Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2007-06-04


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 8

посвященный ТУАИ (теории уровней абстрактного интеллекта) Я.Фельдмана.

«Журнал НСО» в свое время задавал автору ТУАИ некоторое количество вопросов. Это интервью вы сейчас сможете прочесть.

Если же у Вас появились свои вопросы − их можно задать Якову Фельдману на форуме НСО, в специальной ветке.

«Журнал НСО»: Как Вы пришли к созданию теории уровней?

Яков Фельдман: В 1988 году я оказался в сообществе московских педагогов-новаторов. Мы сообща искали ключ к построению «правильной» школьной программы. Принцип соответствия «развитие человека – развитие человечества» высказал человек по имени Михаил Ширман. Я согласился с этим наблюдением, но стал искать причины. Такой причиной оказалось «поле внимания». Вот почему композиция детского рисунка совпадает с композицией наскального рисунка первобытной охоты: одинаковое поле внимания художника! После этого уже нетрудно было найти «лестницу внимания»: объект – много объектов – процесс – много процессов...

Уровень абстрактного интеллекта Тип сознания
1. Один объект Магическое
2. Много объектов Моральное
3. Один процесс Эстетическое
4. Много процессов Ролевое
5. Одна карта Свободное
6. Много карт Теоретическое
7. Один мир Парадоксальное
8. Много миров Универсальное

В 1989 году мы объявили свою авторскую школу: «Творческое развитие личности через изучение стихий и культур». Когда же к нам стали приходить родители «отдать ребенка», то выяснилось, что у них разные представления об «идеальной школе», разные системы ценностей. Тогда мы стали искать «базовые ценности» и вышли на шкалу «здоровье – общение – творчество – культура». Затем обнаружились еще несколько шкал, которые явно соответствовали этой четверке, например «польза – добро – истина – красота» и другие. Наконец, за этими четверками – как их причина – появилась четверка стратегий «потребитель – транслятор – автор – странник».

Тот момент, когда 8 уровней замкнулись на 4 стратегии, и можно считать моментом рождения теории уровней. Это произошло летом 1989 года.

ЖНСО: Как определяется уровень? И что он определяет?

ЯФ: Уровень проявляется, по меньшей мере, в десяти областях: поле внимания, сознание, вопрос, категория, логика, действие, поведение, возраст, эпоха, социальный слой.

При анализе поступка вам достаточно в одной из десяти областей увидеть определенный уровень. И тогда вы с высокой вероятностью можете предположить, что и в других областях уровень поступка этого человека будет таким же.

Кроме того, уровни связаны и с другими параметрами. Например, четные уровни связаны с коллективизмом, стабильностью, а нечетные – с индивидуализмом, динамичностью.

Законы о доминировании позволяют, исходя из уровней участников, предвидеть развитие конфликта.

Непрерывность уровней в профиле позволяет говорить об успешности человека, и т.п.

ЖНСО: Если мы знаем профиль человека – что это нам дает? (самому человеку и другим людям)

ЯФ: Зная уровни участников событий, можно многое объяснить и многое предвидеть. А зная свои уровни, можно – через самоконтроль, самоанализ и самосовершенствование – достичь лучших практических результатов

ЖНСО: Что позволяет объяснить теория уровней?

ЯФ: ТУАИ – это лишь часть модели, которая имеет ядро (уровни, разогрев, кодировка, гибкость) и периферию (конфликты, энергобаланс, картина мира и я-концепция). Эта модель как целое может дать понимание в очень многих областях.

Почему, например, у нас половина населения ко всему равнодушна, а две трети другой половины готовы идти к цели любым путем? Почему у нас не работают социальные институты? Где грань между добром и злом? На какой ступени находится наше общество – и почему? Как изменить общество к лучшему? Как построить оптимальную школу? Как построить оптимальную группу? Как избежать конфликтов в повседневном общении?

У меня нет списка всех проблем, которые решает моя модель. Если бы такой список был, то он пополнялся бы каждый день.

ЖНСО: Какой уровень АИ нужно иметь, чтобы мыслить категориями уровней?

ЯФ: Пока система нова, интерес к ней начинается на уровне 7. Ниже 7 новое людей отталкивает, а не привлекает.

«Моделирование чужого сознания как неоднородного своему» есть задача уровня 8. Ниже 8 такая задача не возникает, соответственно, и решение этой задачи человеку не интересно.

Я могу представить, что лет через двадцать ТУАИ будут разучивать в школе, как «пифагоровы штаны» или «закон Архимеда». Текст, заученный как стишок – это всего-навсего уровень 3.

Обыватель будет «знать» ТУАИ так же, как он «знает» квантовую механику и теорию относительности: уровень 1.

«Мыслить категориями» (если этим категориям вас научили в университете) означает работать на уровне 6. И тут уже нет «новизны» (7) и нет даже «личного интереса к проблеме» (8), а есть интерес корпоративный.

Какой ответ из перечисленных вам больше нравится? Выбирайте.

ЖНСО: Человек, выходящий за рамки системы уровней – возможно ли такое?

ЯФ: Любая теория человека – это, строго говоря, «круглый квадрат», противоречие в определении. Речь может идти только об «анализе поступков человека, совершенных им в прошлом». Если мы обнаружим в этих поступках определенную закономерность, то у нас есть основания полагать, что в будущем он будет поступать также. В этом – прогностическая сила теории.

Однако человек есть существо свободное. И он вправе поступить вопреки нашим прогнозам, выйти за любые рамки.

Но чтобы понять, каковы эти рамки и надо ли ему за них выходить, придется изучать эти рамки, эту теорию – и самого себя на фоне этой теории.

Это относится ко всем теориям, в том числе – к моей.

Если же понимать ваш вопрос более узко: «может ли человек работать на любом уровне», – ответ: «да, при определенном самоконтроле, самоанализе, тренировке». Вопрос только во времени (на чужих уровнях работа идет медленнее) и в выносливости (на чужих уровнях мы быстрее устаем). Будете работать все время и быстро на чужих уровнях – получите истощение одной части мозга и одновременно недогрузку другой – двойной дискомфорт. Вам это надо?

Решение не в том, чтобы самому делать все и всегда, а в том, чтобы подобрать команду, которая в совокупности может все.

 

Яков Фельдман

Русская душа под микроскопом

Опыт применения ТУАИ (Теории уровней абстрактного интеллекта)

Как обычно, начну с цитат и фактов. Затем дам немного теории. Наконец, прокомментирую цитаты и факты с помощью этой теории

Цитаты и факты

Самарский марш

В пятницу утром московская милиция воспрепятствовала экс-чемпиону по шахматам Гарри Каспарову, ныне одному из ведущих политических противников Путина, и другим активистам оппозиции сесть на самолеты, вылетающие в провинциальный город Самара на реке Волга, неподалеку от которого проходил саммит. В московском аэропорту Шереметьево милиция конфисковала у организаторов паспорта и билеты и около пяти часов продержала их в накопителе. Паспорта были возвращены после того, как из аэропорта вылетел последний самолет на Самару.

Самарский марш был разрешен властями, но, по словам организаторов, их задержание в пятницу стало новым звеном в кампании травли, из-за которой численность участников резко снизилась. Организаторы утверждают, что в течение недели, предшествовавшей маршу, самарская милиция проводила конфискации компьютерной техники и задерживала организаторов по надуманным обвинениям в уголовных преступлениях.

Екатерина и Новиков

Императрица Екатерина инициировала издание нескольких сатирических журналов. Николай Новиков по ее примеру стал издавать свой журнал. Но стоило ему в своем журнале покритиковать Екатерину, как он угодил в тюрьму, откуда вышел уже после ее смерти, по воле императора Павла.

Мой личный случай

Постараюсь без подробностей. Сейчас на предприятии, где я работаю, объявлен конкурс программных продуктов для решения определенной задачи. Я уже пять лет по собственной инициативе занимаюсь решением этой задачи и мой продукт кажется мне хорошим. Начальство - с одной стороны - объявило открытый конкурс и я – по моему требованию – к этому конкурсу был допущен. С другой стороны – знающие люди говорят, что решение уже принято и конкурс – фикция.

В подтверждение этой гипотезы: моя презентация была встречена сплошным негативом. Вместо анализа и дискуссии получился наезд с матом по принципу «я начальник – ты дурак». Потом знающие люди объясни мне что на моем имени уже три года как поставлен крест. Почему? Потому что три года назад я попросил разрешения выступить на семинаре заезжего профессора по экономике его оппонентом. Выступить мне не разрешили. Но имя в черный список занесли.

Из журнала «Искусство кино» №2 за 2007 год

Стр.80. (Эдуард Володарский)

Столыпин два раза вносил в Думу законопроект об уравнивании евреев в правах – и Дума два раза его проваливала. Ленин писал, что если этот законопроект будет принят, то о революционном движении в ближайшие десятилетия можно забыть.

Стр.109 (Вера Зверева)

Следует специально отметить одну общую черту в поведении участников шоу. Герои «Дом-2» не умеют (и не знают об этом) договариваться между собой в случае больших и мелких разногласий, идти на компромисс. В этом шоу образ культуры как системы коммуникаций и договоров непопулярен и практически утрачен. Скорее ежедневно утверждается иной образ – взаимного непонимания и глухоты, победы в жестоком противостоянии интересов (пусть даже на уровне битвы за пельмени или за полку в холодильнике)

Немного теории

Существуют разные типы мышления. Каждому типу мышления соответствует определенный тип сознания, поведения, взаимодействия. Всего таких типов мышления-поведения-… теория (ТУАИ) насчитывает 10, дает им номера от 0 до 9 и называет «уровнями». Вышеперечисленные фрагменты дают нам иллюстрации не всех уровней, а только тех, которые присутствуют в нашем российском обществе или по крайней мере «ожидаются» в нем, но «отсутствуют» или «присутствуют неправильно»

Таких уровней в примерах приведенных выше – три, с номерами 2, 3 и 6. Остальные уровни в нашем «дискурсе», то есть в статьях российских журналистов, политологов, философов не встречаются вовсе. Никакое расширение списка цитат не даст ничего другого, если только вы не будете цитировать статьи посвященные ТУАИ (мои и моих учеников)

По определению: свободная дискуссия – уровень 6. «Я начальник – ты дурак» - уровень 3. Деление мира своих и чужих – уровень 2

Разбор фактов и цитат

Екатерина и Новиков

Екатерина предлагает уровень 6 («свободная дискуссия»). Но как только Новиков отвечает по уровню 6, Екатерина переходит на уровень 3 («я начальник – ты дурак»). Уровень 6 был «провокацией-имитацией».

Мой личный случай

Семинар заезжего профессора как и открытый конкурс – провокация имитация. Как только я отвечаю по уровню 6 («свободная дискуссия»), они применяют ко мне уровень 3 (я начальник – ты дурак) и даже уровень 2 («чужой»)

Самарский марш

Разрешение марша (уровень 6) – провокация имитация. Произвол милиции – уровень 3

Дом -2

Участники не способны к дискуссии (уровень 6). Зато склонны решать все вопросы грубой силой (уровень 3)

Столыпин

Дума методом свободной дискуссии (уровень 6) закрепила деление граждан России на «своих» и «чужих» (уровень 2). Здесь уровень 6 был средством увековечить уровень 2. Ответом неполноправных граждан был культ грубой силы, терроризм (уровень 3).

Выводы

Русский менталитет 2007 года зажат на уровнях 6 и 3, причем уровень 6 используется исключительно как провокация-имитация. И эта структура воспроизводится со времен Екатерины с небольшими отклонениями в худшую сторону (случай в Думе). Причем воспроизводится всюду – и в политике, и на производстве, и в шоу-бизнесе. Это общая формула русской ментальности за последние 250 лет.

Что же делать?

Но об этом в следующей статье.

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное