Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника Прикладная метафизика


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника 

9 марта 2004 года
Прикладная метафизика

     С вашего позволения, я сделаю этот выпуск "Хроники" 
несколько необычным. Я хотел бы рассказать здесь об одном 
довольно странном своем переживании, которое я назвал бы 
"мистическим опытом". Моя "Хроника" строится на вполне земной 
и трезвой аналитике, без обращения к какой-либо метафизике, 
которой и в других моих работах вдоволь. В ней много прогнозов, 
и часть из них сбывается. Все эти предсказания делаются на 
основании самых здравых и рациональных соображений; я могу 
пытаться играть роль аналитика, но никогда не претендовал на роль 
пророка, вещающего о будущих событиях на основании своего 
сокровенного знания или темных предчувствий.
     И тем не менее сейчас я хотел бы изменить этому правилу. Через 
несколько дней истекает срок полномочий президента Путина, и, 
наверно, поэтому я часто вспоминаю в последнее время, как это все 
начиналось. Первое известие о Владимире Путине настигло меня во 
Львове, в августе 1999-го: я поехал в этот город, увлекшись одной 
девушкой, жившей там и, как мне показалось, благосклонно 
отреагировавшей на меня в поезде, где мы познакомились. 
Романтическое приключение это обернулось пшиком, и когда, 
слегка обескураженный, но в целом удовлетворенный, я сидел 
на вокзале в ожидании поезда, с листа развернутой газеты на меня 
глянуло два лица - действующего президента Ельцина и его 
"преемника", как он его назвал, Путина. В среде московских 
политологов тогда господствовало мнение, что Ельцин, с его 
поистине фантастической непопулярностью, может только одним 
способом воздействовать на электоральные предпочтения - утопить 
любого политика, назначив его официальным претендентом 
на российский престол. Это было попросту смешно; если самого-то 
Ельцина давно никто всерьез не воспринимал, то что было говорить 
о его потугах основать в России некое подобие монархической 
системы, с передачей власти от "отца" к "сыну"! Я был 
не исключением, и скромная фигура преемника-Путина, 
с его серым пиджачком, тусклым взглядом и непроницаемой 
физиономией лишь укрепила меня в этом убеждении. Но что-то 
остановило меня, когда я хотел равнодушно перелистнуть страницу; 
газетное изображение Путина вызывало у меня странное ощущение, 
в котором я разобрался намного позже.
     Тогда мне показалось, что я где-то уже видел этого человека, 
только не мог вспомнить, где. Сама фамилия "Путин" отзывалась 
чем-то смутно знакомым. Я даже стал перебирать машинально своих 
приятелей, которые выглядели схожим образом, но внутреннего 
"толчка узнавания", который подсказал бы мне, что мне мерещилось 
именно это, так и не ощутил. Только недавно я понял, в чем тут дело. 
Что-то похожее я почувствовал, когда впервые услышал имя 
Ельцина. Это было сырым осенним вечером в Ленинграде; я шел 
по пустынной улице и по тогдашней своей привычке остановился 
взглянуть на газету (кажется, "Ленинградскую правду"), 
налепленную на стене. В желтом свете фонаря я едва разобрал 
строчки, поразившие меня своей необычностью: там было что-то 
о "политической ошибочности" поведения Ельцина, в ту пору 
секретаря Московского горкома, и его отставке. Тогда, пожалуй, 
в первый раз я пережил то, что я называю теперь "предчувствием": 
мне как будто смутно вспомнилось то, что еще только должно было 
случиться. 
     Нельзя сказать, что Ельцин и Путин сыграли очень уж большую 
роль в моей жизни, но в общем, достаточно заметную. Загадкой 
остается то, что я так выделил эти имена из общего потока знаков 
и символов, являвшихся мне на протяжении жизни. Единственным 
объяснением этого может быть только то, что я когда-то уже прожил 
свою жизнь, и теперь повторяю ее заново, с открытием чего-то давно 
известного, но полузабытого или забытого очень прочно. Очень 
близкое ощущение я испытывал, когда знакомился с произведениями 
искусства, которым суждено было в дальнейшем долго и мощно 
на меня воздействовать: "Искусством фуги" Баха, его же "Высокой 
мессой", картинами Брейгеля, романами Достоевского или стихами 
Лермонтова. Можно считать это просто эстетическим потрясением 
от великого создания, но невозможно объяснить таким образом, 
почему я так же сильно реагировал, когда видел, на первый взгляд, 
ничем не примечательные лица будущих руководителей страны 
или своей будущей жены.
     Читая это, вы вправе возмутиться: что это за "пророчество 
постфактум", какое оно может иметь ценность? Еще раз повторю, 
что на роль Кассандры я не претендую, но "Хронику" эту пишу все 
же не без тайной мысли, точнее, намерения. Не так давно я снова 
ощутил то чувство, о котором вам рассказываю; я хотел бы его 
проверить, и не один, а вместе с вами. Человек, показавшийся мне 
знакомым, когда я увидел его впервые - Дмитрий Козак, только что 
назначенный руководителем аппарата правительства. Не могу 
утверждать со всей уверенностью, что именно он будет следующим 
президентом России, может быть, у него просто лицо такое 
выразительное, что всем что-то напоминает. Но если мое 
предчувствие меня не обманывает, Козак быстро пойдет в гору 
и намозолит еще нам глаза с экранов телевизоров - не в той, 
так в другой своей политической ипостаси. 

     Другие выпуски "Хроники", а также литературные произведения 
Тараса Бурмистрова Вы можете увидеть на его сайте в интернете: 
http://tbv.spb.ru 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное