Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наука и эзотерическая традиция П.П.Гайденко. Герметизм и новоевропейское естествознание


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 1. П.П.Гайденко. Герметизм и становление новоевропейского естествознания
(часть 1)

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция,
2003. – 528 с.

В своей новой книге член-корреспондент РАН, заведующая сектором Института философии
РАН Пиама Павловна Гайденко рассматривает процесс рождения науки Нового времени,
анализирует религиозные, общекультурные и социальные факторы, которые способствовали
формированию принципов научной рациональности.

Краткое содержание книги (по главам):

Введение. Проблема рациональности на пороге третьего тысячелетия

Раздел I. Формирование античной науки в лоне философии
Глава I. У истоков античной математики
Глава II. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля
Глава III. Натурфилософия Аристотеля

Раздел II. Христианство и генезис новоевропейского естествознания
Глава I. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности
Глава II. Пересмотр фундаментальных принципов античной науки
Глава III. Николай Кузанский и формирование предпосылок философии и науки Нового
времени

Раздел III. Специфика новоевропейского типа рациональности
Глава I. Физика Аристотеля и механика Галилея
Глава II. Природа и идеализированный объект
Глава III. К истории принципа непрерывности
Глава IV. Обоснование геометрии у Платона, Прокла и Канта
Глава V. Монадология Лейбница и кантовское понятие вещи в себе

Раздел IV. XX век: философское осмысление и критика научной рациональности
Глава I. Неокантианская концепция научного знания (Коген, Наторп, Кассирер)
Глава II. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы
Глава III. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда
Гуссерля
Глава IV. Познание и ценности


Глава II раздела II (с. 149-199) посвящена анализу проблемы пересмотра фундаментальных
принципов античной науки на рубеже эпох Возрождения и Нового времени.

По мнению автора, изучение подлинной истории науки и природы научного знания
возможно лишь в более широком социокультурном контексте. При этом необходимо
по-новому осмыслить понятие культуры, освободившись от его упрощённого, порой
вульгарно-социологического истолкования. При всём многообразии форм своего внешнего
проявления культура есть «некоторое внутреннее единство, единство смысла, который
в конечном счёте определяет характер целеполагания и деятельности индивидов,
так же как и структуру общественных институтов и направление научного поиска»
(с. 149).

Научное познание – один из аспектов культурного творчества, органически связанный
с другими аспектами, влияющий на них и в свою очередь испытывающий их влияние»
(с. 149-150). Особенно существенное воздействие на развитие науки оказывают религия
и философия, хотя эта связь не всегда имеет характер органического синтеза. Несмотря
на хорошо известные исторические примеры (например, отношения Галилея с католической
церковью), внутренняя связь между религией, философией и научным познанием «гораздо
более органична, чем это пытается представить атеистическая пропаганда» (с. 150).

Со второй половины XVI до середины XVIII в. – в течение 150-200 лет – меняется
научная картина мира, которая сложилась в античности и с незначительными изменениями
просуществовала в Средние века. К наиболее важным из этих изменений относятся
следующие:

1) античная и средневековая физика исходила из чёткого разделения всего сущего
на естественное (природное) и искусственное (артефакты);

2) между небесным (надлунным) и земным (подлунным) мирами лежал жёсткий водораздел.
Надлунный мир был воплощением вечного порядка и неизменных движений, подлунный
отличался непостоянством и изменчивостью;

3) математика и физика жёстко отличались между собой. Предметом математики были
идеальные конструкции (идеальные объекты). Она находила себе применение главным
образом в астрономии, имевшей дело с надлунным миром, наиболее близким к идеальному;

4) важнейшим методологическим принципом древней и средневековой физики было восходящее
к Аристотелю учение о четырёх причинах – формальной, целевой, действующей и материальной.
В отличие от математика, отвлекающегося от природной реальности, физик видел
в свою задачу в том, чтобы дать ответ на вопрос «почему?», указав при этом на
одну из четырёх причин или на их комбинацию.

Предпосылкой преодоления глубокой пропасти между естественным и искусственным
стал христианский догмат о творении. Для христианской теологии «естественного»
в аристотелевском смысле слова не существует: «начало её движения и покоя» находится
не в ней самой, а в Творце. Хотя средневековье и принимало античное разделение
естественного и искусственного, но различие между ними видело уже не там, где
его усматривал античный мир. Для схоластики естественное – это то, что создано
бесконечным Творцом, а искусственное – то, что создано человеком как творцом
конечным.

Тем не менее, экспериментальное естествознание возникло лишь в XVI-XVIII вв.,
а ни в V, XII, или даже в XIV в. Дело в том, что в Средние века, несмотря на
существование христианского догмата о творении, сохранялась огромная дистанция
между земным и небесным. Острое переживание первородного греха и сознание собственной
греховности оставляло незыблемой античную картину мира, его разделение на небесный
и земной, каждый из которых подчинён своим особым законам.

Между тем в христианстве, помимо идеи творения, существовал ещё более сильный
догмат, ослаблявший противостояние небесного и земного миров – догмат о Боговоплощении.
«Иисус Христос, Сын Божий, есть в то же время сын человеческий – тем самым небо
как бы спущено на землю, или, что то же самое, земля поднята на Небо» (с. 162).
Именно догмат о богочеловеческой природе Христа разрушал основы античного представления
о Боге, мире и человеке.

Французский философ русского происхождения Александр Кожев (ударение на втором
слоге – Ю.Ч.) усматривает в идее боговоплощения главный источник науки Нового
времени. С этой точки зрения реальный смысл коперниканской революции XVI в. состоит
в перенесении Земли на аристотелево – математезируемое – Небо. «Коперник начал
то, что затем продолжили Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон и другие, устраняя остатки
античного конечного космоса с его системой абсолютных мест, различением надлунного
и подлунного миров, естественного и насильственного движений, снимая онтологический
барьер между естественным и искусственным, наукой и техникой и, соответственно,
физикой и механикой, а также между математикой как наукой об идеализированном
(сконструированном) объекте и естествознанием как наукой о реальной природе»
(с. 163).

Важный мировоззренческий сдвиг, способствовавший реальному раскрытию возможностей,
заключённых в идее боговоплощения, произошёл в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения,
когда большую популярность приобрёл неоплатонизм и связанный с ним герметизм.
В ряде работ, особенно начиная с 60-х годов XX  века (сюда, прежде всего, следует
отнести работу Ф.А.Ейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция»), показано,
что в преднаучную эпоху сложилось законченное герметическое мировоззрение. Его
выразителями помимо Джордано Бруно были Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола,
Генрих Корнелий Агриппа, Парацельс и другие.

Парацельс был, например, убеждён в том, что Бог путём занятия науками и искусством
даровал человеку очищение от ущербного состояния, в котором тот оказался в результате
грехопадения. Таким образом, человек может восстановить утраченную им власть
над природой и раскрыть все её тайны. «С помощью развития науки и расцвета искусств
человечество достигнет полного понимания небесных явлений, раскроет тайны моря
и земли, сделает землю плодородной, климат благоприятным, истребит на земле все
болезни и устранит стихийные бедствия» (с. 164).

Герметизм – это магико-оккультное учение, восходящее, согласно легенде, к полумифической
фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста (основателя религии, провозвестника
и спасителя в эзотерических герметических кружках и гностических сектах). Герметическое
учение излагалось в так называемом «Герметическом корпусе», наиболее важными
трактатами которого считаются «Пэмандр» (другой вариант названия – «Поймандр»
- Ю.Ч.) и «Асклепий». Герметизм располагал обширной астрологической, алхимической
и магической литературой.

В герметизме, а также в Каббале, тоже принадлежавшей к магико-оккультной традиции,
человек «объявлялся Адамом Небесным, способным не только раскрыть все тайны божественного
миротворения, но и стать вторым творцом, преобразующим природу и господствующим
над ней» (с. 165). Основное отличие эзотерически-оккультных учений от христианской
теологии состояло в убеждённости в божественной (нетварной) сущности человека
и вере в то, что существуют магические средства очищения человека, возвращающие
его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. «Очистившийся
от греховной скверны человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия
свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный
ему Богом до изгнания из рая» (там же).

Магико-оккультные течения эпохи Возрождения, создав образ Человека-Бога, способного
не только до конца познавать природу, но и магически воздействовать на неё, изменили
общемировоззренческую установку сознания. «Ослабив сознание человеческой греховности,
герметизм сократил дистанцию между трансцендентным Богом и тварным миром, с одной
стороны, и Богом и человеком – с другой. Пантеистическая тенденция сближения
Бога с миром, представшим в герметико-неоплатонических текстах как живое одушевлённое
целое, рассмотрение человека как земного Бога, исполненного титанического могущества,
- всё это создавало новые предпосылки для понимания природы» (с. 166).

Именно в этой атмосфере формировалась идея бесконечной вселенной, где Земля и
Небо получают равный статус, и идеал активно деятельного Человекобога, мага и
чудотворца. Стало возможным снятие противопоставления между естественным и искусственным
и открылась перспектива реализации возможностей, заложенных в христианских догматах
творения и боговоплощения.

Окончание – в следующем выпуске рассылки.

С наилучшими пожеланиями!

Юрий Чёрный,
учёный секретарь ИНИОН РАН,
к.филос.н.

117997, г. Москва, Нахимовский проспект 51/21.
Тел.: (095) 128-89-31
E-mail: chiorny@inion.ru
http://www.inion.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: philosophy.sciesot
Отписаться

В избранное