Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Мариинского городского суда Кемеровской области:обзор дополнений федерального законодательства от 27 января



В первой половине последней недели января 2020 года вступают в силу дополнения федерального законодательства, касающиеся права на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей и в местах лишения свободы
Бушуев Алексей Владимирович,
консультант Мариинского городского суда
Кемеровской области
Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2019 года) принят в целях реформирования судебных средств правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей (содержания в исправительных учреждениях) подозреваемых, обвиняемых и осуждённых.
Как указывало Правительство Российской Федерации в пояснительной записке при внесении данного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, «постановлением Европейского Суда по правам человека от 10 января 2012 г. по жалобам № 42525/07 и № 60800/08 «Ананьев и другие против Российской Федерации» установлено наличие в Российской Федерации структурной проблемы ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы и отсутствие эффективных средств правовой защиты от соответствующих нарушений. При анализе российского законодательства Европейский Суд по правам человека (далее – Европейский Суд) констатировал неэффективность российских правозащитных механизмов восстановления нарушенных прав в результате ненадлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, в том числе возмещения причинённого вреда.
<…>
Анализ практики Европейского Суда по жалобам на нарушение условий содержания в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных учреждениях, в которых установлены соответствующие нарушения, показал, что суммы, присуждённые Европейским Судом, значительно превышают суммы компенсации, присуждённые решениями российских судов.
Внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации позволит создать эффективное национальное средство правовой защиты и его признание таковым Европейским Судом, а также перенести бремя защиты прав российских граждан на национальный уровень, что положительно скажется на имидже Российской Федерации и будет способствовать существенному сокращению расходов федерального бюджета, связанных с выплатой компенсаций по постановлениям Европейского Суда».
Статья 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяющая перечень прав подозреваемых и обвиняемых, дополнена новой частью четвёртой, согласно которой подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Одновременно с этим вышеназванный Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» дополнен статьёй 171 («Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей»), а Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации – статьёй 121 («Право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении»).
Дополненными нормами установлено, что подозреваемый, обвиняемый, а также лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание с исправительном учреждении, в случае нарушения условий их содержания под стражей или в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счёт казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей или содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей или содержания осуждённого в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьёй 1069 («Ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами») и статьёй 1070 («Ответственность за вред, причинённый незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда») Гражданского кодекса Российской Федерации.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей или содержания осуждённого в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении.
Большинство дополнений коснулось Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Так, часть 2 статьи 1 КАС РФ, определяющей предмет регулирования Кодекса, дополнена пунктом 21, согласно которому суды рассматривают в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Одновременно с этим часть 1 статьи 124 КАС РФ («Административное исковое заявление»), дополнена пунктом 6, согласно которой в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может содержать требования о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Глава 22 КАС РФ («Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих») дополнена статьёй 2271, регулирующей особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренной вышеназванной главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Такое административное исковое заявление должно содержать сведения, предусмотренные статьёй 220 КАС РФ, устанавливающей требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, а также требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, и реквизиты банковского счёта лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
На данном этапе уместно остановиться на государственной пошлине, уплачиваемой при подаче административных исковых заявлений, которые рассматриваются в настоящем обзоре. Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 491-ФЗ «О внесении изменения в статью 33319 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 28 декабря 2019 года), пункт 1 статьи 33319 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 16, согласно которому при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно рассматриваться судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, но с учётом особенностей, предусмотренных данной статьёй 2271 КАС РФ.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, поданного одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренной главой 22 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Следует обратить внимание, что если в рассматриваемом в настоящем обзоре административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причинённого нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьёй 161 КАС РФ («Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства»).
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать общим требованиям, предусмотренным статьёй 227 КАС РФ («Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями»).
При этом в мотивировочной части решение должно дополнительно содержать:
сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях;
обоснование размера компенсации и наименование органа (учреждения), допустившего нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в её присуждении.
В резолютивной части такое решение дополнительно должно содержать следующие сведения:
в случае отказа в присуждении компенсации – указание на это;
в случае присуждения компенсации – указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
Копии решения суда в трёхдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, административному ответчику, в орган, на который в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также иным заинтересованным лицам.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Одновременно с этим дополнением части 31 статьи 353 КАС РФ («Выдача исполнительного листа») установлено, что исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении вместе с копией судебного акта о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан направляется судом в орган, уполномоченный в соответствии с бюджетным законодательством исполнять решение о присуждении компенсации, не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя. Такой исполнительный лист должен содержать реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заключительными положениями Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Также предусмотрено, что в течение 180 дней со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу её приемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу рассматриваемого в настоящем обзоре Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нём даты обращения с жалобой в Европейский Суд и номера этой жалобы.
—————————————————————————————

В избранное