При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Астрология и Психология" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск 1. П.П.Гайденко. Герметизм и становление новоевропейского естествознания (часть 1) Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 528 с. В своей новой книге член-корреспондент РАН, заведующая сектором Института философии РАН Пиама Павловна Гайденко рассматривает процесс рождения науки Нового времени, анализирует религиозные, общекультурные и социальные факторы, которые способствовали формированию принципов научной рациональности. Краткое содержание книги (по главам): Введение. Проблема рациональности на пороге третьего тысячелетия Раздел I. Формирование античной науки в лоне философии Глава I. У истоков античной математики Глава II. Онтологический горизонт натурфилософии Аристотеля Глава III. Натурфилософия Аристотеля Раздел II. Христианство и генезис новоевропейского естествознания Глава I. Христианство и наука: к истории понятия бесконечности Глава II. Пересмотр фундаментальных принципов античной науки Глава III. Николай Кузанский и формирование предпосылок философии и науки Нового времени Раздел III. Специфика новоевропейского типа рациональности Глава I. Физика Аристотеля и механика Галилея Глава II. Природа и идеализированный объект Глава III. К истории принципа непрерывности Глава IV. Обоснование геометрии у Платона, Прокла и Канта Глава V. Монадология Лейбница и кантовское понятие вещи в себе Раздел IV. XX век: философское осмысление и критика научной рациональности Глава I. Неокантианская концепция научного знания (Коген, Наторп, Кассирер) Глава II. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы Глава III. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля Глава IV. Познание и ценности Глава II раздела II (с. 149-199) посвящена анализу проблемы пересмотра фундаментальных принципов античной науки на рубеже эпох Возрождения и Нового времени. По мнению автора, изучение подлинной истории науки и природы научного знания возможно лишь в более широком социокультурном контексте. При этом необходимо по-новому осмыслить понятие культуры, освободившись от его упрощённого, порой вульгарно-социологического истолкования. При всём многообразии форм своего внешнего проявления культура есть «некоторое внутреннее единство, единство смысла, который в конечном счёте определяет характер целеполагания и деятельности индивидов, так же как и структуру общественных институтов и направление научного поиска» (с. 149). Научное познание – один из аспектов культурного творчества, органически связанный с другими аспектами, влияющий на них и в свою очередь испытывающий их влияние» (с. 149-150). Особенно существенное воздействие на развитие науки оказывают религия и философия, хотя эта связь не всегда имеет характер органического синтеза. Несмотря на хорошо известные исторические примеры (например, отношения Галилея с католической церковью), внутренняя связь между религией, философией и научным познанием «гораздо более органична, чем это пытается представить атеистическая пропаганда» (с. 150). Со второй половины XVI до середины XVIII в. – в течение 150-200 лет – меняется научная картина мира, которая сложилась в античности и с незначительными изменениями просуществовала в Средние века. К наиболее важным из этих изменений относятся следующие: 1) античная и средневековая физика исходила из чёткого разделения всего сущего на естественное (природное) и искусственное (артефакты); 2) между небесным (надлунным) и земным (подлунным) мирами лежал жёсткий водораздел. Надлунный мир был воплощением вечного порядка и неизменных движений, подлунный отличался непостоянством и изменчивостью; 3) математика и физика жёстко отличались между собой. Предметом математики были идеальные конструкции (идеальные объекты). Она находила себе применение главным образом в астрономии, имевшей дело с надлунным миром, наиболее близким к идеальному; 4) важнейшим методологическим принципом древней и средневековой физики было восходящее к Аристотелю учение о четырёх причинах – формальной, целевой, действующей и материальной. В отличие от математика, отвлекающегося от природной реальности, физик видел в свою задачу в том, чтобы дать ответ на вопрос «почему?», указав при этом на одну из четырёх причин или на их комбинацию. Предпосылкой преодоления глубокой пропасти между естественным и искусственным стал христианский догмат о творении. Для христианской теологии «естественного» в аристотелевском смысле слова не существует: «начало её движения и покоя» находится не в ней самой, а в Творце. Хотя средневековье и принимало античное разделение естественного и искусственного, но различие между ними видело уже не там, где его усматривал античный мир. Для схоластики естественное – это то, что создано бесконечным Творцом, а искусственное – то, что создано человеком как творцом конечным. Тем не менее, экспериментальное естествознание возникло лишь в XVI-XVIII вв., а ни в V, XII, или даже в XIV в. Дело в том, что в Средние века, несмотря на существование христианского догмата о творении, сохранялась огромная дистанция между земным и небесным. Острое переживание первородного греха и сознание собственной греховности оставляло незыблемой античную картину мира, его разделение на небесный и земной, каждый из которых подчинён своим особым законам. Между тем в христианстве, помимо идеи творения, существовал ещё более сильный догмат, ослаблявший противостояние небесного и земного миров – догмат о Боговоплощении. «Иисус Христос, Сын Божий, есть в то же время сын человеческий – тем самым небо как бы спущено на землю, или, что то же самое, земля поднята на Небо» (с. 162). Именно догмат о богочеловеческой природе Христа разрушал основы античного представления о Боге, мире и человеке. Французский философ русского происхождения Александр Кожев (ударение на втором слоге – Ю.Ч.) усматривает в идее боговоплощения главный источник науки Нового времени. С этой точки зрения реальный смысл коперниканской революции XVI в. состоит в перенесении Земли на аристотелево – математезируемое – Небо. «Коперник начал то, что затем продолжили Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон и другие, устраняя остатки античного конечного космоса с его системой абсолютных мест, различением надлунного и подлунного миров, естественного и насильственного движений, снимая онтологический барьер между естественным и искусственным, наукой и техникой и, соответственно, физикой и механикой, а также между математикой как наукой об идеализированном (сконструированном) объекте и естествознанием как наукой о реальной природе» (с. 163). Важный мировоззренческий сдвиг, способствовавший реальному раскрытию возможностей, заключённых в идее боговоплощения, произошёл в XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, когда большую популярность приобрёл неоплатонизм и связанный с ним герметизм. В ряде работ, особенно начиная с 60-х годов XX века (сюда, прежде всего, следует отнести работу Ф.А.Ейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция»), показано, что в преднаучную эпоху сложилось законченное герметическое мировоззрение. Его выразителями помимо Джордано Бруно были Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Генрих Корнелий Агриппа, Парацельс и другие. Парацельс был, например, убеждён в том, что Бог путём занятия науками и искусством даровал человеку очищение от ущербного состояния, в котором тот оказался в результате грехопадения. Таким образом, человек может восстановить утраченную им власть над природой и раскрыть все её тайны. «С помощью развития науки и расцвета искусств человечество достигнет полного понимания небесных явлений, раскроет тайны моря и земли, сделает землю плодородной, климат благоприятным, истребит на земле все болезни и устранит стихийные бедствия» (с. 164). Герметизм – это магико-оккультное учение, восходящее, согласно легенде, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста (основателя религии, провозвестника и спасителя в эзотерических герметических кружках и гностических сектах). Герметическое учение излагалось в так называемом «Герметическом корпусе», наиболее важными трактатами которого считаются «Пэмандр» (другой вариант названия – «Поймандр» - Ю.Ч.) и «Асклепий». Герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой. В герметизме, а также в Каббале, тоже принадлежавшей к магико-оккультной традиции, человек «объявлялся Адамом Небесным, способным не только раскрыть все тайны божественного миротворения, но и стать вторым творцом, преобразующим природу и господствующим над ней» (с. 165). Основное отличие эзотерически-оккультных учений от христианской теологии состояло в убеждённости в божественной (нетварной) сущности человека и вере в то, что существуют магические средства очищения человека, возвращающие его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. «Очистившийся от греховной скверны человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая» (там же). Магико-оккультные течения эпохи Возрождения, создав образ Человека-Бога, способного не только до конца познавать природу, но и магически воздействовать на неё, изменили общемировоззренческую установку сознания. «Ослабив сознание человеческой греховности, герметизм сократил дистанцию между трансцендентным Богом и тварным миром, с одной стороны, и Богом и человеком – с другой. Пантеистическая тенденция сближения Бога с миром, представшим в герметико-неоплатонических текстах как живое одушевлённое целое, рассмотрение человека как земного Бога, исполненного титанического могущества, - всё это создавало новые предпосылки для понимания природы» (с. 166). Именно в этой атмосфере формировалась идея бесконечной вселенной, где Земля и Небо получают равный статус, и идеал активно деятельного Человекобога, мага и чудотворца. Стало возможным снятие противопоставления между естественным и искусственным и открылась перспектива реализации возможностей, заложенных в христианских догматах творения и боговоплощения. Окончание – в следующем выпуске рассылки. С наилучшими пожеланиями! Юрий Чёрный, учёный секретарь ИНИОН РАН, к.филос.н. 117997, г. Москва, Нахимовский проспект 51/21. Тел.: (095) 128-89-31 E-mail: chiorny@inion.ru http://www.inion.ru
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: philosophy.sciesot |
Отписаться |
В избранное | ||