Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2002 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Автор
Гость
Статистика
40 подписчиков
за неделю
за неделю
Этическое воспитание
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, просим вас помнить о том, что рассылаемые вам материалы являются СОБСТВЕННОСТЬЮ! Поэтому запрещается полная или частичная публикация данных материалов в печатных изданиях и иных средствах массовой информации без разрешения авторов. Нарушение закона об авторском праве влечет за собой ответственность! *** Шемшурина А.И. «Этическая грамматика» в дошкольном учреждении. (из пробного номера журнала "Этическое воспитание") Чем меньше ребёнок, тем более разнообразными, ненавязчивыми, вплетёнными в общую структуру организации жизни детей должны быть методы этического воспитания. Важно, чтобы они органично вплетались в игру, прогулки, учебные занятия воспитанников, когда в систему организации детской жизни продуманно включены игровые упражнения и этические занятия с ребятами. В процессе такой работы в разнообразных и увлекательных формах, на эмоциональном и игровом фоне происходит постепенное и последовательное развитие знаний, навыков и умений ребят – от правил культурного поведения к осознанию и усвоению простых норм нравственности. Программа таких игр и занятий подготавливает детей к школьной логике этического воспитания с постоянными разделами программных курсов: этические нормы общения, этикет, нормы отношений с окружающими, этика отношений в коллективе. Что важно учитывать педагогу в этическом воспитании дошкольников? «Этическая грамматика» для детей 5-ти–6-ти летнего возраста становится той первой ступенью познания себя рядом с другими, чувствования нравственной основы собственного поведения, которая формирует главную этическую направленность развития личности, её будущего самоопределения в мире людей. В этических занятиях с детьми данного возраста надо учитывать, что они очень подвижны, непоседливы, нуждаются в частых изменениях положения тела и смене видов деятельности. В то же время действия ребёнка уже становятся подконтрольны его сознанию, они приобретают всё более отчётливый волевой характер. Это говорит о новой ступени в общем развитии ребёнка. Восприятие детей становится более целенаправленным, внимание отличается определённой устойчивостью. Ребят в этом возрасте особенно привлекает новизна и яркость. В то же время они уже ориентированы на познавательный интерес и проявляют желание открыть, узнать, понять. Ориентируясь на возрастные и психологические особенности 5-ти – 6-ти летних детей, предлагаем примерную программу игровых занятий с ними, не превышающих 30 минут и рассчитанных на одно занятие в течение двух недель.· 1.Этические нормы общения. 1.Вежливо – невежливо. 2.Будильник «тик-так». 3.Кто опрятен, тот приятен. 4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг. 2. Этикет. 1.Когда я ем… 2.Хочу, не хочу и надо. 3.Мальчишки – девчонки. 4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг. 3.Нормы отношений с окружающими. 1.Главное правило. 2.От чего зависит настроение? 3.Пусть всегда будет мама. 4.Голоса природы. 5.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг. 4.Этика отношений в коллективе. 1.О тех, кто рядом. 2.Когда все вместе. 3.Чтобы всем было весело. 4.Итоговая игра: Встаньте, дети, встаньте в круг. В качестве примера приводим занятие, построенное как игра, в оде которой дети общаются с кукольными героями. Вежливо - невежливо. Воспитатель, приглашая детей принять участие в игре, надевает на пальцы левой и правой руки по кукле. Роли кукол могут выполнить дети. Обе куклы – мальчики. Один очень аккуратный, маленький, симпатичный, с приветливым улыбающимся лицом – Кроха. Другой, с задорной мордашкой, вихрастенький и чуть небрежный – Вихрастик. Со знакомства этих кукол с детьми и начинает занятие-игру воспитатель. -Сегодня, ребята, к нам в гости пришли очень славные мальчики- куклы. Давайте с ними познакомимся. Они пришли к нам поиграть, предложить вам забавные и занимательные, очень полезные игры и упражнения. К. –Здравствуйте, ребята. Меня зовут Кроха. В. –А я Вихрастик. Кроха у нас очень воспитанный. Он всегда правильно ведёт себя со всеми или, как говорят, этично. А вот у меня так не получается. Почему, Кроха? К. –Просто я всегда стараюсь думать над своими словами и поступками: приятно ли будет другому, если я так скажу или сделаю, не огорчит ли его, не обидит ли. Этим я хочу показать своё уважение к каждому, с кем бываю вместе. В. –Да, такое поведение и называется этичным. А я вот забыл с вами поздороваться. К. –Вы уж простите его, ребята. Вихрастик пока никак не может научиться вести себя этично, потому что не привык ещё помнить о тех, с кем находится рядом. В. – Наверно, потому меня и зовут Вихрастиком. (Смеётся.) Знаете, когда человек непричёсанный бывает, у него вихры где- нибудь торчат. А Кроха говорит, что невоспитанно, неэтично вести себя – всё равно что внутренне быть непричёсанным. А это нельзя. К. –Конечно. Не подумать о других – это как сигнал семафора: красный цвет – идти нельзя. В. –У нас с тобой игра получается: так – не так, можно – нельзя, правильно – неправильно. Да? К. –Верно. Мы, ребята, и к вам пришли, чтобы пригласить вас с нами поиграть. Может быть, вы поможете Вихрастику причесать свои вихры в поведении, и он перестанет быть Вихрастиком? В.- А может быть, и не только я. Мы все, наверное, немножко Вихрастики и будем, играя, как бы себя внутренне причёсывать. К. –Согласны, ребята? Тогда давайте поиграем сегодня в игру: Вежливо-невежливо. В. –Это очень просто. Самое простое – быть вежливым, правда? Так с помощью игрового приёма кукол воспитатель включает детей в тематические игры, упражнения, творческие ситуации. Реплики, высказывания, суждения Крохи и Вихрастика органично вплетаются в детскую реакцию, суммируют их впечатления, как бы подводят итог происходящему. К.- Не всегда просто быть вежливым. Ведь это не только здороваться, прощаться, благодарить. Этому уже все ребята давно научились, правда? Здесь можно дать детям несколько вопросов или ситуаций о вежливых словах, вспомнить с ними картинки или другие наглядные пособия, по которым велась такая работа. В. –Я ведь этому тоже научился, Кроха, а вот сегодня, видишь, не поздоровался. К. –Потому что здесь важна привычка. Надо привыкнуть быть вежливым, тогда так не получится. В. –Я постараюсь. Да и ребята, конечно, тоже постараются, чтобы вежливые слова стали для них привычными. А в чём ещё можно оказаться невежливыми? К. –Давайте все вместе поищем ответ, когда начнём играть в игру: Вежливо-невежливо. Играть можно так: Станем все в круг. Мы с Вихрастиком будем кому-то кидать мяч и при этом задавать вопрос. Например, «уступить в трамвае место»? А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «вежливо». Не ловит, если это невежливо, и отвечает: «невежливо». А потом сам кидает кому-то из ребят мяч и тоже задаёт вопрос. В начале игры некоторое время воспитатель сам бросает мяч, задавая вопросы. Потом дети сами могут продолжить игру. Для вопросов берутся самые простые моменты: ситуации повседневного поведения, в которых дети уже знают, как вести себя. Получается своеобразное повторение и закрепление уже известного им. Могут быть заданы, например, в ходе игры и получены такие ответы: -Поздороваться при встрече – вежливо; -Толкнуть, не извиниться – невежливо; -Помочь поднять упавшую вещь – вежливо; -не встать, обращаясь к воспитателю на занятии – невежливо. Очень интересно педагогу посмотреть, какие вопросы будут задавать сами дети. Ведь они должны воспроизвести в игре те знания, которые получили за этот период. Таким образом, игра станет для воспитателя и своеобразной проверкой знаний, умений ребят, а для детей – тренировкой и закреплением полученных знаний. Ещё один важный момент. Когда дети начнут играть сами – важно посмотреть, кому чаще, а кому реже летит мяч, т.е. кого они предпочитают. Их выбор говорит о большем расположении к тому или иному ребёнку. Отсутствие выбора – об отрицательном отношении или о том, что ребёнок незаметен в коллективе. А это уже картина тех первых нравственных отношений детей в коллективе, которую очень важно учитывать педагогу, чтобы помочь каждому быть заметным и нужным. К. –А хотите, ребята, ещё поиграем в одну игру. Мы с Вихрастиком её называем «Стоп – красный свет». Вы же все знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти нельзя, опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно. В. –А играем мы так: загадываем друг другу разные задачки про то, как поступить. Один рассказывает, а другой - внимательно слушает, чтобы, когда встретится поступок невежливый, неэтичный, успеть сказать: «Стоп – красный свет». Если он вовремя заметил красный свет, то берёт себе красный шарик (такие шарики лежат в коробочке), а если не заметил -–штраф. Это красные палочки – кирпичики, как на уличных знаках (знаки тоже лежат в коробочке ). К. –Когда игра кончается, мы считаем, сколько у кого шариков и сколько палочек. У кого шариков больше, тот выиграл. А кто проиграл – платит штраф: исполняет желание выигравшего или какой- нибудь номер – поёт, танцует, читает стихотворение. Хотите так поиграть? В. –Тогда мы с Крохой по очереди будем вам рассказывать маленькие эпизоды, и как только вы заметите неэтичное поведение, говорите быстро : «Стоп – красный свет». Кто быстрее скажет, получает красный шарик. А кто объяснит, почему это невежливо, тоже получает красный шарик. Кто больше их наберёт, тот выиграл. Кто ни одного шарика не выиграет, тот получает кирпичик и должен будет исполнить какой-то номер. Хорошо? Кроха и Вихрастик по очереди медленно и выразительно рассказывают детям разные ситуации. Например, такие: Шли по улице две девочки, а навстречу им шла группа студентов, среди которых были люди разных национальностей: негры, въетнамцы, болгары. «Ой, смотри, какой чёрный!» –сказала одна из них, указывая пальцем на негра. Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. Ребята небольшой группой шли вмест е после школы и, остановившись на перекрёстке посредине тротуара, стали прощаться. Девочка, войдя в метро с мороженым, устроившись у двери, аппетитно начала облизывать лакомство. Если дети не сориентируются в ситуациях, и никто не скажет: «Стоп – красный свет», эти слова произносят куклы, ведущие. Точно так же и с объяснениями. Так дети накапливают знания о нормах этичного поведения. По окончании игры куклы или ведущие прощаются с ребятами, обещая ещё прийти к ним поиграть.*** Системе воспитания этической культуры Шемшуриной А.И. присуждена премия Президента РФ Путина В. В. *** ИНДЕКС ДЛЯ ПОДПИСКИ НА НАШ ЖУРНАЛ "Этическое воспитание" 38568 - Он претендует на лучший журнал по воспитанию. Текущая подписка по зеленому каталогу до 24 октября в любом почтовом отделении. А на первое полугодие 2003 года можно подписаться и по каталогу агенства "Роспечать" - индекс 81887 *** Внимание! В журнал "Этическое воспитание" принимается реклама. Стоимость размещения рекламы на 1 полосе (полоса = 145 х 210) состовляет 1.000 рублей. По вопросам размещения созвонитесь с нами или свяжитесь по E-MAIL. *** --В следующей рассылке будут опубликованы наиболее полезные материалы лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. *** --У нас вы можете приобрести все вышедшие номера журнала, методические разработки занятий (полный курс на учебный год) по 5, 6, 7, 8, 9 классам и для детей 5-6-ти лет. Для этого позвоните, закажите на нашем сайте или по e-mail. *** --Вы можете присылать свои материалы в наш журнал, которые могут быть опубликованы. *** --Подробная информация о нас и о нашей деятельности на сайтах www.ethos.narod.ru и www.etika.narod.ru где также вы можете задать все интересующие вас вопросы, оставить сообщения в гостевой книге. *** --Контактная информация: т.: (095) 246-48-53 - вторник, четверг., (095) 181-32-24 - понедельник, среда, пятница., e- mail: ethos@yandex.ru *** --Мы лучшие в сфере этического воспитания. Оставайтесь с нами...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||