Проблемы с заниженной самооценкой, как правило, родом из детства в результате неправильного воспитания. Падение самооценки происходит, когда девочку воспитывают по-мужски, а мальчика по-женски.
Самооценка мальчика падает, когда ему не дают нести за себя ответственность, чаще всего из-за маминой гиперопеки. Например: мальчик подрался и пришел с фингалом, а мама применяя женский подход, (т.е. так, как хотела бы, чтобы обращались с ней) вываливает массу вопросов обо всех подробностях драки и
отношений с ребятами и т.д. и т.п., вместо того, чтобы оставить мальчика в покое. И мальчик чувствует, что он какой-то не такой, и что он неспособен сам решить свои проблемы. Он старается поскорее забыть это происшествие, а ему не дают.
Самооценка девочек падает, если она не чувствует заботу и опеку. Например: девочке говорят, используя мужской подход: «Ну, и что, какие проблемы? Ну, ничего страшного...», вместо того, чтобы пожалеть и расспросить о происшедшем во всех подробностях.
В возрасте до 9 лет ребенок не имеет логического мышления и вообще не способен осознать свои ошибки и отделить себя от своих действий. Даже если не говорить ребенку прямо: «Ты плохой», а критиковать лишь его действия: «Ты поступил плохо», то он все равно поймет это так: «Я плохой!» Дети, которых часто стыдят, годам к 13 закрываются совсем. Лишь только годкам к 19 человек способен полностью осознавать
и брать ответственность за свои поступки. Но, уже став взрослыми, мы порою продолжаем реагировать, как дети: валить вину на другого или оправдываться.
Вот несколько мыслей-настроев для взрослых. Эти настрои в случае ошибки или неудачи помогут удержать самооценку.
Я сделал что-то плохо или не достаточно хорошо, но я сам не плохой и я достаточно хорош, потому что:
·я старался сделать все, что в моих силах.
·я не знал, как сделать лучше.
·проблемы и вызовы сегодняшнего дня были труднее, чем в другие дни.
·я теперь смогу научиться на своих ошибках и в следующий раз сделать это гораздо лучше.
·я признаю свои ошибки и смогу их исправить в будущем.
·я учусь и скоро буду достаточно хорош.
·другие люди тоже делают ошибки, но их при этом не считают плохими.
·я делаю хорошо много других вещей.
·не стоит ожидать от меня, что я буду совершенен.
·я не собирался это делать, у меня не было намерения сделать это.
·это была случайность.
·я сегодня болен или я чувствую себя плохо.
·у меня просто сегодня был плохой день.
·никто не может всегда выигрывать.
·другие тоже не могут это сделать.
Основной мотив этих мыслей: «Даже если я совершил ошибку или сделал что-то плохо, все равно сам я остаюсь достаточно хорош». И не путайте их с оправданиями! Человек оправдывается из-за недопонимания того факта, что возможность совершать ошибки является неотъемлемой частью жизни.