Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства от 05.01.2016


Письмо отображается некорректно? Посмотрите исходную версию на сайте!


ГАРАНТ. Ежедневный мониторинг федерального законодательства от 05.01.2016

Горячие документы Информация Минфина
и ФНС
Бизнес-справки Бланки документов Форум


Присоединяйтесь к нам в: ВКонтакте

Ежедневный мониторинг федерального законодательства
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 470-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
    В Ингушетии стало больше мировых судей.
    Число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Ингушетии увеличено с 19 до 23.
    Новые участки появятся в правой восточной части г. Карабулак, в Насыр-Кортском административном округе, в сельских поселениях Орджоникидзевское и Нестеровское.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
    Товары, работы и услуги для ОРД можно закупать у единственного поставщика.
    Внесены поправки в Закон о контрактной системе в сфере закупок.
    У единственного поставщика разрешено закупать товары, работы и услуги за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность. При этом соответствующий контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Также не потребуется независимая экспертиза поставленной продукции (выполненной работы, оказанной услуги). Закреплено, что заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта.
    Перечень таких товаров, работ и услуг определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Применение оружия, спецсредств, физической силы: военнослужащим органов безопасности "развязали руки".
    Закреплены основания, порядок и условия применения военнослужащими органов безопасности специальных средств, оружия и боевой техники, физической силы. Прописаны гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих.
    Закреплены случаи, когда военнослужащие вправе проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, принадлежащие гражданам, организациям. Например, для спасения жизни, для предупреждения преступления, для задержания виновных.
    Отдельная статья закона посвящена служебному удостоверению сотрудника органов федеральной службы безопасности. При этом некоторым категориям лиц решено выдавать нагрудные знаки (жетоны).
    Введен запрет военнослужащим и госслужащим, их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за рубежом, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
    Одновременно сотрудникам разрешено размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
    Закон о вынужденных переселенцах: важные изменения.
    Закреплено, кто относится к членам семей вынужденных переселенцев. Это проживающие с ними супруг (супруга), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем. Наличие или отсутствие у них аналогичного статуса значения не имеет. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
    Часть изменений внесена в целях реализации Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Вынужденные переселенцы вправе подавать документы и получать в электронном виде информацию о результатах их рассмотрения по вопросам установления, продления и прекращения статуса. Речь также идет об оформлении направления на проживание в специальных центрах либо в жилом помещении соответствующего фонда.
    Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет. При наличии обстоятельств, препятствующих обустроиться на новом месте жительства, данный срок продлевается на каждый последующий год. Однако такие обстоятельства до сих пор не были конкретизированы. К ним отнесены, в частности, неполучение денежной компенсации за утраченное жилье, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г., безвозмездной субсидии на эти же цели до 16 октября 2010 г.
    Отменен ежегодный переучет вынужденных переселенцев после истечения срока действия статуса. Дело в том, что при наличии вышеуказанных обстоятельств лица проходят ежегодную процедуру продления последнего.
    Часть изменений касается предоставления жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев. Это обусловлено тем, что в силу ЖК РФ соответствующая процедура устанавливается федеральным законом. Дополнительно закреплено, что при расторжении и прекращении договора найма жилого помещения проживающие обязаны в месячный срок освободить его.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 466-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
    Учебные заведения обязали представлять ходатайства о продлении срока временного пребывания иностранных студентов в России.
    Установлена обязанность образовательных организаций представлять в территориальные органы ФМС России ходатайства о продлении срока временного пребывания иностранных студентов в нашей стране. Речь идет о 3 случаях: прибытие иностранца в целях обучения и поступления в образовательную организацию для получения образования; перевод в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую; перевод в другую образовательную организацию для продолжения обучения по основной профессиональной образовательной программе, имеющей госаккредитацию.
    При поступлении иностранца, завершившего обучение, в образовательную организацию для продолжения обучения по основной профессиональной образовательной программе другого уровня ходатайство подается иностранцем либо организацией, в которой он отучился, либо организацией, где он будет учиться.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 465-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
    При получении вида на жительство в России гражданам Беларуси не надо подтверждать владение русским языком.
    Упрощен порядок получения гражданами Республики Беларусь разрешения на временное проживание или вида на жительство в России.
    Они освобождены от обязанности подтверждать владение русским языком и знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Редакции СМИ, вещатели и издатели должны сообщать об иностранном финансировании.
    СМИ, вещатели и издатели обязаны уведомлять Роскомнадзор о получении средств из иностранных источников. Информацию нужно будет предоставлять раз в квартал не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
    Если средства получены от учредителя, распространения рекламы или продукции СМИ либо составляют менее 15 тыс. руб., то уведомление не требуется. От такой обязанности также освобождены представительства зарубежных СМИ и СМИ, созданные в соответствии с международными договорами России.
    Переданную информацию решено размещать на сайте Роскомнадзора. Ее состав и порядок направления установит Правительство РФ.
    Если информация не предоставлена (превышены сроки ее подачи), то нарушителя ждет штраф. Для должностных лиц он составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юрлиц - от однократной до двукратной суммы полученных средств. Кроме того, предусмотрен штраф за повторное совершение данного правонарушения.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях"
    Закон о таможенном регулировании: поправки в части денежного залога и банковских гарантий уплаты пошлин, налогов.
    Приняты поправки к Закону о таможенном регулировании. Они касаются денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.
    Предусмотрена возможность представления гарантий, оформленных в виде документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭП.
    Организован обмен сведениями о гарантиях между ФТС России, кредитными, а также страховыми организациями, выдающими гарантии.
    Таможенная расписка определяется в качестве единого документа, выдаваемого таможенным органом в подтверждение принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таким образом она заменит таможенный приходный ордер.
    Возврат (зачет) залога допускается в случае, когда плательщиком предоставлено иное обеспечение (например, в виде гарантии).
    В рамках возврата (зачета) залога исключено требование о представлении в таможенный орган оригинала таможенной расписки.
    Зачет остатка неиспользованного залога в счет авансовых платежей проводится без представления заявления о возврате (зачете) и документов, подтверждающих обоснованность зачета. Это занимает не более 3 рабочих дней.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 462-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов"
    О применении в авиации беспилотников.
    Поправки касаются применения беспилотных судов.
    Так, решено проводить обязательную сертификацию беспилотных авиасистем. При этом данное требование не распространяется на системы, включающие беспилотные гражданские суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного судна на его соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
    Предусмотрена госрегистрация беспилотных воздушных судов, за исключением аналогичных гражданских с максимальной взлетной массой 0,25 кг и менее, и пилотируемых гражданских судов, кроме сверхлегких с массой конструкции 115 кг и менее.
    Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Россию или произведенные в нашей стране будут подлежать учету. Порядок совершения процедуры установит Правительство РФ.
    Предусмотрено, что экипаж беспилотного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, один из которых является командиром.
    Уточнены действия экипажа пилотируемого воздушного судна в случае бедствия.
    Скорректирован понятийный аппарат. Так, термин "взлетный вес" заменяется принятым в международной практике и в документах Международной организации гражданской авиации сочетанием "взлетная масса".
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 461-ФЗ "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
    Упрощена процедура выпуска облигаций с ипотечным покрытием.
    Поправки направлены на развитие рынка секьюритизации жилищных кредитов.
    Закреплено, что решение о выпуске жилищных облигаций с ипотечным покрытием может состоять из первой части, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков таких облигаций (далее - программа жилищных облигаций с ипотечным покрытием), и второй части с конкретными условиями отдельного выпуска указанных облигаций.
    Установлены требования к содержанию программы жилищных облигаций с ипотечным покрытием.
    Кроме того, договором кредитора со специализированным обществом или условиями выпуска облигаций такого общества может быть предусмотрено, что требования кредитора или владельцев облигаций, не удовлетворенные за счет средств, полученных в результате реализации заложенных денежных требований при обращении на них взыскания, а в случае предоставления иного обеспечения - за счет такого обеспечения, считаются погашенными. То же теперь касается ипотечных агентов.
    В отношении последних решено не применять правила об обязанности включения в состав годового отчета ООО раздела о состоянии чистых активов, а также об уменьшении уставного капитала или в соответствующем случае о ликвидации общества, если стоимость его чистых активов останется меньше уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала.
    Также отменена необходимость получения согласия представителя владельцев облигаций на замену требований, входящих в ипотечное покрытие, в случаях, предусмотренных в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 460-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    О передаче некоторого имущества ВС РФ на базе концессионной модели.
    Расширен перечень имущества, которое может быть объектом концессионного соглашения. В него включены здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества ВС РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений.
    При этом концессионерами по таким соглашениям не могут быть зарубежные инвесторы, организации, решения которых прямо или косвенно могут определять иностранные лица, государства, их органы.
    В случае нарушения обязательств соглашение досрочно прекращается Минобороны России на основании правительственного решения.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 459-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    О деятельности в историческом поселении.
    Цель поправок - совершенствование регулирования деятельности в историческом поселении.
    Так, федеральные и региональные органы охраны объектов культурного наследия уполномочены утверждать требования к градостроительным регламентам в границах поселения соответствующего значения.
    Кроме того, местные и региональные (городов федерального значения) власти будут разрабатывать градостроительные регламенты за пределами поселения в целях сохранения таких предметов охраны, как композиция и силуэт застройки, панорамы, соотношение природного и созданного человеком окружения.
    Введены дополнительные механизмы регулирования строительной деятельности в историческом поселении. Так, архитектурные решения проектов строительства и реконструкции в границах поселения нужно согласовывать с региональным органом охраны объектов культурного наследия на соответствие их предмету охраны поселения. Кроме того, чтобы получить разрешение на строительство в границах поселения, застройщик должен предоставить заключение о соответствии требованиям к архитектурным решениям объектов капстроительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне в границах поселения. При этом указанный уполномоченный орган вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капстроительства, в т. ч. ИЖС, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации.
    Введено наказание в виде штрафа за нарушение требований к архитектурному решению объекта капстроительства, установленных градостроительным регламентом в границах исторического поселения. С граждан будут взыскивать от 15 тыс. до 100 тыс. руб., с должностных лиц - от 20 тыс. до 300 тыс. руб., с организаций - от 100 тыс. до 1 млн руб.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
    Дети погибших сотрудников СК РФ смогут поступать в вузы на льготных условиях.
    Предоставлены некоторые льготы детям сотрудников Следственного комитета РФ, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в СК РФ либо после увольнения в результате причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью.
    Дети названных сотрудников получили преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют программы основного и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной госслужбе, в т. ч. для российского казачества.
    Кроме того, за данной категорией детей закреплено право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет бюджета.
    Также они могут воспользоваться преимущественным правом зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
    Таким образом, дети сотрудников СК РФ и прокурорских работников уравнены в правах.
    Кроме того, на полгода (до 1 июля 2016 г.) продлен срок, в течение которого наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с Законом об образовании.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
    Расширен перечень оснований для лишения родительских прав.
    Поправки нацелены на устранение правовых пробелов и внутренних противоречий в Семейном кодексе РФ.
    В частности, уточнены состав отношений, регулируемых семейным законодательством; существующее ограничение права на предъявление мужем требования о расторжении брака; перечень оснований расторжения брака в судебном порядке; права несовершеннолетних родителей.
    Уточняется, что имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью только судом.
    Расширен перечень оснований для лишения родительских прав. В него включено совершение умышленного преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка или иных членов семьи.
    Ряд поправок нацелен на приведение СК РФ в соответствие с положениями иных законодательных актов.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 14.53 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Продажа сосательного табака - под запретом!
    Запрещена оптовая и розничная реализация табака сосательного (снюса).
    За нарушение данного запрета предусмотрена административная ответственность: для граждан установлен штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для должностных лиц - от 7 тыс. до 12 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. до 60 тыс. руб.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов"
    Защита лесов: что нового?
    Внесены поправки в Лесной кодекс РФ.
    В частности, появилась отдельная глава, посвященная защите лесов.
    Закреплено, что невыполнение пользователями лесов лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, купли-продажи лесных насаждений. Кроме того, это может привести к принудительному прекращению права постоянного (бессрочного), безвозмездного пользования лесными участками.
    Перечислены меры санитарной безопасности в лесах. Это лесозащитное районирование, государственный лесопатологический мониторинг, лесопатологические обследования, предупреждение распространения вредных организмов и другие.
    Прописан порядок реализации каждой из указанных мер.
    Так, объем древесины, заготовленной в рамках мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов, в расчетную лесосеку не включается.
    Согласно поправкам уполномоченным федеральным органом устанавливается порядок организации и выполнения авиационных работ по защите лесов; правила ликвидации очагов вредных организмов; состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения изменений; форма отчета о защите лесов и порядок его представления.
    Государственная и муниципальная экспертиза проекта освоения лесов займет не более 30 дней с даты его поступления в уполномоченный орган. Что касается изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, то их экспертиза будет проходить в течение 10 рабочих дней.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2016 г.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 454-ФЗ "О внесении изменений в статьи 31 и 31.1 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Военную технику будут перевозить по автодорогам без спецразрешения.
    Согласно изменениям военному транспорту можно передвигаться по российским дорогам без специального разрешения. Это касается самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств ВС РФ, перевозящих вооружение, военную технику (имущество).
    Ранее указанное разрешение требовалось при перевозке опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автодорогам. Это распространялось также на военный транспорт.
    Передвижение будет организовано Минобороны России во взаимодействии с Минтрансом России и Ространснадзором. Порядок указанного взаимодействия установит Правительство РФ.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 453-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
    Забайкальский край перейдет в 8-ю часовую зону.
    Решено отнести Забайкальский край к 8-й часовой зоне.
    В настоящее время Забайкальский край отнесен к 7-й часовой зоне (МСК + 5, московское время плюс 5 часов, UTC + 8), которая не соответствует естественным биологическим ритмам человека. Так, в среднем восход в Чите наступает в 3 часа 19 минут, полдень - в 9 часов 27 минут, закат - в 15 часов 35 минут.
    Отнесение Забайкальского края к 8-й часовой зоне (МСК + 6, московское время плюс 6 часов, UTC + 9) позволит увеличить эффективно используемое населением края светлое время суток.
    Федеральный закон вступает в силу 27 марта 2016 г. в 2 часа 00 минут.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров"
    Квалификационные требования к кадастровым инженерам стали строже.
    Цель поправок - совершенствование регулирования деятельности кадастровых инженеров.
    В частности, пересмотрены квалификационные требования к указанным лицам.
    Чтобы получить статус кадастрового инженера, потребуется высшее образование по специальности или направлению, перечень которых утверждается уполномоченным органом, или любой другой вузовский диплом, но при условии прохождения профпереподготовки в области кадастровых отношений. Кроме того, предусмотрено дополнительное требование о наличии опыта работы не менее 2 лет, в течение которых под руководством кадастрового инженера кандидат участвовал в подготовке и проведении кадастровых работ. Также придется заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера. Минимальная страховая сумма - 2,5 млн руб.
    Квалификационный экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы. Его принимает специальная комиссия, формируемая национальным объединением СРО кадастровых инженеров.
    Членство кадастрового инженера в одной из СРО стало обязательным. Прописана процедура вступления в СРО и исключения из нее, а также правила прохождения стажировки в качестве помощника кадастрового инженера.
    Кроме того, закреплены права и обязанности кадастрового инженера. Так, он может отказаться от выполнения кадастровых работ в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации и (или) документов. Среди обязанностей - 1 раз в 3 года повышать свою квалификацию.
    Более детально регламентированы вопросы деятельности СРО кадастровых инженеров. Введены новые статьи, посвященные нацобъединению СРО, госреестру СРО, госнадзору в данной сфере.
    Согласно поправкам решение о приостановлении процедуры кадастрового учета может быть оспорено в суде только после его обжалования в апелляционной комиссии, созданной при органе кадастрового учета. Урегулирован порядок формирования и работы такой комиссии.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"
    Пересмотрены общие правила деятельности торгово-промышленных палат.
    Внесены поправки в Закон о торгово-промышленных палатах. Это вызвано изменением общественно-политической и экономической ситуации в стране, расширением законодательной базы, регулирующей гражданский оборот.
    Так, закреплено новое определение торгово-промышленной палаты. Это негосударственная некоммерческая организация, создаваемая в форме союза. С 15 до 30 увеличено минимальное число учредителей для образования торгово-промышленной палаты.
    Уточнены положения, касающиеся членства территориальных палат в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП России).
    Расширены права и функции торгово-промышленных палат по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти.
    Внесен ряд изменений по вопросам усиления взаимодействия торгово-промышленных палат с органами госвласти в сфере законотворческой деятельности. Речь идет, в частности, об участии в подготовке проектов актов, затрагивающих интересы предпринимателей.
    Закреплена функция ТПП России по обеспечению деятельности созданных при Палате Спортивного арбитража и Коллегии посредников по проведению примирительных процедур. Уточнен понятийный аппарат.
    Обновлена процедура госрегистрации торгово-промышленных палат.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 450-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике"
    Технологическое присоединение к электросетям: решено ввести стандартизированные тарифные ставки.
    Закреплены положения о расчете стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение к электросетям территориальных сетевых организаций. Этим будут заниматься органы исполнительной власти регионов. Решено использовать метод сравнения аналогов.
    Такие ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в т. ч. видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
    Уточнены положения о расчете расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению с учетом вводимых стандартизированных тарифных ставок.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
    Внутренние войска МВД России получили статус ФКУ.
    Закреплен статус органов управления внутренними войсками, соединений, военных организаций высшего образования и учреждений внутренних войск. Согласно поправкам они являются федеральными казенными учреждениями.
    В случае образования воинских частей внутренних войск в качестве юрлиц они также будут создаваться как ФКУ. Соответствующие решения (в т. ч. о реорганизации, ликвидации) будет принимать Министр внутренних дел РФ.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 448-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций"
    Об обеспечении пожарной безопасности, подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
    В Законе о защите населения появились термины "подготовка населения в области защиты от ЧС" и "подготовка населения в области ГО".
    Закреплено, что руководитель ликвидации ЧС руководит ликвидацией, а также привлеченными силами и средствами.
    В Закон о пожарной безопасности внесены термины "противопожарная пропаганда", "обучение мерам пожарной безопасности", "управление в области пожарной безопасности", "зона пожара".
    Введена статья, определяющая состав пожарно-спасательных гарнизонов, их функции, виды, органы управления, а также устанавливающая полномочия начальников гарнизонов.
    Уточнен ряд иных положений актов в связи с указанными изменениями.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов"
    Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизе таких актов.
    Согласно изменениям законом региона устанавливается перечень муниципальных районов и городских округов, в которых экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, обязательна.
    Из области оценки регулирующего воздействия, проводимой на уровне регионов и муниципалитетов, исключены проекты актов в бюджетной и налоговой сферах.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    Порядок и условия установления дополнительных гарантий главам регионов, а также лицам, занимавшим госдолжности: важные изменения.
    Региональный нормативный правовой акт может устанавливать дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий лицам, замещающим госдолжности субъекта Федерации, в т. ч. главе региона.
    Согласно изменениям такой акт может быть принят только в отношении тех, кто замещал указанные должности на профессиональной постоянной основе, достиг пенсионного возраста или потерял трудоспособность в период реализации полномочий.
    Также не должны предоставляться гарантии лицам, полномочия которых прекращены в связи с несоблюдением запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством.
    Аналогичные условия предоставления указанных гарантий решено предусмотреть в уставах муниципальных образований. Это касается депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 445-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи"
    Что нового в правовом регулировании деятельности удостоверяющих центров?
    Внесены поправки в Закон об электронной подписи (далее - ЭП).
    Так, минимальная стоимость чистых активов удостоверяющего центра (УЦ) увеличена с 1 млн до 7 млн руб., а минимальный объем финансового обеспечения ответственности УЦ за убытки, причиненные третьим лицам, - с 1,5 млн до 30 млн руб. и 500 тыс. руб. за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, если количество таких мест превышает 10, но не более 100 млн руб. Если не превышает - 30 млн руб.
    Аккредитованным УЦ запрещено наделять третьих лиц полномочиями по созданию ключей квалифицированных ЭП и квалифицированных сертификатов от имени этих УЦ.
    После получения свидетельства об аккредитации УЦ обязан присоединить свою информсистему к инфраструктуре, обеспечивающей электронное предоставление государственных и муниципальных услуг. Только после этого аккредитованному УЦ выдается квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств головного УЦ.
    Часть поправок касается контроля за деятельностью УЦ. Установлено, что плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года. Первая проверка назначается не позднее 1 года с даты аккредитации УЦ.
    ФСБ России уполномочена устанавливать правила подтверждения владения ключом ЭП, а также дополнительные требования к порядку реализации функций аккредитованного УЦ и исполнения его обязанностей, к обеспечению информационной безопасности аккредитованного УЦ (по согласованию с уполномоченным федеральным органом).
    Закреплены основания для аннулирования сертификата ключа проверки ЭП. Например, УЦ принимает такое решение, если не подтверждено, что владелец сертификата обладает ключом ЭП, соответствующим ключу проверки ЭП, указанному в таком сертификате. Или если содержащийся в сертификате ключ проверки ЭП уже есть в ином ранее созданном сертификате.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
    Закон о залоге утратил силу: как теперь будут реализовывать заложенное имущество в рамках исполнительного производства?
    Внесены изменения в Закон об исполнительном производстве.
    Исключены ссылки на Закон о залоге. Он утратил силу с 1 июля 2014 г.
    Уточнено, что заложенное имущество реализуется в порядке, установленном ГК РФ, Законом об ипотеке, а также иными актами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенных вещей.
    Скорректированы особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников).
    Пересмотрен порядок размещения информации о проведении торгов в отношении имущества должника.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Чем грозит незаконное проникновение на охраняемый объект и нарушение особенностей погашения задолженности крымских заемщиков?
    Ранее самовольное проникновение на охраняемый объект наказывалось административным штрафом от 300 до 500 руб.
    Теперь самовольное проникновение на охраняемый подземный или подводный объект влечет наложение штрафа от 75 тыс. до 200 тыс. руб. либо административный арест на срок до 15 суток. В прочих случаях за самовольное проникновение на охраняемый объект оштрафуют на сумму от 3 до 5 тыс. руб. По обоим составам возможна конфискация орудия совершения правонарушения.
    Также введена административная ответственность за нарушение законодательства, устанавливающего особенности погашения и внесудебного урегулирования задолженности заемщиков, проживающих на территории Крыма или Севастополя.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 442-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Увеличен штраф за непредоставление первичных статистических данных.
    Усилена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.
    За непредоставление первичных статистических данных, несвоевременное предоставление этих данных или подачу недостоверных статданных установлен административный штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 20 до 70 тыс. руб. для организаций. Ранее за нарушение порядка представления статистической информации для должностных лиц был предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.
    Кроме того, за повторное совершение указанного деяния теперь будут наказывать еще строже. Штраф для должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., для организаций - от 100 до 150 тыс. руб.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 441-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Неоднократное незаконное проникновение на охраняемый объект грозит уголовной ответственностью.
    Введена уголовная ответственность за неоднократное незаконное проникновение на охраняемый объект.
    Речь идет о незаконном проникновении на подземный или подводный объект, охраняемый ведомственной или государственной охраной, если лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное деяние в течение года до этого.
    В качестве наказания за названное деяние предусмотрен штраф либо ограничение или лишение свободы.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя"
    Полномочия начальника органа дознания и дознавателя решено уточнить.
    Уточнены полномочия начальника органа дознания и дознавателя.
    Так, введена новая статья, где прописаны правовой статус и полномочия начальника органа дознания. Дознавателей решено включить в перечень лиц, имеющих право принимать меры безопасности по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства.
    Начальник подразделения дознания наделен полномочиями изучать материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящегося в производстве дознавателя.
    У потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, гражданских ответчиков и истцов, а также у защитников, экспертов, свидетелей, специалистов и понятых появилось право подавать жалобы на действия и бездействие начальников подразделения дознания и органов дознания.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Закон о "праве на забвение": введен штраф для операторов поисковиков за отказ прекратить выдачу ссылок на недостоверную информацию о гражданине.
    Введена административная ответственность операторов поисковых систем.
    С 1 января 2016 г. гражданин вправе потребовать от оператора поисковой системы прекратить выдачу ссылок, позволяющих получить доступ к информации об этом гражданине, которая является недостоверной, неактуальной или распространяемой с нарушением законодательства. Законом предусматривается ответственность операторов поисковых систем за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о прекращении выдачи таких ссылок.
    Штраф для граждан составляет от 30 до 50 тыс. руб., для юрлиц - от 80 до 100 тыс. руб. Если оператор вновь проигнорирует указанное требование, предусмотрен штраф от 300 до 500 тыс. руб. и от 800 тыс. до 1 млн руб. соответственно.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), на пребывание и проживание в Российской Федерации"
    Иностранцам с ВИЧ-инфекцией разрешили жить в России с семьями.
    Если пребывание (проживание) иностранца, законно находящегося в нашей стране, создает реальную угрозу здоровью населения, то может быть принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в России. При этом таким гражданам въезд к нам не разрешается.
    Кроме того, если иностранец не имеет сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции, то разрешение на временное проживание и вид на жительство ему не выдаются, а ранее полученные - аннулируются. Иностранные граждане, у которых обнаружена ВИЧ-инфекция, депортируются.
    Конституционный Суд РФ признал приведенные положения неконституционными в той мере, в какой они позволяют принимать указанные решения в отношении иностранца, члены семьи которого постоянно проживают в России, исключительно по факту наличия у него ВИЧ-инфекции. При этом отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о необходимости применения к данному лицу подобных ограничений.
    Таким образом, иностранцам с ВИЧ-инфекцией разрешено оставаться в России или въезжать в нее. Условие - их родители, дети либо супруги должны быть российскими гражданами или постоянно проживать в нашей стране.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Задержанный получил право на звонок близким.
    Уточнен порядок задержания подозреваемого.
    Введено требование об обязательном участии защитника при составлении протокола задержания, если он участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого.
    Кроме того, ранее дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомлял кого-либо из его близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставлял возможность такого уведомления самому подозреваемому.
    Последний теперь вправе сделать один телефонный звонок на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Следователь, дознаватель должны предоставить ему такую возможность не позднее 3 часов с момента доставления.
    Если подозреваемый отказывается от звонка или не может сделать его самостоятельно в силу физических или психических недостатков, уведомление производится дознавателем, следователем.
    Родственники подозреваемого не смогут узнать о его задержании только в том случае, если имеются мотивированное постановление дознавателя, следователя и согласие прокурора. Исключение - случаи, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
    Если задержан адвокат, об этом уведомляется адвокатская палата субъекта Федерации, членом которой он является.
    К процессуальным издержкам дополнительно отнесены суммы, связанные с уведомлением родственников или близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в статью 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
    Высшие органы управления НКО могут принимать решения заочным голосованием.
    Поправки касаются управления некоммерческой организацией.
    Расширен перечень вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции высшего органа управления НКО.
    Кроме того, предусмотрена возможность принятия решения высшего органа управления НКО путем проведения заочного голосования (опросным путем). Это не касается решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления НКО.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" в части установления порядка исчисления выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации"
    Исчисление выслуги лет в системе СК РФ: поправки.
    Скорректирован Закон о Следственном комитете РФ.
    Уточнено, что председатель утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы СК РФ и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения сотрудников, госслужащих и работников.
    Согласно поправкам ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется не за стаж службы, а за выслугу лет. Регламентировано, как она рассчитывается.
    Закреплено, что порядок исчисления выслуги лет для установления соответствующей доплаты определяется председателем Комитета, а в выслугу лет для выплаты выходного пособия включаются в календарном исчислении периоды, подлежащие зачету в выслугу лет для назначения пенсии.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации"
    Работник находится в вынужденном прогуле из-за задержки зарплаты: средний заработок должен быть сохранен!
    Согласно ТК РФ, если работодатель задерживает зарплату более чем на 15 дней, сотрудник вправе приостановить работу вплоть до выплаты ему задержанной суммы. Об этом он должен письменно уведомить работодателя. Такие действия работника следует рассматривать как самозащиту его трудовых прав.
    Вместе с тем вопрос оплаты сотрудникам периода приостановления работы законодательно до сих пор не был урегулирован. Данный факт позволял делать вывод об отсутствии у работодателя необходимости производить какие-либо выплаты работнику за этот период. В такой ситуации работники скорее предпочли бы продолжать работу в условиях задержки зарплаты.
    Указанный вопрос стал предметом рассмотрения ВС РФ. Суд пришел к выводу: если сотрудник приостановил работу из-за невыплаты зарплаты, в этот период за ним сохраняется его средний заработок. В обоснование своей позиции ВС РФ пояснил, что невыплата зарплаты является противоправным бездействием работодателя, которое следует рассматривать в качестве незаконного лишения работника возможности трудиться (определение от 03.09.2010 N 19-В10-10). Позиция ВС РФ привела к формированию в судах общей юрисдикции единообразной практики по данному вопросу.
    В связи с этим законодательно закреплено положение о сохранении за сотрудником среднего заработка на период приостановления работы из-за задержки зарплаты.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
    С 2017 г. увеличивается минимальный размер уставного капитала страховых медорганизаций.
    Поправки нацелены на повышение финансовой устойчивости и стабильности системы обязательного медицинского страхования.
    Во-первых, с 1 января 2017 г. увеличивается минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование (с 60 млн. руб. до 120 млн руб.).
    Во-вторых, определены источники формирования средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС и направления расходования этих средств. При этом предусмотрены средства на дополнительное профессиональное образование медработников по программам повышения квалификации, приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Геодезия и картография: новый закон.
    Принят новый Закон о геодезии, картографии и пространственных данных.
    В частности, установлено, что для обеспечения геодезических и картографических работ создаются государственные геодезическая, нивелирная и гравиметрическая сети.
    Правообладатели объектов недвижимости, на которых размещены пункты вышеуказанных сетей, обязаны обеспечивать их сохранность и уведомлять уполномоченный орган обо всех случаях их повреждения или уничтожения. Кроме того, они должны предоставлять возможность подъезда (подхода) к ним для геодезических и картографических работ, а также при проведении ремонта и восстановления пунктов.
    Отдельная глава закона посвящена федеральным, ведомственным и региональным фондам пространственных данных, а также фонду таких данных, используемых в целях обеспечения обороны.
    Предусмотрено создание федерального и региональных порталов пространственных данных. Заинтересованные лица смогут получить к ним доступ через Интернет. Также организуется государственная информационная система ведения единой электронной картографической основы. Последняя представляет собой упорядоченную совокупность пространственных данных о территории страны. За пользование данным ресурсом взимается плата.
    Регламентированы вопросы госрегулирования геодезической и картографической деятельности (в т. ч. лицензирование, госнадзор, ограничения на выполнение соответствующих работ).
    Сопутствующие поправки внесены в ряд законодательных актов.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных норм, для которых установлены иные сроки. Предусмотрены переходные положения.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    В Законе о рынке ценных бумаг появились нормы о деятельности репозитария.
    Решено более подробно прописать порядок деятельности репозитариев.
    Репозитарной признается лицензируемая деятельность по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами ЦБ РФ, а также по ведению реестра указанных договоров.
    Репозитариями могут быть биржа, клиринговая организация, расчетный, центральный депозитарии, за исключением центральных контрагентов. Для осуществления репозитарной деятельности они создают отдельное структурное подразделение.
    Правила репозитарной деятельности, а также вносимые в них изменения утверждаются единоличным исполнительным органом репозитария и регистрируются ЦБ РФ. Они должны содержать права и обязанности репозитария, клиентов, порядок оказания репозитарных услуг, порядок направления клиентами информации в репозитарий, предоставления клиентами возражений в отношении внесенных в реестр договоров записей, а также порядок и сроки рассмотрения таких возражений и предоставления информации из реестра договоров.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 429-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
    Закон об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юрлицами: поправки по центральным депозитариям.
    Скорректирован Закон об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юрлицами.
    Установленные Законом особенности обслуживания клиентов - иностранных налогоплательщиков организациями финансового рынка применяются к отношениям с участием центрального депозитария.
    Вместе с тем они не касаются кредитных организаций, а центральный депозитарий является кредитной организацией.
    Поправками данную неточность решено устранить и не применять указанные особенности к отношениям с участием центрального депозитария.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения надзорных полномочий Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
    О проверках некредитных финансовых организаций.
    Скорректированы Законы об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, об инвестиционных фондах, о клиринге, об организованных торгах, об НПФ.
    Поправки касаются принятия решений о проверках некредитных финансовых организаций и направления запросов о представлении документов в ходе контроля при проведении таких проверок.
    До внесения изменений соответствующие полномочия были закреплены за Председателем ЦБ РФ и его заместителями, что затрудняло оперативное проведение проверок.
    В связи с этим, решено передать данные полномочия Комитету финансового надзора, а также лицам, перечень которых будет определен в нормативных актах ЦБ РФ.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Отложено введение требования к судебным приставам-исполнителям иметь высшее юридическое или экономическое образование.
    Поправки касаются деятельности судебных приставов.
    Во-первых, предусмотрено создание территориальных органов ФССП России межрегионального уровня. Это позволит одному главе территориального органа ФССП России руководить деятельностью службы судебных приставов в нескольких субъектах Федерации. При этом территориальные органы ФССП России по субъектам Федерации, объединенные в межрегиональные территориальные органы, будут упразднены.
    Во-вторых, отложено на 2 года (до 1 января 2018 г.) введение требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
    Финансовые операции иностранных фондов и трастов попали под противолегализационный контроль.
    Нормы "антиотмывочного" законодательства распространены на отношения, возникшие при участии иностранных юридических образований.
    Закреплено следующее понятие иностранной структуры без образования юридического лица. Это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юрлица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе вести деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей.
    Поправки предусматривают обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, принимать соответствующие меры по идентификации бенефициарных владельцев иностранных структур без образования юридического лица, кроме тех, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.
    Определяется объем сведений, подлежащих установлению, о клиенте - иностранной структуре без образования юридического лица.
    Кроме того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, должны при приеме на обслуживание и обслуживании таких клиентов получать информацию о целях и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией.
    Помимо этого вводится информирование Банком России организаций финансового сектора обо всех случаях отказа иными организациями в проведении операций подозрительным клиентам.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
    Купля-продажа ювелирных изделий: при каком пороге суммы сделки не требуется идентификация клиента?
    Внесены изменения в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Установлено, что при покупке физлицом ювелирных изделий на сумму, не превышающую 40 000 руб. (или эквивалентную ей в инвалюте), идентификация указанного лица, его представителя, выгодоприобретателя или бенефициарного владельца не проводится.
    При использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения такой покупки порог по идентификации составляет 100 000 руб. (либо эквивалент в инвалюте).
    При этом, если возникают подозрения, что операция осуществляется в "антиотмывочных" целях, идентификация производится независимо от суммы сделки.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 420-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О создании Североморского районного суда Мурманской области и упразднении некоторых городских судов Мурманской области"
    ЗАТО поселок Видяево относится к юрисдикции Кольского районного суда Мурманской области.
    Уточнен состав территорий, на которые распространяется юрисдикция Кольского районного суда Мурманской области.
    В него дополнительно включена территория ЗАТО поселок Видяево.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 410-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины"
    Отменен режим свободной торговли с Украиной.
    Российская Федерация приостановила действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
    В связи с применением с 1 января 2016 г. торгово-экономического раздела Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом произошло коренное изменение обстоятельств, которые имели существенное значение для России при заключении Договора. Украина фактически отказалась от развития торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ и выбрала путь продвижения к всеобъемлющей интеграции с ЕС.
    Тарифная либерализация, предусмотренная Соглашением, нанесет значительный ущерб экономике России.
    Кроме того, обязательства Украины по торгово-экономическому разделу Соглашения вступают в противоречие с ее обязательствами, названными в Договоре. Последний предусматривает наряду с беспошлинной торговлей выполнение обязательств по целому ряду многосторонних и двусторонних соглашений в рамках СНГ.
    Решение о возобновлении действия Договора в отношении Украины принимается Президентом РФ.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Указ Президента РФ от 1 января 2016 г. N 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации"
    О транзите грузов с Украины в Казахстан через Россию.
    С 1 января 2016 г. приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины.
    В связи с этим определен порядок совершения международных транзитных перевозок грузов с территории Украины в Казахстан через Россию. Они осуществляются только с территории Белоруссии при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и ж/д подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в т. ч. функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей учетных талонов.
    Наложение (снятие) средств идентификации (пломб) производится при въезде в Россию (при выезде из нее) в стационарных или передвижных контрольных пунктах и контрольных пунктах, расположенных на ж/д станциях.
    При въезде в Россию из Белоруссии водители обязаны получить учетные талоны в упомянутых пунктах, а при выезде - сдать их.
    АО "ГЛОНАСС" определено единственным исполнителем закупки работ по созданию и эксплуатации системы контроля за перевозками, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС.
    Указ вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 июля 2016 г.
     
  • Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
    Россия в современном мире: стратегия национальной безопасности.
    Утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. В ней определены национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности страны и обеспечение ее устойчивого развития на долгосрочную перспективу.
    Так, среди национальных интересов России названы укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности; повышение качества жизни населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.
    Определены основные угрозы государственной и общественной безопасности. В их числе - деятельность иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, радикальных общественных объединений и группировок, преступных организаций; коррупция. Очерчены меры по устранению названных угроз.
    Также перечислены мероприятия, направленные на повышение качества жизни граждан. Это обеспечение продовольственной безопасности, доступности комфортного жилья, современного образования и здравоохранения; создание высокоэффективных рабочих мест, повышение качества труда и его оплаты; достойное пенсионное обеспечение и др.
    Определены меры по обеспечению экономической безопасности страны, а также национальной безопасности в таких сферах, как наука, технологии, образование, здравоохранение, культура, экология.
    Затронуты вопросы проведения Россией активной внешней политики, направленной на обеспечение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства. Указ вступает в силу со дня его подписания.
     
  • Постановление Правительства РФ от 1 января 2016 г. N 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 января 2016 г. N 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации"
    Определены контрольные пункты, используемые при транзитных перевозках грузов с Украины в Казахстан через Россию.
    Президент РФ (указ от 1 января 2016 г. N 1) определил порядок совершения международных транзитных перевозок грузов с территории Украины в Казахстан через Россию. Они осуществляются только с территории Белоруссии при условии применения к грузовым помещениям (отсекам) транспортных средств и ж/д подвижного состава, помещениям, емкостям и иным местам, в которых находятся или могут находиться товары, средств идентификации (пломб), в т. ч. функционирующих на основе технологии ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей учетных талонов.
    Наложение (снятие) средств идентификации (пломб) производится при въезде в Россию (при выезде из нее) в стационарных или передвижных контрольных пунктах и контрольных пунктах, расположенных на ж/д станциях.
    Составлен перечень упомянутых пунктов.
     
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1500 "О приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82"
    Переводить государственные ценные бумаги СССР в госдолг России не будут и в 2016 г.
    В очередной раз приостановлено действие постановления Правительства РФ о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сбербанка СССР в целевые долговые обязательства России. Оно не применяется до 1 января 2017 г.
    В соответствии с ним на облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., приобретенные до 1992 г. государственные казначейские обязательства СССР и сертификаты Сбербанка СССР должна ставиться специальная отметка об их переводе в госдолг России. Это касалось только бумаг, размещенных на территории РСФСР. Однако начиная с 2003 г. указанное постановление не применяется.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1494 "О ставке вывозной таможенной пошлины при поставках газа природного с территории Российской Федерации на территорию Украины"
    Поставки российского газа на Украину: новая формула расчета ставки экспортной пошлины на I квартал 2016 г.
    На период до 31 марта 2016 г. включительно установлен особый порядок расчета ставки вывозной таможенной пошлины на российский природный газ, поставляемый на Украину.
    Ставка экспортной пошлины рассчитывается по особой формуле, предусматривающей определенную скидку.
    Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
     
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1458 "Об утверждении перечня работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 г."
    Сформирован перечень работодателей и заказчиков работ, на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. граждан Турции для трудовой деятельности.
    Составлен перечень работодателей, заказчиков работ (услуг), на которых не распространяется запрет на привлечение с 1 января 2016 г. для трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) лиц из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с этими субъектами по состоянию на 31 декабря 2015 г.
    В перечень включены 53 организации, расположенные в республиках Башкортостан, Крым, Татарстан, Краснодарском крае, Владимирской, Калужской, Московской, Нижегородской, Самарской и Тюменской областях, в Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе.
    Как отмечают на сайте Правительства РФ, упомянутые в перечне компании функционируют в т. ч. в области строительства, автомобилестроения, производства стройматериалов, полимерных труб и фитингов, сантехнического оборудования, напольных покрытий.
     
  • Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"
    Составлен перечень видов деятельности в России, запрещенных для турецких компаний.
    Составлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых в России организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также юрлицами, контролируемыми гражданами Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией данной страны, запрещено с 1 января 2016 г.
    Среди них - возведение зданий, инженерных сооружений и строительные специализированные работы; деятельность туристических агентств и прочих организаций, оказывающих услуги в сфере туризма; обработка древесины.
    Перечень не применяется к контрактам, заключенным до дня вступления в силу постановления, на срок действия таких договоров.
    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до отмены специальных экономических и иных мер, принятых в отношении Турции.
     
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 3 декабря 2015 г. N ММВ-7-8/555@ "Об утверждении формы требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов)"
    Требование о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных) сумм налога (процентов): форма.
    Приведена форма требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов).
    Речь идет об НДС и акцизах.
    Форма требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС признана утратившей силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2015 г. Регистрационный № 40397.
     
  • Приказ Федеральной налоговой службы от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/552@ "Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме"
    Сведения о передаче результатов работ (об оказании услуг): формат направления в налоговый орган в электронном виде.
    Приведен формат предоставления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме.
    Номер версии настоящего формата 5.01, часть 990.
    Напомним, что в силу НК РФ истребуемые налоговым органом документы можно предоставить в т. ч. в электронной форме. Если они составлены по утвержденным форматам, то плательщик вправе передать их по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2015 г. Регистрационный № 40288.
     

В избранное