Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Любить - это значит...

  Все выпуски  

Развитие наблюдательности и памяти для детей и взрослых


Информационный Канал Subscribe.Ru

Электронная рассылка

Развитие наблюдательности и памяти
для детей и взрослых.

Выпуск 6.

Привет!

Тема с экзаменами оказалась актуальной. Я получила много писем с вопросами. Всем, кто написал, спасибо. Сегодняшний выпуск рассылки будет о том, как можно запоминать цифры и формулы.

Но, для начала, я бы хотела вернуться к прошлому выпуску. Я получила письмо, в котором автор написал: «Совершенно замечательный метод ВВПВТ, но только для подготовки к экзамену в не очень серьезной средней школе. Как его можно применить, если ответ на вопрос содержится в двух-трех источниках?»

По этому поводу мне захотелось высказаться вслух: «Народ, мы же великий русский народ, известный всему миру своим умом и сообразительностью. Мы ведь не американцы (да простят меня читатели из Америки), для которых в инструкции для микроволновой печи пишут: «Не сушить домашних животных». А в инструкции к резиновой шапочке написано: «Надевать только на голову». Мы ведь всё-таки русские (кстати, татарин, еврей и узбек, которые живут в России – тоже русские, для всего остального мира). А русский человек всегда отличался своей смекалкой».

В нашей рассылки я буду описывать разные методы, но для простых случаев (чтоб самой не запутаться и вас не запутать). Моя задача – донести до вас суть методов, а уж как их применить к своим нуждам – русский человек всегда разберётся. Главное понять, в чём смысл того или иного подхода.

Например, разберемся с тем же методом ВВПВТ. Понятно, что при подготовке к экзамену, мы получаем список вопросов, ответы на которые надо искать в нескольких источниках. Иногда, объём информации, которую надо «перелопатить», очень большой. В этом случае адаптируем метод ВВПВТ таким образом:

Готовимся по каждому вопросу отдельно. Введение – читаем вопрос, составляем себе представление о том, где мы можем найти информацию для ответов, о чём говориться в каждом источнике информации, что нам надо изучить обязательно, а что можно опустить. Как это сделать читайте в прошлом выпуске, просто вместо слова «глава» подставляйте словосочетание «источники информации». На это у вас уйдёт не 2-3 минуты, как если бы речь шла об одной главе, а минут 8-10. Зато вы сможете сократить время на этапе «Просмотр».

Это всего лишь пример. Как применять к своим нуждам методы, о которых я буду рассказывать, решайте сами. Если уж что-то совсем непонятно, задавайте вопросы. Кстати, если кто-нибудь напишет, как он применяет известные методы к разным задачам, я это обязательно опубликую. Думаю, это будет интересно всем.

А теперь, о том, как можно запоминать формулы и цифры.

Человеческое сознание – очень интересная штука. Оно не любит фиксировать и запоминать сухие цифры, термины и безликие вещи. Зато наше сознание очень легко запоминает яркие образы, весёлые картинки и особенно нелепые случаи. Поэтому, чтобы облегчить себе запоминание формул и цифр, надо сделать их яркими, смешными образами. Это можно сделать с помощью метода ассоциаций (его ещё называют системой фонетических крючков). Это будет наша первая задача.

Ещё, было бы очень неплохо, если бы нужная формула «всплывала» в сознании именно тогда, когда она нужна, а не тогда, когда мы заняты своими любимыми занятиями. Это можно сделать с помощью метода стимулов. Стимул – это любое слово, предмет, место и т.д., при виде которого мы вспоминаем нужную информацию. Следовательно, вторая наша задача – выбрать стимул для каждой формулы.

Рассмотрим, как работает метод ассоциаций. Для начала, надо для каждого знака и цифры придумать зрительный образ. Например:

Цифра 1 похожа на шест.
Цифра 2 похожа на лебедь.
Знак х (умножение) похож на заколоченное окно.
Знак / (деление) похож на удочку.
Знак интеграла похож на разворачивающийся свиток.
Знак ( похож на убывающую луну.
Знак ) похож на растущую луну.

И так далее. Это мои ассоциации. Для вас они могут работать плохо, потому что у каждого своё образное мышление и свой жизненный опыт. Вам надо придумать свои ассоциации. При этом вы должны быть расслаблены, и воспринимать происходящее как игру. Отнеситесь к придумыванию ассоциаций как к тренировке своего воображения. Смотрите на знак или цифру и придумывайте образ для неё. Причём первая ассоциация (визуальный образ) самая верная. Именно её вы сможете легко запомнить.

Вам надо придумать и выучить зрительные образы к цифрам от 0 до 9 и ко всем знакам, встречающимся в ваших формулах. Согласитесь, запомнить 25-30 ярких образов гораздо легче, чем 5 сухих формул.

Следующий шаг – это работа с формулой. Для начала, вам надо понять саму формулу, о чём она говорит и что означает. Затем, вам надо выбрать стимул, который автоматически должен вызвать вспоминание формулы. Стимулом может быть какое-то слово из экзаменационного вопроса. Дальше вы запоминаете формулу таким способом: из зрительных образов, которые у вас уже есть для каждого знака, придумываете последовательно историю (метод связок). То есть каждый знак формулы вы связываете с последующим с помощью небольшого сюжета. Причём, чем история будет нелепее, тем легче вам будет её запомнить. А начинаться эта история должна с образа слова-стимула.

Примеры.

