Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Искусство Public Relations: Психология&Философия"


Ведущий рассылки: Леонид Жуков. ЖЖ: http://leonid2004.livejournal.com; lbg@mail.ru; генеалогия, оргконсультирование, индивидуальная терапия.
АДРЕС ПОДПИСКИ: www.subscribe.ru/catalog/psychology.hjd

ОБЪЯВЛЕНИЕ. Начала работу группа "Практика философии"; в процессе формирования группа "Литературный клуб". Соответственно, речь идет о коллективной практике философского мышления и об осмыслении современной литературы. Кому интересно, присоединяйтесь.



СОЦИАЛЬНАЯ МЕТАФОРА
Функциональные системы существовали уже и в сегментарном, и в стратификационном обществе, но не играли решающего значения и, соответственно, были локализованы во времени и пространстве. Так же точно, как и наоборот, сегментация и стратификация существуют в современном функционально дифференцированном обществе.
- Социальную метафору можно продолжить в физику и биологию - если попытаться поискать элементы сложных функциональных систем уже на первых стадиях эволюции систем простых. В частности, лумановские типы дифференциации - сегментацию, централизацию, стратификацию и функционализацию - можно проследить отдельно в развитии физического мира (Вселенной) и живого мира.
- К ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ. С точки зрения теории дифференциации эволюционное развитие выглядит следующим образом: вначале возникает первичное различение системы и внешнего мира - отдельная флуктуация, выделяющая нечто на фоне ничто, и об этой стадии, в силу ее неуловимости, мы практически ничего не можем сказать - лишь пытаться гипотетически реконструировать ее (например, в форме теории Большого Взрыва) на основе знаний следующей стадии - сегментации. Соответственно, на этапе сегментации реализуется процесс "re-entry"
- система регистрирует не просто собственное наличие, бытие, свою внутреннюю сущность (внутренний мир), отличную от внешнего мира, но наличие двух сущностей - внутренней (имманентной) и внешней (трансцендентной); физически это выглядит так, что отдельные флуктуации множатся, занимая место в пространстве и во времени в силу чего возникает сегментация (кстати, одновременно со своими специфическими пространством и временем). Следующий этап, центрирующий одни сегменты по отношению к другим, приводит к централизации
(по Луману, - к дифференциации "центр/периферия"), причем, как мне представляется, централизацию также можно рассматривать как форму флуктуации, которая в своем развитии множится и стабилизируется онтологически. Дальнейшие этапы - стратификация (иерархизация) и функционализация которые так же можно рассматривать в терминах процессов первичной флуктуации и дальнейшего "повторного вхождения" (re-entry), завершающего систему в качестве полной (т.к. кроме внутреннего и внешнего мира больше ничего не существует)
и потому надежной в смысле собственной жизнеспособности.
- Самый таинственный момент эволюции - рестабилизация. Я бы определил ее как создание механизма гарантированного воспроизводства первичных флуктуаций с их последующей трансформацией к последним эволюционным формам. У живых существ рестабилизация обеспечивается механизмом генетического воспроизводства и онтогенеза.
- Больших Взрывов было много - каждая классическая эвереттовская реальность имеет свой Большой Взрыв.
- Что такое современное космическое пространство как не сегментированная система, в которой, однако, мы обнаруживаем более сложные структуры - с точки зрения централизации, иерархизации и функциональной дифференциации. Аналогично мы можем рассмотреть и биосферу (в которой - почему бы и нет? - понятие ноосферы утверждает примат функциональных систем).
- К ПАРАДИГМЕ НАУКИ. ПРОЕКТ НАУКИ. Я не знаю, как оно устроено "на самом деле", но я знаю, как мне хотелось бы и как все вокруг и внутри меня должно быть устроено с точки зрения моего максимального удобства и надежности. Иначе говоря, речь идет о проекте науки, осознанно или бессознательно базирующем представление об объективном мире на представлении об Обществе и моем месте в нем. Соответственно проблемы экологии жизни в точности равны проблемам парадоксов познания - так что можно говорить об экологии знания
как невозможности достичь полного гармоничного знания обо всем. В этом смысле Единая теория поля суть научная утопия. Коротко говоря, это позиция абсолютного эгоизма или сильный антропоцентрический принцип - интересно лишь то, что имеет отношение ко мне.

В избранное