Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Северсталь OnLine

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Северсталь OnLine 1

Ведущие: Дед Титыч (NAL007@mail.ru) и Дядя Леня (vil@tchercom.ru)

 

    Званый гость

Карьерограмма Попова

Доминиканская республика и человеческий фактор

В истории ОАО Северсталь случались времена, когда ее продукция мало кому была нужна. Простаивали прокатные станы, не на полную мощность работали доменные печи и сталеплавильные цеха и, казалось, никакой преспективы у предприятия нет. Впору было схватиться за голову и заголосить: нет этого, дайте то, рабочие разбегаются. В начале 90-х годов молодежь обходила металлургический гигант сторонкой: и жарко, и пыльно, и грязно, и денег платят мало. Но руководство избрало другой путь поиск потребителей, причем, постоянных, по принципу мы можем сделать все, если вы закажите и оплатите . Пытались влезть в любую нишу, начали поставлять металлопрокат даже за океан. Оттуда череповчан, в конце-концов, с помощью антидемпинговых процессов изгнали законодательным путем, но настырная Северсталь начала с такой же настойчивостью осваивать другие рынки сбыта: азиатские, поставляет продукцию в Израиль и даже в Доминиканскую республику.

Естественно, возникает вопрос: наверное, в Доминиканскую республику и качество металла требуется другое, более низкое. Где уж им равняться на хваленых янки. Да нет, поправили меня, международные стандарты везде одни, в том числе и в Доминиканской республике, и в республике Южная Корея. И потому требования к череповецкой металлопродукции нисколько не снижаются, а наоборот, возрастают, как впрочем, и количество потребителей тоже. Проследить за выполнением заказов, качеством продукции, претензиями от заказчиков, сделать соответсвующие выводы, реализовать все предложения по устранению недоработок по качеству - всем этим и занимается технологическое бюро листопрокатного цеха 2 ОАО Северсталь во главе с его начальником Е. Поповым.

Листопрокатный цех 2 это, прежде всего, знаменитый стан 2000 , который когда-то строил весь бывший СССР. Идти до него от первой заводской проходной полчаса спокойным шагом. В свое время стан по уровню автоматизации был гордостью страны Советов и тем неожиданнее оказались для меня слова Попова.

-Беда всей советской металлургии,- сокрушался Евгений Сергеевич,- в том, что в ней как ни в какой другой стране очень сильно вляние человеческого фактора. У Ивана Ивановича сегодня с утра плохое настроение, Иван Петрович с похмелья, Иван Сидорович не выспался. Все это очень важно там, где речь идет о допусках в доли миллиметра

-Но на наших предприятиях установлено такое же современное западное оборудование, - не соглашаюсь я.

-Такое да не такое,- отстаивает свое Попов. По механике, по железу, да, у нас все, как везде, кроме форм прокатных валков. А вот по всем автоматическим наворотам тут уж другое. У нас на стане, к примеру, отсутствует измеритель плоскости Как я могу проконтролировать качество металлической полосы? В момент прокатки не могу скорости большие, рассчет может быть только на высокий профессионализм и чутье, чисто субъективные факторы. А потом, когда я смотал полосу в рулон, я уже в середину рулона не загляну. Способов контроля остается очень немного. Этот рулон я должен или порезать на агрегате, или перемотать. Проблема налицо, потому у нас в большинстве спецификаций оговорена гарантия поверхности в 95 процентов И больше быть не может там, где все рассчитано на профессиональный уровень, опыт и чутье

  • А где сто процентов?

-Не знаю. У нас же в России сейчас все друг с другом конкурируют, как впрочем, и на Западе. Никто никому ни одного лишнего слова не скажет

На Северстали в последнее время идет отчаянная борьба за качество продукции. Вся нормативно-техническая документация выдается под ропись инженерно-техническим работникам. Главное, убежден Попов, чтобы каждый из них знал, что он делает. Рабочие соответственно должны знать, что конкретно и как требуется персонально от них, заработная плата напрямую завязана на качество произведенной продукции, вал уже никому не нужен, более того невыгоден. И тем не менее, человеческий фактор остается.

Технологическая бригада, конечно, сама разберется и с нарушителями, и с прогульщиками, но сегодня зачастую требуется совсем другое - строго налаженный производственный процесс под контролем компьютеров, когда на стане работает и всего-то четыре человека, и качество прокатываемого металла никак не зависит ни от настроения дяди Пети, ни от того, с какой ноги утром встал дядя Ваня. В южнокорейской компании Posco работает 14 тысяч человек, они выпускают 21 миллион тонн проката, у Северстали с ее трудовым коллективом за сорок тысяч металлургов этот показатель ниже почти в три раза. Отсюда прежде всего и разница в зарплате

 

Из рабочих в мастера

 

Во втором листопрокатном цехе Попов работает с 1986 года. Сам череповецкий, как многие его сверстники закончил деревянный лесомеханический техникум и аж две недели отработал на лесоучастке в Белозерском районе. Потом армия, морская пехота в Севастополе. После службы тесть провел его по металлургическому комбинату, куда в те времена устроиться на работу было достаточно сложно, и наибольшее впечатление на Евгения оказал, конечно, стан 2000 , только что построенный, автоматизированный по последнему слову техники немецкой фирмой Сименс . Здесь организовывался участок электрошлаковой наплавки по производству биметалла трехслойного проката, который почти нигде в мире тогда не выпускали.

Нержавейка вещь, вообще-то, дорогая и мало кто может позволить себе купить ее. Сегодня стан 2000 ее практически не производит. А трехслойку берут. Эта стандартная заготовка оплавляется слоем нержавейки, прокатывается и получается лист с тонким слоем нержавейки сверху и снизу. Он дешевле, но коррозийностойкий и ведет себя в агрессивных средах точно так же, как и нержавейка. Такие листы делали для машиностроения, ледоколов, танковой брони.

Участку предрекали большое будущее. Попов там работал сталеваром электрошлакового переплава. Ленгипромез уже подготовил проект цеха электроршлаковой наплавки, подбирали место для его строительства, но как оценивает Попов с высоты сегодняшнего дня, по-видимому, повели тогда неправильную ценовую политику, то есть цены на прокат загнули настолько, что его перестали покупать.

Тем не менее, на этом участке Попов проработал сталеваром шесть лет, пока не получил диплом об окончании института. Поступал в филиал Вологодского политеха, а диплом у него, в результате всевозможных реорганизаций, Московского института стали и сплавов.

После этого захотелось молодому специалисту сменить сферу деятельности, тем более, что дальнейшая работа участка электрошлаковой наплавки оказалась под большим вопросом заказов становилось все меньше и меньше. Да и раз в семь лет, как утверждает Евгений Сергеевич, вообще-то, положено менять работу. Тем более, что сегодня не десять лет назад, когда переходить из рабочих в мастера было просто материально невыгодно. Мест вакантных, правда, не было, но с подачи начальника листоотделки Ю.Иванова Попова взяли сменым мастером в листоотделку, где он и проработал семь лет

Естественно, на многое вчерашний рабочий стал тут же смотреть другими глазами, хотя процесс вхождения в новую роль упрощался тем, что знал в цехе многих. Первое желание было: в чем-то не напартачить, как-то проявить себя уже в роли ИТР. Но технологическая бригада во многом это обособленный организм, который функционирует сам по себе, сам с собой разбирается и выталкивает тех, кто ему мешает. Важно не мешать, не навредить, помогать создавать нормальный морально - псхологический климат.

-Да, сейчас управлять в какой-то степени легче,- считает Попов,- меньше проблем при увольнении нерадивых и бездельников, стало более рациональным положение об оплате труда, оно прежде всего завязано на качественные показатели.

Если вспоминать, как он работал сталеваром на электрошлаковом участке, считает Попов, тогда трудно было вообще рабочему разобраться, сколько и за что ему платят. Сегодня металлурги знают и потому стараются делать то, что оплачивается, сначала заказчиком, а потом уже в виде заработной платы и им.

-Система заработной платы стала прозрачней, - говорит Евгений Сергеевич, - ведется учет затрат не в целом по цехам, а по бригадам. Разница в зарплате большая в зависимости от того, как сработали. Закончили месяц с определенными показателями качества и уже сами знают, сколько заработали. Не надо, в принципе, никому ничего считать, все уже сосчитано на рабочих местах

-А инженерно -технические работники вашего уровня?

-Точно также наша зарплата зависит от выполнения кавественных показателей, но уже на уровне цеха. Но вообще то, мало того, что выполнены заказы потребителей и выдержаны качественные показатели, плюс к этому считаются еще и производственные издержки, сколько израсходовано электроэнергии, газа, топлива, штрафы железнодорожникам. Вступает в действие система трансфертных цен

Год назад у нас со всем этим были большие проблемы, и они, конечно, сказывались на заработной плате

 

Начальник бюро

 

Семь лет проработал Попов мастером листоотделки и был включен в программу подготовки стратегического резерва, есть и такая на Северстали .

Периодически Попов стажировался на разных участках у себя в цехе, как впрочем, и другие ИТР. Здесь любят подчеркивать, что на Северстали учатся все, начиная с генерального директора и, кончая рабочими, на каждого составляется так называемая карьерограмма, чтобы видеть и знать, чего ты можешь достичь в жизни и к чему и как надо стремиться. Раньше на месте Попова работал всего лишь один человек заместитель начальника цеха по технологии, главный технолог. Но в связи с ужесточением требований по качеству и соответственно возросшим объемом работ в ЛПЦ 2 образовали целое технологическое бюро, в котором сейчас трудится три специалиста под руководством Попова.

Ему сейчас, кстати, 34 года. Человеком, оказавшим на него самое большое влияние за время работы на Северстали считает начальника листоотделки, где производится резка металлических полос и их отгрузка потребителям, Ю. Иванова, который ходит на работу как к себе домой. Привык все делать капитально, так, чтобы потом о нем вспоминали. Особое внимание культуре производства, чтобы все было подчищено, размечено, покрашено. В грязи ведь продукцию высокого качества не произведешь

Сейчас на Северстали в стадии реализации программа Топ-100 , по которой обучаются прямо на предприятии менеджеры высшего уровня. В число ее участников Попов не попал, но у него есть все шансы стать одним из участников следующей программы обучения суперменеджеров Топ-200 И тогда в его кардиограмме, которую он выстроил мысленно прежде всего сам для себя, окажется взята еще одна высота. Выиграет от этого и сам Евгений Сергеевич, и его предприятие.

Николай Ненастьев.

 

 

 


STALMEN


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное