Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Живая :) рассылка. Интернет-маркетинг


Об авторе

Содержание книги

Отзывы читателей


В марте компания СУП (владеющая блог-хостингом livejournal.com) приняла решение отменить базовые бесплатные аккаунты. Это относится к новым пользователям – они должны будут либо сразу смотреть рекламу и пользоваться блог-платформой бесплатно, либо заплатить небольшую сумму и получить ряд дополнительных возможностей.

Но российская блогосфера поняла это событие по своему. Один лагерь предлагает бойкотировать ЖЖ – провести 21 марта «День без контента», то есть не писать ничего в дневники, не комментировать чужие записи и вообще не заходить в Живой Журнал, чтобы показать силу сообщества. Другая сторона считает действия бойкотчиков надуманными и предлагает выгнать всех недовольных из ЖЖ.

Кто из них прав?

Забавно, что по сути протест не имеет почти никакого отношения к проводимым изменениям. Для старых пользователей ничего не меняется (а сейчас СУП и вовсе принял решение вернуть все по старому). Однако важен факт потери контроля пользователями над своим дневником, в который они вкладывали время, привлекали читателей и т.п. Оказывается, в один печальный день кто-то может решить, что теперь у вас дома нужно переклеить обои или вообще не пускать домой.

Налицо принцип приобретенного дефицита из социальной психологии. Когда у людей отнимают что-то привычное, ситуация может быстро накалиться. В политической ситуации это может привести к революции, в бизнес-ситуации — к потере контакта и сокращению числа клиентов.

Конечно, ЖЖ – очень крупный блог-хостинг, но далеко не единственный, и все недовольные могут выбрать массу других бесплатных мест, где вести блог. Ценность блога – в связях между людьми, «френдах», которые читают дневник. А перетащить френдов на новое место сложно – они тоже обросли связями, которые не хочется рвать. В этом смысле угроза «приобретаемого дефицита» может удержать блоггеров на привычной площадке.

Удивительно, как livejournal.com сам себя поставил в неприятное положение. Конечно, они вправе думать о том, как зарабатывать деньги, и показывать рекламу на своих страницах. Многие интернет-сервисы показывают рекламу, и никто не возражает. В конце концов, есть даже программные способы ее отключения. Однако неуклюжесть действий или отсутствие единой воли руководства СУПа привела к протестам, которых можно было легко избежать.

Как же решить эти проблемы и без принуждения переманить их на свою сторону?

“Справедливый процесс” был разработан психологами, которые пытались понять, что заставляет людей доверять закону, подчиняться его требованиям без принуждения. И описан в книге “Стратегия голубого океана” Чан Кина и Рене Моборн.

Как выяснилось, степень удовлетворенности людей судебным решением и готовность его исполнять зависит от того, верят ли они в честную игру. В менеджменте и ведении блога это тоже применимо. Если люди воспринимают процесс как справедливый, это вдохновляет их на совместное добровольное сотрудничество.

Например, ваши читатели не обязаны оставлять комментарии или писать для вас гостевые посты. Или сотрудники не должны оставаться после работы, чтобы придумать новый проект. Но и те, и другие сделают это, если вы выполните 3 усиливающих друг друга условия “справедливого процесса”.

1. Вовлеченность.
Если что-то может повлиять на вас лично, наверное вы захотите иметь возможность высказаться. Тот, кто планирует оказывать влияние, должен позаботиться о том, чтобы у читателей блога была такая возможность. Дайте высказаться всем желающим, предложить свои способы решения задач. Это показывает, что вы уважаете читателей и их идеи.
Для блоггеров простейшие способы вовлечения - конкурсы, опросы, награды. Важно также не просто вовлечь, но и не забыть потом использовать результаты опроса, наградить всех участников конкурса, в общем случае - дать всем обратную связь.
Для новых проектов хороший способ вовлечь интернет-пользователей - завести реалити-блог.

2. Объяснение.
Если человек понимает мотивы принятия того или иного решения, он обретает уверенность в том, что его идеи или ожидания будут учтены. Для него решение становится справедливым. Даже если его личные предложения или ответы на вопросы не совпадают с мнением большинства, объяснение позволяет человеку поверить в правильность намерений (автора блога, менеджемента, …).
В процессе объяснений наверняка найдутся те, кто не понял - это шанс для них задать лишние вопросы, а для вас - повысить вовлеченность.

3. Ясность ожиданий.
После принятия решения тот, кто принял решение, должен объяснить новые правила игры. Чего ждать от новых авторов блога? Будет ли новый продукт из реалити-блога таким, как его представляют? Должен ли я буду платить за новую возможность? Особенно “правила игры” важны для мужчин, женщины более гибко подстраиваются под изменения ситуации.

Стоит сказать, что эти условия работают только вместе. Если выполнить только 2 из них, то ничего не получится.

В случае с отменой базовых аккаунтов в ЖЖ менеджмент блог-хостинга “забыл” посоветоваться с пользователями, которые собственно и создают Живой Журнал (нарушили условие вовлеченности). Объяснение было сделано, но так, что мало кто его понял правильно (факт объяснения не дает уверенности, что вас поняли правильно). А что с ясностью ожиданий в ЖЖ? Тоже туман: где гарантия, что ваш бесплатный аккаунт не переведут на условно-бесплатный (с показом рекламы) без вашего ведома? Где гарантия, что ваш дневник вообще не заблокируют, как это было с mr.parker?

Если выполнить три условия справедливого процесса, то можно получить доверие своих клиентов. И строить свою репутацию на прочном базисе понимающих и вовлеченных в процесс людей.

Понравился выпуск? Перешлите коллегам.
Есть с чем поспорить? Продолжим диалог на blogbook.ru


В избранное