Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Центра апологетических исследований


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

9-15 августа 2007 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

Благовестие Свидетелям Иеговы

Редактору.

Колонка Джулианы Буним «The Witnesses Next Door», опубликованная 8 августа, напомнила мне о том дне, когда Свидетели Иеговы пришли на ферму моих родителей в штате Пенсильвания в 1971 году.

Свидетели Иеговы, которые пришли, чтобы обратить нас в свою веру, показались мне очень милыми людьми. Через шесть недель изучения Библии с организацией Сторожевой Башни мама усадила меня и сказала, что я больше никогда не должна разговаривать с нашими родными, потому что, по словам Свидетелей Иеговы, сатана использовал наших родных, чтобы помешать нам изучать истину. Кроме того, в течение следующих дней у меня не было ни одной подруги, и я больше никогда не отмечала ни свой день рождения, ни другие праздники. Сказать, что моя жизнь стала бесцветной — это невероятное преуменьшение действительности.

Я крестилась у Свидетелей Иеговы, словно ребенок, не умеющий еще читать мелкий шрифт, посвятив свою жизнь созданной людьми организации. Когда я ушла из организации в 18-летнем возрасте, чтобы идти своим собственным духовным путем, моя семья отвернулась от меня. Моя мать, брат, сестра, четверо племянников и племянница не виделись и не говорили со мной вот уже 25 лет.

Действующая в Сторожевой Башне политика лишения общения затрагивает миллионы людей по всему миру. Да, Свидетели Иеговы очень милы — до того момента, когда ты решишь, что больше не хочешь оставаться среди них.

Бренда Ли (Денвер, штат Колорадо). Бренда является автором книги Out of the Cocoon : A Young Woman ' s Courageous Flight from the Grip of a Religious Cult («Из кокона: отважный побег молодой женщины из тисков религиозного культа»).

The Brooklyn Paper , 11.08.2007

к оглавлению

ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ / МОРМОНЫ

В США скончался один из духовных лидеров мормонов Д.И. Фауст - отец, дед и прадед 58 детей

Джеймс И.Фауст – второй советник в Первом президентстве Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (третье лицо в руководстве всемирного мормонского объединения) скончался утром 10 августа в Солт Лейк Сити (штат Юта, США), сообщили корреспонденту "Портала-Credo.Ru" в Восточно-Европейском представительстве этой Церкви, базирующемся в Москве.

Как сообщается в извещении, поступившем из Солт Лейк Сити, президент Фауст скончался в возрасте 87 лет от старости. Он служил в качестве члена высшей власти Церкви в течение 35 лет, из них 12 лет - вторым советником в Первом президентстве. Он был также вице-председателем церковного совета по обучению, входил в состав Совета попечителей университета имени Бригама Янга .

В молодости Фауст некоторое время учился в университете штата Юта, был членом сборной университета по лёгкой атлетике. Его образование дважды было прервано. Первый раз – для того, чтобы послужить в миссии Церкви в Бразилии, второй раз – в связи с призывом в армию США и участием во Второй мировой войне в качестве лейтенанта, пилота. В 1948 году он закончил образование, работал юристом в Солт Лейк Сити до 1972 года, когда его призвали служить в качестве члена высшей власти Церкви. Он имел учёную степень доктора наук, звание почётного гражданина бразильского города Сан-Паулу, получил ряд наград. Место покойного в Первом президентстве авотматически займёт старший член кворума 12-ти апостолов (старший не по возрасту, а по сроку пребывания на апостольском служении).

Д.И.Фауст был женат на Руфи Райт, в их семье пять детей, 25 внуков, 28 правнуков. Общая численность мормонов в мире, как пояснили в Восточно-Европейском представительстве этой Церкви, - 12,5 миллионов человек. В 165 странах ведут работу более 50 тысяч миссионеров. В России действуют 52 общины мормонов с числом участников около 17 тысяч человек. В религиозное объединение, возглавляемое Восточно-Европейским представительством Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, входят общины мормонов, действующие в бывших республиках СССР, кроме Молдовы, а также в Турции, Болгарии, Черногории.

— Портал -Credo.Ru , 13.08.2007

к оглавлению

Религиозные убеждения мормонов открываю возможность для исследования стволовых клеток

Для большинства религиозных людей возможность использования стволовых клеток зависит от ответа на философский вопрос, когда клетка становится человеком. Нередко на этот вопрос отвечают: в момент зачатия, когда соединяются сперматозоид и яйцеклетка.

