Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хасидус по-русски

  Все выпуски  

mp3 ``Бо - Рош Ходеш'' 5770 р.Н. Аристер


mp3 “Бо – Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер
2010-01-21 10:36
Download audio file (Bo_5770_RH.MP3) mp3 “Бо - Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер Законы освящения нового месяца (Мишне Тора — Яд Хазака) Цемех Цедек (Дерех Мицвосеха)

Шутки чёрного юмора на злобу дня (продолжение)
2010-01-21 10:36
Средства массовой информации сообщили, что один из министров израильского правительства, Ариэль Атиас, сегодня заявил: "Ашкеназы в синагогу не ходят!". В связи с этим, многие американские евреи, причисляющие себя к ашкеназам, лишь пожали плечами: "Конечно, не ходят! Нынче даже в Субботу мало кто ходит. Большинство в синагогу ездит на машине!"

Объявление в синагоге: “Лекцию на тему "Любовь Зла…" проведёт на исходе Субботы раввин Козлов”.

В своем недавнем выступлении раввин Козлов довольно-таки однозначно высказался о своём отношении к вегетарианству: "Я на вегетарианстве собаку съел!"

Авторa лозунга "Еврей не изгоняет еврея!" обвиняют в нарушении Галахи, поскольку, согласно мнению раввина Козлова, намного кошернее, если еврея изгонит из его дома еврей, чем какой-то там необрезанный гой…

Выступая с лекцией на тему "Нужно ли спасать гоя в Субботу?", раввин Козлов подчеркнул, что может дать короткий и простой совет: "Прежде всего надо невзначай, деликатно поинтересоваться у попавшего в беду гоя, не еврей ли он. И если он ответит на этот вопрос ПРАВИЛЬНО, только в этом случае разрешается его спасти. Если же он ответит отрицательно, тогда нужно спросить, не является ли еврейкой его мать, и если нет, то узнать, не является ли еврейкой мать его матери. Если и на этот вопрос он ответит отрицательно, тогда необходимо спросить, не находится ли он в процессе прохождения истинного гиюра (гиюры раввина Друкмана не считаются!), т.к. в таком случае допустимо спасти его в качестве "условного" гера. Если гой признается, что делает гиюр, уместно поинтересоваться, сделал ли он уже обрезание, как обстоят дела с кашрутом в его доме, как он проводит Субботы и праздники, отделяет ли десятину, кто его учителя, в каком шуле молится и какой трактат Талмуда он сейчас учит. Не стоит преждевременно спрашивать, развелся ли он уже с гойской женой. Всему свое время! Если же гой всё же будет упираться и настаивать, что он гой, то следует предложить ему незамедлительно начать процесс гиюра, чтобы, когда он попадет в затруднительное положение в следующий раз, у евреев была легальная возможность выполнить мицву по спасению еврея в Субботу.

Ешё религиозные псевдо-новости
2010-01-21 12:35
(под влиянием [info]bisyaka) http://community.livejournal.com/machanaim/321075.html

Новости шоу-бизнеса

В ешиве "Битуль Тора" начало сниматься реалити-шоу. Его рейтинг весьма высок: по словам телезрителей, вид круглые сутки раскачивающихся за Гемарой ешиботников успокаивает нервы не хуже, чем лицезрение движущихся аквариумных рыбок.

Раввины из ешив "Битуль Тора" и "Тора ле-ватала" были приглашены на публичную дискуссию. Через пятнадцать минут её пришлось прервать, так как под тяжестью принесённых ими книг респонсов стол телеведущего проломился.

Чтобы избежать надоевших ответов "Это для меня китайская грамота", бригада кирувников из ешивы баалей-тшува "Возьмёмся за руки, друзья!" начала работу по переводу Талмуда на китайский.

Хасидский рэпер Мэйше-Янкев записал новую композицию "Двое чуваков чиста па жызни держатся за плащ". Она основана на первых и вторых Тосафот на Бава мециа 2а, причём каждая фраза начинается со слова "типо", прерывается выражениями "по ходу" и "в натуре" и заканчивается на "ну ты меня понял, чувак"?

Криминал

Студент "шиура бет" в ешиве "Битуль Тора" чуть не утонул в РаШБе. Только бросив ему том Меири, его удалось спасти.

Студент ешивы "Битуль Тора" залез на крышу Главного раввината и угрожал броситься вниз, если немедленно не будет отменён второй "Якум пуркан". Положение спас глава ешивы, который пригрозил, если хулиган не прекратит буянить, ввести обязательное чтение "маамадот". Бунтующий молодой человек от ужаса потерял сознание.

Новости кашрута

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", запретил разговаривать Девятого ава, в соответствии с принципом "Сиха - ке-штия".

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", обнаружил желатин в поваренной соли.

Волонтёр движения "Еда харедит" (с) с риском для жизни закрыл своим телом вход в магазин "Тив-таам" в субботу.

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", установил на входе в свою синагогу измеритель роста, поскольку "катан" не может входить в миньян. Его оппонент рав Матирович утверждает, что даже "катан" может войти в миньян, если положит на голову Хумаш, став тем самым выше.

Новости бизнеса

Выпускник ешивы «Битуль Тора» открыл фирму по связыванию лулавов, назвав её «Фирма веников не вяжет».

Из мира науки

В последнем выпуске сборника «Тора ле-шав» опубликована статья, в которой утверждается, что согласно Хазон Ишу сумма углов тфилин не может быть больше 360 градусов. Впрочем, мнение р.Хаима Наэ по этому вопросу ещё надо прояснить.

Согласно исследованию, опубликованному в «Тора ле-шав», распределение скоростей молитв участников миньяна отклоняется от нормальной гауссианы, если в миньяне присутствует рош-ешива. Автор исследования предлагает ввести параметр, названный им «поправкой на сюртук».

Научный сотрудник Института ѓалахи и технологии открыл возможность проводить несколько миньянов в одном помещении одновременно, применив частотную модуляцию, по аналогии с передачей радиосигналов.

Экспедиция в «Севен севенти» обнаружила там удивительный факт: одновременно действующие миньяны на шахарит и минху. По мнению физиков из MIT, это соответствует общей теории относительности, при условии, что «Севен севенти» является неинерциальной системой отсчёта.

Сотрудникам биологической лаборатории Института ѓалахи и технологии удалось клонировать чолнт.

Кушия.
2010-01-21 15:35
В трактате Талмуда "Макот", 11 лист, 1 стр., написано, что матери первосвященников поставляли в "города-убежища" (для убивших непреднамеренно) провизию и одежду для невольных узников, живущих там, дабы те чувствовали себя комфортно и не молились о том, чтобы скорее покинуть эту ссылку. Ведь заключение в этих городах прерывается не с амнистией, а... со смертью первосвященника. Вот матери и волновались, что, если пребывание в этих городах будет нелёгким, молитвы о скорейшем выходе из них будут горячими и, не дай Б-г, подействуют!

Вопрос мне задал рав Михоель Фрумин из Саратова, но, в принципе, вопрос, конечно, напрашивается: а почему именно МАТЕРИ первосвященника этим занимались? А не ЖЁНЫ, к примеру? :)

Я уже нашел замечательный ответ, но, уверен, вам и самим будет интересно подумать прежде, чем я его оглашу. :)

Помощь
2010-01-21 21:35
http://eu-shestakov.livejournal.com/387114.html

С рабочего стола
2010-01-21 21:35
Почему в Шм-1 18:10 слово "копьё" несёт определённый артикль - החנית, хотя это его первое появление в тексте? Контекстная определённость, копьё как атрибут царя-воина. Видимо, предполагалось, что царь Шауль всегда с копьём, как царь Ахашверош - со скипетром: אֶת שַׁרְבִיט הַזָּהָב אֲשֶׁר בְּיָדוֹ в Эстер 5:2 – атрибут царя-правителя.

Кушия.
2010-01-21 21:35
В трактате Талмуда "Макот", 11 лист, 1 стр., написано, что матери первосвященников поставляли в "города-убежища" (для убивших непреднамеренно) провизию и одежду для невольных узников, живущих там, дабы те чувствовали себя комфортно и не молились о том, чтобы скорее покинуть эту ссылку. Ведь заключение в этих городах прерывается не с амнистией, а... со смертью первосвященника. Вот матери и волновались, что, если пребывание в этих городах будет нелёгким, молитвы о скорейшем выходе из них будут горячими и, не дай Б-г, подействуют!

Вопрос мне задал рав Михоель Фрумин из Саратова, но, в принципе, вопрос, конечно, напрашивается: а почему именно МАТЕРИ первосвященника этим занимались? А не ЖЁНЫ, к примеру? :)

Я уже нашел замечательный ответ, но, уверен, вам и самим будет интересно подумать прежде, чем я его оглашу. :)

ПОДСКАЗКА: ищите, почему участие жены в снабжении НЕЖЕЛАТЕЛЬНО. ;)

Умань, моя Умань
2010-01-22 01:35

via [info]bathana

Важная добавка
2010-01-22 01:35
Художник Ривка Беларёва

Любавичский Ребе советует в общении с людьми поступать «бе даркей ноам». Это значит: проводя свою линию, мы должны держаться с другими евреями мягко, «с приятностью», без тычков и толканий.
Какой-то еврей впервые пришел к Ребе на ехидут и провел у него бездну времени - целых сорок минут! Один из секретарей, рав Гронер, заглянул в кабинет и сделал твердый знак, что время счастливца истекло, другие посетители тоже ждут своей очереди.
Ребе поспешил заметить:
- Моему секретарю совсем не нужно, чтобы вы покинули этот кабинет. Он просто хочет, чтобы вы поскорее пришли сюда снова...

ОТВЕТ НА УТРЕННЮЮ КУШИЮ
2010-01-22 01:35
Ответ принадлежит ДРУГУ автора известной (в ешивных кругах) книги "Арух ла-нер". Почему имя друга не было названо, остается только гадать. :)

Изложу его своими словами. Приходилось ли вам читать рассказ О'Генри "Фараон и хорал"? Там один люмпен очень просто решал проблему комфортной зимовки: совершал с наступлением холодов мелкое хулиганство, за что и препровождался в теплую тюрьму с государственными харчами до весны! :)
В принципе, "города убежища" могут быть, для такого рода "любителей халявы", соблазнительным вариантом устроить себе безбедное существование на годы! Да, перемещение их будет ограничено пределами города, но... в те времена народ не так уж и путешествовал; на осле далеко не уедешь! :)
Тут надо оговориться, что среди комментаторов Талмуда есть спор: получает ли человек, пришедший без свидетелей и заявивший, что он кого-то ненарочно убил, юридический статус "ссыльного в города-убежища"? Наш ответ, конечно, идет по мнению тех, кто считает, что на основе одного заявления можно приобрести подобный статус.
Если ЖЕНА первосвященника будет снабжать города-убежища, то это соблазнительная гарантия обеспеченной жизни на много лет. А если исключительно его мама будет делать это, то... мамы, они ведь немолодые; неровен час, умрет мама, а из города уже не выбраться, пока и ее сын за нею не последует! А пока не последует, придется вертеться, как в свое время в гетто, зарабатывая себе пропитание на маленькой ограниченной территории. :)
Таким образом, ограничение, чтобы именно мама этим занималась, - это изначально желательная (хоть и не обязательная) мера, способствующая, хотя бы частичному, отсеву потенциальных врушек-халявщиков. :)

Имян Отчествович Фамильев 2010-01-21 14:26:12
2010-01-22 01:35
Поэту нужна помощь. Немного денег. Он болен.

Аудиоархив диалектов идиш он-лайн
2010-01-22 01:35

Глава Торы “Бо”: Безоговорочная капитуляция
2010-01-22 01:35
Иногда саранча - это не просто саранча… Восьмая казнь. Египет, казалось бы, почти разрушен - а Моисей, как объясняется в книге Зогар, не решается предстать перед Фараоном. Потому что он предвидит не просто встречу с царем Египта, а противостояние той страшной темной Силе, которая за ним стоит. Исчезает тюрбанчик профессора Квирела, и появляется сам Лорд [...]

«Бог, человек и история»
2010-01-22 06:37
Практически закончен перевод «Бог, человек и история» Э. Берковича. См. отчет о презентации ивритского издания и предисловие к русскому.

Несколько наблюдений по поводу главы Бо и Маасе Берешит
2010-01-22 10:35
Это пока только записки по ходу дела. Стройная концепция ещё не выкристаллизировалась.

1. Сначала я хочу процитировать следующую фразу из начала главы Шмот: /1/ И ПОШЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ РОДА ЛЕВИ, И ВЗЯЛ В ЖЕНЫ ДОЧЬ ЛЕВИ. /2/ И ЗАЧАЛА ЭТА ЖЕНЩИНА, И РОДИЛА СЫНА, И, УВИДЕВ, ЧТО ОН ХОРОШ, СКРЫВАЛА ЕГО ТРИ МЕСЯЦА. Обратите мнимание на выражение "И УВИДЕЛА, ЧТО ОН ХОРОШ" ("ватере ото ки тов hу"). Напоминает "ваяар Элоким эт hаор ки тов" из начала книги Берешит. В комментарии на это место в Шмот Раши пишет, что когда Моше родился, "весь дом наполнился светом". Здесь уместно также вспомнить казнь тьмой (из главы Бо, читаемой на этой неделе) когда только в домах евреев был свет (словно первозданный свет, заключенный внутри сосудов до их разбития).

2. Теперь перенесемся в текущую главу "Бо": /28/ И СКАЗАЛ ЕМУ ФАРАОН: "ИДИ ПРОЧЬ ОТ МЕНЯ! БЕРЕГИСЬ, ЧТОБЫ ТЫ БОЛЬШЕ НЕ ВИДЕЛ ЛИЦА МОЕГО, ИБО В ДЕНЬ, КОГДА УВИДИШЬ ЛИЦО МОЕ, - УМРЕШЬ!". Немедленно воминается другое место из 2-ой главы Берешит: /16/ И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ, СКАЗАВ: "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ. /17/ ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ".

3. Затем идет фраза тоже похожая на изгнание из Ган Эдена: /1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ЕЩЕ ОДНУ КАРУ НАВЕДУ Я НА ФАРАОНА И НА ЕГИПЕТ, И ПОСЛЕ ЭТОГО ОТПУСТИТ ОН ВАС ОТСЮДА; КОГДА ОН ОТПУСТИТ - ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗГОНИТ ВАС ОТСЮДА. Естественно, фараон выступает в роли судебного исполнителя, лишь выразителем желаний Вс-вышнего.

4. Наконец, настает момент разделения египтян и сынов Израиля, подобный разделению дня и ночи, а затем разделению вод (над и под сводом небесным) в первые дни Сотворения Мира: /7/ А НА ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ДАЖЕ ПЕС НЕ ЗАЛАЕТ - НИ НА ЧЕЛОВЕКА, НИ НА СКОТ, ДАБЫ ЗНАЛИ ВЫ, ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ БОГ ЕГИПТЯН И ИЗРАИЛЬ. Это первоначальное разделение потом ещё более ярко проявится также в разделении вод Тростникового Моря: Кстати, если мы заговорили о разделении, то здесь уместно впомнить, ещё одно известное разделение: возникновение Хавы из тела Адама. Если следовать этой аналогии, то Египет - это Адам, а евреи, вышедшие из него - едва появившаяся на свет Хава. Меня всегда удивляло, что женщину как бы "рожает" мужчина, а в роли акушера - Творец Мира. Получается, что Адам-Египет также необходим для истории, как и Израиль-Хава, только Хава - гораздо более совершенная. Но для полного совершенства нужны не только евреи, нужны и египтяне тоже.

Шабат шалом!
2010-01-22 13:36


В этот шабат читаем в свитке Торы недельную главу "Бо", которую обсуждали на этой неделе на уроке (раввинские размышления по теме). В этой главе много говорится о свободе выбора, а так же о: исходе из Египта, маце (вы знали, что евреи пекли мацу несколько раз?), подарках, которыми одарили египтяне исходящих евреев, о 80% евреев, оставшихся в Египте и др.

Все это будем обсуждать на уроках, трапезах и в свободное время.

Будем рады видеть вас!

Для тех, кто еще не знает, как себя вести в синагоге: читать здесь. Уточняющие вопросы приветствуются!



Начало шабеса на этой неделе: 16:42, исход - в: 17:46.

Расписание:
Молитва Минха 16:15
Зажигание свечей (пятница): 16:24 (лучше не зажигать вообще, чем зажигать после начала шабата)
Урок-перерыв: вопросы и ответы, правила шабата, недельная глава.
Молитва встречи шабеса: 18:00

Утренняя молитва: суббота, 10:00
Тора (начало чтения): 11:00
Молитва Минха: 13:00
Проводы шабеса (вечерняя молитва и hавдала): 18:00.

Заметки на полях 2010-01-22 09:13:48
2010-01-22 17:35
"Мир построен добром". Одно из своиств этого добра в его некоей эгоцентричности - оно не вдается в детали адресата своих действий. Ведь иначе ему пришось бы стать судьей.
Поэтому оказание добра не симметрично тому, что нами воспринимается как зло. Авраѓам был готов принести своего сына в жертву лишь по повелению Свыше, для отмены было достаточно ангела, то есть посланца откровения/постижения намного более ограниченного.
Поэтому злодеем в трактате Авот называется не тот, кто воздерживается от оказания добра - он просто жадничает или остерегается, ведь ситуация по определению неочевидна. Если он хочет сам оказать добро и ему жалко, что это делают другии - естественная конкуренция, эти другие уменьшают внешнюю ценность его действий. Но тот, кто и сам не хочет помочь, и препятствует оказанию помощи другими людьми, называется злодеем, ведь он разрушает мир, построенный на добре.
Хорошой субботы всем, и дай Б-г, чтобы мы радовались любому добру, как своему так и чужому.

Радио программа «Пятое Измерение» – 21 января, 2010
2010-01-22 22:35


Этот день (6 Швата) в еврейской истории;
Краткое содержание главы “Бо”;
Заповедь “выкупа первенцев”, ее законы;
Мистический смысл талмудической дискуссии об этой заповеди;
Общение с радиослушателями: какая заповедь была первой?

Хала
2010-01-22 22:35
Рецепт Субботней халы от Мегги Глезер.
Я перепробовала несколько рецептов и считаю этот просто идеальным для тех, кто вымешивает тесто руками.
Если кто-то из читательниц поделится рецептом халы БЕЗ яиц, буду очень благодарна.
Итак, рецепт. 

Ингридиенты:

* 2 чайных ложки дрожжей
* Приблизительно 3 1/2 стакана белой пшеничной муки
* 1/4 стакана теплой воды
* 3 больших яйца, плюс 1 для глазировки
* 1 1/2 ч. ложки столовой соли
* 1/4 стак. растительного масла
* 1/4 стак. меда или 1/3 стак. сахарного песока.

Приготовление.

Смешать дрожжи с 1/4 стак. теплой воды, добавить ~1/4 стак муки в миске и поставить в теплое место (я ставлю в духовку и включаю внутри свет) на 10-20 мин, до образования пузырей.
Начинаем делать тесто. В миску добавить комнатной температуры яйца, масло, мед, соль, размешивать венчиком. Постепенно размешивая, теперь уже деревянной ложкой, добавить муку. Я всегда пропускаю муку через сито (впускаю прану:)), как делали моя бабушка и тетя. Размешивать до получения практически однородной массы. Теперь подключаем ручки:
Выложить тесто на чистый, посыпанный мукой стол и вымешивать руками еще минут 5. Тесто должно быть плотное, но легко вымешиваемое, однородное, лоснящееся.
Полученное тесто положить обратно в миску, накрыть пластиком и убрать в теплое место на 2 часа. Тесто должно увеличиться в 2 раза!
Теперь самое приятное.
Увеличившееся, "дышащее", ароматное тесто вымесить еще раз, разделить на две части (можно оставоть одну), каждую еще на 3-4-6 частей, в зависимости, какое плетение вы любите, сплести две халы. Выложить на пергамент, накрыть пластиком и оставить еще на 2 часа. Халы должны утроиться в объеме.
Включить духовку- 325/ (160 С).
Смазать халы яйцом. Если смазать только желтком, хала получится очень румяной. Можно посыпать маком, сезамом. Выпекать 15-20 минут (если 2 халы), или 25-35 минут, если печете одну. Примерно в середине выпечки повернуть противень на 180 градусов, чтобы выпеклись равномерно.
Как узнать, что хала готова? По внешнему виду, раз. Выпеченная хала звучит, как барабан, если по ней постучать, два. Итак, осталось только выложить халу на решетку, чтоб она остыла. Прикрыть полотенцем до Шабата.
Буду рада, если кто-то воспользуется этим старинным рецептом, которым так щедро поделилалсь Maggie Glezer.

http://www.epicurious.com/articlesguides/holidays/highholydays/challah

 

Трактат “Бати Легани”
2010-01-22 23:35
“Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста”. [Мидраш поясняет, что Шир Аширим (Песнь Несней) не следует понимать только буквально; это метафорическое описание отношений между Б-гом и Его невестой - еврейским народом. Приведенный выше стих относится, в частности, к периоду завершения строительства Храма, когда Шхина (Б-жественное Присутствие) пришла в Свой сад - ибо именно тогда [...]

Вселенский долгострой или жилище для Абсолюта
2010-01-22 23:35

 


Адаптированное изложение каббалистического трактата “Боси-Легани”. Своеобразное пособие “Строим Храм своими руками”. А также о применении главного принципа гомеопатии в быту - similia similibus curantur (клин клином, говоря по-русски) или святая глупость против природной дури.

(Лекция записана 1.30.2007, отредактирована 02.03.2009)

Текст трактата (в переводе) находится здесь.

mp3 “Бо – Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер
2010-01-22 23:35
Download audio file (Bo_5770_RH.MP3) mp3 “Бо - Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер Законы освящения нового месяца (Мишне Тора — Яд Хазака) 2:08 Цемех Цедек (Дерех Мицвосеха)

Вселенский долгострой или жилище для Абсолюта
2010-01-23 00:35
Адаптированное изложение каббалистического трактата “Боси-Легани”. Своеобразное пособие “Строим Храм своими руками”. А также о применении главного принципа гомеопатии в быту - similia similibus curantur (клин клином, говоря по-русски) или святая глупость против природной дури. (Лекция р-на Эли Когана; записана 1.30.2007, отредактирована 02.03.2009) Текст трактата в переводе находится здесь. Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, [...]

Радио программа “Пятое Измерение” — 21 января, 2010
2010-01-23 00:35
Этот день (6 Швата) в еврейской истории; Краткое содержание главы “Бо”; Заповедь “выкупа первенцев”, ее законы; Мистический смысл талмудической дискуссии об этой заповеди; Общение с радиослушателями: какая заповедь была первой? Кликните на стрелку, чтобы прослушать. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”

mp3 “Бо – Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер
2010-01-21 10:36
Download audio file (Bo_5770_RH.MP3) mp3 “Бо - Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер Законы освящения нового месяца (Мишне Тора — Яд Хазака) Цемех Цедек (Дерех Мицвосеха)

Шутки чёрного юмора на злобу дня (продолжение)
2010-01-21 10:36
Средства массовой информации сообщили, что один из министров израильского правительства, Ариэль Атиас, сегодня заявил: "Ашкеназы в синагогу не ходят!". В связи с этим, многие американские евреи, причисляющие себя к ашкеназам, лишь пожали плечами: "Конечно, не ходят! Нынче даже в Субботу мало кто ходит. Большинство в синагогу ездит на машине!"

Объявление в синагоге: “Лекцию на тему "Любовь Зла…" проведёт на исходе Субботы раввин Козлов”.

В своем недавнем выступлении раввин Козлов довольно-таки однозначно высказался о своём отношении к вегетарианству: "Я на вегетарианстве собаку съел!"

Авторa лозунга "Еврей не изгоняет еврея!" обвиняют в нарушении Галахи, поскольку, согласно мнению раввина Козлова, намного кошернее, если еврея изгонит из его дома еврей, чем какой-то там необрезанный гой…

Выступая с лекцией на тему "Нужно ли спасать гоя в Субботу?", раввин Козлов подчеркнул, что может дать короткий и простой совет: "Прежде всего надо невзначай, деликатно поинтересоваться у попавшего в беду гоя, не еврей ли он. И если он ответит на этот вопрос ПРАВИЛЬНО, только в этом случае разрешается его спасти. Если же он ответит отрицательно, тогда нужно спросить, не является ли еврейкой его мать, и если нет, то узнать, не является ли еврейкой мать его матери. Если и на этот вопрос он ответит отрицательно, тогда необходимо спросить, не находится ли он в процессе прохождения истинного гиюра (гиюры раввина Друкмана не считаются!), т.к. в таком случае допустимо спасти его в качестве "условного" гера. Если гой признается, что делает гиюр, уместно поинтересоваться, сделал ли он уже обрезание, как обстоят дела с кашрутом в его доме, как он проводит Субботы и праздники, отделяет ли десятину, кто его учителя, в каком шуле молится и какой трактат Талмуда он сейчас учит. Не стоит преждевременно спрашивать, развелся ли он уже с гойской женой. Всему свое время! Если же гой всё же будет упираться и настаивать, что он гой, то следует предложить ему незамедлительно начать процесс гиюра, чтобы, когда он попадет в затруднительное положение в следующий раз, у евреев была легальная возможность выполнить мицву по спасению еврея в Субботу.

Ешё религиозные псевдо-новости
2010-01-21 12:35
(под влиянием [info]bisyaka) http://community.livejournal.com/machanaim/321075.html

Новости шоу-бизнеса

В ешиве "Битуль Тора" начало сниматься реалити-шоу. Его рейтинг весьма высок: по словам телезрителей, вид круглые сутки раскачивающихся за Гемарой ешиботников успокаивает нервы не хуже, чем лицезрение движущихся аквариумных рыбок.

Раввины из ешив "Битуль Тора" и "Тора ле-ватала" были приглашены на публичную дискуссию. Через пятнадцать минут её пришлось прервать, так как под тяжестью принесённых ими книг респонсов стол телеведущего проломился.

Чтобы избежать надоевших ответов "Это для меня китайская грамота", бригада кирувников из ешивы баалей-тшува "Возьмёмся за руки, друзья!" начала работу по переводу Талмуда на китайский.

Хасидский рэпер Мэйше-Янкев записал новую композицию "Двое чуваков чиста па жызни держатся за плащ". Она основана на первых и вторых Тосафот на Бава мециа 2а, причём каждая фраза начинается со слова "типо", прерывается выражениями "по ходу" и "в натуре" и заканчивается на "ну ты меня понял, чувак"?

Криминал

Студент "шиура бет" в ешиве "Битуль Тора" чуть не утонул в РаШБе. Только бросив ему том Меири, его удалось спасти.

Студент ешивы "Битуль Тора" залез на крышу Главного раввината и угрожал броситься вниз, если немедленно не будет отменён второй "Якум пуркан". Положение спас глава ешивы, который пригрозил, если хулиган не прекратит буянить, ввести обязательное чтение "маамадот". Бунтующий молодой человек от ужаса потерял сознание.

Новости кашрута

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", запретил разговаривать Девятого ава, в соответствии с принципом "Сиха - ке-штия".

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", обнаружил желатин в поваренной соли.

Волонтёр движения "Еда харедит" (с) с риском для жизни закрыл своим телом вход в магазин "Тив-таам" в субботу.

Раввин Хумреман, автор книги респонсов "Ѓа-коль асур", установил на входе в свою синагогу измеритель роста, поскольку "катан" не может входить в миньян. Его оппонент рав Матирович утверждает, что даже "катан" может войти в миньян, если положит на голову Хумаш, став тем самым выше.

Новости бизнеса

Выпускник ешивы «Битуль Тора» открыл фирму по связыванию лулавов, назвав её «Фирма веников не вяжет».

Из мира науки

В последнем выпуске сборника «Тора ле-шав» опубликована статья, в которой утверждается, что согласно Хазон Ишу сумма углов тфилин не может быть больше 360 градусов. Впрочем, мнение р.Хаима Наэ по этому вопросу ещё надо прояснить.

Согласно исследованию, опубликованному в «Тора ле-шав», распределение скоростей молитв участников миньяна отклоняется от нормальной гауссианы, если в миньяне присутствует рош-ешива. Автор исследования предлагает ввести параметр, названный им «поправкой на сюртук».

Научный сотрудник Института ѓалахи и технологии открыл возможность проводить несколько миньянов в одном помещении одновременно, применив частотную модуляцию, по аналогии с передачей радиосигналов.

Экспедиция в «Севен севенти» обнаружила там удивительный факт: одновременно действующие миньяны на шахарит и минху. По мнению физиков из MIT, это соответствует общей теории относительности, при условии, что «Севен севенти» является неинерциальной системой отсчёта.

Сотрудникам биологической лаборатории Института ѓалахи и технологии удалось клонировать чолнт.

Кушия.
2010-01-21 15:35
В трактате Талмуда "Макот", 11 лист, 1 стр., написано, что матери первосвященников поставляли в "города-убежища" (для убивших непреднамеренно) провизию и одежду для невольных узников, живущих там, дабы те чувствовали себя комфортно и не молились о том, чтобы скорее покинуть эту ссылку. Ведь заключение в этих городах прерывается не с амнистией, а... со смертью первосвященника. Вот матери и волновались, что, если пребывание в этих городах будет нелёгким, молитвы о скорейшем выходе из них будут горячими и, не дай Б-г, подействуют!

Вопрос мне задал рав Михоель Фрумин из Саратова, но, в принципе, вопрос, конечно, напрашивается: а почему именно МАТЕРИ первосвященника этим занимались? А не ЖЁНЫ, к примеру? :)

Я уже нашел замечательный ответ, но, уверен, вам и самим будет интересно подумать прежде, чем я его оглашу. :)

Помощь
2010-01-21 21:35
http://eu-shestakov.livejournal.com/387114.html

С рабочего стола
2010-01-21 21:35
Почему в Шм-1 18:10 слово "копьё" несёт определённый артикль - החנית, хотя это его первое появление в тексте? Контекстная определённость, копьё как атрибут царя-воина. Видимо, предполагалось, что царь Шауль всегда с копьём, как царь Ахашверош - со скипетром: אֶת שַׁרְבִיט הַזָּהָב אֲשֶׁר בְּיָדוֹ в Эстер 5:2 – атрибут царя-правителя.

Кушия.
2010-01-21 21:35
В трактате Талмуда "Макот", 11 лист, 1 стр., написано, что матери первосвященников поставляли в "города-убежища" (для убивших непреднамеренно) провизию и одежду для невольных узников, живущих там, дабы те чувствовали себя комфортно и не молились о том, чтобы скорее покинуть эту ссылку. Ведь заключение в этих городах прерывается не с амнистией, а... со смертью первосвященника. Вот матери и волновались, что, если пребывание в этих городах будет нелёгким, молитвы о скорейшем выходе из них будут горячими и, не дай Б-г, подействуют!

Вопрос мне задал рав Михоель Фрумин из Саратова, но, в принципе, вопрос, конечно, напрашивается: а почему именно МАТЕРИ первосвященника этим занимались? А не ЖЁНЫ, к примеру? :)

Я уже нашел замечательный ответ, но, уверен, вам и самим будет интересно подумать прежде, чем я его оглашу. :)

ПОДСКАЗКА: ищите, почему участие жены в снабжении НЕЖЕЛАТЕЛЬНО. ;)

Умань, моя Умань
2010-01-22 01:35

via [info]bathana

Важная добавка
2010-01-22 01:35
Художник Ривка Беларёва

Любавичский Ребе советует в общении с людьми поступать «бе даркей ноам». Это значит: проводя свою линию, мы должны держаться с другими евреями мягко, «с приятностью», без тычков и толканий.
Какой-то еврей впервые пришел к Ребе на ехидут и провел у него бездну времени - целых сорок минут! Один из секретарей, рав Гронер, заглянул в кабинет и сделал твердый знак, что время счастливца истекло, другие посетители тоже ждут своей очереди.
Ребе поспешил заметить:
- Моему секретарю совсем не нужно, чтобы вы покинули этот кабинет. Он просто хочет, чтобы вы поскорее пришли сюда снова...

ОТВЕТ НА УТРЕННЮЮ КУШИЮ
2010-01-22 01:35
Ответ принадлежит ДРУГУ автора известной (в ешивных кругах) книги "Арух ла-нер". Почему имя друга не было названо, остается только гадать. :)

Изложу его своими словами. Приходилось ли вам читать рассказ О'Генри "Фараон и хорал"? Там один люмпен очень просто решал проблему комфортной зимовки: совершал с наступлением холодов мелкое хулиганство, за что и препровождался в теплую тюрьму с государственными харчами до весны! :)
В принципе, "города убежища" могут быть, для такого рода "любителей халявы", соблазнительным вариантом устроить себе безбедное существование на годы! Да, перемещение их будет ограничено пределами города, но... в те времена народ не так уж и путешествовал; на осле далеко не уедешь! :)
Тут надо оговориться, что среди комментаторов Талмуда есть спор: получает ли человек, пришедший без свидетелей и заявивший, что он кого-то ненарочно убил, юридический статус "ссыльного в города-убежища"? Наш ответ, конечно, идет по мнению тех, кто считает, что на основе одного заявления можно приобрести подобный статус.
Если ЖЕНА первосвященника будет снабжать города-убежища, то это соблазнительная гарантия обеспеченной жизни на много лет. А если исключительно его мама будет делать это, то... мамы, они ведь немолодые; неровен час, умрет мама, а из города уже не выбраться, пока и ее сын за нею не последует! А пока не последует, придется вертеться, как в свое время в гетто, зарабатывая себе пропитание на маленькой ограниченной территории. :)
Таким образом, ограничение, чтобы именно мама этим занималась, - это изначально желательная (хоть и не обязательная) мера, способствующая, хотя бы частичному, отсеву потенциальных врушек-халявщиков. :)

Имян Отчествович Фамильев 2010-01-21 14:26:12
2010-01-22 01:35
Поэту нужна помощь. Немного денег. Он болен.

Аудиоархив диалектов идиш он-лайн
2010-01-22 01:35

Глава Торы “Бо”: Безоговорочная капитуляция
2010-01-22 01:35
Иногда саранча - это не просто саранча… Восьмая казнь. Египет, казалось бы, почти разрушен - а Моисей, как объясняется в книге Зогар, не решается предстать перед Фараоном. Потому что он предвидит не просто встречу с царем Египта, а противостояние той страшной темной Силе, которая за ним стоит. Исчезает тюрбанчик профессора Квирела, и появляется сам Лорд [...]

«Бог, человек и история»
2010-01-22 06:37
Практически закончен перевод «Бог, человек и история» Э. Берковича. См. отчет о презентации ивритского издания и предисловие к русскому.

Несколько наблюдений по поводу главы Бо и Маасе Берешит
2010-01-22 10:35
Это пока только записки по ходу дела. Стройная концепция ещё не выкристаллизировалась.

1. Сначала я хочу процитировать следующую фразу из начала главы Шмот: /1/ И ПОШЕЛ ОДИН ЧЕЛОВЕК ИЗ РОДА ЛЕВИ, И ВЗЯЛ В ЖЕНЫ ДОЧЬ ЛЕВИ. /2/ И ЗАЧАЛА ЭТА ЖЕНЩИНА, И РОДИЛА СЫНА, И, УВИДЕВ, ЧТО ОН ХОРОШ, СКРЫВАЛА ЕГО ТРИ МЕСЯЦА. Обратите мнимание на выражение "И УВИДЕЛА, ЧТО ОН ХОРОШ" ("ватере ото ки тов hу"). Напоминает "ваяар Элоким эт hаор ки тов" из начала книги Берешит. В комментарии на это место в Шмот Раши пишет, что когда Моше родился, "весь дом наполнился светом". Здесь уместно также вспомнить казнь тьмой (из главы Бо, читаемой на этой неделе) когда только в домах евреев был свет (словно первозданный свет, заключенный внутри сосудов до их разбития).

2. Теперь перенесемся в текущую главу "Бо": /28/ И СКАЗАЛ ЕМУ ФАРАОН: "ИДИ ПРОЧЬ ОТ МЕНЯ! БЕРЕГИСЬ, ЧТОБЫ ТЫ БОЛЬШЕ НЕ ВИДЕЛ ЛИЦА МОЕГО, ИБО В ДЕНЬ, КОГДА УВИДИШЬ ЛИЦО МОЕ, - УМРЕШЬ!". Немедленно воминается другое место из 2-ой главы Берешит: /16/ И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ, СКАЗАВ: "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ. /17/ ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ".

3. Затем идет фраза тоже похожая на изгнание из Ган Эдена: /1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: "ЕЩЕ ОДНУ КАРУ НАВЕДУ Я НА ФАРАОНА И НА ЕГИПЕТ, И ПОСЛЕ ЭТОГО ОТПУСТИТ ОН ВАС ОТСЮДА; КОГДА ОН ОТПУСТИТ - ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗГОНИТ ВАС ОТСЮДА. Естественно, фараон выступает в роли судебного исполнителя, лишь выразителем желаний Вс-вышнего.

4. Наконец, настает момент разделения египтян и сынов Израиля, подобный разделению дня и ночи, а затем разделению вод (над и под сводом небесным) в первые дни Сотворения Мира: /7/ А НА ВСЕХ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ДАЖЕ ПЕС НЕ ЗАЛАЕТ - НИ НА ЧЕЛОВЕКА, НИ НА СКОТ, ДАБЫ ЗНАЛИ ВЫ, ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ БОГ ЕГИПТЯН И ИЗРАИЛЬ. Это первоначальное разделение потом ещё более ярко проявится также в разделении вод Тростникового Моря: Кстати, если мы заговорили о разделении, то здесь уместно впомнить, ещё одно известное разделение: возникновение Хавы из тела Адама. Если следовать этой аналогии, то Египет - это Адам, а евреи, вышедшие из него - едва появившаяся на свет Хава. Меня всегда удивляло, что женщину как бы "рожает" мужчина, а в роли акушера - Творец Мира. Получается, что Адам-Египет также необходим для истории, как и Израиль-Хава, только Хава - гораздо более совершенная. Но для полного совершенства нужны не только евреи, нужны и египтяне тоже.

Шабат шалом!
2010-01-22 13:36


В этот шабат читаем в свитке Торы недельную главу "Бо", которую обсуждали на этой неделе на уроке (раввинские размышления по теме). В этой главе много говорится о свободе выбора, а так же о: исходе из Египта, маце (вы знали, что евреи пекли мацу несколько раз?), подарках, которыми одарили египтяне исходящих евреев, о 80% евреев, оставшихся в Египте и др.

Все это будем обсуждать на уроках, трапезах и в свободное время.

Будем рады видеть вас!

Для тех, кто еще не знает, как себя вести в синагоге: читать здесь. Уточняющие вопросы приветствуются!



Начало шабеса на этой неделе: 16:42, исход - в: 17:46.

Расписание:
Молитва Минха 16:15
Зажигание свечей (пятница): 16:24 (лучше не зажигать вообще, чем зажигать после начала шабата)
Урок-перерыв: вопросы и ответы, правила шабата, недельная глава.
Молитва встречи шабеса: 18:00

Утренняя молитва: суббота, 10:00
Тора (начало чтения): 11:00
Молитва Минха: 13:00
Проводы шабеса (вечерняя молитва и hавдала): 18:00.

Заметки на полях 2010-01-22 09:13:48
2010-01-22 17:35
"Мир построен добром". Одно из своиств этого добра в его некоей эгоцентричности - оно не вдается в детали адресата своих действий. Ведь иначе ему пришось бы стать судьей.
Поэтому оказание добра не симметрично тому, что нами воспринимается как зло. Авраѓам был готов принести своего сына в жертву лишь по повелению Свыше, для отмены было достаточно ангела, то есть посланца откровения/постижения намного более ограниченного.
Поэтому злодеем в трактате Авот называется не тот, кто воздерживается от оказания добра - он просто жадничает или остерегается, ведь ситуация по определению неочевидна. Если он хочет сам оказать добро и ему жалко, что это делают другии - естественная конкуренция, эти другие уменьшают внешнюю ценность его действий. Но тот, кто и сам не хочет помочь, и препятствует оказанию помощи другими людьми, называется злодеем, ведь он разрушает мир, построенный на добре.
Хорошой субботы всем, и дай Б-г, чтобы мы радовались любому добру, как своему так и чужому.

Радио программа «Пятое Измерение» – 21 января, 2010
2010-01-22 22:35


Этот день (6 Швата) в еврейской истории;
Краткое содержание главы “Бо”;
Заповедь “выкупа первенцев”, ее законы;
Мистический смысл талмудической дискуссии об этой заповеди;
Общение с радиослушателями: какая заповедь была первой?

Хала
2010-01-22 22:35
Рецепт Субботней халы от Мегги Глезер.
Я перепробовала несколько рецептов и считаю этот просто идеальным для тех, кто вымешивает тесто руками.
Если кто-то из читательниц поделится рецептом халы БЕЗ яиц, буду очень благодарна.
Итак, рецепт. 

Ингридиенты:

* 2 чайных ложки дрожжей
* Приблизительно 3 1/2 стакана белой пшеничной муки
* 1/4 стакана теплой воды
* 3 больших яйца, плюс 1 для глазировки
* 1 1/2 ч. ложки столовой соли
* 1/4 стак. растительного масла
* 1/4 стак. меда или 1/3 стак. сахарного песока.

Приготовление.

Смешать дрожжи с 1/4 стак. теплой воды, добавить ~1/4 стак муки в миске и поставить в теплое место (я ставлю в духовку и включаю внутри свет) на 10-20 мин, до образования пузырей.
Начинаем делать тесто. В миску добавить комнатной температуры яйца, масло, мед, соль, размешивать венчиком. Постепенно размешивая, теперь уже деревянной ложкой, добавить муку. Я всегда пропускаю муку через сито (впускаю прану:)), как делали моя бабушка и тетя. Размешивать до получения практически однородной массы. Теперь подключаем ручки:
Выложить тесто на чистый, посыпанный мукой стол и вымешивать руками еще минут 5. Тесто должно быть плотное, но легко вымешиваемое, однородное, лоснящееся.
Полученное тесто положить обратно в миску, накрыть пластиком и убрать в теплое место на 2 часа. Тесто должно увеличиться в 2 раза!
Теперь самое приятное.
Увеличившееся, "дышащее", ароматное тесто вымесить еще раз, разделить на две части (можно оставоть одну), каждую еще на 3-4-6 частей, в зависимости, какое плетение вы любите, сплести две халы. Выложить на пергамент, накрыть пластиком и оставить еще на 2 часа. Халы должны утроиться в объеме.
Включить духовку- 325/ (160 С).
Смазать халы яйцом. Если смазать только желтком, хала получится очень румяной. Можно посыпать маком, сезамом. Выпекать 15-20 минут (если 2 халы), или 25-35 минут, если печете одну. Примерно в середине выпечки повернуть противень на 180 градусов, чтобы выпеклись равномерно.
Как узнать, что хала готова? По внешнему виду, раз. Выпеченная хала звучит, как барабан, если по ней постучать, два. Итак, осталось только выложить халу на решетку, чтоб она остыла. Прикрыть полотенцем до Шабата.
Буду рада, если кто-то воспользуется этим старинным рецептом, которым так щедро поделилалсь Maggie Glezer.

http://www.epicurious.com/articlesguides/holidays/highholydays/challah

 

Трактат “Бати Легани”
2010-01-22 23:35
“Пришел Я в сад Мой, сестра Моя, невеста”. [Мидраш поясняет, что Шир Аширим (Песнь Несней) не следует понимать только буквально; это метафорическое описание отношений между Б-гом и Его невестой - еврейским народом. Приведенный выше стих относится, в частности, к периоду завершения строительства Храма, когда Шхина (Б-жественное Присутствие) пришла в Свой сад - ибо именно тогда [...]

Вселенский долгострой или жилище для Абсолюта
2010-01-22 23:35

 


Адаптированное изложение каббалистического трактата “Боси-Легани”. Своеобразное пособие “Строим Храм своими руками”. А также о применении главного принципа гомеопатии в быту - similia similibus curantur (клин клином, говоря по-русски) или святая глупость против природной дури.

(Лекция записана 1.30.2007, отредактирована 02.03.2009)

Текст трактата (в переводе) находится здесь.

mp3 “Бо – Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер
2010-01-22 23:35
Download audio file (Bo_5770_RH.MP3) mp3 “Бо - Рош Ходеш” 5770 р.Н. Аристер Законы освящения нового месяца (Мишне Тора — Яд Хазака) 2:08 Цемех Цедек (Дерех Мицвосеха)

Вселенский долгострой или жилище для Абсолюта
2010-01-23 00:35
Адаптированное изложение каббалистического трактата “Боси-Легани”. Своеобразное пособие “Строим Храм своими руками”. А также о применении главного принципа гомеопатии в быту - similia similibus curantur (клин клином, говоря по-русски) или святая глупость против природной дури. (Лекция р-на Эли Когана; записана 1.30.2007, отредактирована 02.03.2009) Текст трактата в переводе находится здесь. Кликните на стрелку, чтобы прослушать лекцию. Чтобы скачать MP3 файл, [...]

Радио программа “Пятое Измерение” — 21 января, 2010
2010-01-23 00:35
Этот день (6 Швата) в еврейской истории; Краткое содержание главы “Бо”; Заповедь “выкупа первенцев”, ее законы; Мистический смысл талмудической дискуссии об этой заповеди; Общение с радиослушателями: какая заповедь была первой? Кликните на стрелку, чтобы прослушать. Чтобы скачать MP3 файл, кликните Download левой кнопкой, либо же правой и выберите “Save Target As…”


В избранное