Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Shosh.ru - Заметки о магии окружающего мира. Этика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Shosh.ru

02.08.05 РЕЛИЗ
Мне сон был: залитое солнцем 
Туманное величие земли, 
Засохший хвойный лес, в лесу дорога,
А по обочинам дымящие угли.
К чему бы?

   Возможность снова прикоснуться к волшебному миру поэзии - это всегда интересно. И мы продолжаем знакомство с лирикой Кузнецова.

02.08.05 ЭТИКА
   Пожалуй это одна из наиболее сложных и запутанных тем в философии. Этическим, нравственным нормам и правилам нет числа, сколько построений было сделано! Сколько попыток вывести единый закон или хоть как-то унифицировать своды этических правил. Все это ни к чему не привело. Единых норм как не было, так и нет. Никому еще не удалось развить этику, как внесистемную дисциплину. В основе любого этического построения всегда находилось некоторое мировоззрение, что изначально обрекало это построение на ограниченность.
   Мир нравственных столкновений - это мир реальных людей, каждый из которых способен увидеть мир по-разному. Реальный мир это десятки и тысячи мировоззрений и навязывать этому кипящему котлу какие-то нормы не то, что сложно, а даже и опасно. Цена ошибки слишком высока, ведь прямой результат этики в действии - отношения между людьми. Искусственно навязанная этика страшная вещь. Поступки людей в рамках искусственных этических норм представляются тем более ужасающими, что в рамках этих норм они могут быть оправданы. Достаточно вспомнить не такую уж и давнюю травлю "врагов народа", вспомним знаменитый тезис о том, что "сын за отца не отвечает" и прочие этические извращения советского времени.
   Сейчас существует огромное количество разнообразных исторически сложившихся этических концепций. Это и различные формы кантианства, это христианская этика, разнообразные восточные верования. Но ведь не трудно заметить, что несмотря на такую пестроту взглядов и этических норм люди в основном умудряются довольно мирно уживаться и это при полном отсутствии единого этического кодекса! Как такое возможно? Похоже, что здесь мы сталкиваемся с тем редким случаем, когда эмпирическая этика вытесняет все осталное. И похоже, что в наше сумбурное время по-другому жить просто невозможно.
   Существует одно простое правило. Можно быть буддистом, материалистом, католиком, протестантом, но все этические концепции свойственные любой вере и мировоззрению должны быть запакованы в плотную оболочку методов поведения, выведенных чисто эмпирически, на основании опыта, иначе сказать - методы эмпирической этики. И это вовсе не теоретический посыл. Это именно та практика, которая и используется сейчас повсеместно. На этой основе строятся например принципы межконфессионального и межгосударственного общения. К примеру некая проблема, принципиально по-разному трактуемая конфессиями просто не будет упоминаться. В результате мы получим некоторый неструктурированный свод правил и методов поведения.
   Совершенно очевидно, что мы пока просто не доросли до другой формы структурного обобщения этики. Любая другая попытка глобализации этики на основе будь то веры, мировоззрения или каких-то философских концепций заранее обречена на провал.

Прямая связь
 


Copyright shosh.ru     e-mail:in@shosh.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: lit.review.shosh
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное