Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как стать эффективным" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Грамотность номер ноль l 2007-06-04
"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16" Выпуск 8посвященный ТУАИ (теории уровней абстрактного интеллекта) Я.Фельдмана.«Журнал НСО» в свое время задавал автору ТУАИ некоторое количество вопросов. Это интервью вы сейчас сможете прочесть. Если же у Вас появились свои вопросы − их можно задать Якову Фельдману на форуме НСО, в специальной ветке. «Журнал НСО»: Как Вы пришли к созданию теории уровней? Яков Фельдман: В 1988 году я оказался в сообществе московских педагогов-новаторов. Мы сообща искали ключ к построению «правильной» школьной программы. Принцип соответствия «развитие человека – развитие человечества» высказал человек по имени Михаил Ширман. Я согласился с этим наблюдением, но стал искать причины. Такой причиной оказалось «поле внимания». Вот почему композиция детского рисунка совпадает с композицией наскального рисунка первобытной охоты: одинаковое поле внимания художника! После этого уже нетрудно было найти «лестницу внимания»: объект – много объектов – процесс – много процессов...
В 1989 году мы объявили свою авторскую школу: «Творческое развитие личности через изучение стихий и культур». Когда же к нам стали приходить родители «отдать ребенка», то выяснилось, что у них разные представления об «идеальной школе», разные системы ценностей. Тогда мы стали искать «базовые ценности» и вышли на шкалу «здоровье – общение – творчество – культура». Затем обнаружились еще несколько шкал, которые явно соответствовали этой четверке, например «польза – добро – истина – красота» и другие. Наконец, за этими четверками – как их причина – появилась четверка стратегий «потребитель – транслятор – автор – странник». Тот момент, когда 8 уровней замкнулись на 4 стратегии, и можно считать моментом рождения теории уровней. Это произошло летом 1989 года. ЖНСО: Как определяется уровень? И что он определяет? ЯФ: Уровень проявляется, по меньшей мере, в десяти областях: поле внимания, сознание, вопрос, категория, логика, действие, поведение, возраст, эпоха, социальный слой. При анализе поступка вам достаточно в одной из десяти областей увидеть определенный уровень. И тогда вы с высокой вероятностью можете предположить, что и в других областях уровень поступка этого человека будет таким же. Кроме того, уровни связаны и с другими параметрами. Например, четные уровни связаны с коллективизмом, стабильностью, а нечетные – с индивидуализмом, динамичностью. Законы о доминировании позволяют, исходя из уровней участников, предвидеть развитие конфликта. Непрерывность уровней в профиле позволяет говорить об успешности человека, и т.п. ЖНСО: Если мы знаем профиль человека – что это нам дает? (самому человеку и другим людям) ЯФ: Зная уровни участников событий, можно многое объяснить и многое предвидеть. А зная свои уровни, можно – через самоконтроль, самоанализ и самосовершенствование – достичь лучших практических результатов ЖНСО: Что позволяет объяснить теория уровней? ЯФ: ТУАИ – это лишь часть модели, которая имеет ядро (уровни, разогрев, кодировка, гибкость) и периферию (конфликты, энергобаланс, картина мира и я-концепция). Эта модель как целое может дать понимание в очень многих областях. Почему, например, у нас половина населения ко всему равнодушна, а две трети другой половины готовы идти к цели любым путем? Почему у нас не работают социальные институты? Где грань между добром и злом? На какой ступени находится наше общество – и почему? Как изменить общество к лучшему? Как построить оптимальную школу? Как построить оптимальную группу? Как избежать конфликтов в повседневном общении? У меня нет списка всех проблем, которые решает моя модель. Если бы такой список был, то он пополнялся бы каждый день. ЖНСО: Какой уровень АИ нужно иметь, чтобы мыслить категориями уровней? ЯФ: Пока система нова, интерес к ней начинается на уровне 7. Ниже 7 новое людей отталкивает, а не привлекает. «Моделирование чужого сознания как неоднородного своему» есть задача уровня 8. Ниже 8 такая задача не возникает, соответственно, и решение этой задачи человеку не интересно. Я могу представить, что лет через двадцать ТУАИ будут разучивать в школе, как «пифагоровы штаны» или «закон Архимеда». Текст, заученный как стишок – это всего-навсего уровень 3. Обыватель будет «знать» ТУАИ так же, как он «знает» квантовую механику и теорию относительности: уровень 1. «Мыслить категориями» (если этим категориям вас научили в университете) означает работать на уровне 6. И тут уже нет «новизны» (7) и нет даже «личного интереса к проблеме» (8), а есть интерес корпоративный. Какой ответ из перечисленных вам больше нравится? Выбирайте. ЖНСО: Человек, выходящий за рамки системы уровней – возможно ли такое? ЯФ: Любая теория человека – это, строго говоря, «круглый квадрат», противоречие в определении. Речь может идти только об «анализе поступков человека, совершенных им в прошлом». Если мы обнаружим в этих поступках определенную закономерность, то у нас есть основания полагать, что в будущем он будет поступать также. В этом – прогностическая сила теории. Однако человек есть существо свободное. И он вправе поступить вопреки нашим прогнозам, выйти за любые рамки. Но чтобы понять, каковы эти рамки и надо ли ему за них выходить, придется изучать эти рамки, эту теорию – и самого себя на фоне этой теории. Это относится ко всем теориям, в том числе – к моей. Если же понимать ваш вопрос более узко: «может ли человек работать на любом уровне», – ответ: «да, при определенном самоконтроле, самоанализе, тренировке». Вопрос только во времени (на чужих уровнях работа идет медленнее) и в выносливости (на чужих уровнях мы быстрее устаем). Будете работать все время и быстро на чужих уровнях – получите истощение одной части мозга и одновременно недогрузку другой – двойной дискомфорт. Вам это надо? Решение не в том, чтобы самому делать все и всегда, а в том, чтобы подобрать команду, которая в совокупности может все.
Яков Фельдман
Русская душа под микроскопомОпыт применения ТУАИ (Теории уровней абстрактного интеллекта) Как обычно, начну с цитат и фактов. Затем дам немного теории. Наконец, прокомментирую цитаты и факты с помощью этой теории Цитаты и факты В пятницу утром московская милиция воспрепятствовала экс-чемпиону по шахматам Гарри Каспарову, ныне одному из ведущих политических противников Путина, и другим активистам оппозиции сесть на самолеты, вылетающие в провинциальный город Самара на реке Волга, неподалеку от которого проходил саммит. В московском аэропорту Шереметьево милиция конфисковала у организаторов паспорта и билеты и около пяти часов продержала их в накопителе. Паспорта были возвращены после того, как из аэропорта вылетел последний самолет на Самару. Самарский марш был разрешен властями, но, по словам организаторов, их задержание в пятницу стало новым звеном в кампании травли, из-за которой численность участников резко снизилась. Организаторы утверждают, что в течение недели, предшествовавшей маршу, самарская милиция проводила конфискации компьютерной техники и задерживала организаторов по надуманным обвинениям в уголовных преступлениях. Екатерина и Новиков Императрица Екатерина инициировала издание нескольких сатирических журналов. Николай Новиков по ее примеру стал издавать свой журнал. Но стоило ему в своем журнале покритиковать Екатерину, как он угодил в тюрьму, откуда вышел уже после ее смерти, по воле императора Павла. Мой личный случай Постараюсь без подробностей. Сейчас на предприятии, где я работаю, объявлен конкурс программных продуктов для решения определенной задачи. Я уже пять лет по собственной инициативе занимаюсь решением этой задачи и мой продукт кажется мне хорошим. Начальство - с одной стороны - объявило открытый конкурс и я – по моему требованию – к этому конкурсу был допущен. С другой стороны – знающие люди говорят, что решение уже принято и конкурс – фикция. В подтверждение этой гипотезы: моя презентация была встречена сплошным негативом. Вместо анализа и дискуссии получился наезд с матом по принципу «я начальник – ты дурак». Потом знающие люди объясни мне что на моем имени уже три года как поставлен крест. Почему? Потому что три года назад я попросил разрешения выступить на семинаре заезжего профессора по экономике его оппонентом. Выступить мне не разрешили. Но имя в черный список занесли. Из журнала «Искусство кино» №2 за 2007 год Стр.80. (Эдуард Володарский) Столыпин два раза вносил в Думу законопроект об уравнивании евреев в правах – и Дума два раза его проваливала. Ленин писал, что если этот законопроект будет принят, то о революционном движении в ближайшие десятилетия можно забыть. Стр.109 (Вера Зверева) Следует специально отметить одну общую черту в поведении участников шоу. Герои «Дом-2» не умеют (и не знают об этом) договариваться между собой в случае больших и мелких разногласий, идти на компромисс. В этом шоу образ культуры как системы коммуникаций и договоров непопулярен и практически утрачен. Скорее ежедневно утверждается иной образ – взаимного непонимания и глухоты, победы в жестоком противостоянии интересов (пусть даже на уровне битвы за пельмени или за полку в холодильнике) Немного теории Существуют разные типы мышления. Каждому типу мышления соответствует определенный тип сознания, поведения, взаимодействия. Всего таких типов мышления-поведения-… теория (ТУАИ) насчитывает 10, дает им номера от 0 до 9 и называет «уровнями». Вышеперечисленные фрагменты дают нам иллюстрации не всех уровней, а только тех, которые присутствуют в нашем российском обществе или по крайней мере «ожидаются» в нем, но «отсутствуют» или «присутствуют неправильно» Таких уровней в примерах приведенных выше – три, с номерами 2, 3 и 6. Остальные уровни в нашем «дискурсе», то есть в статьях российских журналистов, политологов, философов не встречаются вовсе. Никакое расширение списка цитат не даст ничего другого, если только вы не будете цитировать статьи посвященные ТУАИ (мои и моих учеников) По определению: свободная дискуссия – уровень 6. «Я начальник – ты дурак» - уровень 3. Деление мира своих и чужих – уровень 2 Разбор фактов и цитат Екатерина и Новиков Екатерина предлагает уровень 6 («свободная дискуссия»). Но как только Новиков отвечает по уровню 6, Екатерина переходит на уровень 3 («я начальник – ты дурак»). Уровень 6 был «провокацией-имитацией». Мой личный случай Семинар заезжего профессора как и открытый конкурс – провокация имитация. Как только я отвечаю по уровню 6 («свободная дискуссия»), они применяют ко мне уровень 3 (я начальник – ты дурак) и даже уровень 2 («чужой») Самарский марш Разрешение марша (уровень 6) – провокация имитация. Произвол милиции – уровень 3 Дом -2 Участники не способны к дискуссии (уровень 6). Зато склонны решать все вопросы грубой силой (уровень 3) Столыпин Дума методом свободной дискуссии (уровень 6) закрепила деление граждан России на «своих» и «чужих» (уровень 2). Здесь уровень 6 был средством увековечить уровень 2. Ответом неполноправных граждан был культ грубой силы, терроризм (уровень 3). Выводы Русский менталитет 2007 года зажат на уровнях 6 и 3, причем уровень 6 используется исключительно как провокация-имитация. И эта структура воспроизводится со времен Екатерины с небольшими отклонениями в худшую сторону (случай в Думе). Причем воспроизводится всюду – и в политике, и на производстве, и в шоу-бизнесе. Это общая формула русской ментальности за последние 250 лет. Что же делать? Но об этом в следующей статье.
|
В избранное | ||