
задавать сами дети. Ведь они должны воспроизвести в игре те
знания, которые получили за этот период. Таким образом, игра
станет для воспитателя и своеобразной проверкой знаний, умений
ребят, а для детей – тренировкой и закреплением полученных
знаний.
Ещё один важный момент. Когда дети начнут играть сами – важно
посмотреть, кому чаще, а кому реже летит мяч, т.е. кого они
предпочитают. Их выбор говорит о большем расположении к тому или
иному ребёнку. Отсутствие выбора – об отрицательном отношении
или о том, что ребёнок незаметен в коллективе. А это уже картина
тех первых нравственных отношений детей в коллективе, которую
очень важно учитывать педагогу, чтобы помочь каждому быть
заметным и нужным.
К. –А хотите, ребята, ещё поиграем в одну игру. Мы с Вихрастиком
её называем «Стоп – красный свет».  Вы же все знаете, что, когда
горит красный свет светофора, идти нельзя, опасно. Вот и по
отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Он загорается
тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно.
В. –А играем мы так: загадываем друг другу разные задачки про
то, как поступить. Один рассказывает, а другой -  внимательно
слушает, чтобы, когда встретится поступок невежливый, неэтичный,
успеть сказать: «Стоп – красный свет». Если он вовремя заметил
красный свет, то берёт себе красный шарик (такие шарики лежат в
коробочке), а если не заметил -–штраф.  Это красные палочки –
кирпичики, как на уличных знаках (знаки тоже лежат в коробочке ).
К. –Когда игра кончается, мы считаем, сколько у кого шариков и
сколько палочек. У кого шариков больше, тот выиграл. А кто
проиграл – платит штраф: исполняет желание выигравшего или какой-
нибудь номер – поёт, танцует, читает стихотворение. Хотите так
поиграть?
В. –Тогда мы с Крохой по очереди будем вам рассказывать
маленькие эпизоды, и как только вы заметите неэтичное поведение,
говорите быстро : «Стоп – красный свет». Кто быстрее скажет,
получает красный шарик.  А кто объяснит, почему это невежливо,
тоже получает красный шарик. Кто больше их наберёт, тот выиграл.
Кто ни одного шарика не выиграет, тот получает кирпичик и должен
будет исполнить какой-то номер. Хорошо?
Кроха и Вихрастик по очереди медленно и выразительно
рассказывают детям разные ситуации. Например, такие:
Шли по улице две девочки, а навстречу им шла группа студентов,
среди которых были люди разных национальностей: негры,
въетнамцы, болгары. «Ой, смотри, какой чёрный!» –сказала одна из
них, указывая пальцем на негра.
Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе и так громко,
что все стали на них оглядываться.
Ребята небольшой группой шли вмест
е после школы и, остановившись на перекрёстке посредине
тротуара, стали прощаться.
Девочка, войдя в метро с мороженым, устроившись у двери,
аппетитно начала облизывать лакомство.
Если дети не сориентируются в ситуациях, и никто не
скажет: «Стоп – красный свет», эти слова произносят куклы,
ведущие. Точно так же и с объяснениями. Так дети накапливают
знания о нормах этичного поведения.
По окончании игры куклы или ведущие прощаются с ребятами,
 обещая ещё прийти к ним поиграть.***
Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И.
присуждена премия Президента РФ Путина В. В.

***
ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание"  38568 -
 Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка
по зеленому каталогу до 24 октября в любом почтовом отделении.
А  на первое полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу
агенства "Роспечать" - индекс 81887

***
Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама.
Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210)
состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с
нами или свяжитесь по E-MAIL.

***
--В следующей рассылке будут опубликованы наиболее полезные
материалы лаборатории воспитания нравственно-этической культуры
ГосНИИ семьи и воспитания РАО.

***
--У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала,
методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по
5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого
позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail.

***
--Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут
быть опубликованы.

***
--Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах
www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете
задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в
гостевой книге.

***
--Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник,
четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e-
mail: ethos@yandex.ru

***
--Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное