Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разум и чувства

  Все выпуски  

Разум и чувства: Детские вопросы


  Запомнилась мне цитата одного из героев фильма "Мне не больно". Рассуждая о гармонии в жизни, он сказал: "Главное в этой жизни - найти своих и успокоиться". Есть в этом что-то схожее с уже ставшим избитым названием одной известной книги - "Как перестать беспокоиться и начать жить". Нахождение покоя здесь является одним из основных условий счастья. Мы успокаиваемся, когда получаем ощущение предсказуемости жизни, застрахованности от разнообразных рисков, близости с важными для нас людьми и реализации наших жизненных планов. Для этого мы прикладываем определенные усилия, трудимся над этим и называем это ответственной жизненной позицией.


Но в жизни есть такие данности, которые являются неотъемлемой частью всего человеческого существования. От столкновения с ними человек испытывает неизбежный внутренний конфликт. Их, этих данностей существования, всего четыре. Неизбежность смерти, свобода, одиночество и отсутствие единого для всех смысла жизни. 


Многие и многие расстройства, с которыми люди обращаются на прием к психотерапевту, в конечном счете, связаны со столкновением человека с этими данностями жизни. Универсального способа найти гармонию с ними не существует, каждый человек может найти ее только сам. Но, взрослый человек, зачастую, настолько отвлечен на повседневную суету внешнего мира, что совершенно перестает заглядывать в мир внутренний. Как ни странно, дети в этом плане гораздо более чувствительны, осознанны и продвинуты.


Есть замечательная книга автора Михаила Дымова под названием "Дети пишут Богу". В ней автор собрал вопросы множества маленьких школьников от 6 до 10 лет, адресованные Богу. Автор просто спрашивал у детей: "О чем бы ты
хотел спросить у Бога?", "Что бы ты хотел попросить у Бога?" и "Что бы ты
хотел рассказать Богу?". В итоге ему удалось получить более трех тысяч ответов. Совершенно уникальных и поразительных, порой. 


Некоторые из них очень созвучны тем жизненным темам, о которых было написано выше. Возможно, читая мысли детей, взрослые смогут открыть для себя что-то очень важное...


Неизбежность смерти.


Казалось бы, это самая очевидная данность. Мы способны видеть свет и радоваться дню, но, в то же время, понимаем, что однажды этот свет для нас погаснет и жизнь закончится. С этой данностью должно быть достаточно просто смириться. И от факта признания собственной смертности жизнь становится гораздо более насыщенной и полной. Но многие люди, осознанно или неосознанно, что чаще, всячески стараются этого признания избежать. Кто-то уходить во всевозможные невротические страхи, корень большинства из них и есть страх смерти. Кто-то живет, хватаясь за иллюзию собственной исключительности, которая может выражаться примерно как: "Со мной такого просто не может случиться, потому что я...". Дети же, как оказывается, могут  открыто и смело касаться этой неизбежной данности, смотреть на нее прямо, пытаясь найти свой ответ:


Можно мне не умирать, а?
Юля, 1 кл. 



Все говорят, что в 2000-м году будет конец света. А что будет потом?
Максим, 3 кл.



Как умирает день? По старости?
  Лева 3 кл.



Боженька, сколько мне надо жить?
Оля, 1 кл.



На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 4 кл.



Долго ли будет жить моя кошка Пума?
Стасик, 2 кл.



Почему люди умирают ни за что?
Надя, 3 кл.



Господи, пусть мама будет бессмертной.
Роза, 3 кл.



Боженька, пусть я буду жить столько, сколько хочет мама.
Вера, 1 кл.



Больше жизни, Господи!
Миша, 3 кл.



Свобода.


Обычно, со свободой люди ассоциируют нечто приятное. Но свобода - это еще и отсутствие внешних, заданных кем-то извне, границ окружающего мира. Человеческое общество создает всевозможные законы, призванные внести определенность в наши жизни и снизить тревогу. Но жизнь во многом состоит из неопределенности, и каких-то четких границ и правил, таких, как были в школе, в ней не существует. Кто-то с этой свободной пытается совладать, беря на себя ответственность, а кто-то ее всячески старается избежать, убегая от свободы. Взрослые часто о таких вещах и задумываться не хотят, а дети, оказываются, думают:



Господи, а Ты маму слушал в детстве?
Нина, 2 кл.



Почему все люди должны любить Тебя?
Игорь, 4 кл.



Почему Ты одним помогаешь, а мне нет?
Алик, 2 кл.



Почему в мире существует зло?
Лена, 2 кл.



Ты можешь мне дать удачу и надувную лодку?
Арвид, 3 кл.



Почему у меня все-все дела плохи?
Юра, 2 кл.



Я без вредных привычек. Что мне светит?
Роберт, 4 кл.



Превратил бы Ты меня в автомат.Ничего не делать, только получать
деньги.
Федя, 2 кл.



Позаботься о моем будущем. Пожалуйста.
Шурик, 3 кл.



Сделай так, что когда я балуюсь, пусть меня не ругают, ведь я балуюсь
себе в удовольствие.
Саша, 4 кл.




Одиночество.


Здесь имеется в виду фундаментальное чувство одиночества, характерное для каждого из нас. Наши контакты могут быть разнообразны, наш круг общения может быть и широк, и глубок, но мы все равно обречены переживать одиночество, как отделенность своего "Я" от других. Важно принять это как данность, иначе внутренний конфликт может породить множество проблем. Как, например, многие люди вступают в браки не с целью создать гармонию в отношениях, а просто спасаясь от одиночества.



Пусть на Земле никто никогда не плачет.
Ася, 1 кл.



Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго
женюсь.
Вася, 2 кл.



Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу.
Юра, 3 кл.




Отпусти меня на час в детство, там живет Катя из нашего садика.
Артем, 1 кл.



Спасай людей не от грехов, а от одиночества.
Сергей, 3 кл.



Почему люди женятся и выходят замуж, если мы все братья и сестры?
Сандра,4 кл.



Почему мир без нежности?
Лена, 1 кл.



Почему со мной никто не дружит?
Антон, 4 кл.



Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.




Смысл существования.



Ницше сказал: "Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как". Смысл наполняет всю человеческую жизнь. Но какого-то заданного смысла в жизни нет. Задача каждого - найти свой собственный. И это тоже определенный труд. Многие себе его не дают, продолжая существовать рефлекторно, когда жизнь делается пустой и бессмысленной. Возможно, размышления детей на эту тему, помогут начать свой поиск:



Кто я на свете?
Боря, 1 кл.



Сколько верующих среди верующих?
Зоя, 4 кл.



Может ли хватить детства на всю жизнь?
Марк, 1 кл.



Помоги мне, пожауйста, хорошо учиться в школе всю жизнь.
Верочка, 1 кл.



Прошу Тебя, Боженька, сделай так, чтоб мама никогда не ела таблетки.
Люся, 3 кл.



Пусть на Земле никто никогда не плачет.
Ася, 1 кл.



Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты сам все знаешь.
Алик, 4 кл.



Устрой мне жизнь долгую и смешную.
Ольга, 2 кл.



Открой нам нас.
Вова, 4 кл.



Подари мне жизнь.
Стасик, 1 кл.



Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно
только счастливо.
Вера, 3 кл.





Готовых ответов на все эти вопросы, которые задает сама жизнь, нет. Возможно, активный осознанный поиск ответов и есть лучший ответ.




Разве счастье положено не всем людям?
Аракдий, 3 кл. 



Почему, когда любишь, все нравится, даже яичница?
Степа, 2 кл.


В избранное