Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Подростковый клуб (отряд)

  Все выпуски  

Подростковый клуб (отряд) Организация деятельности в отряде


Как говорил классик: «Бытие определяет сознание». Значит, надо выделить ту часть бытия, которая определит творческое сознание. К этому вопросу существовали разные подходы, но мы придерживаемся идеи, что это — определенным образом организованная деятельность.

Какие характеристики должны быть у деятельности, которая будет  выводить человека на уровень действующего таланта? Опять же, возможно идти разными путями, но  мы считаем, что деятельность должна обладать следующими характеристиками:

  • ·        Творческой;
  • ·        Совместной;
  • ·        Общественно-полезной;
  • ·        Самоуправляемой.
  • ·        С большим количеством коллективных взаимосвязей (то есть пересечений между участниками);

Как можно сорганизовать подобную деятельность?

   Всякая деятельность[1] содержит в себе взаимодействующие блоки:

  • блок потребностей, мотивов, интересов — психологический "мотор" деятельности,
  • операционно-деятельностный блок, охватывающий систему операций, действий и их целей,
  • деловое и межличностное общение, связанное с деятельностью.

Изменение одного из блоков влечет за собой изменение остальных. Наиболее подвержен изменению  — операционно-деятельностный блок: организация деятельности. Значит, желая изменить отношения и общение в группе нужно воздействовать не непосредственно на него (это практически не дает результата), а на организацию деятельности. Целенаправленная перестройка организации и целей деятельности, в силу прямой зависимости, изменит характер отношений в группе. А в свою очередь, стойкое изменение отношений влечет  за собой перемены в мотивационно-потребностном блоке: формируются новые мотивы. Потребности, цели, интересы. Так, собственно и течет процесс воспитания.    Хочется подчеркнуть отличие деятельности от действия: деятельность представляет из себя цепочку (или две спирали в противофазе) мотивация – действие – мотивация – действие... Между собой они связаны общением.  

Человек развивается только будучи включенным в деятельность. То есть он сам осмысливает проблему, сам находит решение, сам реализовывает и оценивает процесс реализации. А  затем, оценив результат сам ощущает потребность в следующей деятельности...

 Возможны два варианта: когда у человека есть потребность, а нет подходящей деятельности. В этом случае задача учителя вовремя предложить ему подходящую деятельность. Во втором варианте есть деятельность, но она антисоциальна.

Тогда используется «сдвиг мотива на цель». То есть превращение действия в новую деятельность и, следовательно, ликвидация прошлой со свойственными ей чертами. Это происходит, когда человек включается в совместную деятельность с нравственными целями. И постепенно его мотивация (при условии референтности группы и учителя) его мотивационно-потребностный блок начинает смещаться в сторону цели этой деятельности.

Важно, что при провале деятельности, проваливается дальнейшая мотивация, а затем и общение. И наоборот, при отсутствии мотивации деятельность начинает разрушаться.

МОТИВАЦИЯ

Мотивация — наиболее трудно поддающаяся изменению составляющая личности. Мотивом называется материальный или идеальный предмет, который побуждает или направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

Источником побудительной силы мотива выступает потребность.

Чтобы понять, как влиять на мотивацию, нам необходимо разобраться, как формируется мотивация.

   Челoвек — существо социальное, его развитие невозможно без контакта, совместной деятельности с другими людьми. А в состоянии депривации (нахождения в замкнутом пространстве) он может даже погибнуть. Стремясь избежать дискомфорта, одиночества человек стремится к обществу.

     И в то же время, челoвек испытывает желание выделяться,  сознавать себя не составной частью общей массы, а неповторимой яркой индивидуальностью. При этом ему важно, чтобы эту неповторимость видели и ценили окружающие его люди.

   Для человека эти желания образуют три группы мотивов, из которых возникают соответствующие задачи:

  • социальная адаптация — активное приспособление индивида к условиям среды, общества в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями и мотивами.
  • социальная автoнoмизация (индивидуализация) — реализация совокупности установок на себя, выделение себя из группы различными средствами, осознание себя как личности.
  • интеграция — сочетание 1 и 2 групп мотивов, достижение процесса взаимодействия между личностью и группой (обществом), соотнесение личных интересов с интересами общества. Этo может происходить в результате подстройки личности к данной общности с сохранением определенных своих внутренних установок и изменения общества (группы) под влиянием этой личности.

   Проще это можно охарактеризовать стремлениями, поэтапно возникающими перед человеком:

  1.   быть как все.[2]
  2.  быть лучше всех.
  3.  действовать совместно.

Эти три задачи входят в процесс социализации. Социализируясь, ребенок обогащается общественным опытом,  реализует себя как личность, становится не только объектом, но и субъектом социальных воздействий, оказывает влияние на социализацию других людей.. Hо с другой стороны, каждый в этой группе должен иметь возможность реализовать собственные мотивы. И эти мотивы должны сочетаться с мотивами окружающих. Это возможно только при достаточно развитом самоуправлении, а также рефлексии и состыковке мнений.

Проблема в том, что большинство подростков не стремятся к  социально значимой деятельности. В современной обстановке, когда в нашем обществе происходит изменение устоявшихся за десятки лет отношений, родители зачастую не могут обеспечить нормальное воспитание подростка. В результате  подростков условно можно поделить на 3 группы:

·        Воспитанные в гиперопеке — инфантильные, не имеющие     собственного мнения, с трудом адаптирующиеся к быстроте современного мира. Они с трудом берут на себя ответственность.

  • Воспитанные в гипоопеке — развитые раньше своего  возраста, но, как правило, направленные на приобретение материальных благ. Ценностность дружбы, взаимопомощи у них снижена.
  • "Потерянные дети" — у них, кажется, отсутствует мотивация вообще. Им ничего не надо, лишь бы завтра было похоже на сегодня. Их потребности настолько слабы, что зачастую легко удовлетворяются и человек перестает желать, стремиться. Теряется смысл существования.

Из всего этого следует, что наша задача состоит в том, что через разные сферы жизнедеятельности сформировать   социально приемлемую мотивацию.

  Я считаю, что можно говорить о 4 видах мотивов. Они могут быть внешними (то есть задающиеся внешней ситуацией), внутренними (то есть возникающие внутри человека), эмоционально положительными или отрицательными.

 

Тип мотива

Отрицательные

Положительные

Внутренние

Самосохранение

Самореализация

внешние

Страх

Интерес

Школа в основном работает на внешнем отрицательном мотиве: страхе. Двойка в дневнике, жалобы родителям. Внешний положительный мотив — интерес, хорошо действует, но, к сожалению, не продолжительно. Поскольку как только внешние стимулы исчезают, так человек прекращает деятельность. Внутренний мотив на самосохранение можно видеть в стрессовой ситуации. Например, в походе. Или просто, когда  человек понимает, что скоро ему придется жить самостоятельно и самому обеспечивать себя. А для этого нужно что-то делать. (В отличие от ситуации, когда человек думает, какую пользу он может принести другим.)  Наиболее продуктивным я считаю внутренний положительный мотив на самореализацию. Он наиболее устойчивый, поскольку определяется внутренним состоянием человека и идет на фоне положительных эмоций. А кроме того здесь на выходе есть новое, какой-то продукт.

 В реальности обычно приходится использовать все виды мотивов, поскольку человеку, воспитанному на страхе, невозможно сразу измениться. Переход от мотивации страхом (которая нам всем знакома) к самореализации сложен. Подростку приходится вырабатывать в себе новые качества, такие как ответственность за себя и других, воля, ценностность общественно-полезной деятельности.

Приходя в группу, где существует интересная для него деятельность, он стремиться остаться в ней. Но это накладывает на него некоторые обязанности по выполнению правил, этой группы. А поскольку деятельность достаточно яркая, человек вынужден пересмотреть свое поведение.

Иногда используются и мотив самосохранения. Для этого применяются тренинги, специальные игры, педситуации, походные условия. Хороший эффект дает соревнование. Стремление победить присутствует у многих. Однако мне представляется важным переход от стремления победить других (иногда любым путем) к стремлению победить себя. "Сегодня я буду лучше, чем вчера." Этому способствует система званий отряда. о чем я  расскажу чуть ниже.

   Кроме того, если мы хотим включить человека в определенную деятельность, то нам важно наполнить ее яркими положительными эмоциями (особенно в начале). В этом случае эта деятельность начинает у него ассоциироваться с положительным, приятным и при изменении деятельности он подсознательно пытается к ней вернуться.

   Фактически, это можно назвать тренингом нравственных ситуаций. Ведущий моделирует нравственную ситуацию выбора и в зависимости от выбора человека дает ему положительную или отрицательную обратную связь. При достаточной мотивации человека и референтности учителя человек начинает стремиться измениться.  Это можно усиливать либо подсознательно — наполняя верное решение положительными эмоциями, либо сознательно —  подчеркивая правильность (то есть стимулируя) верное поведение.

Мотивационная структура  (По Хейнингу).

По направленности мотивы делятся на три группы.

   Индивидуалистические мотивы:

1) Ориентация на желание.

"Я всегда делаю что-то, если мне этого хочется, а если не хочется, то я этого не буду делать."

2) Ориентация на конформизм.

"Я делаю дело, поскольку все равно заставят, а иначе будет много неприятностей".  

3) Ориентация на самоутверждение.

 "Я так делаю, поскольку тех, кто так делает, все уважают. А я тоже хочу, чтобы меня уважали."

Поиск популярности.

4) Ориентация на корысть.

"Я так делаю, поскольку мне это пригодиться".

   Групповые мотивы:

5) Ориентация на авторитет.

"Я так делаю, поскольку если я не буду так делать, мой учитель расстроится".

6) Ориентация на группу.

 "Я так делаю, поскольку иначе моей группе будет плохо".

7) Ориентация на родных.

 "Я так делаю, поскольку иначе моей маме (девушке, молодому человеку и т.д.) будет плохо".

8) Ориентация на дальних людей.

"Я так делаю, поскольку кому-то будет лучше".

   Коллективистические мотивы:

9) Ориентация на человечество.

 "Я так делаю, поскольку это способствует развитию общества, страны, всего человечества".

10) Ориентация на добросовестность.

 "Я так делаю, поскольку не могу этого не делать".

11) Ориентация на идеал.

 "У меня есть идеал, и я стремлюсь поступать так, как поступил бы мой идеал на моем месте".

Мы считаем, что надо воспитывать людей с коллективистической мотивационной структурой. То есть людей, у которых будет приоритет коллективистических мотивов, затем — групповые и в конце личностные. Это не значит, что человек полностью отдает себя людям и  совсем не думает о себе! Это только приоритеты, распространяющиеся на большинство случаев. И обязательно должна быть возможность для проявления всех групп мотивов.


[1] См. О.В. Лишин «Педагогическая психология воспитания»

[2] См. возрастную периодизацию Петровского


В избранное