Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Азбука для родителей

  Все выпуски  

Азбука для родителей


Информационный Канал Subscribe.Ru

WEBPSYCHOLOG.com
На главную
На главную Обратная связь Карта сайта

Поиск


Консультационный центр
Задать вопрос психологу
Консультации по почте
Консультации OnLine
Архив консультаций
Отзывы о нашей работе

Для получения психологической помощи в режиме реального времени войдите в систему
SiteHeart
Просто нажмите кнопку для связи. Подробная информация находится на странице Консультации OnLine.

Журнал практической психологии

Обсуждение проблем, конференции

Дистанционный курс

Новости проекта

Объявляется начало набора в новый цикл группы для зависимых от еды и диет. Ведущая - психолог проекта Мария Огородникова.

Приглашаются все желающие, чьи отношения с едой и собственным телом носят изнуряющий и сложный характер.

Первый месяц работы группы вы можете участвовать бесплатно. Получить подробную информацию, задать вопросы, записаться на участие в группе вы можете здесь

Спешите, количество свободных мест ограничено.

С уважением, Яна Лан, автор и администратор проекта


Выпуск 35

Добрый день, дорогие подписчики!

Тема сегодняшнего выпуска рассылки: Воспитание ответственности и самостоятельности.

Как должны поступать родители в отношении детской безответственности, если при этом нет открытого неповиновения и пассивной агрессии?

Дети любят самые разнообразные игры, особенно если в них участвуют взрослые. Поэтому желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает восприимчивость ребенка к тем действиям, к которым вы пытаетесь его приобщить. Позвольте рассказать вам, как мы приучали наших детей класть на колени салфетки перед началом еды. Мы напоминали им об этом почти каждый раз в течение двух или даже трех лет, но наши слова не давали никаких результатов. Тогда мы решили превратить все это в семейную игру.

Теперь, если один из Добсонов брал хотя бы кусочек еды до того, как он положил на колени салфетку, его немедленно заставляли пойти в спальню и, стоя там, громким голосом считать до двадцати пяти. Игра оказалась на редкость эффективным средством, хотя с ней связаны некоторые неудобства. Вы не можете себе представить, как глупо чувствуем себя я и Ширли, когда нам приходится стоять в одиночестве в другой комнате, считая до двадцати пяти. А в это время наши дети хихикают над нами. В особенности Райан, который никогда не забывает о салфетке и любит застигать нас врасплох, если мы по рассеянности о ней забываем. Он обычно в таких случаях сидит абсолютно спокойно и неподвижно, глядя прямо перед собой, буквально до того момента, когда кусок не окажется во рту нарушителя. Тогда он мгновенно поворачивается к нему и кричит: "Попался!"

Следует отметить, что для достижения многих целей, связанных с воспитанием у детей чувства ответственности в выполнении различных обязанностей, а также и для борьбы с преднамеренным неповиновением, игровой вариант может оказаться весьма полезным.

Мой десятилетний сын может стать самым безответственным человеком, какого я когда-либо видела. Он ненавидит любую работу, теряет или ломает ценные вещи, которые попадают к нему в руки. Я прочитала много книг о том, как приучать детей к ответственности и как формировать их личность. Я пытаюсь следовать этим советам. Проблема в том, что я слишком часто теряю терпение. Я начинаю кричать и обвинять его в глупости и лени. Потом я прихожу в ужас от того, что не могу контролировать свое поведение. Не наношу ли я ущерб его чувству собственного достоинства своими всплесками раздражения?

Дети обычно отходчивы, поэтому большинство из них легко переживают вспышки родительского гнева, в их душах не остается разрушительных последствий на длительное время. Ваше недовольство поведением ребенка является составляющей процесса обучения, но только в той мере, в какой его проявления способствуют формированию личности ребенка. Однако если вы проявляете излишнюю реактивность, особенно когда претензии к ребенку несправедливы, то вам неплохо было бы вспомнить мудрые слова:

"Мы не то, что думаем о себе сами... Мы даже не то, что другие думают о нас... Мы то, как мы думаем, что другие думают о нас".

В этом утверждении содержится важная истина. Многие люди оценивают себя по тем ощущениям, которые формируются в результате того, как смотрят на них окружающие. Исходя из отношения к нему других людей, человек, часто неосознанно, начинает выступать в роли, которую ему кто-то предназначил. Скорее всего, этим объясняется, например, такая особенность поведения, когда в различных социальных группах человек может принимать различные образы. Так, врач может держаться без тени улыбки, с видом серьезного профессионала перед пациентами, стараясь быть в их присутствии человеком, исполненным мудрости и сдержанности. Он считает, что пациенты хотят его воспринимать таким, поэтому не желает обманывать их ожидания. Однако вечером этот врач может присоединиться к компании своих бывших приятелей по колледжу, которые помнят его как молодого сумасброда. С точки зрения личностных характеристик и поведения он может повернуться на 180 градусов только за те несколько часов, которые прошли с полудня до вечера, и стать совершенно неузнаваемым для своих пациентов. Если кто-нибудь из них случайно увидел бы его в новой обстановке, то, наверное, не узнал бы.

Вероятно, большинство людей становятся в жизни такими, какими, как им кажется, видят их окружающие.

Если принять это суждение за истину, то следует ждать, что ваш ребенок вольно или невольно будет стараться подстроиться под тот образ, который, как ему кажется, вы ему навязали. Если вы называете его глупым и ленивым, то своим поведением он будет доказывать справедливость такой оценки. К счастью, бывает и обратное. Поэтому, насколько это возможно, старайтесь контролировать свои импульсивные реакции в надежде создать в глазах ребенка такой образ его самого, к которому ему стоило бы стремиться. В противном случае он будет скатываться к тому образу, за который вы его ругаете.

"Знаю! Знаю!" - можете сказать вы в ответ. Конечно, это хорошо выглядит на бумаге, но в жизни трудноосуществимо. Я и сам попадал в тяжкие ситуации, следуя этому совету. Но ведь можно хотя бы пытаться дать то лучшее, в чем нуждаются наши неидеальные дети и что в состоянии им предложить мы - далекие от совершенства родители.

Должна ли я хвалить своего ребенка за все то, что он хорошо делает? Не превратится ли он в зазнайку и хвастуна, если весь день хвалить его за каждое выполненное им поручение?

Нет никакой необходимости обесценивать похвалы. Молодые люди быстро схватывают суть подобной словесной игры, и ваши слова утрачивают для них свое значение. Следует различать понятия лести и похвалы. Лесть - это незаработанное, надуманное поощрение. Наша бабушка когда приезжает в гости, обычно говорит: "О, взгляните на мою прекрасную маленькую девочку! Она становится все симпатичнее с каждым днем. Могу поспорить, когда она вырастет и превратится в девушку, все мальчики будут от нее без ума!". Иногда в таком духе: "Боже, что за потрясающий парень вышел из тебя!" О лести можно говорить тогда, когда комплименты, которыми награждается ребенок, не связаны с его заслугами и достижениями.

С другой стороны, похвала используется как поощрение и закрепление положительного поведения. Она должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он вообще хороший. "Ты хороший мальчик" - так говорить не советую. "Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату" - так гораздо лучше. Родителям следует не упускать возможности похвалить ребенка за хороший поступок, избегая при этом пустых похвал в его адрес.

Как научить ребенка необходимости ответственного поведения в течение всей его жизни? Ведь он крайне нуждается в твердом понимании этого.

Основная задача воспитания в период, предшествующий переходу в подростковый и юношеский возраст, состоит в том, чтобы надолго внушить ребенку мысль о том, что все его действия, как положительные, так и негативные, приводят к неизбежным последствиям. Рассуждая об отрицательных явлениях в нашей жизни, я считаю, что одной из наиболее серьезных бед общества, где все позволено, является нарушение связи между двумя факторами: поступком и его последствиями. Слишком часто бывает так, что трехлетний ребенок выкрикивает оскорбления в адрес своей матери, а мама стоит, потупив глаза в замешательстве. Ученик первого класса может оскорбить учительницу, а школа делает скидку на его юный возраст и не предпринимает никаких действий. Парня десяти лет могут поймать в магазине, где он попытался украсть коробочку со сладостями, но его немедленно отпускают под обещание родителей, что он больше так делать не будет. В пятнадцать лет он крадет ключи от семейного автомобиля, но его отец лишь платит штраф, когда его задерживает полиция. В семнадцать лет молодой человек носится как сумасшедший в своем "Шевроле", а родители оплачивают ремонт каждый раз, когда он врезается в телеграфный столб.

Как вы понимаете, создается впечатление, что на протяжении всего детства любящие родители со всей решительностью старались "вбить клин" между поступком и его последствиями, разрушая связь между ними и не давая ребенку усвоить ценные истины, которые способствовали бы формированию чувства ответственности.

Итак, вполне возможна ситуация, когда юноша или девушка, вступая в самостоятельную жизнь взрослых людей, в действительности даже не представляют себе эффект бумеранга: все, что мы делаем в детские, подростковые и юношеские годы воздействует и на наше будущее. Молодой человек может не понимать, что его безответственное поведение рано или поздно оборачивается для него унижением и болью. Такой человек, поступив на свою первую работу, уже в первую неделю ухитряется три раза опоздать. Потом, когда его увольняют, обрушив на него поток жестких обвинений, он испытывает чувство горечи и раздражения. Впервые в его жизни случилось так, что мама и папа не могут поспешить ему на помощь, чтобы избавить от неприятных последствий. К сожалению, многие американские родители всячески стараются выручать своих взрослых детей, которым уже больше двадцати лет и которые живут вне родительского дома. К чему это приводит в результате?

Из-за неоправданной, чрезмерной заботы родителей их дети становятся эмоциональными калеками, у которых развивается устойчивая зависимость от родителей. И эти люди всю жизнь выглядят вечными недорослями.

Как человек получает представление о связи между своим поведением и его последствиями? Достигается это благодаря родителям, которые дают ребенку возможность испытать в разумных пределах боль и неприятности, если тот начинает вести себя безответственно. Если Джек опаздывает на школьный автобус из-за того, что он копуша, то следует предложить ему пройти пешком одну-две мили, чтобы он появился в школе к середине занятий, конечно при условии, что такое путешествие достаточно безопасно. Если Дженни из-за своей беззаботности потеряет деньги на завтрак, пусть она останется в это утро голодной.

Однако, следуя этому принципу, некоторые родители заходят слишком далеко, так как действуют негибко и жестко в отношении такого незрелого существа, каким является ребенок. Лучшим подходом к решению проблемы остается тот, при котором от мальчиков и девочек родители ждут выполнения обязанностей, соответствующих их возрасту, но время от времени дают вкусить горький плод, который приносит безответственность.

Самое ужасное время, которое я переживаю каждое утро, связано с необходимостью поднять с постели мою десятилетнюю дочь и заставить ее собраться, чтобы она успела к школьному автобусу. Она встает, когда я ее бужу, но потом, как только я выхожу из комнаты, начинает копаться и отвлекаться на какую-нибудь игру. Мне приходится ее подгонять и предупреждать каждые пять минут, иначе она опоздает. Я все больше и больше раздражаюсь, и обычно это кончается моим криком. Я понимаю, что это не лучший способ воздействия на непослушного ребенка, но временами дочь доводит меня до такого состояния, что у меня возникает желание ее выдрать. Посоветуйте, пожалуйста, как мне заставить ее быть более собранной?

Вы действуете согласно желаниям своей дочери, принимая на себя ответственность за то, чтобы она каждое утро успевала в школу. Можно утверждать, что десятилетний ребенок должен сам справляться с этой задачей, но вряд ли ваш гнев способствует этому. У нас возникла подобная ситуация с дочерью, когда ей тоже было десять лет. Может быть, решение проблемы, которое мы нашли, окажется полезным и для вас.

Утренние обязанности Данаи сводились в первую очередь к наведению порядка в своей комнате. Она не уходила в школу до тех пор, пока не приведет в полный порядок свою постель, не разложит все до единой вещи по местам. Мы ни к чему подобному ее не приучали. Она сама всегда проявляла исключительную заботу о своих вещах вплоть до мелочей. Кстати, Райан, ее брат, никогда подобным стремлением не отличался. Даная легко могла бы успевать утром заканчивать все свои дела, если бы проявляла в этом заинтересованность. Но она никогда особенно не торопилась. Поэтому у моей жены тоже стала развиваться привычка, похожая на вашу: предупреждать, угрожать, подталкивать, запихивать в рот еду, натягивать одежду. В конце концов жена доходила до крайнего раздражения, так как видела, что время приближается к критической точке.

Я и Ширли обсудили проблему и решили найти какой-то другой метод, благодаря которому можно было бы привести в норму утренние сборы. Вскоре я разработал систему, которую мы назвали "контрольные пункты". Данае предложили вставать каждое утро и быть на ногах к 6 часам 30 минутам. В ее собственные обязанности входило поставить будильник на нужное время и после звонка быстро подняться с постели. Встав вовремя, она немедленно отправлялась на кухню, где была вывешена диаграмма. (Если же она отставала хотя бы на минуту, то считалось, что она опоздала.) На диаграмме она отмечала слова "да" или "нет" в зависимости от того, как она прошла первый контрольный пункт. Что может быть проще! Или она вставала в 6 часов 30 минут, или нет. Все ясно. Второй контрольный пункт она должна была успеть пройти через 40 минут - к 7 часам 10 минутам. К этому времени от нее требовалось убраться в комнате, так чтобы она сама была этим удовлетворена, одеться, почистить зубы, причесаться и т.д., то есть сделать все, чтобы быть готовой к занятиям по фортепиано. На все приготовления отводилось 40 минут, но если бы она торопилась, то могла бы управляться за 10-15 минут.

В чем же был смысл установления контрольных пунктов? Конечно, не в том, чтобы нерасторопность девочки могла опять вызывать гнев и возмущение матери. Последствия были простыми и понятными. Если Даная не успевала к одному контрольному пункту, то ей приходилось вечером этого дня отправляться спать на тридцать минут раньше, чем обычно. Если же она не поспевала к обоим пунктам, то она должна была отправляться в спальню на час раньше положенного времени. Ей разрешалось читать в течение этого часа, но нельзя было смотреть телевизор и болтать по телефону. Благодаря такой процедуре все напряжение утренних сборов снималось с Ширли и перекладывалось на плечи нашей дочери. В дальнейшем бывали случаи, когда моя жена вставала немного позже и не успевала приготовить вовремя завтрак, но всегда обнаруживала, что Даная одета и уже сидит за пианино.

Подобная система приучения к выполнению определенных обязанностей может служить моделью для родителей, у которых возникают аналогичные проблемы с детьми. Эта система не носит насильственного характера. В реальной ситуации складывалось впечатление, что Данае интересно иметь цель, которую она должна достичь. Вопрос о ее возможностях справиться с необходимыми обязанностями в тех или иных временных интервалах мы решали отдельно. Совершенно ясно было выражено условие: вся ответственность ложится на ребенка. При этом взрослым не приходилось сердиться и топать ногами.

Принципы, на которых построена предложенная система, можно приспособить к разрешению других сложных конфликтов с детьми. Основанием для успеха являются ваши возможности, готовность творчески подходить к проблеме и желание использовать свое воображение при поиске конкретных подходов....

Продолжение в следующем выпуске…

Источник: Дж. Добсон "Не бойтесь быть строгими"

Очень жду ваших отзывов, вопросов, предложений и пожеланий! Мой e-mail адрес anna.vesna@gmail.com

Всего вам самого светлого,

Аня Весна.


Внимание

На все ваши письма я отвечаю через рассылку!

Если вы не желаете видеть свое письмо в рассылке и хотите получить мою консультацию бесплатно - зайдите на сайт и задайте мне вопрос на соответствующей странице.

Если вы хотите получить мою анонимную консультацию на свой почтовый ящик - это услуга платная.

Подробнее о заказе консультации

Учимся выступать публично. Видеокурс



Внимание! Администрация проекта не несет ответственности за содержание и авторство материалов, публикуемых в данной рассылке! Ответственность за публикацию лежит на авторе, чью подпись вы видите в конце каждой статьи.
© Яна Лан тел.: +380 (67) 632 59 64, e-mail: admin@webpsycholog.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.spectr.azbuka
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное