Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 16.04.2014


Новые документы для бухгалтера от 16.04.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Минфин разрешил организациям учитывать расходы на сертификацию продукции единовременно

2. Минфин разъяснил, что организациям не нужно в отн! ошении инженерных сетей здания, которое облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, исчислять данный налог на основе среднегодовой стоимости

3. Если у иностранной компании нет постоянного представительства в РФ, то доход от размещения рекламы на ее сайте не облагается налогом на прибыль в России

4. ФНС считает, что в целях обложения акцизами структурными подразделениями организации признаются филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы

5. ФНС разъяснила порядок госрегистрации организаций и предпринимателей на территориях Республики Крым и г. Севастополя

Комментарии

1. Минфин разъяснил, когда продавец может принять к вычету НДС с предоплаты, полученной по прекращенному договору

2. Минфин разъяснил, как действует приостановление операций по счетам в условиях новой очередности списания денежных средств при их недостаточности

Новости

1. Минфин разрешил организациям учитывать расходы на сертификацию продукции единовременно

Письмо Минфина России от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719

Минфин России впервые разъяснил, что организация вправе включить затраты на сертификацию продукции в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно. Сделать это она сможет, когда ей будут представлены документы, служащие основанием для произведения расчетов.

В данном случае финансовое ведомство руководствовалось следующим. Согласно п. ! 2 ст. 318 НК РФ суммы понесенных в периоде косвенных расходов на пр оизводство и реализацию в полном объеме относятся к расходам этого периода. Датой осуществления расходов в виде платы сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) является либо дата расчетов по условиям договоров, либо дата представления налогоплательщику документов, на основании которых должен быть произведен расчет, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Сегодня суды, как правило, соглашаются с тем, что затраты на сертификацию продукции организация вправе учесть ! единовременно.

Однако ранее и Минфин России, и отдельные суды придерживались другой позиции. Они указывали, что расходы на сертификацию продукции следует списывать равномерно в течение всего срока действия полученного сертификата. При этом они ссылались, в частности, на абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому налогоплательщик должен равномерно распределять доходы и расходы в целях налога на прибыль, если доходы от деятельности относятся к нескольким периодам, а поэтапная сдача товаров (работ, услуг) не предусмотрена.

Разъяснения официальных органов и судебную практику по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

2. Минфин разъяснил, что организациям не нужно в отношении инженерных сетей здания, которое облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, исчислять данный налог на основе среднегодовой стоимости

Письмо Минфина России от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272

Минфин России разъяснил, что сети и системы инженерно-технического обеспечения здания, которое облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, подлежат налогообложению в составе указанного здания. Это касается в том числе систем, которые учитываются как отдельные инвентарные объекты. Исчислять в их отношении налог на имущество на основе среднегодовой стоимо! сти не нужно. Финансовое ведомство отметило, что в рассматриваемом Письме речь идет об объектах, являющихся неотъемлемой частью здания.

Для обоснования данного вывода Минфин России сослался, в частности, на Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ. Из него следует, что здание представляет собой объемную строительную систему, в которую входят, в частности, сети и системы инженерно-технического обеспечения.

Напомним, что порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости действует с 1 января 2014 г. Подробнее об этом см. Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

3. Если у иностранной компании нет постоянного представительства в РФ, то доход от размещения рекламы на ее сайте не облагается налогом на прибыль в России

Письмо Минфина России от 03.03.2014 N 03-08-05/8935

Минфин России разъяснил, что доход от размещения информационно-рекламных материалов на сайте, получаемый иностранной к! омпанией, у которой нет постоянного представительства в РФ, не облагается в России налогом на прибыль. Финансовое ведомство не уточнило, кто выплачивает сумму такого дохода. Можно предположить, что ее перечисляет российское юрлицо либо иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство. В п. 1 ст. 310 НК РФ указано, что именно эти налогоплательщики при выплате иностранной компании дохода от источников в России должны исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог.

Вывод о том, ч! то рассматриваемый доход не облагается налогом на прибыль в РФ, Минфин России обосновал следующим образом. Согласно п. 3 ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в России, объектом налогообложения признаются полученные от источников в РФ доходы. В п. 1 ст. 309 НК РФ содержится их закрытый перечень. Доходы от размещения информационно-рекламных материалов в сети Интернет не указаны в данном перечне. Соответственно, в России они не облагаются налогом на прибыль у источника выплаты.

4. ФНС считает, что в целях обложения акцизами структурными подразделениями организации признаются филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы

Письмо ФНС России от 07.04.2014 N ГД-4-3/6205@

ФНС России разъяснила, что в целях уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции под структурным подразделением организации понимаются филиалы, представительства, отделения, отделы, цеха, участки, секторы и т.п., иными словами, входящие в структуру организации подразделения, которые осуществляют производство подакцизных товаров. Данные подразделения могут быть как расположены по месту нахождения организации, так и территориально обособлены.

Указанное разъяснение связано с тем, что согласно подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ при определенных условиях передача между структурными подразделениями организации в том числе произведенного этилового спирта признается объектом обложения акцизами. В приведенной норме не уточняется, что признается таким структурным подразделением. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком эти институты, понятия и термины используются в данных отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Однако, как сообщает ведомство, рассматриваемое понятие в них не определено.

Учитывая это обстоятельство, ФНС России воспользовалась разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, приведенными в п. 16 Постановления от 17.03.2004 N 2. В нем, в частности, указано, что под структурными подразделениями следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки и т.д.

Рассматриваемая позиция налогового ведомства согласована с Минфином России.

5. ФНС разъяснила порядок госрегистрации организаций и предпринимателей на территориях Республики Крым и г. Севастополя

Письмо ФНС России от 02.04.2014 N СА-4-14/6035 "О регистрации и перерегистрации в переходный период"

Создаваемые в переходный период на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя юридические лица регистрируются сог ласно законодательству РФ. В аналогичном порядке осуществляется и госр! егистрация индивидуальных предпринимателей. Соответствующие сведения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП вносятся территориальными органами ФНС по Республике Крым и г. Севастополю. Документы для госрегистрации следует подавать в указанные органы по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени создаваемого юрлица без доверенности. Документы, необходимые для госрегистрации физлица в качестве предпринимателя, представляются в территориальный орган по месту его жительства.

По общему правилу при подаче документов на регистрацию подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). В силу ч. 3 ст. 20 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ до создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия! на их территориях совершаются лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины.

Государственная пошлина за регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей в переходный период (до 1 января 2015 г.) не взимается (ст. 15 указанного Закона).

Согласно ст. 10 названного Закона государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Крыма и Севастополя на день образования новых субъектов в составе России, продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса согласно законодательству РФ. Как пояснила ФНС России, сведения о данных юрлицах будут внесены в ЕГРЮЛ в соответствии с российским законодательством после такого урегулирования.

Комментарии

1. Минфин разъяснил, когда продавец может принять к вычету НДС с предоплаты, полученной по прекращенному договору

Название документа:

Письмо Минфина России от 01.04.2014 N 03-07-РЗ/14444

Комментарий:

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что при возврате продавцом покупателю авансовых платежей, с которых был уплачен НДС в бюджет, сумму налога продавец вправе принять к вычету. Согласно абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ такой возврат возможен в ситуациях, когда стороны изменяют условия договора или расторгают его.

На практике в указанных случаях сумма предоплаты не всегда фактически возвращается продавцу, однако ! это не означает, что он не сможет применить вычет. Так, по мнению Минфина России, данное правило используется, когда стороны производят взаимозачет полученных друг от друга авансовых платежей. А вот если сумма предоплаты по расторгнутому договору засчитывается продавцом в счет предстоящей поставки товаров по новому договору, то приведенная норма не применяется. Аналогично и в случае заключения соглашения о новации обязательства по поставке предварительно оплаченных товаров в заемное обязательство - вычет по п. 5 ст. 171 НК РФ неправомерен.

Рассмотрим обозначенные ситуации подробнее.

1. Взаимозачет встречных авансов

Финансовое ведомство разъяснило, что налог с предоплаты подлежит вычету, если стороны осуществляют взаимозачет в отношении сумм авансовых платежей, полученных взаимно. В случае заключения соответствующего соглашения о взаимозачете суммы авансовых платежей для целей НДС считаются возвращенными. Это объясняется тем, что в силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого нас! тупил либо не указан или определен моментом востребования.

Подобное мнение Минфин России уже высказывал (Письма от 11.09.2012 N 03-07-08/268, от 22.06.2010 N 03-07-11/262), хотя ранее разъяснял, что данный подход не распространяется на случай зачета полученной суммы аванса в счет уплаты штрафных санкций (возмещения убытков) при расторжении договора (Письмо от 25.04.2011 N 03-07-11/109). Большинство арбитражных судов приходят к выводу, что при расторжении договора и проведении зачета в счет встречного обязательства продавец вправе принять к вычету НДС с авансовых платежей. Подборку судебных решений см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

2. Зачет аванса, полученного по расторгнутому договору,

в счет поставки по новому договору

Если производится зачет авансового платежа по расторгнутому договору в счет предстоящей поставки по новому договору и сумма предоплаты не возвращается, то, как считает финансовое ведомство, оснований для вычета, предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ, нет.

Такая точка зрени я уже высказывалась Минфином России (Письмо от 29.08.2012 N 03-07-11/337), но не нашла поддержки в арбитражной практике. ФАС Московского округа пришел к следующему выводу: при изменении условий договоров и зачете авансов в счет исполнения обязательств по другим договорам фактически происходит возврат предоплаты, что дает право на вычет налога по основаниям, установленным п. 5 ст. 171 НК РФ (Постановление от 14.08.2013 N А40-134057/12-140-934).

Однако справедливости ради стоит отметить: финансовое ведомство, указав на неприменение вычета по п. 5 ст. 171 НК РФ при расторжении первоначального договора и заключении нового, разъяснило, что налог можно предъявить к вычету с даты отгрузки по новому договору на основании п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ.

3. Новация долга по возврату предоплаты

в заемное обязательство

По мнению Минфина России, при заключении соглашения о новации обязательства по поставке предварительно оплаченных товаров в заемное обязательство применить правило абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ нельзя. Ведомство аргументирует свою точку зрения тем, что в этом случае сумма авансовых платежей продавцом не возвращается. Данный вывод поддерживается отдельными арбитражными судами.

Вместе с тем в силу ст. 414 ГК РФ при новации у одной из сторон договора появляется новое обязательство, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, а старое обязательство прекращается. Таким образом, прекращается обязательство по возврату предоплаты и возникает новое обязательство - заемное. Однако согласно подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ операции ! займа в денежной форме (включая проценты по ним) не облагаются НДС. А это означает, что в связи с новированием обязательства возникает переплата по налогу.

Некоторые арбитражные суды считают, что в рассматриваемой ситуации все-таки применяется п. 5 ст. 171 НК РФ и при новации налогоплательщик вправе заявить вычет по НДС, исчисленному с полученных ранее авансов. Подборку судебной практики по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

2. Минфин разъяснил, как действует приостановление операций по счетам в условиях новой очередности списания денежных средств при их недостаточности

Название документа:

Письмо Минфина России от 06.03.2014 N 03-02-07/1/9689

Комментарий:

Минфин России разъяснил, что приостановление операций по счетам налогоплательщика для обеспечения взыскания денежных средств на основании решения налогового органа распространяется на операции по требованиям, которые относятся к третьей, четвертой и пятой очереди, за исключением операций, поименованных в п. 1 ст. 76 НК РФ. При этом относитель но третьей очереди указано, что приостановление распространяется на расходные операции по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, если соответствующие платежные документы поступили позднее поручения налогового органа.

Данное разъяснение связано с тем, что с 14 декабря 2013 г. действует новая очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь налоги, перечисляемые по поручениям владельцев счетов в добровольном порядке, относятся к пятой очереди (абз. 6 п. 2 ст. 855 ГК РФ).! Налоги, взыскиваемые по поручениям налоговых органов в принудительном порядке, списываются, как и ранее, в третью очередь (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Аналогично осуществляется списание денежных средств в счет уплаты страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подробнее об этом см. в выпусках обзора "Новые документы для бухгалтера" от 25.12.2013 и от 19.02.2014.

В связи с изменением очередности возник вопрос, на какие расходные операции по счету не распространяется действие решения инспекции о приостановлении операций по счету, принятого в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 76 НК РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, а также предусмотренных гл. 9 НК РФ процентов. О неоднозначности, ! возникшей из-за того, что в п. 2 ст. 855 ГК РФ прямо не упомянуты пени, штрафы и проценты, см. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскани! е недоимки, пеней, штрафов.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых согласно гражданскому законодательству РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечислению в бюджетную систему РФ (далее по тексту будут упоминаться только налоги). В приведенной норме такие понятия, как "исполнение обязанности по упла! те налогов", "списание денежных средств в счет уплаты налогов", используются без уточнения, в добровольном или принудительном порядке исполняется соответствующая обязанность и списываются денежные средства. Отметим, что до 14 декабря 2013 г. данное уточнение не имело значения, поскольку уплата налогов и в принудительном, и в добровольном порядке относилась к одной очереди - третьей.

Минфин России пришел к указанному выше выводу, возможно, исходя из того, что в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ имеется в виду именно принудительный порядок исполнения обязанности по уплате налогов. Т акой вывод можно сделать, проанализировав абз. 4 и 5 комментируемого Письма.

Так, в абз. 4 Письма ведомство, ссылаясь на п. п. 1 и 8 ст. 45, п. п. 1 и 10 ст. 46 НК РФ, отмечает следующее. Обязанность по уплате налога исполняется или самостоятельно налогопл! ательщиком, или в принудительном порядке по решению инспекции путем обращения взыскания на денежные средства на счетах в банках и электронные денежные средства.

В абз. 5 Письма поясняется, что исполнение требований по списанию денежных средств, предусмотренных в первую, вторую и третью (в зависимости от календарной очередности поступления платежных документов) очередь, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов посредством взыскания этих платежей. То есть Минфин России рассматривает только принудительный порядок взыска ния. И на основании этого он делает вывод, что приостановление распрос! траняется на третью (в части оплаты труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), если платежные документы поступили позднее поручения налогового органа), четвертую и пятую очередь, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ.

Отметим, что из данного Письма неясно, можно ли уплатить налоги в добровольном порядке в случае приостановления операций по счету, поскольку Минфин России не дает прямого ответа на этот вопрос, а лишь ссылается на п. 1 ст. 76 НК РФ. Если придерживаться точки зрения, что под "исполнением обязанности по уплате налогов" понимается принудительное взыскание, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - списание в счет такого принудительного взыскания, то уплатить налоги самостоятельно в добровольном порядке налогоплательщик не сможет. Если же исходить из того, что под "ис! полнением обязанности по уплате налогов" понимается принудительное взыскание, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - как списание в счет такого принудительного взыскания, так и списание в счет добровольной уплаты, то перечислить налоги в добровольном порядке налогоплательщик сможет.

На наш взгляд, возникшая неопределенность сохранится до того момента, пока не будут внесены изменения в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ, благодаря которым можно будет однозначно сказать, что в указанном абзаце имеется в виду принудительное взыскание налога.

До тех пор пока абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ не будет скорректирован, с позицией Минфина России можно не согласиться и исходить из того, что под "исполнением обязанности по уплате налогов" понимается самостоятельное исполнение налогоплательщиком данной обязанности, а под "списанием денежных средств в счет уплаты налогов" - списание средств в счет уплаты налогов в добровольном порядке. При такой трактовке абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на первые четыре очереди и добровольную уплату налогов, включенную в пятую очередь. Отметим, что эту точку зрения необходимо будет отстаивать в суде. Дополнительную мотивировку в ее пользу см. в Практическом пособии по уплате налогов. Взыскание недоимки, пен! ей, штрафов.

Необходимо обратить внимание на Письмо Минфина России от 05.03.2014 N 03-02-07/1/9526. В нем, в частности, также рассмотрен вопрос о приостановлении операций по счетам. В отличие от комментируемого Письма, в нем приведена ситуация, когда операции приостановлены из-за непредставления налоговой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ). Напомним, что на основании п. 3 ст. 76 в совокупности с п. 6 ст. 6.1 НК РФ инспекция вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик-организация не представит декларацию в течение 10 рабочих дней после истечения установленного срока ее подачи.

В такой ситуации, по мнению ведомства, приостанавливаются расходные операции по требованиям, относящимся к четвертой и пятой очереди, за исключением операций, указанных в п. 1 ст. 76 НК РФ. Вероятно, о третьей очереди не упоминается, потому что в этой ситуации нет решения о взыскании и, соответственно, отсутствует поручение налогового органа на списание денежных средств, относящееся к третьей очереди. Дополнительно см. Энциклопедию спор! ных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное