Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: Улицы и площади Ташкента захлестнула очередная волна переименований
2008-08-11 12:35 ИА Фергана.Ру

Фото с веб-сайта Gazeta.Uz
Как уже сообщалось, первого августа в соответствии с решением хокима города Ташкента А.Тухтаева улица Халклар дустлиги (Дружба народов) была переименована в проспект Бунёдкор (Творец, созидатель). Носившая одноименное название станция метро также подверглась переименованию и превратилась в станцию Бунёдкор. Причин такого решения ташкентцам не объяснили.

Между тем, выяснилось, что это не единственное переименование последних месяцев в Ташкенте. Как сообщают узбекские СМИ со ссылкой на топонимическую комиссию при городском хокимияте (администрации), территория между улицами Кичик халка йули, Бунёдкор, Чиланзар и Чупонота, находящимися в Чиланзарском районе узбекской столицы, названа массивом Умид.

Ранее, согласно решению главы администрации города Ташкента от 9 июня, были переименованы следующие улицы: улица Кукон йули стала улицей Истикбол; улица имени Пахлавона Махмуда – улицей Тараккиет; имени Гани Мавлонова и Гофира Абдушаридова – улицей Бодомзор йули; имени Зиемова – улицей Коракамиш; имени Комилжона Гофурова – улицей Келес йули.

Еще раньше, в соответствии с решением того же А.Тухтаева от 6 мая, были переименованы улицы: Пушкина - в проспект Мустакиллик (название станции метро «Пушкин» осталось прежним); Мовароуннахр, Амира Темура и Чимкент йули стали проспектом Амира Темура; Файзуллы Хужаева стала улицей Дурмон йули; Дадабоева – улицей Норазтепа; Циолковского – улицей Олтинтепа; Обида Зокирова – улицей Чинобод.

Помимо перечисленных, переименован также ряд второстепенных улиц. Примечательно, что многие из них успели проносить свои названия совсем недолго, поскольку сами получили их в результате переименования топонимов советского времени. К примеру, улица Мовароуннахр в советский период и некоторое время после него была Пролетарской.

Переименования коснулись не только улиц. Весной, согласно решению того же Тухтаева, дворец «Дружбы народов» был переименован во дворец «Истиклол» («Независимости»), а установленный перед ним монумент «Дружба народов», запечатлевший скульптурную композицию семьи кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, был вынесен на окраину города. На месте попавшего в опалу монумента разбили клумбу с цветами.

А третьего августа произошло еще одно громкое переименование. Во время полуфинального матча между футбольными командами АГМК и «Курувчи» игроки были ошарашены прозвучавшим по громкой связи объявлением о том, что отныне клуб «Курувчи» меняет название на «Бунёдкор». Кто и зачем принял это решение, так и осталось загадкой, однако можно предположить, что это была все та же мудрая голова.

Похоже, что для ташкентских властей процесс переименования превратился в своеобразное развлечение, несмотря на порождаемую этим неимоверную путаницу.

Кыргызстан: Правозащитники выступили с открытым письмом к президенту США Джорджу Бушу
2008-08-11 14:19 ИА Фергана.Ру

11 августа несколько киргизских правозащитников распространили в средствах массовой информации Кыргызстана открытое письмо к президенту США Джорджу Бушу, а также членам конгресса, лидерам гражданского общества и СМИ Соединенных Штатов Америки.

По словам председателя ассоциации неправительственных и некоммерческих организаций Кыргызстана Токтайым Уметалиевой, письмо отправлено в связи с недавним инцидентом, когда в одном из частных домов Бишкека сотрудники киргизской милиции обнаружили арсенал американского оружия, в том числе - автоматы, пулеметы, снайперские винтовки. Этот дом был арендован американскими дипломатами, в момент изъятья оружия в нем присутствовали десять солдат армии США, а также несколько сотрудников американского посольства.

На состоявшейся 11 августа пресс-конференции Т.Уметалиева заявила, что Кыргызстан сегодня находится на линии геополитического разлома, и склад оружия, обнаруженный сотрудниками правоохранительных органов в новостройке «Ынтымак», мог послужить развязыванию ряда скрытых конфликтов внутри государства, а это, в свою очередь, могло отразиться на всей Центральной Азии, передает ИА «24.kg».

«Завоз не то что оружия, а даже картофеля в республику должен согласовываться с властями страны. Произошедшее можно оценивать и как показатель того, что у систем госбезопасности и госуправления очень низкий кадровый потенциал. Заявление правительства о том, что это оружие, оказывается, имеет легальное происхождение, подтверждает мои слова о том, что в системе госуправления происходит полная неразбериха, а между различными ведомствами, в первую очередь, силовыми, наблюдается полное отсутствие связи и координации. А правительство – это, в первую очередь, коллегиальный орган», - подчеркивает Токтайым Уметалиева.

По ее словам, во время трагических аксыйских событий в Кыргызстане в марте 2002 года для стрельбы по людям также использовалось незарегистрированное в республике оружие. Повторение подобного в Кыргызстане все еще возможно. «Сегодня в республике много различных сил и группировок. Не исключено, что это оружие могло попасть к боевикам. Наверняка подобный склад в Кыргызстане не один», - отмечает Токтайым Уметалиева.

В своем открытом письме правозащитники выразили серьезную обеспокоенность тем фактом, что «оружие и военнослужащие находились в частном секторе, а не на соответствующей территории». Они подчеркнули, что «как в законодательстве Кыргызстана, так и в законодательстве Америки данные действия определяются одной и той же статьей - как незаконный ввоз оружия на территорию суверенного государства и, конечно, не способствуют укреплению межгосударственных отношений, тем более доверия народа к политике такого государства, как Америка. Данный факт на фоне последних российско-грузинских событий вызывает еще большую озабоченность и крайнее сожаление».

В связи с этим лидеры киргизских правозащитных организаций обратились к руководству и общественности США с просьбой «провести объективное расследование по данному факту и привлечь к ответственности представителей соответствующих служб, создавших опасные условия для жизни наших граждан, в рамках законодательства Соединенных Штатов Америки. И таким образом еще раз продемонстрировать свою приверженность к соблюдению международных норм, прав и свобод человека».

Под письмом подписались председатель ассоциации НПО и НКО Кыргызстана Токтайым Уметалиева, лидер партии «Акыйкат» Кенешбек Дуйшебаев, глава Ассоциации застройщиков «Консенсус-7» Сулосун Тотонова и другие.

Казахстан и Монголия создают совместный фонд прямых инвестиций
2008-08-11 16:02 ИА Фергана.Ру

По итогам государственного визита президента Республики Казахстан в Монголию 6-7 августа 2008 года принято решение о создании казахстанско-монгольского фонда прямых инвестиций для углубления и расширения сфер экономической кооперации между деловыми кругами двух стран, сообщает Казинформ.

С казахстанской стороны учредителем фонда выступит дочерняя компания АО «ФУР «Казына» – АО «Kazyna Capital Management» (КСМ), с монгольской стороны – Министерство индустрии и торговли и Агентство иностранных инвестиций и внешней торговли. Предполагается, что общая сумма капитализации фонда составит $100 млн., инвестиционный период – пять лет, срок действия фонда десять лет.

Цель создания фонда - финансирование коммерчески окупаемых, экономически эффективных инфраструктурных и инвестиционных проектов в таких отраслях, как энергетика, транспорт и логистика, финансовый сектор, телекоммуникации, туризм, легкая и пищевая промышленность, горнорудная промышленность, добыча и переработка энергоносителей на территории Монголии. Для управления активами фонда предлагается привлечь опытную управляющую компанию.

Стороны надеются, что данный совместный инвестиционный фонд станет финансовым мостом между двумя странами, а также позволит в дальнейшем участвовать в финансировании крупных проектов на территории Монголии, направленных на развитие и интеграцию экономик двух стран.

По словам председателя правления КСМ Абая Алпамысова, «часть средств фонда в рамках поддержки соотечественников за рубежом будет направлена на финансирование инвестиционных проектов Баян-Ульгийского аймака (монгольская административно-территориальная единица. - Прим. ред.), где компактно проживает большая диаспора казахов». Баян-Ульгийский аймак территориально входит в Западно-Монгольский регион. Основной отраслью народного хозяйства является животноводство. Кроме того, по данным геологической разведки, на его территории обнаружены богатые месторождения золота, серебра и вольфрама.

Магистраль Кашгар-Торугарт-Андижан: Вопросы без ответа
2008-08-11 16:24 Репортер-Бишкек

Тема строительства китайско–киргизско-узбекской железной дороги обсуждается уже на протяжении тринадцати лет. Страсти то затихают, то с подачи властей той или иной заинтересованной страны разгораются с новой силой. Перспективы строительства в очередной раз обсуждались на прошедшем недавно заседании китайско-киргизской группы экспертов. Очевидно, что до момента начала строительства пройдет еще не один месяц.

Эксперты утвердили окончательный вариант магистрали: Кашгар – Торугарт - долина Арпа – Ферганский хребет – Узген – Кара-Суу (Ошская область)– стык с существующей узбекской железной дорогой и далее - Андижан. Протяженность магистрали по Кыргызстану составляет 268,4 километра.

Стороны также договорились о строительстве станций перегрузок. Так как ширина китайской колеи железной дороги составляет 1435 миллиметров, а в странах СНГ – 1520 миллиметров, то потребуются станции для перестановки колесных пар и взвешивания грузов. Киргизская станция будет находиться в районе перевала Туз-Бель, вторую построят на своей территории китайцы.

ВСЕ ГОТОВЫ

- Самое главное то, что мы пришли к единому мнению о необходимости скорейшего подписания межправительственного соглашения о строительстве этой дороги, - заявил газете «Репортер-Бишкек» начальник управления проектирования и строительства магистральных железных дорог национальной компании «Кыргыз Темир Жолу» (КТЖ) Канатбек Абдыкеримов. – Проект соглашения уже отправлен правительству Китая. После его подписания, которое, мы надеемся, произойдет в сентябре, можно будет приступить к подготовке окончательного технико-экономического обоснования (ТЭО) и документов для проведения международного тендера на строительство дороги.

Пока же эксперты руководствуются предварительным ТЭО.

Разговоры о неоспоримой для республики выгоде от этой дороги ведутся давно. Еще в 2004 году Аскар Акаев обещал 60-процентный рост ВВП и занятость для тридцати тысяч предприятий и ста пятидесяти тысяч человек, что, по его словам, позволило бы улучшить благосостояние одного миллиона кыргызстанцев.

Железная дорога не только позволит реанимировать Нарынскую область, но и даст возможность разрабатывать новые месторождения железа и угля. А сейчас даже с работающего разреза «Кара-Кече» уголь вывозить весьма трудно. Кроме того, немало кыргызстанцев смогут быть занятыми в строительстве и обслуживании дороги.

СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС

Но есть ли в самой республике специалисты, которые могли бы строить и грамотно эксплуатировать высокогорную магистраль, сооружение которой будет проходить в сложных климатических условиях? Строителям предстоит пробить сорок восемь тоннелей и возвести девятнадцать мостов. А наивысшая точка дороги расположится на уровне 3600 метров.

Для того чтобы определить, кто готов работать в суровых условиях, будет проведен международный тендер по привлечению подрядных организаций. Уже сегодня к проекту проявляют интерес китайские, южнокорейские, американские компании. А киргизские компании могут проявлять только «спортивный» интерес, потому что в большинстве своем они финансово не обеспечены.

Для реализации этого проекта необходимо, прежде всего, создать международный консорциум с участием частных и государственных инвесторов. При этом инвесторам будут принадлежать сорок девять процентов акций, контрольный же пакет останется в руках государственного концерна КТЖ. А тем, кто захочет оставить у себя пятьдесят один процент акций, придется вложить в строительство не менее одного миллиарда долларов.

Общая стоимость проекта, первоначально оцененная в $1 млрд. 350 млн., с учетом эскалации цен и инфляции уже поднялась до $2 млрд. Да и эта цифра не окончательная. Чтобы дорога окупилась за десять-пятнадцать лет и стала приносить стабильную прибыль, нужно пропускать по ней не менее пятнадцати миллионов тонн грузов в год. Этот объем перевозок и заложен в предварительное ТЭО.

Однако объем перевозок через соседний контрольно-пропускной пункт «Достык–Алашанькоу» китайско-казахской границы после более пятнадцати лет едва приближается к десяти миллионам тонн. Через киргизский КПП «Торугарт» по уже существующей автотрассе за прошлый год прошло 210.540 тонн импорта, 13.528 тонн экспорта и 6.667 тонн транзитных грузов. Через КПП «Иркештам» и того меньше – 244 тонн импорта. За первое полугодие нынешнего года через КПП «Торугарт» в обоих направлениях прошло порядка 144.298 тонн груза, а через КПП «Иркештам» - всего 116.050 тонн импортируемых товаров.

«ДЕНЬГИ ВСЕГДА МОЖНО ИЗЫСКАТЬ»

Минфин Кыргызстана официально заявил, что в планируемом проекте бюджетных денег не будет вообще - только средства инвесторов. Но кто даст республике с двухмиллиардным внешним долгом еще один миллиард долларов?

- Это неверная позиция. Если провести правильный менеджмент, то деньги всегда можно изыскать, - уверен Канатбек Абдыкеримов. – Государство уделяет проекту большое внимание. В частности, КТЖ в скором времени будет передано золоторудное месторождение «Терексай». Оно и станет нашим активом, а получаемые доходы можно будет вкладывать в проект. Мы идем ударными темпами, если они сохранятся и дальше, то через пять-шесть лет после начала строительства по дороге пройдет первый поезд.

ЧТО ДУМАЮТ СОСЕДИ?

Больше остальных в этом проекте заинтересован Узбекистан. Республика находится внутри закрытого региона, а потому закрыта вдвойне. А через эту магистраль регион может получить выход к государству, имеющему морские пути. Главный же интерес Узбекистана связан с автозаводом в городе Асака, восемьдесят процентов комплектующих для которого поставляются из Кореи. Пока же груз возят через Россию, и в периоды охлаждения отношений между Москвой и Ташкентом увеличиваются налоговые пошлины. Имея альтернативу, Ташкент был бы не столь зависимым от Москвы. В свое время он предлагал Кыргызстану тридцать миллионов долларов на реконструкцию автодороги, но политические перемены на киргизском политическом Олимпе не позволили этому осуществиться.

По мнению директора центра исследований внешней политики Кыргызстана Орозбека Молдалиева, «в этом строительстве в большей степени заинтересованы Кыргызстан и Узбекистан, нежели сам Китай. Но все разговоры о выходе к стране с морскими коммуникациями – пустой звук. Нам нечего возить! Мы ничего не экспортируем! Считается, что мы экспортируем черный металл, но основную долю и этого экспорта составляет металл из Казахстана и России.

Главный вопрос в том, кто будет финансировать стройку. Пока Китай не увидит перспективы, вкладывать большие средства он не будет. Наша внутриполитическая нестабильность, слабая экономическая база и медленные темпы социально-экономического развития делают проект для внешних инвесторов малопривлекательным. И в первую очередь их отпугивает неблагоприятный инвестиционный климат. Тогда как в Афганистан, где который год идет война, инвестиции идут миллиардами. Несмотря на военные действия, строятся дороги, школы, ЛЭП.

У нас нет войны, но место боев – чиновничьи кабинеты и беспросветная коррупция. Надо менять инвестиционный климат. Бизнесмены из восточной Азии уже интересовались этим проектом. Они хотели вложить деньги в строительство, а потом взять дорогу в обслуживание, то есть бесплатно возить свои грузы и зарабатывать на других перевозчиках. Но тогда непонятно: в чем смысл строительства для Кыргызстана? Я думаю, что потенциальные инвесторы смотрят на этот проект теоретически. Если бы она того стоила, то заинтересованные люди давно бы нашлись».

Тем временем, Китай строит планы по сооружению межконтинентальной магистрали, которая могла бы кратчайшим путем связать порты на востоке КНР со странами Ближнего Востока и Европы, проходя через десять государств Центрально-Азиатского региона. Но здесь слишком много сложностей, процесс согласования с руководством этих стран может занять десятилетия.

Китайское руководство в этом проекте преследует, в первую очередь, экономические цели, а уже потом политические. Новая дорога еще больше привяжет центральноазиатский регион к Поднебесной. Кроме того, Китай очень заинтересован в развитии своих западных провинций, поэтому эта дорога ему просто необходима. Для связи с Европой Китай использует морские пути. Европу, судя по всему, существующее положение устраивает, в ином случае она бы давно профинансировала строительство железной дороги.

Что касается Казахстана, то он, как и Россия, не заинтересован в реализации этой программы. Скорее всего, эти страны постараются снизить инвестиционную привлекательность предполагаемой магистрали. А Россия уже снижает стоимость перевозок и сокращает сроки транзита через свою территорию, активно улучшает инфраструктуру Транссиба и дает высокие гарантии сохранности груза и его беспрепятственной доставки.

Северный сосед тоже действует в своих интересах. Еще пять лет назад Казахстан заявлял о начале строительства Трансказахской железной дороги, беря на себя значительную часть расходов. Сейчас эта линия практически не загружена.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В декабре 1996 года в Ташкенте прошла первая встреча заинтересованных сторон. На ней обсуждались вопросы проведения исследовательских работ и составления предварительного ТЭО.

В апреле 1997 года в Ташкенте между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном был подписан протокол о создании совместной рабочей комиссии.

В ноябре 1997 года в Бишкеке состоялось первое заседание совместной рабочей комиссии. Мнения о маршруте разделились. Кыргызстан настаивал на северном варианте прохождения трассы (через КПП «Торугарт»). Узбекистан – на южном (через КПП «Иркештам»). Решено было разрабатывать предварительное ТЭО обоих вариантов.

В 1998-2000 годах специалисты трех стран изучали на местности оба варианта прохождения магистрали. В 2001 году в Пекине состоялось второе заседание совместной трехсторонней рабочей комиссии, на котором китайская и киргизская стороны, в принципе, согласились принять за основу для работы северный оптимизированный вариант. А в Бишкеке было подписано предварительное соглашение о строительстве данной железной дороги. Узбекская сторона официально заявила о своем нейтралитете.

В декабре 2003 года китайская и киргизская стороны завершили работы по комплексному изучению строительства китайско–киргизско-узбекской железной дороги по северному маршруту.

В июне и октябре 2006 года президент Кыргызстана Курманбек Бакиев стремился заручиться поддержкой по проекту руководителей Китая и Узбекистана. Но ни те, ни другие не дали однозначного ответа. Результатом визита Бакиева в Китай стало заявление о продолжении изучения данного проекта. Но в итоговое заявление по визиту К.Бакиева в Узбекистан тема железной дороги вообще не попала.

В феврале 2007 года премьер-министр Кыргызстана А.Исабеков провел совещание по строительству железнодорожной магистрали Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Он поручил подчиненным ускорить проведение переговоров межправительственных комиссий с Узбекистаном и Китаем. Речь шла о возможных вариантах привлечения средств китайской стороны в рамках госпрограммы КНР «Природные ресурсы в обмен на инвестиции». Наша сторона предлагала к разработке месторождения олова, вольфрама, золота.

В мае 2007 года в Пекине состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызстана в КНР К.Султанова с заместителем министра железных дорог КНР Лу Дунфу. По итогам встречи Лу Дунфу отметил, что уже составлено предварительное технико-экономическое обоснование проекта, и китайская сторона проводит предпроектные работы, по завершении которых можно приступить к составлению окончательной документации.

В июле 2007 года вопрос строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан рассматривался в ходе визита в Бишкек председателя КНР Ху Цзиньтао.

В июне 2008 года представители министерства железной дороги Китая приехали в Кыргызстан, чтобы обсудить вопросы строительства. Экспертные группы двух стран рассматривали и обсуждали вопросы финансирования строительства, финансовой привлекательности при эксплуатации, технические стандарты и другие вопросы. «Киргизская сторона сегодня готова не просто к очередным переговорам. Главное, что уже сегодня мы готовы начать строительство», — подчеркнул руководитель нацкомпании «Кыргыз темир жолу» Нариман Тюлеев.

Так в чем же причина затянувшегося процесса согласования строительства и возможно ли вообще воплотить эту идею в жизнь?

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА

Аналитики ряда стран сходятся во мнении, что китайское руководство имеет ряд опасений, основным из них является нестабильность политической обстановки в странах Центральной Азии, по территории которых будет пролегать магистраль. Заинтересован ли Китай в привязке своего взрывоопасного Синьцзяна к ситуации в центральноазиатском регионе и изменениям во внешнеполитических пристрастиях местных политэлит?

Как повлияла на перспективы реализации данного проекта развернутая США глобальная война с терроризмом, внесение Ирана в черный список и, как следствие, затруднение транзита грузов через Иран? При таком раскладе не сомнительна ли сама идея о транзитном характере китайско–киргизско-узбекской железной дороги как более короткого выхода Китая в Европу и на Ближний Восток?

В конце 1990-х специалисты изучали с выездом на местность оба варианта магистрали - через КПП «Иркештам» и через КПП «Торугарт». Тогда Китай и Узбекистан настаивали на принятии южного варианта - через КПП «Иркештам». В 2001 году в Пекине состоялось очередное заседание совместной трехсторонней рабочей комиссии, на котором китайская и киргизская стороны согласились, в принципе, принять северный оптимизированный вариант через «Торугарт», а узбекская сторона официально заявила, что будет придерживаться нейтральной позиции. Вскоре интерес к проекту со стороны Узбекистана и вовсе угас. Каковы сейчас позиции Ташкента по поводу строительства этой железной дороги?

МИД Кыргызстана, куда редакция газеты «Репортер-Бишкек» обратилась за ответами, официально отказался отвечать на вопросы, посчитав их слишком острыми.


В избранное