Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Немецкий язык, быт и образ жизни глазами русского Deutsche Literatur II


Информационный Канал Subscribe.Ru - www.lycos.ru

Немецкий язык, быт и образ жизни глазами русского,
или стоит ли бояться немецкого языка?

Deutsche Literatur II

Добрый день, уважаемые подписчики. Сегодня мы продолжаемый начатый в прошлый раз разговор о жанрах и формах немецкой литературы. Мы прошли путь с 9 по 13 века и рассмотрели шесть крупнейших литературных жанров тех времён. Мы получили много писем от Вас, и это, бесспорно, говорит о том, что Вам эта тема пришлась по душе. Спасибо за тёплые слова и Ваши отклики. Поэтому сегодня мы пойдём дальше по векам, а тех, кто только присоединился к нам, я приглашаю на наш сайт www.slovo-delo.ru, где в разделе «Наши рассылки» Вы всегда сможете скачать любой из предыдущих выпусков, включая и последний про немецкую литературу. Итак, в путь.

7. Начать сегодня хочу с жанра немецкой средневековой поэзии - шпруха, der Spruch. Шпрух - это дидактическое стихотворение, состоящее из одной строфы. Шпрух носил политический или сатирический характер, выражал жизненную мудрость, содержал картину нравов или разрабатывал любовную тематику. Шпрух произносился речитативом в отличие от песен миннезингеров.

8. К концу 13 века всё большее распространение получает das Volkslied, народная песня, которая достигает своего полного расцвета в 15-16 веках. Это была литература очень подвижная, быстро возникавшая и быстро доходившая до слушателя. Песни сочинялись и пелись при самых различных обстоятельствах и по самым различным поводам. Из глубины веков до нас дошли любовные песни, застольные песни, песни, рисующие быт и отражающие воззрения различных социальных слоёв (например, песни ландскнехтов), шуточные и сатирические песни, исторические песни, касающиеся разных событий того времени, и т.д. Народное песнетворчество было также летописью народного движения и народной борьбы. Народная песня и сейчас очень популярна, и при желании можно найти толстые сборники этих песен, в которых будут как песни средних веков, так и песни современности.

9. В бурные десятые и двадцатые годы 16 века увидело свет множество песен, в которых представители различных социальных слоёв откликались на злобу дня. Очень часто злободневные песни расходились в виде «летучих листков» - das Fliegende Blatt. В таком виде они играли роль газетного сообщения или фельетона. Поэтому не случайно я выделил их в отдельный жанр, или лучше сказать, в отдельную литературную форму.

10. И вот мы добрались с Вами до известного мейстерзанга - der Meister(ge)sang. Мейстерзанг - поэзия цеховых ремесленников в Германии, культивировавшаяся в специальных литературно-певческих обществах (школах). Период наиболее интенсивного развития мейстерзанга - 14 - 16 века - эпоха подъёма немецких городов на основе расцвета торговли и цехового ремесла. Крупнейшие центры складывающейся бюргерской культуры - Майнц, Страсбург, Вормс, Ульм, Аугсбург, Нюрнберг, Мюнхен и др. - становятся очагами мейстерзанга. Как жизнь ремесленника была ограничена тесным кругом цеховой регламентации, так и поэзия ремесленников была подчинена строгому регламенту. Существовали специальные книги, так называемые «табуляторы», представлявшие собой обширный свод правил, которым должен был следовать каждый мейстерзингер - der Meistersinger. Отсюда выражение в немецком языке nach der Tablatur - строго по правилам. По определённым дням, обычно в храме, мастера устраивали торжественные поэтические состязания (Schulsingen, Hauptsingen), победителю (наименее других погрешившему против табулатуры) присуждался золотой венок с изображением покровителя певцов - библейского царя Давида. Мейстерзанг возник в 14 веке, последняя певческая школа прекратила своё существование лишь в 1875 году.

11. В 12 веке возникает ещё один жанр немецкой городской литературы - шванк der Schwank. Шванк - это короткий комический рассказ в стихах или прозе. Сочетая шутку с нравоучением, шванк высмеивал людскую тупость, жадность и другие пороки, прославлял находчивость и остроумие простого человека. Наиболее интересные и популярные сборники шванков и их авторы: Martin Montanus „Wegkürzer“ (1557), Georg Wickram „Rollwagenbüchlein“ (1555), Wilhelm Kirchhof „Wendunmut“ (1563-1603), Johannes Pauli „Schimpf und Ernst“ (1552). Йоханнес Паули в предисловии к своему сборнику шванков заявляет, что его книга «полезна и хороша для исправления людей». Немецкие поэты эпохи Возрождения С.Брант, Ганс Сакс, И.Фишарт использовали образы, мотивы и приёмы народных шванков в своём творчестве. Думаю, хватит голой теории. Хочу Вас немного порадовать, и поэтому привожу здесь один из немецких шванков, чтобы Вы имели представление, что это такое. Надеюсь, Вам понравится:

Der Bauer und der Priester

Es war ein armer Bauer, der hatte nichts mehr als eine Kuh. Und einmal war die Frau in der Predigt und der Mann nicht; da predigte der Priester, wer eine Kuh oder was es wäre um Gottes willen gebe, dem würde Gott hundert dafür geben. Als die Frau heimkam, da sagte sie es dem Mann, wie der Priester gepredigt hätte, und sie wollte raten, daß sie die Kuh dem Priester um Gottes willen gäben, daß ihnen hundert dafür würden. Der Mann tat es und brachte dem Priester die Kuh. Der Priester behielt sie eine Zeitlang daheim, ehe er sie austrieb, danach band er die beiden Kühe zusammen, auf daß des Priesters Kuh die andere heimführte; aber es kehrte sich um: des Bauern Kuh führte des Priesters Kuh mit sich in des Bauern Haus. Als es Abend ward, da hatte der Priester seine Kühe beide verloren, und man sagte es ihm, wo sie wären. Der Priester kam in des Bauern Haus und hieß ihm, seine beiden Kühe herauszugeben. Der Bauer sprach: «Ich habe keine Kuh, die Euer ist. Gott der Herr ist mir hundert Kühe schuldig, wenn es wahr ist, was Ihr gepredigt habt, und er ist mir noch neunundneunzig schuldig». Sie kamen vor Gericht miteinander, aber der Priester mußte dem Bauern die beiden Kühe lassen.

Я привожу текст полностью без изменений, поэтому кому-нибудь он может показаться довольно трудным, но постарайтесь разобраться в нём. Ведь этот жанр широко использовался в литературе, и его по праву можно считать родоначальником фельетона.С конца 15 века завершается средневековый период немецкой литературы, и страна вступает в эпоху Возрождения - Renaissance - „Wiedergeburt“, nämlich des klassischen Ältertums aus dem Geist des Humanismus. Гуманизм был мощным оружием в руках восходящего бюргерства. Гуманисты высоко ценят разум: выступают против различных проявлений невежества, обскурантизма, против схоластов... Но это, как говорится, уже совсем другая история. О Возрождении мы поговорим в следующий раз. Я прощаюсь с Вами и жду с нетерпением новой встречи через неделю. Всего Вам доброго!

Павел.

P.S. В ближайшие выпуски мы рассмотрим жанры литературы эпохи Возрождения, доберёмся и до современной литературы, а также поговорим о различных формах романа, которые существовали или существуют и по сей день в немецкой литературе, включая и всеми любимый бульварный роман - der Schundroman. Такой вот анонс на ближайшие, как я думаю, два-три выпуска. Счастливо!

Наш электронный адрес: deutsch@slovo-delo.ru
Сайт группы независимых переводчиков "Слово-Дело" www.slovo-delo.ru - здесь Вы можете посмотреть предыдущие выпуски рассылки


Мы также выпускаем рассылку для тех, кому интересны английский язык и культура англоговорящих стран:

Еженедельные путешествия в мир, который говорит по-английски

Для подписки введите Ваш e-mail и нажмите кнопку "Подписаться".



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное