Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Читаем с нами. Книги о бизнесе

  Все выпуски  

Читаем с нами. Книжное обозрение.


Евгений Лотош aka Злобный Ых

Нэнси Кресс "Испанские нищие"

Те, кто считает, что уравниловку придумали русские коммунисты, жестоко ошибается. Топить тех, кто поднимается над уровнем толпы - это давная привычка человеческого рода. Выдающиеся физические стати еще можно простить при условии, что ты играешь по общим правилам. Но выдающиеся умственные способности абсолютно непростительны - ведь умник стадным инстинктам не подчиняется. И особенно их нельзя простить, если они получены в результате генетических модификаций.

Это так немного - лишить человека потребности во сне! Но во сне человек проводит треть жизни. И, следовательно, Неспящие живут в полтора раза больше: двадцать четыре часа в сутки против шестнадцати у всех прочих. И благодаря этому лишнему времени у них есть возможность учиться и работать куда больше, чем остальным. Богатство и процветание является естественным следствием такого положения вещей, но и зависть и ненависть - тоже. И поэтому Неспящие оказываются поражены в правах, их линчуют, увольняют, запрещают заниматься тем, что позволено остальным людям. Возникают общества Спящих, принципиально не потребляющих продукцию предприятий Неспящих, и политикан искуссно играют на чувствах избирателей, чтобы заработать себе не только дополнительные очки, но и деньги. Ненависть вздымается в обществе захлестывающей волной, и Неспящим не остается иного выхода, кроме как основать Убежище, куда допущены лишь избранные. Но Убежище на земле ненадежно, оно слишком легко уязвимо. И поэтому следующий шаг - это космос.

Голоса отдельных Неспящих, пытающихся остановить собратьев от гибельной самоизоляции, тонут в общем кличе "Ату их!" И появляется на орбите гигантская орбитальная станция с общиной Неспящих, управляемая жесткой авторитарной рукой. Суровые времена требуют суровых решений, и жизнь отдельного члена общины уже не значит ничего по сравнению с выживанием общины в целом. И остается лишь слабая надежда, что новое поколение сумеет найти выход из тупика ненависти и противостояния...

Хорошая научная фантастика в стиле восьмидесятых. Автор достаточно грамотно строит декорации, практически не допуская ляпов и фактических ошибок. Однако оборотной стороной медали являются рваный сюжет и относительно низкие литературные качества текста. Если вы любите хорошую научную фантастику, то прочитать роман определенно стоит. В противном случае решайте сами.

Жанр: НФ
Оценка (0-10): 7
Ссылка: Мошков
Приблизительный объем чистого текста: 590 kb




Цитаты:

Письмо было не толще любого другого, но подобные письма они получали так редко, что Ричард встревожился.

- Там может быть взрывчатка.

Лейша посмотрела на письмо, лежавшее на столике в прихожей. "МИСС ЛЕЙШИ КЭМДЕН". Большими печатными буквами, с орфографической ошибкой.

- Похоже, писал ребенок, - заметила она.

Ричард опустил голову и широко расставил ноги. На лице отразилась смертельная усталость.

- Возможно, кто-то нарочно подделал почерк ребенка. Считается, что, вскрывая детское письмо, ты будешь менее осторожна.

- Ричард, мы сходим с ума?

- Да. На данный момент.

Неделю назад в "Новоанглийском медицинском журнале" появилась трезвая статья Сьюзан. Часом позже радиовещание и компьютерные сети новостей потряс взрыв досужих домыслов, драматических прогнозов, ярости и страха. Лейша и Ричард, а также все члены Группы пытались выяснить, какое же мнение преобладает: рассуждения ("Неспящие, возможно, проживут века, и это приведет к..."); драматические прогнозы ("Если Неспящий будет жениться только на Спящих, то за свою жизнь он переменит дюжину жен и народит несколько десятков детей..."); ярость ("Нарушение законов природы привело к появлению так называемых людей, которым несправедливо дано преимущество во времени, чтобы аккумулировать власть и собственность..."); и страх ("Скоро ли Суперраса захватит власть?").

- Просто все боятся по-разному, - подвела итог Кэролин Риццоло.

Лейша сдавала дипломные экзамены. Каждый день она слышала замечания - и по дороге в студгородок, и в коридорах, и в классах; каждый день она забывала о них во время труднейших экзаменов. Потом, опустошенная, она молча шагала домой, к Ричарду, чувствуя взгляды людей на улице, зная, что ее телохранитель Брюс рядом.

- Все пройдет, - говорила Лейша.

В городке Солт-Спрингс, штат Техас, власти приняли постановление о запрете выдачи Неспящим лицензии на торговлю спиртным. Поскольку гражданские права основываются на положении Декларации Независимости "все люди созданы равными", а к Неспящим это явно не относится. Ни в самом городке, ни на сто миль вокруг не было ни одного Неспящего, и уж тем более ни один из них не собирался торговать спиртным, но эта глупейшая история была подхвачена агентством "Юнайтед Пресс" и Компьютерной сетью новостей, и тотчас по всей стране появились горячие статьи как за, так и против.

За первой ласточкой последовали другие. В Поллуксе, штат Пенсильвания, разрешалось отказывать Неспящим в найме жилья под тем предлогом, что их длительное бодрствование увеличивает как износ мебели, так и счета за коммунальные услуги. В Крэнстон-Истейтс, штат Калифорния, Неспящим запретили заниматься бизнесом, связанным с круглосуточной торговлей - так называемая неравная конкуренция. В Ирокез-Каунти, штат Нью-Йорк, Неспящие не могли отныне входить в состав присяжных, потому что подобный суд не подпадает под определение "суда равных по положению людей".

- Все эти решения можно опротестовать, - заметила Лейша. - Но, Боже мой, сколько же придется угробить денег и времени на писанину! - Она поймала себя на мысли, что говорит точь-в-точь как отец.

В штате Джорджия, где гомосексуализм еще оставался наказуемым, отнесли интимную связь между Неспящими и Спящими к уголовным преступлениям третьей степени наряду со скотоложеством.

Разработанный Кевином Бейкером пакет программ позволял с большой скоростью просматривать информацию, касающуюся дискриминации или прямых нападок на Неспящих. Эти файлы имелись в спецсети. Лейша просмотрела их и связалась с Кевином.

- Не мог бы ты создать параллельную программу, регистрирующую случаи защиты Неспящих? Картина получается однобокая.

- Ты права, - ответил озадаченный Кевин. - Я об этом не подумал.

Больше всего Лейшу огорчало отношение к Неспящим детям. Их сторонились одноклассники, обижали братья и сестры, избивали местные хулиганы, и даже собственные родители смотрели косо - ребенок, который будет жить столетия, смущал. Школьный совет в Колд-Ривер, штат Айова, проголосовал за то, чтобы не принимать таких детей в обычные классы, так как их быстрые успехи "создают чувство неполноценности у других детей". Совет выделил средства, позволившие Неспящим детям приглашать учителей на дом. Но среди педагогов не нашлось добровольцев. Все свободное время Лейша разговаривала с малышами по компьютерной сети.

А Стелла Бевингтон почему-то перестала пользоваться своим модемом.

Кевин составил сборник статей, требовавших справедливости к Неспящим. Школьный совет Денвера выделил фонды на проект, в рамках которого одаренные ученики, в том числе и Неспящие, должны были стать коллективными наставниками младших детей. В Рив-Бо, штат Луизиана, Неспящую Даниель дю Шерней выбрали в Городской совет, хотя ей было всего двадцать два.

Престижная фирма Хейли-Холл, занимающаяся медицинскими исследованиями, широко рекламировала факт приема на работу Кристофера Эмрена. Неспящего, имевшего степень доктора.

Дора Кларк, Неспящая из Далласа, распечатала адресованное ей письмо, и взрыв пластиковой бомбы оставил ее без руки.

Лейша и Ричард смотрели на конверт в прихожей. Кремовая плотная бумага окрашена под пергамент. Обратный адрес отсутствует. Ричард позвонил Лиз Бишоп, Неспящей, которая заканчивала колледж по уголовному праву в Мичигане. И хотя они не были знакомы, девушка подробно проконсультировала их и предложила помощь.

Ричард и Лейша проделали все по инструкции в подвале своего дома. Ничего не случилось. Письмо было вскрыто:

"Дорогая мисс Кэмден!

Мне очень жаль, что приходится увольняться, но профсоюз вынуждает. На вашем месте я бы попытался найти другого телохранителя на стороне. Будьте осторожны. Еще раз извините, но мне тоже жить надо.

Брюс.

- Смех сквозь слезы, - сказала Лейша. - Мы с тобой доставали все это снаряжение, несколько часов возились, чтобы взрывное устройство не сработало...

- Согласись, что ничем существенным я не пожертвовал, - печально заметил Ричард.

С тех пор как Неспящие попали в немилость, клиенты его консалтинговой фирмы, за исключением двух, закрыли свои счета. Ничего удивительного - они зависели от рынка, а следовательно, от общественного мнения.

Компьютер Лейши, настроенный на спецсеть, взвыл сигналом срочного вызова. Это был Тони Индивино.

- Лейша, мне нужна твоя помощь как юриста. Мне пытаются навязать драчку по поводу Убежища. Пожалуйста, вылетай.




Во вторник отмечали День Памяти. Мири тщательно оделась в черные шорты и тунику. Мрачные формы ее цепочек двигались в унисон плоским овалам мыслей. К религиозным праздникам в Убежище относились по-разному; некоторые справляли Рождество, Рамадан, Пасху, Йом Кипур или Дивали; многие вообще ничего не отмечали. Но общими для всех считались два праздника - Четвертое июля и День Памяти, 15 апреля.

На центральной площади собралась толпа. Парк расширили, накрыв соседние поля с суперпродуктивными растениями временной решеткой из распыленного пластика, достаточно прочной и просторной, чтобы выдержать всех обитателей Убежища. Те немногие, кто не мог оставить работу или был болен, сидели у экранов. Над толпой парила платформа для оратора. Высоко над ней плыла опустевшая Игровая.

Стояли в основном семьями. Но Мири и Тони находились в группе других Суперов, скрытой тенью энергетического купола. Мири подумала, что мама даже не стала искать их: ее. Тони и Али. У Гермионы родился ребенок, которому она отдавала все свое время. Никто не объяснил Мири, почему этот младенец, как и маленькая Ребекка, был Нормом. И Мири не допытывалась.

Где же Джоан? Мири вертелась во все стороны, но нигде не видела семью Лукас.

Дженнифер Шарафи, облаченная в черный аббай, поднялась на платформу. Сердце Мири наполнилось гордостью. Бабушка была красивее мамы или тети Наджлы. А сосредоточенное, решительное выражение ее лица всегда вызывало у Мири цепочки и поперечные связи, представлявшие ум и силу воли человека. Никто не мог сравниться с бабушкой.

- Граждане Убежища, - ровный голос Дженнифер, усиленный микрофоном, доносился до всех уголков орбитального комплекса. - Невзирая на то, что правительство Соединенных Штатов называет нас своими гражданами, мы думаем иначе. Ни одна еще навязанная сверху власть не была действенной. Правительство, которое не в состоянии признать тот факт, что люди не созданы равными, не может распоряжаться нами. Правительство, позволяющее нищим претендовать на продуктивный труд других, не имеет морального права руководить нами.

Сегодня, в День Памяти, мы утверждаем, что Убежище имеет право на собственное правительство, на собственное представление о реальности, на плоды собственного продуктивного труда. К сожалению, пока мы не имеем возможности реализовать свои права. Мы несвободны. Нам не разрешают занять свое "особое и равноправное положение, предназначенное законами природы и Господа". Благодаря предвидению нашего основателя Энтони Индивино у нас есть Убежище, но нет независимости.

- П-п-пока, - решительно прошептал Тони на ухо Мири. Она сжала его руку и приподнялась на цыпочки, оглядывая толпу в поисках Джоан.

- И все же мы многого добились, - продолжала Дженнифер. - Находясь под юрисдикцией штата Нью-Йорк, мы ни разу за тридцать три года не обращались туда с судебным иском и не подвергались преследованиям. Мы проводим в жизнь собственное правосудие. Подчиняясь требованиям, мы выправляем лицензии для наших брокеров, врачей, адвокатов и даже учителей. Мы законопослушны даже в тех случаях, когда приходится жить какое-то время среди нищих и повиноваться их глупым правилам.

Мири наконец заметила Джоан. Она продиралась сквозь толпу, расталкивая всех локтями, и Мири страшно удивилась, увидев, что подруга не надела положенный траур. На ней были темно-зеленые шорты и топ. Мири изо всех сил замахала ей рукой.

- Но существует одно требование нищих, которое мы не можем игнорировать, - сказала Дженнифер. - Налоги. Чтобы обеспечивать миллионы непродуктивных Жителей Соединенных Штатов, Убежище ограблено на сумму, составляющую 64,8 процента годового дохода, под видом федеральных налогов и налогов штата. Мы не можем бороться с этим, не подвергая риску Убежище. Мы можем только помнить, что это означает - с точки зрения морали, политики, истории. И каждый год 15 апреля, когда нас беззастенчиво грабят, мы об этом вспоминаем.

Красивое личико Джоан припухло и хранило следы слез. Мири попыталась припомнить, когда она в последний раз видела, чтобы кто-нибудь в возрасте Джоан плакал. Взрослые пытались мягко расспрашивать девочку, но она, не обращая ни на кого внимания, протискивалась к Мири.

- Мы помним ненависть к Неспящим на Земле. Мы помним...

- Пойдем со мной. - Джоан потащила подругу на другую сторону энергетического купола, пока кривизна поверхности не заслонила от них Дженнифер. Однако голос Дженнифер доносился до них так же ясно, как если бы она стояла рядом с дрожащей всем телом Джоан. В мозгу у Мири взорвались цепочки. Она никогда не видела, чтобы Нормы дрожали.

- Знаешь, что они сделали. Мири?

- К-кто? Ч-ч-ч-что?

- Они убили младенца!

У Мири потемнело в глазах, и она осела на землю.

- Н-н-нищие? К-к-как?

Беременность мамы Джоан насчитывала всего несколько недель, и она не покидала Убежища. Значит, нищие уже здесь...

- Не нищие! Совет! Под председательством твоей драгоценной бабушки!

Клубок цепочек распутался и порвался. Нервная система Мири всегда балансировала на грани биохимической истерики. Закрыв глаза. Мири овладела собой.

- Ч-ч-что п-п-произошло, Д-джоан?

Спокойствие Мири немного отрезвило Джоан. Она соскользнула на траву рядом с Мири и обхватила руками колени.

- Мама позвала меня в кабинет, как раз когда я собиралась переодеться ко Дню Памяти. Она лежала на платформе для секса и плакала. Совет принял решение прервать беременность, - продолжала Джоан. - Меня это удивило - если предварительные тесты показывают сильные отклонения в ДНК, происходит самопроизвольный выкидыш. При чем здесь Совет?

- Ч-ч-что они с-с-сделали?

- Мама сказала, что все ДНК совершенно здоровы.

Голос Дженнифер окружал их со всех сторон:

- ...предположение о том, что из-за их слабости они автоматически имеют право на труд сильных...

- Я спросила маму, почему Совет приказал сделать это, если ребенок нормальный. Она ответила, что это настоятельная рекомендация и они с папой собираются подчиниться. И снова заплакала. Генный анализ показал, что ребенок...

Она не могла выговорить. Мири обняла подругу одной рукой.

- ...он... Спящий.

Мири отдернула руку и тотчас горько пожалела об этом, но было уже поздно. Джоан вскочила на ноги.

- Ты тоже считаешь, что маме надо сделать аборт!

Мири не была уверена. В ее голове кружились цепочки: генетическая регрессия, избыточность информации в ДНК, детская, лаборатория, продуктивность... нищие. Она вспомнила Тони на руках у своей мамы, бабушку, поднимающую Мири вверх, чтобы показать ей звезды...

Голос Дженнифер стал громче:

- Прежде всего помнить, что мораль определяют те, кто вносит в жизнь свой вклад...

Джоан закричала:

- Я больше никогда не буду дружить с тобой, Миранда Шарафи! - Она уже бежала прочь, ее длинные ноги мелькали под зелеными шортами, которые ей не следовало носить в День Памяти.

- П-п-подожди! - закричала Мири. - П-п-подожди! Я думаю, ч-что С-с-совет н-н-не п-п-прав! - Но Джоан не остановилась.

Медленно, неуклюже Мири поднялась с земли и направилась в лабораторию Научного купола номер четыре. Терминалы обрабатывали программы. Мири выключила их и смахнула все распечатки со своего стола.

- Ч-ч-черт! - Она вложила в это слово всю боль. Ее цепочек недостаточно. Мири ощутила внутреннюю пустоту, в которой кружился по спирали братик Джоан, Спящий, которого завтра уже не будет, как нет недостающего фрагмента в мысленном уравнении. Теперь Джоан ее ненавидит.

Мири скорчилась под столом и зарыдала.

Там и нашла ее Дженнифер спустя два часа после митинга. Мири услышала, как бабушка остановилась в дверях и не колеблясь пересекла комнату, будто уже знала, где Мири.

- Миранда! Вылезай.

- Н-н-нет.

- Джоан рассказала тебе, что ее мать носит зародыш Спящего, который должен быть уничтожен.

- Этот р-р-ребенок м-м-мог б-бы ж-ж-жить. Он н-н-нормальный в-в-во в-всех д-д-других отношениях. И они т-т-так х-х-хотели его!

- Родители сами должны принять решение. Никто не в силах сделать за них этот выбор.

- Т-тогда п-п-почему Д-Джоан и ее м-м-мама п-п-плачут?

- Потому что необходимое иногда очень трудно. Они еще не научились принимать суровую действительность философски. Запомни, Мири. Сожаление непродуктивно. Так же, как вина или горе, хоть я и испытывала и то, и другое в отношении тех пяти зародышей Спящих, которые появились в Убежище.

- П-п-пяти?

- Да. Пять за тридцать один год. И все родители, как родители Джоан, предпочли поступить так же, потому что осознали суровую необходимость. Ребенок-Спящий - нищий, а сильные, продуктивные личности не признают паразитических претензий нищих. Благотворительность - это отдельный вопрос.

- Р-р-ребенок-С-спящий б-б-был бы п-п-продуктивным!




Архив рассылки доступен здесь.

Хотите опубликовать свою рецензию? Пришлите ее редактору (в поле Subject укажите "Читаем с нами").




В избранное