Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сидел на дубе дятел

  Все выпуски  

Сидел на дубе дятел


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Новые поступления на сайт "Сидел на дубе дятел"

21.11 - Геолог о "Самиздате" в Глубинном бурении-10

Полевой дневник.

Продолжение.

Меня всегда удивляли люди, способные добиваться результата. В то время как огромное большинство населения этой страны по-прежнему получает удовольствие от процесса (а-ля поручик Ржевский или под ним), они, пренебрегая восхитительным длением поступательного движения к результату, к этому результату приходят и движутся дальше. К следующему результату. Символизируя таким образом подлинную урожайную материальность настоящего времени. Кажется, всего лишь в конце лета Мошков со товарищи декларировали новые технические возможности опубликования в журнале "Самиздат", и вот уже, зайдя по указанному адресу, я обнаруживаю длиннющий перечень выложенных на обозрение авторов и даже некоторую словесную возню вокруг их произведений. Я озираю столбцы незнакомых мне имен, прикидываю, что как минимум каждый второй талантлив, а каждый сороковой (или реже) очень талантлив, расчехляю успевшую заржаветь геологическую лопатку и начинаю. Читать.

Саша Табаков. "Семечки".

Очень коротко. Очень быстро. Как инженерно спланированная технологическая суета в американском сериале "Скорая помощь". Непросто что-то обозначить на одной странице. Но, говорят, что можно.

Некто (вещающий от автора) попадает в аварию и холодно и отстранено упорядочивает в голове (?) впечатления и ощущения вплоть до оглушительного выхода из посттравматического шока. Или до ухода.

Эта (одна) страница текста может значить очень много или ничего. Показалось, что для участника ДТП начало слишком медленное и слишком обстоятельное. Даже где-то с проблесками иронии. После ближе. Особенно эти семечки не на вкус. Равнодушным не оставляет. Хотя, оценивать не берусь. Подождем следующего заезда.

Семилетов Петр Владимирович "Я иду по солнечной стороне"

Да… Откуда это навязчивое желание у пишущих прозу - вынуть душу у читателя уже на первой (и единственной) странице? Кто-то из великих (или не очень) сказал, что ты должен писать так, что если напишешь всего только одну страницу, прочитавший ее должен понять, что ты (ее автор) гений. Похоже, что многие принимают это наставление как руководство к действию. Ну и пусть. Неплохой в принципе подход. Но неплохой подход вовсе не гарантирует неплохой выход. И что же получается в данном случае? К сожалению ни новеллой, ни рассказом назвать это произведение нельзя. И не из соображений объема, а по признакам построения действия. Скорее всего, это зарисовка или этюд. Автор как бы описывает повседневную загадочную реальность, в которой мертвецы не умирают, а переходят на теневую сторону улицы и бродят там, видимые и опасные, а автор, значит, как раз и идет по солнечной стороне. Возможно, что описываемая "реальность" представляет собой авторскую метафору или некий символ. Но как читатель неискушенный, который не прочь ощутить избыток адреналина в заскучавших сосудах, устроившись в уютном кресле с книжкой в руках, посетую на неудачный ход автора касательно места и времени действия (?). (Действия как раз и нет). Если бы описываемые вещи были помещены в будущее, или в неизвестное прошлое, или в какую-то особую "Зону" (модное место!), можно было бы проникнуться. А в наше время? Так нет этого. Как бы Вы читали рассказ, который начинался фразой: "20 ноября 2000 года произошел конец света"? Со скукой. А жаль. Сам текст о мертвецах очень мил. А то получается как после того диаметрального несовпадения прогнозов тихой сухой погоды и разыгравшегося ненастья. Помните фразу, приписываемую Лужкову, высказанную в адрес работников метеоцентра? "Они что, в окно не смотрят?".

Гаврилов Марий. Проза.

Вот здесь, кажется, материала достаточно не для одной лабораторной работы. И автор 1955 года рождения повидал в своей жизни, и интеллектуальный багаж у него впечатляющ. Но что он пишет? И как?

Из того, что опубликовано в Самиздате, я распечатал рассказы и повесть. Повесть на пятьдесят (50!) листов. Распечатал, так сказать, чтобы, отъехав в родные пенаты на выходные, почитать вдали от компьютера и стрессов. И так.

Белая обезьянка. Не впечатлила. Милая история. Отрывок из быстротекущей жизни, напоминающий о чем-то забытом или замельтешившем и стершимся. Может быть, сработала бы как часть более длинной вещи. Для автора, возможно, срабатывает как часть действительной собственной жизни. Или как эпизод из десятка подобных наблюдений, объединенных какой-то общей мыслью. В автобусе малыши - мальчик и девочка. Играют, глядя в окно, на тему кто первым что увидит. Девочка утверждает, что видела белую обезьянку. Мальчик не видел, подозревает, что его обманывают, разочарован, но и оспорить не может, автобус то уже проехал. Автор, мучимый приступом сентиментальности, приходит домой и размышляет об увиденном , то ли сожалея об упущенном в жизни, то ли обдумывая вновь открытые законы бытия. Но философского осмысления открывшейся глубины не получилось. Мелковато для прыжков с вышки.

"Главврач". Здесь мы впервые (по имени) встречаемся с героем, от лица которого ведется повествование. Это Изяслав. Изя. А дальше.… Наверное, скорее очерк. А еще более интеллигентное нытье по поводу санаторно-курортной системы с тональностью огорченного восприятия распределением благ в этой жизни. Затем все это плавно переходит на тему антисемитизма главного врача курортного заведения с уклоном в обобщения и размышления. И не то, чтобы эта тема навязла.… Эта тема как лакмусовая бумажка, сразу покажет, какого цвета флаг обмотан вокруг твоего туловища. Но сетования останутся сетованиями в любом оформлении и формате, как ты их не называй хоть рассказ, хоть роман. Даже если это крик души.

"Пропащая" Безусловно, что автор черпает свои темы из своей личной неординарной жизни. Кто-то (ох уж эта моя приблизительность!) сказал, что каждый может гарантированно написать одну интересную книгу о своей жизни. Не факт. Вот читаю этот рассказ. И в процессе чтения физически ощущаю, что рассказ распадается на две части, как разбитая чашка, склеенная канцелярским клеем, от налитого в нее кипятка. Первая часть - о проблемах и трудностях ремонта квартиры с помощью привлеченных умельцев-шабашников и связанных с этим неудобствах. (Как сказал один дачник, с вздохом оглядев предложенную для летнего проживания жилплощадь: - А где тут у Вас неудобства?). Вторая часть о том, как во время этого ремонта хозяин квартиры сидит в сети и бродит по сайтам знакомств. (При живой жене, что, впрочем, не является отрицательной характеристикой). Первая часть безмолвно зависла на уровне укладывания плитки в ванной, вторая перепрыгнула через одно неудачное знакомство и подробнее остановилась на втором. Девица пообщалась с Изей, поговорила, соскучилась и исчезла. Он расстроился конечно, но, в конце концов, плюнул. И действительно, чего расстраиваться?

Повесть "Парализованная кукла". Ну вот. Начинается самое главное. 50 листов. Тут уж зарисовками не обойдешься. (Может быть). Читаю.

И вот, что хочется сказать после прочтения. Во-первых, грамотное письмо и ясное выражение предполагаемого смысла облегчает жизнь критику и избавляет случайного читателя от головной боли. Спасибо. Вообще, техническая придирка только одна. Мелочь. Ананас. Ананас, принесенной женщиной, встречи с которой главный герой (Изя) ждал более всего, был им порезан дважды. Первый раз, когда она ушла в ванную. Затем он порезал его еще раз. Непонятно. Или сразу не дорезал, или захотел порубить помельче. В остальном - язык и стиль интеллигентного образованного человека нареканий не вызывает. Сюжет прост. Человек приходит домой, обнаруживает записку, что дочку вместе с женой на скорой увезли в больницу, и, ожидая до позднего вечера их возвращения, вспоминает и обдумывает свою жизнь.

Страшное чтение. Страшное - не художественными достоинствами текста, а описываемыми событиями. Неуклонный минор, исполняемый на противоестественных ударных инструментах. Только к литературе как к искусству это имеет все же отдаленное отношение. Могли быть развиты в неплохие рассказы тема с женщиной, стремящейся уехать в Израиль и предложившей помощь Изе в этом нелегком деле. (Именно она принесла ананас). Тема болезни главного героя, тема тестя и тещи. Хорош эпизод с дочкой, пытающейся спрятаться под стол, узнав, что мама и папа бывшие коммунисты. Некоторые размышления автора в камертоне, но в целом - скучно. И не в том смысле, что хочется развлечений там, где автор раскладывает пасьянсом трагедию собственной жизни, а просто скучно. И не качество проживаемой жизни на этих страницах тому виной, а отсутствие чего-то важного. Какого-то смысла во всем этом. Непроизвольного сострадания. Ответа на какой-то вопрос, который автор себе не задает то ли по причине преждевременности итогов, то ли отсутствия ясности по этому поводу… А так…. Получилась талантливая и печальная стенограмма части прожитой жизни, которая закончилась вот здесь, а могла бы и на две страницы раньше. Просто дочка из больницы только что вернулась. Кажется, что у нее все в порядке. Слава богу.

У Геолог 2000

19.11 - Опыт социологического исследования "Пуп земли"

Он здесь, он среди нас, он рядом, тот, который каждым словом, каждым телодвижением говорит о себе: - О пуп, ты верх! Совершенства. Даже сверх. Кратенький портрет пупа прилагается.

Пуп величав, строен и красив, по крайней мере думает так о себе. Ходит в строгом костюме, иногда с элементами богемности, иногда просто в джинсах, но каждым движением подчеркивает свою исключительность - типа дарит себя окружающим, как рубль. Пуп угодлив с начальством, порой до лебезивости, пуп не замечает равных себе по должности, ну кроме тех, кто ему сейчас нужен, пуп груб и хамовит с подчиненными. В семье у него как правило наличествуют тихая незлобивая жена, ведь противоположности сходятся, тихий забитый сын (дочь), тихая - бывают и такие - теща по воскресеньям.

С большой долей вероятности, доходящей до одной трети, пуп закончил инъяз. Знает английский, часто с оксфордским прононсом, по крайней мере говорит, что знает, кроме этого ничем в профессиональном смысле похвастаться не может. Второй не менее распространенный вариант профессии пупа - околокомпьютерные специальности. В этом случае пуп вальяжен, смотрит загадочно, выражается туманно, но всех неспециалистов динамит по полной программе. Со специалистами осторожен, что не исключает, впрочем, спонтанных проявлений хамства. Часто встречается в компьтерных магазинах, фирмах и фирмочках, и еще на компьютерных толчках, где парит мозги покупателям околокомпьютерным сленгом, по крайней мере сам думает так, что этот сленг околокомпьютерный, да еще делится с соседями впечатлениями о после вчерашнего. Достигает вершин красноречия в процессе всучивания залежалого товара, но мгновенно становится замкнут и холоден при попытках обменять брак.

Пуп не любит ответственности, при любой возможности стремительно сваливает ее на окружающих. Пуп не любит принимать решения, за которые потом придется отвечать. Те решения, за которые отвечать будут другие, принимает быстро и с радостью. Пуп постоянно чем-то занят, куда-то звонит, куда-то бежит, с кем-то договаривается. И вообще пуп - отчаянный карьерист, но это дело почему-то у него редко получается, теперь везде требуют результат, а с этим у пупа напряженно.

Пуп в грош не ставит друзей, да у него их и нет в общепринятом смысле слова. Есть нужные люди, которые помогают пупу обделывать нужные делишки. Да еще есть дурни, кои никак не могут осознать, что после использования пуп их выбросит из памяти, как одноразовый стаканчик.

Пуп любит классический рок, литературу позднего постмодернизма и импрессионизм в живописи, по крайней мере говорит, что любит. Пуп в курсе всех новостей из культурной жизни столицы. Пуп лощен и просвещен. Почему-то очень часто пуп носит бороду и думает, что она его красит. Глядя на уверенную поступь пупа по земной поверхности, невольно предаешься размышлениям о бренности всего земного и проникаешься чувством глубокой мировой скорби.

И я скромно надеюсь, что наступит светлое время, когда откроются тайники душ человеческих, и воссияет звезда в полуночи, и вознесется в небо звонкая песня, и писано будет золотом на транспарантах праздничных - О пуп, ты прыщ!

У Сергей Чернодятлов 2000



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное