Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Сторонники Исмаила Исакова перекрыли стратегическую трассу Иркештам-Ош и требуют приезда президента Курманбека Бакиева


Кыргызстан: Сторонники Исмаила Исакова перекрыли стратегическую трассу Иркештам-Ош и требуют приезда президента Курманбека Бакиева
2010-01-14 14:40 ИА Фергана.Ру

14 января во второй половине дня сторонники бывшего министра обороны Кыргызстана Исмаила Исакова перекрыли стратегическую трассу Иркештам-Сары-Таш-Ош, соединяющую южный Кыргызстан с Китаем.

Более 300 собравшихся здесь человек требуют освобождения Исмаила Исакова, приговоренного 11 января военным судом Бишкексккого гарнизона к 8 годам тюрьмы с лишением воинского звания генерал-лейтенант.

Как «Фергана.Ру» сообщала ранее, 11 января в Алайском районе Ошской области, на малой родине бывшего министра обороны, при въезде в село Сопу-Коргон более ста сторонников Исакова установили несколько юрт и уже два дня проводят акцию протеста, требуя освобождения своего земляка. Ранее участники акции направили обращение к высшему руководству страны с требованием прекратить преследование своих оппонентов с использованием сфабрикованных уголовных дел.

В настоящее время к месту событий стянуты сотрудники милиции, которые пока не предпринимают активных мер по разблокировке трассы, где уже скопились не менее пятидесяти грузовиков, направляющихся из Китая в Кыргызстан и обратно.

Ранее прокуратура уже вынесла участникам акции предостережение о незаконности их действий.

Перекрывшие трассу сторонники Исмаила Исакова требуют приезда в Алай президента Киргизии Курманбека Бакиева, так как во время президентских выборов летом 2005 года он приезжал сюда в сопровождении Исмаила Исакова и благодаря авторитету генерала получил благословение аксакалов (старейшин) и последующую электоральную поддержку.

Цыгане-люли: Музыкальный талант, секретный язык и перспективы на будущее
2010-01-14 14:43 Тилав Расул-заде

Фото © «Фергана.Ру»

На улицах городов и районов Таджикистана нередко можно встретить женщин-люли (люли, джуги - - варианты названий среднеазиатских цыган. В дальнейшем в статье будут использованы оба термина. – прим. ред.)) – среднеазиатских цыганок. Их легко узнать: как правило, они сидят вместе со своими детьми на тротуарах и либо просят милостыню, либо предлагают прохожим погадать.

По неофициальным данным, в настоящее время в Таджикистане проживает более шести тысяч представителей этноса люли. Они почти не пользуются льготами, пособиями, предоставляемыми государством.

- В Таджикистане нет какого-то центра или общества люли, которое могло бы объединить всех представителей этого древнейшего народа, - говорит таджикский этнограф, профессор Наим Хакимов.- В министерствах и ведомствах страны нет отдела, который бы занимался проблемами среднеазиатских цыган. В СМИ жизнь и чаяния люли часто отражаются однобоко и в негативном свете. Нет даже научно обоснованных заключений о жизни люли, которые можно было бы представить в правительство страны для дальнейшего рассмотрения. Я считаю, что необходимо разработать программы по подготовке кадров из числа представителей этой нации.

Как известно, люли ведут кочевнический образ жизни. С наступлением весны они собирают свои вещи и группами разбредаются на все четыре стороны света. При этом родители детей школьного возраста не задумываются о том, что это мешает получению ими образования. А неграмотность, в свою очередь, становится для люли серьезным препятствием на пути к хорошей работе и карьере, значительно сужает круг их занятости, который ограничивается мелким бизнесом, гаданием, знахарством и попрошайничеством.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Абсолютное большинство джуги не имеют трудовой книжки, среди них очень мало пенсионеров. Они редко участвуют в выборах, референдумах и других подобных мероприятиях, среди них нет политиков и депутатов.

Зато есть отличные музыканты.

«Наши предки были виртуозами»

57-летний музыкант и вокалист государственного ансамбля шашмакомистов «Нури Худжанд», один из знатоков цыганского диалекта мугат, отличник культуры Таджикистана Мазбут Норкулов мечтает собрать со всей страны одаренных цыган-музыкантов и певцов, создать первый в стране цыганский народный ансамбль и назвать его «Люлиён». Он уверен, что среди люли очень много талантливых юношей и девушек, которых легко обучить пению и танцевальному мастерству.

- Многие из них умеют играть на музыкальных инструментах и замечательно танцевать, - говорит Мазбут Норкулов. - Я сам играю на дойре, рубабе, дуторе, торе, карнае (национальные музыкальные инструменты. – Прим. Ред.), и могу научить этому других членов ансамбля. Опыт преподавания у меня есть, ведь, кроме ансамбля «Нури Худжанд», я работаю концертмейстером группы «Шашмаком», действующей при детской музыкальной школе имени Глиэра в городе Чкаловске.

М.Норкулов гордится тем, что его дети и внуки любят музыку и надеется, что они станут первыми участниками будущего ансамбля. По его мнению, любовь к музыке в крови у всех джуги. И тому есть причина, если верить преданиям.

Согласно одному из них, в пятом веке царь государства сасанидов (иранская династия, правившая в 3—7 веках. – Прим. Ред.) Бахрам Гур (Бахрам V) во время одной из своих прогулок по городу стал свидетелем всенародного гуляния. Люди весело отплясывали, но – без музыки. Царь очень удивился этому и поинтересовался причиной отсутствия музыкантов. Горожане ответили, что их среди них вообще нет. Тогда Бахрам Гур написал царю Индии Шангулу письмо с просьбой прислать ему группу музыкантов. Индийский царь удовлетворил его просьбу и сразу же отправил в Иран десять тысяч певцов, музыкантов, танцовщиц. Они были разосланы во все области Ирана, а позже, в результате регулярных кочевок, добрались до Центральной Азии.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

По данным ряда историков, в XI веке Махмуд Газневи, глава государства газневидов (тюркское государство с центром в афганском городе Газни, 10-12 века. – Прим. Ред.), во время военных походов в Индию взял в плен более полумиллиона индийских солдат. Часть из них была привезена в Центральную Азию.

Другие источники сообщают, что расселение джуги по Центральной Азии происходило в XVII веке, третьи утверждают, что цыгане появились в регионе лишь в середине XIX века. Но во всех источниках джуги (люли) ассоциировались, как утверждает М.Норкулов, прежде всего с музыкой и весельем.

Согласно некоторым преданиям, первые в регионе джуги развлекали во дворцах падишахов. Когда, старея, они становились недееспособными, их выгоняли за пределы дворцов. Не умея ничего другого, кроме как петь и танцевать, джуги были вынуждены выйти на улицы и просить милостыню. И, видимо, так свыклись со своим положением, что впоследствии попрошайничество стало одним из основных источников дохода среднеазиатских цыган.

«Я хочу, чтобы джуги знали, что они тоже могут заниматься полезным делом»

По словам этнографа, профессора Наима Хакимова, среди живущих в Таджикистане джуги почти нет врачей, инженеров, ученых, государственных деятелей, хотя вопрос привлечения представителей этого этноса к мирной и созидательной деятельности встал уже сразу после Октябрьской революции. 23 июля 1925 года в Москве был создан Всероссийский союз цыган, а 1 октября 1926 года власти приняли постановление о содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни. Им предполагалось выделить землю, создавались даже цыганские колхозы, впрочем, нежизнеспособные, поскольку цыгане не испытывали тяги к сельскохозяйственной деятельности. В тридцатых годах ХХ века цыгане пережили волну массовых репрессий. Аполитичных кочевников стали арестовывать, обвинив в таких преступлениях, как контрреволюция, шантаж, вредительство.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

В середине 1950-х годов джуги стали получать паспорта и впервые ощутили себя равноправными гражданами страны.

- В наших паспортах в графе «национальность» написано «джуги», и я горжусь, что являюсь представителем этого древнейшего этноса, - говорит Мазбут Норкулов. - Пожалуй, я являюсь почти единственным джуги в Согдийской области, да может быть и во всем Таджикистане, который вот уже более тридцати лет работает в государственном учреждении. Моя успешная работа в таком престижном месте, как Республиканский государственный театр музыкальной комедии имени Камоли Худжанди, - предмет гордости не только моей семьи, но и моей нации в целом. Когда в 1977 году было впервые показано мое телевизионное выступление, все люли несколько дней ликовали: «Нашего люли показывают по телевизору!», их глаза сияли, они поздравляли друг друга.

- Я думаю, что моим соплеменникам пора преодолеть психологический барьер, выражающийся в пессимистических рассуждениях типа «зачем нам учиться, ведь из джуги никогда не получится ученый, инженер, поэт, медик», - считает Мазбут Норкулов. При этом он отметил, что в последние годы в школах растет количество цыганских детей, а у представителей других национальностей меняется отношение к джуги.

- Раньше многие люди, особенно из числа европейцев, брезговали общаться с нами, - продолжает М.Норкулов. - Но я горжусь, что вот уже более двадцати лет успешно сотрудничаю с Народным артистом СССР Джурабеком Мурадовым, Народными артистами Таджикистана Джурабеком Набиевым и Урунбеком Хамдамовым, Заслуженным артистом Таджикистана Неъматджоном Дустматовым, работал с покойным Боймухамадом Ниязовым, тоже Народный артист республики… Как представитель джуги, я был в загранкомандировках в Израиле, Болгарии, пять раз был в Москве, объездил почти все страны СНГ.

Тайный язык

Джуги Центральной Азии проживают в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Фергане, Коканде, Карши, Пенджикенте, Гиссаре. В основном, они говорят на таджикском и, частично, узбекском языках. Однако у джуги есть и свой язык - диалект мугат. По словам знатока мугата М.Норкулова, он больше напоминает индийский язык и сильно отличается от таджикского разговорного языка. Наш собеседник сетует, что новое поколение джуги постепенно забывает язык предков.

Между тем, по мнению профессора Наима Хакимова, мугат не является отдельным языком, это «секретный» язык джуги, в котором используются отдельные термины и жаргонизмы из таджикской разговорной речи. Цель использования «секретного» языка - скрыть смысл своих высказываний и намерений от чужаков.

- Таких специфичных языков, как мугатский диалект, история знает немало, - поясняет Наим Хакимов. – Например, язык евреев Герата, созданный на основе персидского языка. В Герате евреи, занимавшиеся торговлей, иногда, в целях соблюдения конфиденциальности информации при ведении своего бизнеса, помимо иранских слов употребляли и древнееврейскую лексику, не знакомую окружающим. Данному языку они научили и некоторых представителей местного населения. Свой особый язык имеют и мясники Центральной Азии.

По словам Хакимова, в настоящее время в Гиссарском районе Таджикистана проживают цыгане, которые называют себя «парья», «чистони» и «каввол». Параллельно с таджикским языком в своей речи они используют и свои тайные языки, на которых говорят в присутствии посторонних.

Этнограф С.Климчинский также сообщает о том, что в Самарканде торговцы лошадьми и воры используют некий специфический язык, который существенно отличается от таджикского языка.

Чем больше жен, тем лучше?

По словам М.Норкулова, с каждым годом растет число джуги, совершивших хадж (паломничество) в Саудовскую Аравию. Все джуги считают себя мусульманами суннитского толка. Однако до последнего времени между ними и представителями других национальностей, в частности, с таджиками, практически не было зафиксировано совместных браков. Но, по словам М.Норкулова, теперь ситуация изменилась и количество смешанных цыганско-таджикских браков стало расти.

Обряды бракосочетания у таджиков и джуги почти не различаются, чего не скажешь о похоронных обрядах. Когда в середине 1950-х годов представителям джуги местные органы государственной власти Таджикистана выделили земельные участки для возведения домов, местное население насторожилось: где и как джуги будут хоронить своих умерших сородичей? Ведь среди них ходили слухи, что цыгане хоронят своих родных на своих приусадебных земельных участках.

Тогда глава цыган, обитавших на участке Зархок поселка Исфисор Бободжонгафуровского района, - Асрор-джуги - собрал всех своих соплеменников и посоветовал им продемонстрировать местному населению ритуал погребения умерших людей. По его настоянию тело покойника сначала выносили на рынок, а оттуда - на общее кладбище мусульман. Такой акт повторяли до тех пор, пока лидеры местного населения не запретили им таким образом демонстрировать похоронный ритуал.

Среди джуги распространено многоженство. Мужчины женятся, как и все граждане Таджикистана, не ранее, чем достигнут 17 лет, а вот девушек часто выдают замуж в 13-15 лет, заключая брак по мусульманскому обычаю. Нередко они становятся второй или даже третьей женой.

- Чем больше в семье жен и детей, тем лучше, - считает 67-летний Каримбай, промышляющий мелкой торговлей на рынке Сомон города Чкаловска. Он исходит из того, что дети-джуги с малых лет начинают зарабатывать деньги и каждый вечер они вносят свою долю в общую копилку, где, в результате, скапливаются немалые суммы.

Поэтому до недавнего времени, пока президент Эмомали Рахмон не ввел ограничения на проведение торжественных мероприятий в стране, свадьбы у джуги были помпезными и весьма затратными. На свои торжества они могли пригласить больше тысячи гостей, которые съезжались не только со всех концов республики, но и из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана, России. На свадьбах у люли зачастую поют самые знаменитые и дорогостоящие артисты из стран Центральной Азии, в том числе и такие мэтры, как Шерали Джураев и Юлдуз Усманова.

- А я вот уже более тридцати лет живу со своей женой, воспитываю пятерых детей, и никогда не собирался заводить вторую семью, - смеется Мазбут Норкулов. - У всех моих детей есть свои семьи, и они тоже не мечтают о том, чтобы иметь несколько жен или стать чьей-то очередной женой. У нас другие устремления. Я вместе с ними мечтаю вырастить своих внуков образованными людьми, дать им возможность учиться в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Вчера мы случайно встретились с Мазбутом Махмудовичем. Он спешил в банк.

- Члены нашей семьи решили не оставаться в стороне от покупки акций Рогунской гидроэлектростанции, - сообщил М.Норкулов. - Ведь чтобы другие уважали нас, мы должны уважать себя. Поэтому мы должны активно подключиться к решению задач, которые стоят перед нашей родной страной.

P.S. Когда статья была уже готова, мне позвонил Мазбут Норкулов и с большим волнением и радостью сообщил, что впервые представитель люли Таджикистана - молодой боксер Носир Остонов - одержал победу на одном из чемпионатов республики.

Тилав Расул-заде

Цыгане-люли: Музыкальный талант, секретный язык и перспективы на будущее
2010-01-14 14:43 Тилав Расул-заде

Фото © «Фергана.Ру»

На улицах городов и районов Таджикистана нередко можно встретить женщин-люли (люли, джуги - - варианты названий среднеазиатских цыган. В дальнейшем в статье будут использованы оба термина. – прим. ред.)) – среднеазиатских цыганок. Их легко узнать: как правило, они сидят вместе со своими детьми на тротуарах и либо просят милостыню, либо предлагают прохожим погадать.

По неофициальным данным, в настоящее время в Таджикистане проживает более шести тысяч представителей этноса люли. Они почти не пользуются льготами, пособиями, предоставляемыми государством.

- В Таджикистане нет какого-то центра или общества люли, которое могло бы объединить всех представителей этого древнейшего народа, - говорит таджикский этнограф, профессор Наим Хакимов.- В министерствах и ведомствах страны нет отдела, который бы занимался проблемами среднеазиатских цыган. В СМИ жизнь и чаяния люли часто отражаются однобоко и в негативном свете. Нет даже научно обоснованных заключений о жизни люли, которые можно было бы представить в правительство страны для дальнейшего рассмотрения. Я считаю, что необходимо разработать программы по подготовке кадров из числа представителей этой нации.

Как известно, люли ведут кочевнический образ жизни. С наступлением весны они собирают свои вещи и группами разбредаются на все четыре стороны света. При этом родители детей школьного возраста не задумываются о том, что это мешает получению ими образования. А неграмотность, в свою очередь, становится для люли серьезным препятствием на пути к хорошей работе и карьере, значительно сужает круг их занятости, который ограничивается мелким бизнесом, гаданием, знахарством и попрошайничеством.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Абсолютное большинство джуги не имеют трудовой книжки, среди них очень мало пенсионеров. Они редко участвуют в выборах, референдумах и других подобных мероприятиях, среди них нет политиков и депутатов.

Зато есть отличные музыканты.

«Наши предки были виртуозами»

57-летний музыкант и вокалист государственного ансамбля шашмакомистов «Нури Худжанд», один из знатоков цыганского диалекта мугат, отличник культуры Таджикистана Мазбут Норкулов мечтает собрать со всей страны одаренных цыган-музыкантов и певцов, создать первый в стране цыганский народный ансамбль и назвать его «Люлиён». Он уверен, что среди люли очень много талантливых юношей и девушек, которых легко обучить пению и танцевальному мастерству.

- Многие из них умеют играть на музыкальных инструментах и замечательно танцевать, - говорит Мазбут Норкулов. - Я сам играю на дойре, рубабе, дуторе, торе, карнае (национальные музыкальные инструменты. – Прим. Ред.), и могу научить этому других членов ансамбля. Опыт преподавания у меня есть, ведь, кроме ансамбля «Нури Худжанд», я работаю концертмейстером группы «Шашмаком», действующей при детской музыкальной школе имени Глиэра в городе Чкаловске.

М.Норкулов гордится тем, что его дети и внуки любят музыку и надеется, что они станут первыми участниками будущего ансамбля. По его мнению, любовь к музыке в крови у всех джуги. И тому есть причина, если верить преданиям.

Согласно одному из них, в пятом веке царь государства сасанидов (иранская династия, правившая в 3—7 веках. – Прим. Ред.) Бахрам Гур (Бахрам V) во время одной из своих прогулок по городу стал свидетелем всенародного гуляния. Люди весело отплясывали, но – без музыки. Царь очень удивился этому и поинтересовался причиной отсутствия музыкантов. Горожане ответили, что их среди них вообще нет. Тогда Бахрам Гур написал царю Индии Шангулу письмо с просьбой прислать ему группу музыкантов. Индийский царь удовлетворил его просьбу и сразу же отправил в Иран десять тысяч певцов, музыкантов, танцовщиц. Они были разосланы во все области Ирана, а позже, в результате регулярных кочевок, добрались до Центральной Азии.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

По данным ряда историков, в XI веке Махмуд Газневи, глава государства газневидов (тюркское государство с центром в афганском городе Газни, 10-12 века. – Прим. Ред.), во время военных походов в Индию взял в плен более полумиллиона индийских солдат. Часть из них была привезена в Центральную Азию.

Другие источники сообщают, что расселение джуги по Центральной Азии происходило в XVII веке, третьи утверждают, что цыгане появились в регионе лишь в середине XIX века. Но во всех источниках джуги (люли) ассоциировались, как утверждает М.Норкулов, прежде всего с музыкой и весельем.

Согласно некоторым преданиям, первые в регионе джуги развлекали во дворцах падишахов. Когда, старея, они становились недееспособными, их выгоняли за пределы дворцов. Не умея ничего другого, кроме как петь и танцевать, джуги были вынуждены выйти на улицы и просить милостыню. И, видимо, так свыклись со своим положением, что впоследствии попрошайничество стало одним из основных источников дохода среднеазиатских цыган.

«Я хочу, чтобы джуги знали, что они тоже могут заниматься полезным делом»

По словам этнографа, профессора Наима Хакимова, среди живущих в Таджикистане джуги почти нет врачей, инженеров, ученых, государственных деятелей, хотя вопрос привлечения представителей этого этноса к мирной и созидательной деятельности встал уже сразу после Октябрьской революции. 23 июля 1925 года в Москве был создан Всероссийский союз цыган, а 1 октября 1926 года власти приняли постановление о содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни. Им предполагалось выделить землю, создавались даже цыганские колхозы, впрочем, нежизнеспособные, поскольку цыгане не испытывали тяги к сельскохозяйственной деятельности. В тридцатых годах ХХ века цыгане пережили волну массовых репрессий. Аполитичных кочевников стали арестовывать, обвинив в таких преступлениях, как контрреволюция, шантаж, вредительство.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

В середине 1950-х годов джуги стали получать паспорта и впервые ощутили себя равноправными гражданами страны.

- В наших паспортах в графе «национальность» написано «джуги», и я горжусь, что являюсь представителем этого древнейшего этноса, - говорит Мазбут Норкулов. - Пожалуй, я являюсь почти единственным джуги в Согдийской области, да может быть и во всем Таджикистане, который вот уже более тридцати лет работает в государственном учреждении. Моя успешная работа в таком престижном месте, как Республиканский государственный театр музыкальной комедии имени Камоли Худжанди, - предмет гордости не только моей семьи, но и моей нации в целом. Когда в 1977 году было впервые показано мое телевизионное выступление, все люли несколько дней ликовали: «Нашего люли показывают по телевизору!», их глаза сияли, они поздравляли друг друга.

- Я думаю, что моим соплеменникам пора преодолеть психологический барьер, выражающийся в пессимистических рассуждениях типа «зачем нам учиться, ведь из джуги никогда не получится ученый, инженер, поэт, медик», - считает Мазбут Норкулов. При этом он отметил, что в последние годы в школах растет количество цыганских детей, а у представителей других национальностей меняется отношение к джуги.

- Раньше многие люди, особенно из числа европейцев, брезговали общаться с нами, - продолжает М.Норкулов. - Но я горжусь, что вот уже более двадцати лет успешно сотрудничаю с Народным артистом СССР Джурабеком Мурадовым, Народными артистами Таджикистана Джурабеком Набиевым и Урунбеком Хамдамовым, Заслуженным артистом Таджикистана Неъматджоном Дустматовым, работал с покойным Боймухамадом Ниязовым, тоже Народный артист республики… Как представитель джуги, я был в загранкомандировках в Израиле, Болгарии, пять раз был в Москве, объездил почти все страны СНГ.

Тайный язык

Джуги Центральной Азии проживают в Самарканде, Бухаре, Ташкенте, Фергане, Коканде, Карши, Пенджикенте, Гиссаре. В основном, они говорят на таджикском и, частично, узбекском языках. Однако у джуги есть и свой язык - диалект мугат. По словам знатока мугата М.Норкулова, он больше напоминает индийский язык и сильно отличается от таджикского разговорного языка. Наш собеседник сетует, что новое поколение джуги постепенно забывает язык предков.

Между тем, по мнению профессора Наима Хакимова, мугат не является отдельным языком, это «секретный» язык джуги, в котором используются отдельные термины и жаргонизмы из таджикской разговорной речи. Цель использования «секретного» языка - скрыть смысл своих высказываний и намерений от чужаков.

- Таких специфичных языков, как мугатский диалект, история знает немало, - поясняет Наим Хакимов. – Например, язык евреев Герата, созданный на основе персидского языка. В Герате евреи, занимавшиеся торговлей, иногда, в целях соблюдения конфиденциальности информации при ведении своего бизнеса, помимо иранских слов употребляли и древнееврейскую лексику, не знакомую окружающим. Данному языку они научили и некоторых представителей местного населения. Свой особый язык имеют и мясники Центральной Азии.

По словам Хакимова, в настоящее время в Гиссарском районе Таджикистана проживают цыгане, которые называют себя «парья», «чистони» и «каввол». Параллельно с таджикским языком в своей речи они используют и свои тайные языки, на которых говорят в присутствии посторонних.

Этнограф С.Климчинский также сообщает о том, что в Самарканде торговцы лошадьми и воры используют некий специфический язык, который существенно отличается от таджикского языка.

Чем больше жен, тем лучше?

По словам М.Норкулова, с каждым годом растет число джуги, совершивших хадж (паломничество) в Саудовскую Аравию. Все джуги считают себя мусульманами суннитского толка. Однако до последнего времени между ними и представителями других национальностей, в частности, с таджиками, практически не было зафиксировано совместных браков. Но, по словам М.Норкулова, теперь ситуация изменилась и количество смешанных цыганско-таджикских браков стало расти.

Обряды бракосочетания у таджиков и джуги почти не различаются, чего не скажешь о похоронных обрядах. Когда в середине 1950-х годов представителям джуги местные органы государственной власти Таджикистана выделили земельные участки для возведения домов, местное население насторожилось: где и как джуги будут хоронить своих умерших сородичей? Ведь среди них ходили слухи, что цыгане хоронят своих родных на своих приусадебных земельных участках. Тогда глава цыган, обитавших на участке Зархок поселка Исфисор Бободжонгафуровского района, - Асрор-джуги - собрал всех своих соплеменников и посоветовал им продемонстрировать местному населению ритуал погребения умерших людей. По его настоянию тело покойника сначала выносили на рынок, а оттуда - на общее кладбище мусульман. Такой акт повторяли до тех пор, пока лидеры местного населения не запретили им таким образом демонстрировать похоронный ритуал.
Среди джуги распространено многоженство. Мужчины женятся, как и все граждане Таджикистана, не ранее, чем достигнут 17 лет, а вот девушек часто выдают замуж в 13-15 лет, заключая брак по мусульманскому обычаю. Нередко они становятся второй или даже третьей женой.

- Чем больше в семье жен и детей, тем лучше, - считает 67-летний Каримбай, промышляющий мелкой торговлей на рынке Сомон города Чкаловска. Он исходит из того, что дети-джуги с малых лет начинают зарабатывать деньги и каждый вечер они вносят свою долю в общую копилку, где, в результате, скапливаются немалые суммы.

Поэтому до недавнего времени, пока президент Эмомали Рахмон не ввел ограничения на проведение торжественных мероприятий в стране, свадьбы у джуги были помпезными и весьма затратными. На свои торжества они могли пригласить больше тысячи гостей, которые съезжались не только со всех концов республики, но и из Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Туркменистана, России. На свадьбах у люли зачастую поют самые знаменитые и дорогостоящие артисты из стран Центральной Азии, в том числе и такие мэтры, как Шерали Джураев и Юлдуз Усманова.

- А я вот уже более тридцати лет живу со своей женой, воспитываю пятерых детей, и никогда не собирался заводить вторую семью, - смеется Мазбут Норкулов. - У всех моих детей есть свои семьи, и они тоже не мечтают о том, чтобы иметь несколько жен или стать чьей-то очередной женой. У нас другие устремления. Я вместе с ними мечтаю вырастить своих внуков образованными людьми, дать им возможность учиться в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

Люли на улицах таджикских городов
Люли на улицах таджикских городов

Вчера мы случайно встретились с Мазбутом Махмудовичем. Он спешил в банк.

- Члены нашей семьи решили не оставаться в стороне от покупки акций Рогунской гидроэлектростанции, - сообщил М.Норкулов. - Ведь чтобы другие уважали нас, мы должны уважать себя. Поэтому мы должны активно подключиться к решению задач, которые стоят перед нашей родной страной.

P.S. Когда статья была уже готова, мне позвонил Мазбут Норкулов и с большим волнением и радостью сообщил, что впервые представитель люли Таджикистана - молодой боксер Носир Остонов - одержал победу на одном из чемпионатов республики.

Тилав Расул-заде

Монголия: Президент ввел мораторий на смертную казнь. Депутаты насторожились
2010-01-14 14:51 ИА Фергана.Ру

Президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж объявил мораторий на исполнение смертных приговоров, сообщает Лента.Ру со ссылкой на Associated Press.

«Большинство стран мира отказались от смертной казни. Мы должны двигаться в этом направлении», - заявил президент, выступая в парламенте страны.

Associated Press отмечает, что многие депутаты не стали приветствовать речь президента аплодисментами, что, по мнению наблюдателей, предвещает сложную и затяжную борьбу при принятии закона об отмене смертной казни.

Министр внутренних дел Монголии Ньямдордж Ценд охарактеризовал выступление президента как «рискованный политический шаг». Он заявил, что объявление моратория на смертную казнь является «очень сложным вопросом».

Представитель международной правозащитной организации Amnesty International заявил агентству, что в отсутствие решения законодателей по этому вопросу следующий президент сможет так же легко отменить мораторий.

По данным Amnesty International, в 2008 году в Монголии были казнены, по меньшей мере, пять человек. Еще девять человек ожидают исполнения приговоров в камерах смертников. Со времени своего вступления в должность в мае 2009 года Элбэгдорж отменил уже три смертных приговора. Поскольку информация о смертных казнях является в Монголии секретной, достоверно оценить количество приведенных в исполнение приговоров очень сложно.

По информации правозащитников, смертная казнь отменена в 95 странах мира. В 58 государствах она практикуется как высшая мера наказания за уголовные преступления. В остальных смертная казнь применяется или в исключительных случаях, или фактически не применяется в течение последних 10 лет.

Спецслужбы Узбекистана собирают досье на независимых журналистов
2010-01-14 16:02 Алексей Волосевич (Ташкент)

Фото «Ферганы.Ру»

Ташкентская городская прокуратура провела серию допросов сразу нескольких работающих в Узбекистане независимых журналистов. Седьмого января пятеро из них – Василий Марков, Сид Янышев, Абдумалик Бобоев, Хусниддин Кутбиддинов и Марина Козлова, в разное время сотрудничавшие с различными иностранными СМИ, были вызваны на «беседу» помощником прокурора Ташкента Бахромом Нурматовым. Василий Марков и Абдумалик Бобоев отказались являться в прокуратуру без повестки; остальные пришли и пообщались с г-ном Нурматовым.

В прокуратуре каждому из журналистов показали собранное на него досье с его статьями и репортажами, а также детальной биографией и другими документами. Помощник ташкентского городского прокурора сообщил, что эти материалы были переданы ему из Службы национальной безопасности (СНБ) и Министерства иностранных дел Узбекистана.

По словам Хусниддина Кутбиддинова, Бахром Нурматов назвал ему четыре или пять псевдонимов, принадлежащих неким авторам статей на оппозиционных сайтах, и полюбопытствовал, не ему ли они принадлежат. Его также интересовало, не пишет ли журналист на сайты «Туронзамин», «Фергана.Ру» и «Центразия». Спрашивал он и о денежных поступлениях из-за границы, о его отношениях с семьей осужденного журналиста Дильмурода Сайида и с правозащитными организациями Human Rights Watch, Freedom House и «Эзгулик». Помощник прокурора также попытался выяснить, писал ли он в иностранные агентства и давал ли последним интервью, в котором Узбекистан изображается в не очень приглядном виде.

Хусниддин Кутбиддинов
Хусниддин Кутбиддинов

«Я не знал, что других тоже вызвали в прокуратуру, и решил, что они для себя хотят что-то уточнить или намекнуть, что, мол, есть такие-то подозрения в твой адрес, и желательно, чтобы эти подозрения дальше не развивались», - поделился впечатлениями Хусниддин. – Но, выйдя из кабинета, я увидел других ребят и подумал, что это уже групповая профилактика пошла».

Сид Янышев рассказал, что утром ему позвонил помощник прокурора Ташкента Бахром Нурматов и пригласил прийти и ответить на несколько вопросов, при этом он заверил его, что ни о каком уголовном деле речь не идет и никаких следственных мероприятий в отношении журналиста не проводится.

Во время встречи помощник прокурора открыл досье, содержащее сведения из биографии Сида, в том числе малоизвестные детали, стал зачитывать оттуда выдержки и время от времени просил подтвердить, так это или не так. «Отдельно он расспрашивал меня относительно моего пребывания на международных конференциях с участием международных экспертов. Спрашивал относительно нашей с Василием Марковым поездки в Андижанскую область, нашего задержания на границе пограничниками, а затем сотрудниками ГУВД и сотрудниками СНБ; я рассказал ему подробности этого дела. Спрашивал относительно моего возможного сотрудничества с Галимой Бухарбаевой (редактор независимого сайта Uznews.net), поддерживаю ли я с ней какие-то контакты и выполняю ли я какие-то ее поручения, сотрудничаю ли я с IWPR (британский Институт Войны и мира), - вспоминает Сид Янышев.

Сид Янышев
Сид Янышев

Помощник прокурора выразил мнение, что статьи журналиста «тенденциозны» и «необъективны». Сид возразил, что, наоборот, в своих статьях он всегда приводил различные мнения относительно того или иного вопроса или проблемы. Тогда сотрудник прокуратуры попросил его изложить свои ответы в письменном виде – в некоей «объяснительной» на имя прокурора Ташкента Б.Б.Валиева. «То есть, он попросил описать всю мою журналистскую деятельность – на кого работал, где и когда работал, на каких конференциях был, писал ли что-нибудь негативное про Узбекистан», - говорит Сид Янышев.

По словам журналиста, цель вызова так и осталась для него неясной, поскольку помощник прокурора ничего не пояснил; он только сказал, что в прокуратуру поступили материалы из СНБ и МИДа и им необходимо на них отреагировать и взять с журналистов «объяснительные».

Примерно те же вопросы были заданы и Марине Козловой, несколько лет назад сотрудничавшей с «Transition online», затем с «Associated Press», однако после того как власти отказали ей в аккредитации в качестве корреспондента AP, ей пришлось прекратить сотрудничество с этим агентством. Расспросить ее саму об этой беседе не удалось, поскольку буквально на следующий день она покинула Узбекистан и вылетела в Кишинев. По словам ее матери, журналистку не спрашивали насчет денег, однако предъявили ей статьи, подписанные псевдонимами (то есть, отслеживали ее электронную почту). Помощник прокурора сообщил, что у них нет на нее дела, но они есть в СНБ и МИДе. На вопрос журналистки, может ли она выехать из Узбекистана, он ответил: «Конечно».

Подчеркну, что все эти встречи имели неофициальный характер, то есть каких-либо обвинений явившимся на них журналистам предъявлено не было; в то же время всем недвусмысленно дали понять, что их деятельность расценивается «наверху» как нежелательная и чреватая неприятными последствиями.

Восьмого января вызвали и меня. Повестки я дожидаться не стал и девятого января пришел в прокуратуру, где встретился с тем же помощником прокурора Ташкента Бахромом Нурматовым.

Алексей Волосевич
Алексей Волосевич

Он продемонстрировал мне увесистую папку с бумагами и пояснил, что она была прислана Генеральной прокуратурой по представлению МИДа, а мои публикации собраны воедино так называемым отделом мониторинга (правильное название - Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства связи и информатизации) – специальной структурой, созданной в 2002 году вместо института цензуры. Сотрудники Центра занимаются тем, что читают прессу и интернет-сайты и выискивают в них крамольные статьи и фразы. (Лет пять назад, когда я работал в газете «Зеркало XXI», я зашел к ним, чтобы показать какой-то материал и уточнить, можно ли его опубликовать; сотрудник отдела мониторинга включил свой компьютер и на экране возникла картинка в жанре жесткого порно. «Не знаем, откуда это взялось, никак не можем от этого избавиться», - смущенно пожаловался он».).

В общем, Нурматова интересовало примерно то же самое: на кого я работаю, состою ли в штате какого-либо информационного агентства, не предлагали ли мне на кого-либо работать. Еще он интересовался, под какими псевдонимами я пишу, выезжал ли за границу на семинары и принимал ли участие в международных конференциях, сотрудничал ли с Uznews.net и IWPR (похоже, эти два СМИ являются для них самыми страшными).

И снова прозвучали слова о необъективности.

«Тут считают, что ваши статьи тенденциозны, необъективны и оскорбляют руководство страны», - сказал помощник прокурора, указывая глазами на папку. На мой вопрос о том, кто это так считает и нельзя ли мне ознакомиться с этим заключением, он ответил отказом. Зато для примера перечислил несколько подобных статей: «Хроника избирательной кампании-2007», «Краткое путешествие по узбекским тюрьмам», «Гимн национализму» и «В центре Ташкента снесен самый известный памятник дружбе народов».

Беседа завершилась стандартным предложением написать «объяснительную» («Но вы вправе и отказаться», - вежливо уточнил Нурматов). Я решил не отказываться и написал, что не согласен с тем, что мои статьи необъективны, и что сами факты сбора на меня материалов и вызова в прокуратуру расцениваю как давление, вмешательство в мою профессиональную деятельность и попытку цензуры. После этого мы с г-ном Нурматовым распрощались. Зачем вызывали меня и всех других журналистов, прокурорский работник опять-таки не сказал.

Необходимо отметить, что акция по устрашению сразу нескольких независимых журналистов в Узбекистане проводится впервые. И – еще один примечательный момент - большинство из вызванных являются не корреспондентами каких-либо информационных агентств или других традиционных средств массовой информации, а интернет-журналистами, чья информация ввиду стремительного распространения Интернета становится все более востребованной. А поскольку уволить Интернет-журналиста или надавить на его работодателя нельзя, то для того, чтобы заставить его отказаться от неприятной для властей деятельности, остается воздействие путем угрозы уголовного преследования или непосредственно уголовное преследование.

За три месяца до этого аналогичная беседа, только не в прокуратуре, а в МИДе, была проведена и с известным журналистом Андреем Кудряшовым, ранее тесно сотрудничавшим с «Ферганой.Ру». Ее проводил пресс-секретарь МИДа Ишнор Джабборов.

Андрей Кудряшов
Андрей Кудряшов

«Я был официально аккредитован в МИДе Республики Узбекистан в качестве корреспондента ИА «Фергана.Ру» в 2005-2007 годах, - рассказывает Андрей Кудряшов. - За период деятельности никаких трений с властями у меня не возникало. После окончания срока аккредитации я прекратил штатное сотрудничество с «Ферганой.Ру», хотя опубликовал еще несколько не журналистских, а художественных материалов - путевые заметки об исторических и природных достопримечательностях Узбекистана и соседних стран Центральной Азии. Многие из этих заметок, кстати, без моего ведома и согласия, а иногда и без упоминания имени автора - то есть в нарушение моих авторских прав, - были перепечатаны рядом центральных и областных изданий в Узбекистане - например, газетой «Хорезмская Правда», сайтом Gzt.uz и другими. Но я не стал никому предъявлять претензий, понимая, что редакции в Узбекистане могут испытывать дефицит занимательных материалов.

16 октября 2009 года я был вызван в Министерство иностранных дел, где мне заявили, что некоторые мои публикации носят «необъективный» характер, с чем я отчасти согласился, поскольку и в собственных заметках обычно подчеркивал, что излагаю только свое личное, субъективное мнение, не претендующее на научную истину или обобщения. Кроме того, в устной форме я пояснил, что в настоящий момент по состоянию здоровья не сотрудничаю со СМИ - не имею контрактов, никого не представляю, не выполняю ничьих заданий. Тем более не могу нести ответственность за перепечатки или цитирование моих текстов или отдельных высказываний как внутри, так и за пределами Узбекистана. После чего мне было предложено написать объяснительную записку на имя министра иностранных дел Владимира Норова, что я предупрежден об ответственности, если буду сотрудничать с зарубежными СМИ без аккредитации в МИДе Узбекистана.

Я думаю, что, после того, как Евросоюз окончательно снял санкции с Узбекистана, и наступил новый период дружбы с США, эта кампания давления - закрытие Музея кино, уголовные обвинения талантливому фотохудожнику Умиде Ахмедовой в «клевете» и «оскорблении узбекского народа», вызовы в прокуратуру независимых журналистов, - преследуют одну цель: запугать всех свободомыслящих. Чтобы другие боялись вообще как-то высказывать свои мысли, писать, фотографировать или снимать кино без одобрения, без санкции наших чиновников. Я никогда не был оппозиционером, но тут, по-моему, возникает большая опасность сползания общества к тоталитаризму. Авторитарная власть жестко борется со своими противниками, и подавляет политическую оппозицию. Но при тоталитаризме начинают наказывать уже не за противодействие власти, а за недостаточную к ней лояльность, независимость от ее воли, свободомыслие вообще. Вступает в действие принцип СССР: «все, что не разрешено, то запрещено» и наказуемо», - отмечает Андрей Кудряшов.

Словом, происходящее вряд ли можно воспринимать как-либо иначе, кроме как попытку заткнуть рот немногим остающимся в стране свободным журналистам. А осталось их до чрезвычайности мало. После известных андижанских событий мая 2005 года в Узбекистане началось сильное давление на иностранные СМИ и их сотрудников. Страну покинули IWPR и Би-би-си, затем был закрыт корпункт Радио «Озодлик» (узбекская служба Радио «Свобода»/«Свободная Европа»).

Давление на независимые голоса продолжилось и после 2005 года. В феврале 2006-го было принято правительственное постановление «Основные правила, регулирующие профессиональную деятельность корреспондентов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Узбекистан», согласно которому иностранным корреспондентам запрещалась профессиональная деятельность без аккредитации при узбекистанском МИДе (подробности этого документа, противоречащего всему узбекистанскому законодательству о СМИ, Конституции и международным договорам, подписанным Узбекистаном, – здесь). Несмотря на это, принятое постановление сразу же получило абсолютный приоритет перед всем остальным законодательством страны.

Через несколько месяцев настала очередь «Немецкой волны». 23 марта 2006 года ташкентская городская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении корреспондентки этой радиостанции Натальи Бушуевой «за сокрытие доходов и неуплату налогов» (то обстоятельство, что налоги из ее зарплаты вычитались в Германии, а между двумя странами еще в 1999 году подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, не было принято во внимание). Журналистке также вменялась работа без аккредитации в МИДе (это был первый случай подобного обвинения с момента публикации этих правил в феврале 2006-го.).

Чтобы заставить молчать активную корреспондентку, в ее отношении были задействованы самые грязные методы. 28 марта в квартире Натальи Бушуевой безостановочно стал звонить телефон. Звонившие пытались узнать, за какую сумму она продает свою квартиру, а также предоставляет ли она интимные услуги. Оказалось, что ташкентские улицы сплошь обклеены объявлениями с именем и телефоном Натальи. Некоторые гласили, что хозяйка дешево продает трехкомнатную квартиру, другие - что делает эротический массаж и оказывает разные виды секс-услуг. Объявления были расклеены всего за одну ночь (то есть была задействована группа людей), после чего на журналистку обрушился шквал телефонных звонков. В первый день их поступило около сотни, во второй немногим меньше. В общем, очень скоро корреспонденты «Немецкой волны» в Узбекистане прекратили сотрудничество с этой радиостанцией, а Наталья Бушуева выехала из страны.

В 2008 году в Узбекистане была прекращена деятельность «Associated press», летом 2008-го был лишен аккредитации корреспондент «Reuters» Шамиль Байгин, так что сегодня это агентство не имеет в республике пишущего корреспондента.

«Было официальное письмо МИДа, где мне и шефу Алматинского бюро отказали в продлении аккредитации. А одному новому человеку отказали в аккредитации, поскольку он впервые подавал документы, - рассказал Шамиль Байгин. - Официальная мотивировка звучала следующим образом: в материалах указанных журналистов преобладал предвзятый взгляд, предвзятое освещение событий в Узбекистане, ну и прочее. Вот таким сугубо канцелярским языком все это объяснялось. Почему я был вынужден уехать? Потому что в отношении меня в конце письма была приписка, которая гласила, что если я продолжу сотрудничество с зарубежными СМИ – с любыми зарубежными СМИ, даже не с «Рейтер», – без соответствующей аккредитации МИДа, то буду привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. То есть, мне фактически перекрыли все ходы-выходы».

В настоящее время аккредитацию при МИДе Узбекистана имеют лишь 38 иностранных журналистов, большинство из которых представляют сверхлояльные узбекскому правительству российские, китайские, турецкие, киргизские, азербайджанские, иранские и тому подобные «дружественные» СМИ и буквально единицы западных (France-Presse, «Le Suar»), корреспонденты которых десять раз думают, прежде чем выдавать что-либо «предвзятое», резонно опасаясь лишения аккредитации, то бишь права на работу.

Под строгим контролем находится и деятельность журналистов государственных СМИ (независимых в стране просто не существует). За непростительные с точки зрения режима проступки следует кара. Проступками считаются, например, поездки в западные страны по образовательным программам соответствующих посольств. Например, в 2009 году за вызвавшую недовольство в аппарате президента поездку в Париж были уволены два журналиста узбекских газет – Собиржон Якубов и Беккул Эгамкулов; через несколько месяцев за поездку во Францию из газеты «Uzbekistan today» был уволен один из лучших экономических журналистов Узбекистана Дмитрий Поваров, а за аналогичную поездку в США был уволен заместитель редактора одной из узбекских газет.

Других просто сажают. Согласно ежегодному отчету базирующегося в Нью-Йорке Комитета по защите журналистов, по состоянию на 1 декабря 2009 года Узбекистан находился на шестом месте в мире по числу заключенных журналистов: после Китая (24 человека), Ирана (23), Кубы (22), Эритреи (19) и Бирмы (9). В Узбекистане их семь: это Мухаммад Бекжанов, Юсуф Рузимурадов, Гайрат Мехлибоев, Ортикали Намазов, Джамшид Каримов, Солижон Абдурахманов и Дильмурод Сайид.

Если в начале 2005 года в 26-миллионной стране присутствовало порядка восьмидесяти-ста западных и независимых журналистов, то сегодня в Узбекистане народу прибавилось – более чем 27 миллионов, а количество западных и независимых журналистов сократилось примерно до полутора-двух десятков. Население страны информацию о происходящих в ней событиях черпает из передач радиостанций «Озодлик», «Би-би-си», «Голос Америки» и «Free Dolina», а также из Интернета, хотя большинство информационных и правозащитных сайтов, рассказывающих об Узбекистане, в республике блокируется.

Для полноты картины отмечу, что по индексу свободы прессы от «Репортеров без границ» Узбекистан занимает 160 место из 175 стран, в которых проводились исследования, а в аналогичном рейтинге Freedom House - 189-ю строчку списка из 195 стран. В этой связи доводы американцев, на протяжении 2008 и 2009 годов вколачивавших международной общественности мысль о том, что в Узбекистане наблюдаются серьезные подвижки в области прав человека, представляются, как минимум, не слишком искренними.

Алексей Волосевич


В избранное