Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"



Ведущий рассылки: Леонид Жуков. ЖЖ: http://leonid2004.livejournal.com; lbg@mail.ru; генеалогия, оргконсультирование, индивидуальная терапия.
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd

ОБЪЯВЛЕНИЕ. Начала работу группа "Практика философии"; в процессе формирования группа "Литературный клуб". Соответственно, речь идет о коллективной практике философского мышления и об осмыслении современной литературы. Кому интересно, присоединяйтесь.


PHI. ГИПОТЕЗА БОЛЬШОГО ВЗРЫВА
Вселенная возникла в результате Большого Взрыва из ничего - из точки. Еще скажите - из "математической точки"! И, пожалуй, это будет ближе к истине.

PHI. PSY. ЧИТАЯ ЛУМАНА. К ВОПРОСУ О ЯЗЫКЕ, ЭВОЛЮЦИИ И ПРИНЦИПЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Я думаю, мы будем правы, если скажем, что Общество это Язык (в контексте лумановской теории), имея ввиду при этом, что язык только условно связан с субстратом, его породившим, а именно с людьми - человеческими сообществами и организациями. Общество в форме Языка - это самостоятельная сущность, социальная система, для которой люди являются внешним миром. С другой стороны, язык, как социальная система, является внешним миром для человека, как психической системы.

Далее, рассматривая взаимодействие этих двух систем, мы говорим об их ко-эволюции. В частности, изменение в языке требует изменения в психике, но изменение это происходит не простым каузальным (причинным, физическим) способом, а путем развития - приспособления или, скажем, творческого приспособления человека. Новое состояние соответствия двух систем - рестабилизация. В биологии, как я понимаю, оно достигается посредством изменения генотипа организма, но что может служить аналогом такого же генотипа в психических
и социальных системах? - Соответствующие паттерны переживаний и действий (поведения; коль скоро мы говорим, что элементами психических систем являются переживания, а социальных - действия)? В физике нам известна непреложная, по сути, математическая логика физических законов; в химии - таблица Менделеева; в биологии - генетический код... Что может служить аналогом таких же жестких структур для психики и общества?
- Кстати, по-видимому, отдельно можно говорить о физике виртуального мира, где реальные физические законы не действуют. Зато, можно предположить, действуют математические законы логики формы. - Геометрии? Физика виртуального мира - социальная физика - физика, созданная людьми и зависимая от них, как одна из подсистем.

Поскольку в основу системного подхода Луман кладет понятие различения (причем, как я понимаю, для любого типа систем; т.е. различение может быть использовано как универсальный принцип), можно, по-видимому, говорить об иерархиях переживаний и смыслов (как мотивов действий). Причем, о частных иерархиях - конкурирующих подсистемах внутри одной большой системы - отдельного человека или общества, соответственно. Таким образом, говоря о человеческой психике, мы говорим о частях (как минимум, о сознании и бессознательном),
а говоря о современном обществе - о функциональных системах. Причем, иерархические принципы устройства этих "частей" и "систем" прописаны в соответствующих терапевтических или социальных теориях. Причем, если воспользоваться далее биологической метафорой, почему бы не считать эти теории, вместе с охватываемыми ими на практике людьми и организациями, своего рода видовыми генотипами психических и социальных систем. Законы психики и законы социологии суть работающие практические теории. А их применение к тем или
иным частным случаям суть проекты и модели этих случаев или частные "генотипы".
- Таким образом, рестабилизация (закрепление эволюционных находок) для человека и для общества осуществляется в форме проектов. Причем, о проекте мы говорим, рассматривая систему извне, с точки зрения терапевта (индивидуального или социального); изнутри же проект характеризуется как модель или схема переживаний или действий.

PHI. PSY. ЦИТАТА. ЛУМАН. О ЛЮБВИ
О возвеличении любви как страсти, которая суверенно управляет собственным царством, речь заходит лишь в XVII столетии и, в первую очередь, по поводу внебрачных связей. Даже в XVIII в. Заключение брака без согласия родителей было едва ли возможным (что не исключало того, что привлекательный молодой человек мог соблазнить богатую наследницу и найти священника для проведения венчания). Лишь в XVIII в. Европа приходит к необычному для остального мира представлению, что только любовь должна играть решающую роль в
браке, причем по образцу романов и без каких-либо исключений для аристократии. Только теперь принцип заключения браков - по крайней мере, по идее - нейтрализует вмешательство социального расслоения. Анализы такого рода можно проводить и для других функциональных систем. Повсюду мы встречаем переключение на собственную динамику и упразднение предпосылок, гарантировавшихся стратификацией (Луман-6, с.150).
- Луман различает четыре основные функциональные системы в современном обществе, которые можно обозначить как любовь, истина, собственность, власть.

В избранное