Мне сон был: залитое солнцем
Туманное величие земли,
Засохший хвойный лес, в лесу дорога,
А по обочинам дымящие угли.
К чему бы?
Возможность снова прикоснуться к волшебному миру поэзии - это всегда интересно.
И мы продолжаем знакомство с лирикой Кузнецова.
02.08.05 ЭТИКА Пожалуй это одна из наиболее сложных и запутанных тем в философии. Этическим, нравственным
нормам и правилам нет числа, сколько построений было сделано! Сколько попыток вывести
единый закон или хоть как-то унифицировать своды этических правил. Все это ни к чему
не привело. Единых норм как не было, так и нет. Никому еще не удалось развить этику,
как внесистемную дисциплину. В основе любого этического построения всегда находилось
некоторое мировоззрение, что изначально обрекало это построение на ограниченность.
Мир нравственных столкновений - это мир реальных людей, каждый из которых способен увидеть мир
по-разному. Реальный мир это десятки и тысячи мировоззрений и навязывать этому кипящему котлу
какие-то нормы не то, что сложно, а даже и опасно. Цена ошибки слишком высока, ведь прямой
результат этики в действии - отношения между людьми. Искусственно навязанная этика страшная
вещь. Поступки людей в рамках искусственных этических норм представляются тем более
ужасающими, что в рамках этих норм они могут быть оправданы. Достаточно вспомнить не такую
уж и давнюю травлю "врагов народа", вспомним знаменитый тезис о том, что "сын за отца не
отвечает" и прочие этические извращения советского времени.
Сейчас существует огромное количество разнообразных исторически сложившихся этических концепций.
Это и различные формы кантианства, это христианская этика, разнообразные восточные верования. Но
ведь не трудно заметить, что несмотря на такую пестроту взглядов и этических норм люди в основном
умудряются довольно мирно уживаться и это при полном отсутствии единого этического кодекса!
Как такое возможно? Похоже, что здесь мы сталкиваемся с тем редким случаем, когда эмпирическая
этика вытесняет все осталное. И похоже, что в наше сумбурное время по-другому жить просто
невозможно.
Существует одно простое правило. Можно быть буддистом, материалистом, католиком, протестантом,
но все этические концепции свойственные любой вере и мировоззрению должны быть запакованы в плотную
оболочку методов поведения, выведенных чисто эмпирически, на основании опыта, иначе сказать - методы
эмпирической этики. И это вовсе не теоретический посыл. Это именно та практика, которая и используется
сейчас повсеместно. На этой основе строятся например принципы межконфессионального и межгосударственного
общения. К примеру некая проблема, принципиально по-разному трактуемая конфессиями просто не будет
упоминаться. В результате мы получим некоторый неструктурированный свод правил и методов поведения.
Совершенно очевидно, что мы пока просто не доросли до другой формы структурного
обобщения этики. Любая другая попытка глобализации этики на основе будь то веры, мировоззрения или
каких-то философских концепций заранее обречена на провал.