Для наглядности, возьмём самый простой случай. Допустим, на экзамене у вас вопрос: чему равен квадрат гипотенузы. Ответ: сумме квадратов катетов.

Применяем наш метод. Стимулом здесь будет словосочетание «квадрат гипотенузы».

Ассоциация для стимула: гиппопотам в обнимку с медузой танцует на квадратной арене.
Ассоциация для знака «=» (равенства): лыжи.
Ассоциация для слова «катет»: кадет в форме.
Ассоциация для слова «квадрат»: что-нибудь квадратное, например, окно.
Ассоциация для знака «+» (плюс): крест.

И, наконец, сама история.

Гиппопотам в обнимку с медузой танцует на квадратной арене. Вдруг, туда въезжают лыжи. На лыжи встаёт кадет. Потом кадет заглядывает в окно. Из окна виден крест. К кресту подходит другой кадет. Потом на второго кадета падает окно.

Когда вы возьмёте вопрос на экзамене, то при взгляде на слово гипотенуза, у вас в голове начнёт прокручиваться вся история. Зная, какому знаку, соответствует каждый образ, вы легко напишете ответ. Это очень простой пример, но с его помощью можно понять суть метода. Если вам надо сдавать экзамены, например по экономике, где в формулах встречаются символы Q, P, M и т.д., то для этих символов вам тоже надо будет придумать свои ассоциации.

Чтобы вам стало ещё понятнее, приведу ещё один пример.

Допустим, вам надо запомнить уравнение: y = (x + 1) / 2

Слово-стимул здесь будет «уравнение», ассоциация для него – уран (планета) пролетающий над равниной. Знак “y” для меня ассоциируется с удавом. А знак “x” ассоциируется с пылающей буквой Х.

Вот какая история у меня получилась: на равнину над которой пролетает уран, выползает удав. Удав обвивает лыжи, лыжи вырываются и взмывают к убывающей луне. Луна жалуется пылающей букве Х. Буква Х поджигает крест. Крест бежит за шестом. А шест пристраивается к растущей луне, чтоб получилась буква Р. Растущая луна решила порыбачить и взяла удочку. Удочка поймала лебедя.

Вот такая история бредовая получилась. Но так как я хорошо знаю какой образ соответствует какому знаку, и история начинается со слова-стимула, то когда я прочитаю слово «уравнение», у меня в голове всплывёт последовательно вся история. Эту историю я запишу в знаках и получу ответ.

Любой человек, даже с очень средней памятью, способен легко запомнить достаточно длинные цепочки слов, знаков и цифр, если они связаны в цепочки ассоциаций. В памяти такие цепочки ассоциаций хранятся 2-3 дня, если их не повторять. И очень долго, если их повторить, например через день.

Чтобы не сомневаться в действенности такого метода, вы можете проверить прямо сейчас, как он работает. Внизу приведён список слов. Сначала просто прочитайте этот список и попытайтесь вспомнить все слова, которые вы прочли. Запишите результат. А теперь прочитайте список снова, зрительно представляйте образ каждого слова, и связывайте образы последовательно в историю. Выберите себе стимул, посмотрев на который, вы сможете вспомнить всю историю. Пусть это будет клавиатура от компьютера. То есть ваша история будет начинаться со слова «клавиатура». После того, как вы это сделаете, можете заняться чем-нибудь другим. А через некоторое время посмотрите на клавиатуру и попробуйте вспомнить каждое слово последовательно. Можете сравнить результат.

Лошадь
Скрипка
Свинья
Книга
Ручка
Футболист
Окно
Цветы
Сумка
Автомобиль
Ручка
Жаба
Очки
Радио
Гвоздь.

На сегодня это всё. Выпуск получился очень длинный, но что поделать – тема такая. Скоро я уеду с детьми отдыхать, поэтому следующий выпуск будет последним перед отпуском. Чтобы завершить тему с экзаменами, в нём я дам ещё несколько рекомендаций касающихся сдачи экзаменов. Если что непонятно, или есть вопросы, пишите. Я, до следующего выпуска на связи.

Детская комната.

В первом выпуске рассылки я обещала, что буду много внимания уделять особенностям развития наблюдательности и памяти у детей. Но тем много, обо всём сразу и не поговоришь. Скоро лето, а значит дача, море и другие виды летних развлечений. Поэтому о развитии памяти у детей я буду рассказывать только после отпуска. А пока у меня есть объявление для родителей младших школьников.

На следующие осенние каникулы (2004-2005 учебного года), я собираюсь организовать выездной развивающий тренинг-игру для детей – младших школьников и их родителей. Тренинг будет проходить в одной из стран Скандинавии. Это будет познавательный отдых: экскурсии по сказочным паркам + весёлые игры для развития наблюдательности и памяти + новые друзья. Кому интересно узнать подробности, пишите: сюда

Игра «Перепутанные линии».

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Найди домик

Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.

На закуску.

Функции воспроизведения впечатлений (вспоминание) зависят от ассоциации, с помощью которой впечатление связано с другими воспринятыми ранее впечатлениями. Психологи утверждают, что закон ассоциации играет в области психологии такую же роль, как закон тяготения в области физики. Одно из весьма важных условий развития способности памяти — это привычка к правильной ассоциации.

До встречи в следующем выпуске.

Присылайте свои вопросы и мнения, буду рада ответить.

Автор рассылки Елена Рахманова

navikigeniy@narod.ru

http://www.navikigeniy.narod.ru

Архив рассылки



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное