Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 27

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Вильгельм Райх "Сексуальная революция".

Прошло двадцать лет с тех пор, как материал первой части этой книги был собран воедино и под названием "Половая зрелость, половое воздержание, брачная мораль" передан для публикации венскому издательству "Мюнстер Ферлаг". Двадцать лет - не так уж много по биологическим меркам, но за это бурное начало XX века на человеческое общество обрушилось больше бедствий, чем за многое предшествующие столетия. Мы вправе сказать, что все понятия, которые человечество выдвинуло для объяснения своего бытия, за эти два десятилетия оказались под сомнением. Но, конечно же, ни одно из них не постиг такой крах, как основанную на принуждении сексуальную мораль, которая чуть более тридцати лет назад предельно четко определяла нормы этой сферы человеческой жизни. Сейчас мы переживаем подлинный переворот, охвативший все аспекты половой жизни человека. Сильнее всего он сказался на взглядах, касающихся половой жизни детей и юношества.

Скачать в формате zip...



Депрессия или "несчастливая жизнь".

"Я самый жалкий из всех живущих. Если то, что я чувствую, разделить на весь род человеческий, на земле не останется ни одной улыбки. Стану ли я лучше - не знаю. Боюсь что нет, и это ужасно. Оставаться таким, как есть, невозможно. Я должен умереть или стать лучше....."
Авраам Линкольн

Так отзывался о своем, мягко говоря, плохом настроении первый президент США в 1841 году. Депрессии иногда присваивают титул чумы XXI века. Ежегодно этот диагноз ставится не менее чем 200 млн. человек. В благополучных США депрессии 1/5 населения обходятся экономике в 47.5 млрд. долларов в год. Для сравнения: расходы на лечение сердечно-сосудистых и легочных заболеваний составляют соответственно 43 и 18 млрд... Хоть раз в жизни проходят через это состояние около 25% женщин и 10-15% мужчин. Симптомы депрессии могут быть разными и хорошо известны: беспросветная тоска, апатия, чувство одиночества, неистребимое чувство вины, беспомощности и никчемности, ненужности, нежелание никого ни видеть, ни слышать, ни вообще выходить из дома, бессоница или сон сутки напролет, излишняя тяга к холодильнику или потеря интереса к гастрономическим и, вообще, любым житейским удовольствиям, неспособность сосредоточиться на простейших домашних делах. Депрессия становится более распространенной и разнообразной, от тотальной скуки до навязчивых суицидальных мыслей, может скрываться под маской головной боли или компенсироваться безудержной погоней за удовольствиями. Миллионы людей, стараясь избежать мрака депрессии хватаются за алкоголь, наркотики и прочие способы уйти от реальности.
В далеко не безоблачной современной жизни поводов впасть в депрессию более чем достаточно. Потеря близкого человека, ссоры с любимыми, увольнение, конфликт в семье, любой стресс может оказаться нокаутом. Тихое разочарование в идеалах также может ввергнуть в черную меланхолию. Психологи Дж.Хёрш и К.Кенистон в своем исследовании показали, что студенты добровольно покинувшие Йельский университет в конце 60-х никаких стрессов не испытывали, им просто стало неинтересно. Кроме депрессии, всех отчисленных обьединяла потеря уважения к отцам, которые когда-то для этих юношей были идолами.
Является ли депрессия естественной реакцией на горе или стресс? На одни и те же кризисные ситуации разные люди реагируют по-разному. Кто-то даже после смерти близкого человека находит силы пережить тяжелейшее горе и не теряет способности радоваться жизни, а кто-то готов лезть в петлю из-за двойки на экзамене. Кроме того, многие жертвы депрессии не испытали никаких сильных стрессов и никаких потерь не оплакивали. Исследования показали, что около 60% подростков, госпитализированных с серьезной депрессией снова проходят через депрессию до того, как им исполнилось 30 лет. Так что дело скорее в изначальной склонности к депрессии, чем в жизненных неурядицах.
Есть ли разница между депрессией и переживанием горя у человека, не впадающего в депрессию? Фрейд считал, что для депрессии характерно расстройство чувства собственного достоинства, пониженное чувство собственного "Я". Человек постоянно себя упрекает, кажется себе мерзким, аморальным, подлым, глупым. Ему кажется, что люди общаются с ним из жалости, что он хуже всех, неправильный, и т.п. При переживании горя подобное самобичевание, как правило, отсутствует. Так что не всякое плохое настроение - депрессия.
По свидетельствам психотерапевтов, люди, склонные к депрессии в глубине души уверены в собственной "плохости". Они мучительно переживают каждый свой неверный шаг и самое невинное проявление эгоизма, что приводит к страху вообще любых поступков из боязни ошибиться. Склонны не замечать собственных добрых поступков или обьяснять их обстоятельствами. Вместо гнева и критики по отношению к другим, даже в ситуациях, где это оправдано часто испытывают чувство вины. Обычно терпеливы к чужим недостаткам и все сомнения разрешают в пользу других.
Если симптомы депрессии хорошо известны, то с тем, что формирует депрессивный склад характера далеко не все ясно. Большое, может быть, определяющее влияние оказывают отношения между родителями и ребенком, бесчисленные комбинации нюансов семейной атмосферы, хотя при тяжелых формах депрессии, видимо, не обходится без наследственности.
Ребенок жизненно зависим от родителей, и когда его бросают, становится перед выбором: признать, что взрослые, от которых он зависит не совсем хороши и надежны, из чего следует, что реальность вообще небезопасна, либо прийти к выводу, что он сам плохой и поэтому его оставляют. Клинические данные говорят, что ребенок избегает чувства беспомощности и скорее предпочтет чувство вины. Двухлетнему ребенку трудно понять, почему люди умирают или почему "папа не будет жить с нами, хотя он нас любит", он скорее придет к убеждению, что он сам плохой и виноват в том, что его оставляют. Маленькие дети уверены, что их мама и папа самые красивые и добрые и скорее признают себя плохими, чем родителей. Потеря одного из родителей в результате развода или других обстоятельств в раннем детстве фактически гарантирует ребенку некоторую депрессивность. По мнению психологов, лучшее, что можно сделать - постараться понятно, учитывая возраст, обьяснить ребенку ситуацию.
Свою роль может сыграть семейная атмосфера, при которой переживание горя считается презрительной слабостью, слюнтяйством и предметом насмешек. Когда, например, в семье старательно создается иллюзия, что без ушедшего человека всем лучше. Ребенок вынужден подстраиваться, скрывать естественные чувства, что формирует убеждение, о том что в нем самом что то "не так", что он неправильно чувствует. Если один из родителей депрессивен, хронически утомлен и подавлен, ребенок может прийти к заключению, что его потребности истощают и утомляют других. Это может сформировать страх перед выражением любого собственного желания, дабы не причинить хлопот пребывающему в хандре родителю, не нарваться на ворчание и не почувствовать себя обузой. Все это может быть почвой для развития чувства собственной неполноценности, ненужности и неправильности, породить страх перед любым собственным проявлением и желанием. Не только физическая потеря, но и постоянные оскорбления, насмешки и издевательства со стороны родителей могут привести к тому же.

Перейти в раздел...



Отрывок из книги "Свобода через связывание. О психодинамической телесной психотерапии"

И.Кренц "Freedom through Bonding. On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy"
Hamburg, 1999

Подтверждение этих потребностей организмом матери имеет далеко идущие последствия для психофизического развития ребенка. Здесь рассматриваются нижеследующие 4 уровня (уровни, которые имеют особую значимость в телесно-психотерапевтической практике).

Опыт научения на телесном уровне

На этом наиболее фундаментальном уровне индивид познает, что он может доверять своим телесным импульсам и следовать им. Плод может отдать себя пульсациям жизни: чередованию активности или пассивности, напряжения или расслабления, активного "делания" или простого присутствия. Саморегулирующиеся вегетативные функции его тела могут развиваться беспрепятственно. Тело ребенка испытывает наслаждение в океаническом, насыщенном энергией существовании и беспрепятственном движении в пространстве. Индивид на этом уровне привязан к своему телесному "Я" (self). Я - это мое тело, мое тело - это Я.

Опыт научения на психологическом уровне

Неосознаваемое эмоциональное существо занимает центральное место в опыте объединительной привязанности. Ребенок живет в своем бессознательном. В течение всей жизни он не оставит этой основы своего бытия. Бесознательное будет отодвигаться все дальше и дальше на задний план, в то время как осознаваемые чувства и действия происходят из этих "диффузных истоков": возникают идеи, являются озарения-инсайты, поднимаются эмоции, слова приходят как бы сами собой и т.д . Датский специалист по психологии развития Фоссен (Vossen) описывает это следующим образом: "Этот способ выражения затрагивает [...] индивида до такой степени, в которой он диффузно, эмоционально, неясно сознательно или бессознательно участвует во взаимодействии с миром, с людьми и своим собственным опытом. Это опыт того, чтобы быть участником, быть включенным и принятым, [...] быть связанным с другими, быть эмоционально вовлеченным, позволять чему-либо происходить или что-либо испытывать. Это относится к объединяющей части опыта и [всей] личности; создает основу, сердцевину и цельность индивида, его интеграцию. Это - матрица всего опыта, всех эмоций" (Vossen, 1970). Один из первых психоаналитиков Отто Ранк высказывает сходную точку зрения в примечательном утверждении, связывающем эмбриональный опыт с бессознательным и фрейдовским "Оно" ("Ид"): "первично психологическое, истинно бессознательное, оказывается эмбриональным аспектом психики, который существует неизменноым в растущем "Я". Этот аспект подразумевается в психоанализе под термином "Ид" (цит. по Janus, 1993). Говоря кратко: испытываемый индивидом эмоциональный опыт формирует его психологическое "Я". Я - это мои эмоции, мои эмоции - это Я.

Опыт научения на социальном уровне

На уровне отношений - в данном случае полной зависимости от матери - индивид познает на самом фундаментальном уровне, что он может создавать свою целостность в отношениях с другими. А именно то, что "внешний" мир может бережно хранить и поддерживать его. Это - основа базового чувства доверия, которое позволяет людям вступать в близкие взаимоотношения и является существенным для мгновений блаженства, испытываемого в моменты подчинения или [эмоционального] слияния с ними. Здесь находятся корни стремления мирно сосуществовать во взаимном согласии и способности эмоционально резонировать с другими человеческими существами. Это индивидуальный опыт соединения собственного "Я" с "Я" других людей. Я - это ты, ты - это я.

Опыт научения на духовном уровне

То, что существование до рождения может включать ощущения, которые можно описать не иначе, как духовные - это наблюдение, которое неоднократно упоминает С.Гроф в своих описаниях опыта, полученного людьми под воздействием ЛСД: "Опыт непотревоженной пренатальной жизни [...] включает блаженное, неразделяемое, океаническое состояние сознания [...] опыт космического единства [...] участники экспериментов заявляют о полной потере своего "Я" и в то же время говорят, что их сознание расширилось настолько, чтобы воспринимать всю вселенную. Они чувствуют себя поглощенными благоговением, смиренными и совершенно незначительными и в то же самое время испытывают чувство потрясающего достижения [...] иногда даже идентичности со Всевышним... Это чувство слияния с окружающим миром и ощущения единства воспринимающего с воспринимаемым объектом" (Grof, 1983; in Janus, 1993). Для достижения подобных состояний психодинамическая телесная психотерапия не использует медикаментов, но именно это происходит с помощью психотерапевта, который символически выполняет роль заботливого "как бы" - внутриутробного окружения. Это столкновение может приводить к достижению духовного опыта, который произрастает из глубинного контакта с другой личностью. С этой точки зрения духовные привязанности очень тесно переплетаются с социальными привязанностями. Они проявляют себя в чувствах привязанности и любви к другим людям, человечеству в целом, природе и другим живым существам. Индивид ощущает себя взаимосвязанным со всем сущим. Я - это все, все - это я.

Перейти в раздел...



О ГЕШТАЛЬТЕ В НЕСКОЛЬКИХ СЛОВАХ.

Гештальт ("Gestalt" - в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность, то, что "из ничего" стало "чем-то") - современное направление в экзистенциальный психотерапии. Сегодня Гештальт проявляет свой потенциал и возможности быть эффективно использованным не только в психотерапии, а также в педагогике, образовании, бизнесе, искусстве.
Гештальт-терапия фокусирует внимание человека на осознании процессов протекающих в "здесь и теперь", в каждый момент настоящего времяни; Гештальт-терапия развивает осознанность, ответственности и восстанавливает способность к переживанию своих эмоций и чувств, пока что еще слишком часто цензурируюмые западной культурой. Она развивает целостный образ человека в пяти сферах его жизни: физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной.
1-физическая. Включает в себя все аспекты материальной и физической жизни человека (материальное благополучие, физическое здоровье, сексуальная зрелость)
2-эмоциональная. Сфера эмоциональных переживаний, чувства (любовь, радость, грусть, восторг…)и способность к их выражению и пониманию.
3-рациональная. Способности к рациональному мышлению, планированию, анализу, способности к творчеству, умение предвидеть и создавать себя и окружающий мир.
4-социальная. Отношения с другими людьми, (друзьями, коллегами, близкими) культурное окружение, весь комплекс социальных отношений человека.
5-духовная. Место и знания человека о самом себе и окружающем космосе. Знание законов жизни и духовные ценности и смыслы, на которые опирается человек.
Гештальт благоприятствует подлинному контакту с людьми, способности создавать сбалансированные с окружающем миром, а также осознанию анахронических нарушений способности к контакту, которые толкают нас слишком часто к болезненным повторениям невротических сценариев поведения. Методы Гештальт-терапии позволяют замечать и наблюдать процессы блокирующие и прерывающие цикл контакта, осознавать и изменять стереотипы, препятствия и иллюзии стоящие на пути нашей жизни.

Прочитать полностью...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться

В избранное