Мормоны, однако, придерживаются несколько иных представлений о связи между телом и душой, и эти представления могут открыть возможность заниматься исследованиями стволовых клеток, не идя на компромисс со своей совестью, заявил в четверг на ежегодном Симпозиуме «Санстоун» — неофициальной конференции мормонов — Рик Джепсон.

Джепсон, член церкви СПД и фельдшер, работающий с урологическими больными, начал с изложения биологических основ человеческого развития. После оплодотворения яйцеклетки клетки начинают делиться снова и снова . В первые 6-7 дней между этими клетками нет никаких различий, и они могут развиться в любое количество различных органов и тканей.

Существует надежда, что с помощью этих клеткок можно лечить такие неврологические заболевания, как болезни Паркинсона, Хантингтона и Альцгеймера. Их можно использовать для восстановления или замены поврежденных нейронов и органов, таких как печень и поджелудочная железа.

Но является ли эта клеточная масса размером не более точки в конце предыдущего предложения человеческим существом?

Еще нет , говорит Джепсон .

Через две недели появляется линия, известная как «первичная полоска», которая разделяет тело на переднюю и заднюю, левую и правую части. После этого клетки начинают развиваться в конкретного человека .

«Это самый первый момент, когда можно сказать, что перед нами человеческое существо», — сказал Джепсон.

Для него это очевидно.

Кроме того, он может опереться на официальные заявления церкви СПД — или на отсутствие таковых.

Рик Джепсон

Согласно учению мормонов, человеческие души существовали до этой жизни и будут существовать по ее окончании. Это нетварные, вечные существа. Бригам Янг говорил, что жизнь начинается тогда, когда мать чувствует первое движение плода в своей утробе. Эмбрионы, умершие до рождения, утверждал Янг, могут потом попытаться еще раз родиться — в другом теле. Один из руководителей СПД Дж . Рубен Кларк предположил, что дух официально не входит в тело до момента рождения, а во время беременности просто наблюдает за развитием тела.

Официальная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не выразила никакого мнения относительно момента начала жизни или исследования стволовых клеток. Согласно проведенному в 2001 году опросу, подобные исследования поддерживают 62% жителей штата Юта, 56% мормонского населения штата Юта и 47% консервативных жителей штата Юта.

Сенатор-республиканец от штата Юта Оррин Хэтч, член мормонской церкви, лоббирует исследования эмбриональных стволовых клеток, как и другой сенатор от штата, Боб Беннет, и член Палаты представителей от штата Юта демократ Джим Матесон.

Это «Мормонский клеточный хор» может открыть для консервативных христиан возможность поддерживать исследования стволовых клеток, говорит Майкл Голдсмит, профессор юриспруденции из Университета им. Бригама Янга и активный сторонник подобных исследований.

Вот уже два месяца Голдсмит рассеивает мифы о церкви СПД и об исследованиях стволовых клеток. В числе этих мифов — мнение, что мормоны выступают против подобных исследований, что эти исследования приведут к попыткам клонирования человека, что взрослые стволовые клетки обладают такими же возможностями, и что в ходе этих исследований уничтожаются имплантированные эмбрионы.

Все это ложные слухи, говорит Голдсмит, который, сам будучи иудеем, уже более 20 лет преподает в университете, принадлежащем церкви СПД. Он понимает и ценит богословие и этику мормонизма. «Можно ли найти большую силу, чем армия мормонов, вернувшихся после миссии, пропагандирующая исследования стволовых клеток?» — говорит он. — «Это шанс изменить мир».

— The Salt Lake Tribune , 10.08.2007

к оглавлению

Потомки рассказывают о резне, произошедшей в штате Юта в 1857 году

Во время записи очередного эпизода программы « Truth Outreach » на канале WTJR - TV с ведущим Роки Халсом, четверо мужчин забыли о камерах. Но они не забыли свою историю.

Резня, произошедшая в 1857 году на юго-западе штата Юта унесла жизни их предков. Тень этой трагедии, известной под именем «резни в Маунтайн-Мидоуз» висит над каждым поколением, однако Скотт Фэнчер говорит, что людям известно очень мало об «одном из самых важных исторических событий» в истории нации. «Если не считать подрыва здания в Оклахома-сити, это самый крупный акт насилия в истории США, совершенный белыми людьми против белых людей», — сказал он.

150-я годовщина со дня этой трагедии, произошедшей 11 сентября, побуждает Скотта Фэнчера, Боба Фэнчера, Фила Болинджера, Рона Райта и Фонд резни в Маунтайн Мидоуз с еще большей энергией рассказывать людям о случившемся и требовать от федерального правительства передать им опеку над территорией, где произошли те события. Эти усилия Фонд предпринимает в борьбе с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней, под опекой которой находятся места захоронения, и которая, по словам потомков убитых, так и не взяла на себя ответственность за смерть 120 мужчин, женщин и детей.

Скотт Фэнчер заявил, что в числе преступников были руководители церкви и члены местного отряда милиции: «Они ни разу не извинились перед семьями убитых. Откровенно говоря, мы думаем, что сейчас самое время это сделать».

В 1857 году Александр Фэнчер решил, что пришло время начать новую жизнь в качестве владельца ранчо в Калифорнии. Он собрал группу из 140 человек — в большинстве своем его родственников, принадлежавших к методисткой, а не к мормонской церкви, — и покинул штат Арканзас с 40 повозками, почти 1000 голов скота и 200 лошадьми.

Караван Фэнчера-Бэйкера был одним из самых богатых и обеспеченных провизией караванов, проследовавших через Канзас в Солт-Лейк-Сити и далее в юго-западную часть штата Юта. «Вероятно, они не знали, что в тот момент территория Юта была в состоянии войны с США», — говорит Боб Фэнчер.

«Этот караван оказался не в том месте и не в то время», — говорит Болинджер.

Караван преследовали индейцы и переодетые индейцами местные мормоны. Стычки продолжались до 11 сентября, пока Джон Д. Ли, представитель мормонов и приемный сын мормонского вождя Бригама Янга, не приехал в лагерь переселенцев под белым флагом. Ли сказал, что индейцы позволят им уйти с миром в сопровождении мормонов, если они оставят все оружие и имущество.

Переселенцы — женщины с младенцами на руках и дети до восьми лет в одной группе, старшие дети в другой и взрослые мужчины в сопровождении мормонов — удалились от повозок на расстояние одной мили, когда прозвучал сигнал и все, кроме самых маленьких детей, были убиты.

«Большинству мужчин повезло — их застрелили в упор. Женщинам и большей части детей размозжили головы дубинками» — говорит Болинджер.

Бандиты не только забрали повозки и все добро, но и сняли с убитых одежду и украшения, говорит Боб Фэнчер, а тела были оставлены на земле. Оставшихся в живых детей разобрали мормонские семьи .

«Картина была ужасная. Они специально отвели караван на несколько миль, чтобы не чувствовать запах разлагающихся трупов», — говорит Болинджер.

Расследованием убийства занимался майор армии США Джеймс Карлтон. Он распорядился захоронить убитых в четырех общих могилах, в числе которых была и та, что сегодня называется Кэрном Карлтона. Она отмечена крестом . В 1859 году Карлтон дал показания в Конгрессе, и армия вернула выживших детей родственникам в штат Арканзас. Было выписано 45 ордеров на арест, но арестовали одного лишь Джона Д. Ли.

«До сего дня он остается единственным из 50 с лишним убийц с дубинками и ружьями, пришедших в тот день на место убийства, который предстал перед судом, был осужден и казнен», — говорит Болинждер.

«Долгое время вину незаслуженно возлагали на индейцев или на самих переселенцев», — говорит Скотт Фэнчер. — «Но недавно церковь СПД, следует отдать ей должное, признала, что, по крайней мере, местные мормоны участвовали в резне, хотя все мы об этом уже давно знали».

Первоначальный кэрн несколько раз разрушали и восстанавливали. Нынешнее надгробие было построено в 1999 году мормонской церковью.

«На памятнике есть небольшая мемориальная доска, на которой написано, что это место находится во владении и под опекой Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Вот и все, что там сказано о жертвах, о наших семьях», — говорит Болинджер.

Болинджер говорит, что однажды Фонд заручился поддержкой со стороны старейшины Марлина Дженсена, представителя церкви по связи с объединениями жертв массовых убийств, но это сотрудничество прекратилось, когда руководство церкви заявило, что добиваться передачи памятника под федеральную опеку «не в интересах церкви».

В качестве компромисса Фонд предложил церкви добиться присвоения этому месту статуса национального исторического объекта, чтобы сохранить и уберечь его от разрушения.

«Церковь СПД поддерживает присвоение такого статуса многим из ее исторических мест, включая Нову и Храмовую площадь», — говорит Скотт Фэнчер. — «Когда они говорят, что не хотят участия федерального правительства, мы говорим, что с их стороны это лицемерие».

Представители церкви в Солт-Лейк-Сити не захотели ответить на вопросы журналиство нашей газеты.

В июньской статье агентства «Ассошиэйтед Пресс» представитель церкви Ким Фара заявила, что руководство мормонов обязуется поддерживать место захоронения в должном виде. «Церковь владела памятником в Маунтайн Мидоуз много лет. Он открыт для публики, выделены значительные ресурсы для того, чтобы за памятником осуществлялся должный уход, чтобы он был открыт для всех, и чтобы почтить должным образом память погибших», — сказала она.

В той же статье Болинджер заявил, что церковь не должна владеть этим местом: «Как, по-вашему, чувствовала бы семья Кеннеди, если бы его могила находилась во владении родственников Ли Харви Освальда?»

— Quincy Herald Whig , 08.08.2007

к оглавлению

САЕНТОЛОГИЯ

Колесики тоталитарной системы. В Германии возобновилась дискуссия о саентологах

На минувшей неделе в Германии вновь всколыхнулась общественная дискуссия вокруг деятельности сайентологов. Их воинствующий критик Урзула Каберта из Гамбурга выпустила "Черную книгу сайентологии". Г-жа Каберта возглавляет рабочую группу "Сайентология" в гамбургском земельном управлении внутренних дел.

В Германию и Европу в целом эта базирующаяся в США секта пришла еще в начале 1990-х годов. С тех пор немецкие политики, юристы и даже спецслужбы, ведущие постоянное наблюдение за сайентологами, ломают копья: насколько отвечает ее деятельность общеевропейским представлениям о церковных ценностях в демократическом государстве. Тем временем секта (или Церковь, как ее называют сторонники) пустила довольно глубокие корни в Европе. В Германии численность активных сайентологов оценивается в 6 тыс. человек. В начале года в самом центре Берлина, несмотря на многочисленные протесты, была открыта представительная штаб-квартира Церкви сайентологии. Новый всплеск общественных эмоций вокруг нее возник в связи с выходом на экраны американского фильма "Валькирия", рассказывающего о неудачном покушении на Гитлера в 1944 году. Роль борца антигитлеровского Сопротивления Клауса Шенка фон Штауффенберга сыграл звезда Голливуда Том Круз. Известный артист вне киноэкрана является активным проводником идеологии сайентологии. Шеф баварского МВД Гюнтер Бекштайн поднял эту проблему даже во время презентации полугодового отчета баварского ведомства по охране конституции. Для определенных кругов немецкой молодежи сайентолог Круз становится фигурой "почти культовой", отметил министр.

Две недели назад в Германии все вновь заговорили о сайентологии. Поводом стал побег из Берлина 14-летней падчерицы шефини берлинского отделения секты. Девочка в присутствии своего 26-летнего брата прибыла в Гамбург и попросила поддержки у Урзулы Каберта.

Г-жа Каберта адресовала свою книгу в первую очередь "сырому мясу". Так сайентологи со стажем называют на профессиональном жаргоне молодежь, которая может быть завербована в члены Церкви. Что происходит после этого, автор рассказывает на многочисленных примерах. Путем "промывания мозгов" новые сайентологи "в рамках секты мутируют из нормальных людей в колесики тоталитарной системы", отмечает Урзула.

По горячим следам выхода "Черной книги сайентологии" выступил гамбургский сенатор по вопросам внутренних дел Удо Нагель. Он уже не один год добивается от федеральных властей запрета секты, которая, как он считает, является "тоталитарной организацией и отрицает свободно-демократический конституционный правопорядок". Сенатор пообещал, что тема деятельности Церкви сайентологии будет обсуждаться предстоящей осенью на конференции министров внутренних дел федеральных земель Германии. Урзула Каберта требует от главы федерального МВД Вольфганга Шойбле официальной проверки деятельности сайентологов. Сенатор Нагель отметил у них "конструкции мыслей умалишенных", а г-жа Каберта называет организацию "антиконституционной" и "экстремистской". Она, по ее словам, "в 2006 году объявила войну Европе".

Однако реакция федеральных властей Германии на требования скорейшего запрета Церкви сайентологии оказалась весьма прохладной. Обе партии правительственной коалиции христианских демократов и социал-демократов высказались однозначно против такой перспективы. "В настоящее время мы не видим реального шанса на запрет", -- заявил на днях глава комитета по внутренним делам бундестага Себастиан Эдати. Замглавы фракции ХДС/ХСС Вольфганг Босбах также сомневается, что доказательной базы, которой в настоящее время располагает ведомство по охране конституции, окажется достаточно, чтобы перед судом доказать факты антиконституционной деятельности Церкви сайентологии. Тем не менее он потребовал, чтобы эта спецслужба "еще точнее" взяла ее под наблюдение. Против поспешного запрета секты с американскими корнями высказалась и Партия "зеленых". Управляющий делами ее парламентской фракции Фолькер Бек допускает, что мировоззрение сайентологов и их взгляды на личность противоречат ценностям конституции. "Но для запрета общественного объединения всего этого недостаточно", -- подчеркнул г-н Бек. Церковь сайентологии является "в высшей степени проблематичной и пытается злоупотреблять правами религиозной общины для собственных целей", считает он. Тем не менее конституция обеспечивает свободу общественных объединений. Запретить организацию можно лишь в том случае, если будет доказано, что она реализует свои антиконституционные цели наступательно-агрессивными методами, пытаясь свергнуть существующий конституционный порядок. "Сомневаюсь, что в отношении Церкви сайентологии доказать подобное окажется возможным в суде", — подчеркнул Фолькер Бек.

— ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ , 13.08.2007

к оглавлению

СЕМЬЯ / ДЕТИ БОГА

Окрестности деревни Кастлконнелл были пристанищем культа, проповедующего детский секс, утверждает жертва

В недавно вышедшей книге утверждается, что в конце 1990-х годов в графстве Лимерик действовала одна из общин культа «Дети Бога», в котором оргии и секс между взрослыми и детьми считались высшим проявлением любви. Автор книги, Джулианна Буринг, больше года прожившая в одном из домов, арендованных культом где-то в окрестностях деревни Кастлконнелл, говорит, что она «уверена», что эта организация все еще действует в тех местах.

«Люди, сдавшие дом в аренду, не имели понятия, что там происходит», — настаивает она. Буринг дакже подчеркивает, что у местных жителей не было причин заподозрить что-то неладное, поскольку члены культа вели затворническую жизнь.

Not Without My Sister — так называется недавно вышедшая в свет книга, написанная Джулианной и ее сестрами Селестой и Кристиной и рассказывающая о том, как они пытались бежать из общины извращенцев, лишившей их детства и перемещавшей из одной страны в другую, чтобы сохранить все в тайне. Культ «Дети Бога», созданный извращенцем по имени Дэвид Берг, теперь носит название «Семья». А три сестры сегодня работают в организации RISE International , созданной для того, чтобы защищать детей от насилия со стороны культов.

В интервью газете «Лимерик Пост» 26-летняя Джулианна рассказала, что «начиная с трехлетнего возраста наши „опекуны“ обращались с нами как с половозрелыми людьми».

«Половая жизнь всячески поощрялась. Мы получали любовные письма и знаки внимания со стороны мужчин, которые по возрасту годились нам в деды, и нас принуждали к откровенно порочным отношениям. Кроме того, мы были лишены возможности получить формальное школьное образование, нас заставляли просить милостыню на улице и безжалостно избивали за такие „преступления“, как, например, чтение энциклопедии.

Организация „Дети Бога“, ныне известная под названием „Семья“, возникла как христианская фундаменталистская группа. Но впоследствии в ней появились педофилия, кровосмешение и промывка мозгов — все это по указке Дэвида Берга, который искажал библейские тексты и утверждал, что все, совершенное по любви, хорошо, и что секс — это высшее проявление любви.

Он верил в необходимость пробуждать сексуальность у детей, и в организации было широко распространено сексуальное насилие. Нам постоянно внушали, что мы созданы для сексуальной жизни, наглядно показывали, как заниматься сексом, и заставляли присутствовать на массовых оргиях.

Когда девочки подрастали, достигая восьми-девятилетнего возраста, они начинали „делиться Божьей любовью“, то есть заниматься сексом. Нас включали в расписание, согласно которому мы должны были «делиться любовью» с другими, и устраивали нам „свидания“. Нас учили „любить Иисуса“, то есть, по сути, заниматься сексом с Иисусом в лице сексуального партнера. В 1990-х годах полиция по всему миру провела массовые рейды по общинам „Детей Бога“, и, как я полагаю, сексуальное насилие над детьми по большей части прекратилось из-за повышенного внимания со стороны общества. Но разве это оправдывает преступления, совершенные против нас и многих других невинных детей? Эти общины — плодородная почва для разврата, и в организации до сих пор нет четкого механизма защиты детей».

Джулианна, родившаяся в семье последователей культа в Греции, имеет немецкое гражданство, но никогда не жила в Германии и говорит с американским акцентом. Ее родители были английскими хиппи, примкнувшими к культу в начале 70-х. Ее отец, Кристофер Джонс, у которого было 15 детей от восьми женщин, теперь живет в общине «Семьи» в Уганде, где Джулианна и ее мать, наконец, смогли вырваться на свободу.

«Когда я была ребенком, я жила в десятках разных стран, в основном в Азии и Африке. Я уехала в Лимерик в конце 1998 – начале 1999 года . Отец отослал меня — у него возникли проблемы с визой в Японии, поскольку члены общины жили в стране нелегально. В Ирландии культ располагался в сельском доме близ деревни Кастлконнелл в графстве Лимерик. Члены культа всегда жили в арендованных домах, потому что хотели иметь возможность быстро сняться с места и уехать, если люди начнут задавать вопросы. Я не уверена, живут ли они по-прежнему в том доме, но знаю, что их община по-прежнему существует в округе Лимерик», — говорит Джулианна, которая начала новую жизнь в Англии, в г. Бристоль.

Все время, проведенное в Лимерике, Джулианна страдала от анорексии и тяжелой депрессии, а культ заставлял ее ездить по стране и вербовать новых членов.

«Мы ехали в Лимерик, одевались клоунами и зарабатывали на жизнь, раскрашивая лица прохожим, ходя по торговым центрам и т. п. Мы собирали много денег, но все они уходили в руки руководства „Семьи“. Я всегда мечтала вырваться на свободу, но организация с детских лет внушала нам страх перед окружающим миром. Когда я, наконец, ушла, мне было 23 года, у меня не было денег, и я не имела ни малейшего представления, как жить в мире. Люди удивлялись, откуда я такая взялась, — у меня даже не было банковского счета. После моего ухода от меня отвернулись родные и друзья . Очень непросто вырваться из тисков культа, потому что ты родилась там и не знаешь никакой другой жизни», — говорит она.

Одно из самых яркий воспоминаний детства для Джулианны — как ее заставляли переодеться в цыганку и залезть под наспех сооруженный навес, чтобы заняться «любовью по-цыгански». Вспоминая то время, когда ей было пять лет, она утверждает, что какой-то мальчик «часто забирался на меня, чтобы заняться сексом, когда я ложилась спать».

«Мне он не нравился, и обычно я его отталкивала. Но однажды нас поставили в пару, и у меня не было выбора. Я повернула голову и увидела, что мама и мой учитель смотрят на нас из-под простыней, хихикая над нашей неуклюжестью», — вспоминает она.

Детей в лагере заставляли «танцевать обнаженными и изгибаться перед камерой», пока их фотографировали. Групповой секс называли «временем объятий», а детей каждый день заставляли писать «чистосердечный отчет», в котором они должны былт подробно описывать свои мысли и поступки.

Сегодня вместе с Джулианной в организации RISE International работают две ее сестры, которые встретились вновь лишь несколько лет назад. Джулианна работает над второй книгой и учится на бакалавра психологии.

Основатель и вождь культа Дэвид Берг (или «Моисей, как он сам себя называл) умер в 1994 году, но организацией по-прежнему руководит его вдова Карен Зерби.

По словам Джулианны, Берг проповедовал учение, «которое все время менялось», и постоянно говорил своей «пастве», что Иисус скоро вернется, и что они должны молиться о том, чтобы спасти так много душ, как можно.

«Нам не разрешали быть детьми и воспитывали в полувоенном лагере с маршировкой, строгой дисциплиной и индоктринацией. Он также обещал нам, что конец мира наступит в 1993 году».

Родители никогда не занимались воспитанием Джулианны, поскольку ее постоянно заставляли переезжать из одной страны в другую, где ее воспитывали члены культа.

«Я не могу уважать своего отца за то, что он оставил меня там, зная, что творилось. Хотя отец никогда не совращал ни меня, ни моих сестер, он ложился в постель с молодыми девушками, а моя сестра однажды нашла его в постели со своей подругой. Он не считал это насилием — он видел в этом любовь, — так что все там было построено на пустых словах».

Джулианна говорит, что пыталась поддерживать связь с отцом ради пятерых своих сводных братьев и сестер, в которых течет половина японской крови, и которые сейчас живут с отцом в Уганде. Однако после выхода книги в свет ее отец порвал с дочерью всякие связи.

У «Семьи» есть собственная страница в Интернете, где эта организация называет себя «международным христианским сообществом, посвятившим себя тому, чтобы делиться с другими Божьим Словом и любовью».

Также на веб-странице сказано, что Ирландия — одна из 100 стран, в которых у «Семьи» есть дома, и что по мере возможности «к нашим членам в их служении присоединяются дети».

— Limerick Post , 15.08.2007

 

Подробное изложение учения и истории "Детей Бога" можно найти в этой статье.

к оглавлению

САТЬЯ САИ БАБА

Карма и воздаяние Саи Бабы

Крайне плохая карма, накопленная Сатьей Саи Бабой за долгое время, медленно настигала его и вот-вот должна была принести свой плод. Бесчисленные жертвы ложных обетований, сексуального насилия, мошенничества, обмана и всякого возможного проявления Адхармы были обречены всю жизнь мучиться физически, душевно и духовно, и совокупный эффект страданий эти людей несомненно возвращается рикошетом к колоссальному мошеннику Саи Бабе.

Большинство людей помнит, что в начале 1940-х голов несколько учеников принесли к Саи Бабе своего престарелого святого учителя. Этого человека местные жители считали своим гуру, у него были обрубки вместо ног, и ученики повсюду его носили. Саи Баба публично высмеял старца за это и вместо того, чтобы проявить хотя бы простое человеческое сочувствие, отругал его за то, что он стал обузой для учеников, которые вынуждены повсюду носить его на руках. Но теперь колесо совершило полный круг, и теперь бедную, проклятую жалкую душу, самого Саи Бабу, носят на руках и возят в инвалидной коляске, и он не может обойтись без помощи для отправления самых простых нужд.

Многие тысячи людей , которым было обещано « божественное исцеление », остались прикованными к инвалидным коляскам , обманутые этим мошенником . Некоторые, например близнецы Дороти и Пинк, отказались от помощи обычной медицины. Слепые, глухие, парализованные, психически больные и страдающие от других телесных недугов были сознательно обмануты этим лжемессией, и теперь карма настигла Саи Бабу.

Теперь он превратился в лепечущего, дряхлого, истекающего слюной старого дурака, жалкое состояние которого открыто глазам всего мира. Он нуждается в помощи даже для того, чтобы поесть, сходить в туалет и т. п. На какую жестокую участь он себя обрек! Его состояние настолько жалко, что он попросил своих последователей молиться за него.

Рука, обещавшая поднять «горную гряду», теперь не может даже разрезать пирог или поправить одежду, когда она спадает с плеча!

Нога, обещавшая пересечь небеса, не способна даже проковылять несколько футов вдоль по коридору!

Хотя я немного сочувствую его жалкому состоянию, я также понимаю, что он навлек во много крат большие страдания не невинных искренне ищущих Бога людей, которые поверили ему и его обещаниям избавления от всех проблем — только для того, чтобы Саи Баба обманул их по самой эгоистичной из всех возможных причин. По крайней мере, Бог милостив к Сам Бабе в том, что есть люди, которые заботятся о нем и его материальном благополучии, но эти люди помогают ему лишь для того, чтобы получить свою долю добра, накопленного за годы, и преследуют собственные эгоистичные цели.

Дошло до того, что даже сотрудники его организации ( SSO — Sathya Sai Organisation ) устали служить ему не за страх, а за совесть, и я знаю, что за исключением внешних почестей, которые они оказывают ему на публике, они довольно грубо обращаются с Саи Бабой, зная, что он — изможденный, ни на что не способный дряхлый человек. Кроме того, он годами кормил многих из этих людей своими духовными и божественными сказками, и теперь они рады расквитаться с ним. Я полагаю, что помощники даже не всегда сразу откликаются на просьбы Саи Бабы отнести его в туалет, так что иногда он даже мочится в постель. Как ужасно и печально . Точно так же люди с трудом терпят старого, немощного родственника из-за его счета в банке и в надежде быть упомянутыми в завещании.

Эти люди надеются, что Саи Баба скоро умрет, но я не думаю, что он скоро умрет, потому что, в конце концов, богом смерти является Дхармараджа или Яма, который сам не захочет слишком скоро приблизиться к Саи Бабе, чтобы избавить его от страданий, — так велика адхарма Саи Бабы.

Более того, я чувствую, что страдания Саи Бабы только начались и, потеряв ноги и одну руку, вскоре он утратит способность говорить, слышать, видеть и потеряет рассудок — одно за другим, и его жалкое состояние будет явлено всему миру, и все увидят, что он в действительности собой представляет: воздаяние за жизнь, исполненную мошенничества, чревоугодия, жульничества и эгоизма, за то, что он называл себя Богом, теперь превратило его в истекающего слюной, лепечущего, безногого, слепого, безмолвного, бездвижного, сломленного и униженного старого и жалкого человека.

Его жизнь на самом деле послужит посланием человечеству. И она закончится только тогда, когда Бог, наконец, смилуется и избавит его от страданий.

Кто - то справедливо сказал , что « тот , которого Бог хочет уничтожить , он сначала лишает разума » , и это нам тоже предстоит увидеть .

Hari Sampath

— Блог «Sai Baba EXPOSED!», 08.08.2007

 

Несмотря на то, что проверить достоверность фактических сведений о здоровье Саи Бабы и поведении его ближайшего окружения, приведенных в данной статье, не удалось, мы публикуем ее как пример критики, исходящей от восточных приверженцев гуру.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

НЕТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

«Экстрасенсы» могут калечить души с помощью легальной лицензии

Возможно ли привлечь к ответственности самих мошенников, которые наживаются на религиозной и медицинской безграмотности граждан? Оказывается, подобные прецеденты существуют. Так, определением Верховного суда от 1 августа 2006 г . было оставлено в силе решение о ликвидации Архангельской региональной общественной организации «Духовное возрождение северян», а определением Верховного суда от 26 ноября 2002 г . было удовлетворено заявление прокурора о ликвидации общественной организации «Хабаровский региональный гуманитарный центр «Дианетика». Суд отметил, что применяемая в Центре сайентологическая «Программа очищения» относится к медицинской деятельности, на занятие которой у Центра нет соответствующей лицензии. Кроме того, суд отметил, что «одитинг» (самая распространённая в секте сайентологов процедура) является методом воздействия на личность человека, не прошедшим специальную апробацию, и поэтому не может быть разрешен к применению.

Самым последним прецедентом в это области стало решение суда Центрального района Челябинска по делу Анатолия Кашпировского. На него был наложен штраф по ч. 2 статьи 6.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного порядка»).

Однако приказ Минздрава РФ от 13.06.96 N 245 «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия», запрещающий применение методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения (на который ссылались суды в большинстве перечисленных решений), с некоторого времени был отменён.

Как на данный момент обстоит ситуация с упорядочением услуг в области народной медицины и целительства, пояснил заместитель руководителя Центрального органа системы сертификации услуг в области народной медицины при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Владимир Егоров.

По его словам, процедура получения сертификата народного целителя на право заниматься народной медициной состоит из следующих этапов:

1. Лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Кандидат должен иметь определённые медицинские знания и диплом об образовании в области народной медицины. С этим дело обстоит не легко. Оказывается, в данном случае под медицинскими понимаются знания, полученные и в негосударственных образовательных учреждениях, а то и вовсе на 2-3-месячных целительских курсах. Ситуация осложняется тем, что стандарты образовательной подготовки для целителей в принципе не утверждены, хотя в будущем планируется проведение стандартизации целительских услуг. Встаёт вопрос, являются ли в таком случае подходящими дипломы разнообразных «народных академий», число которых растёт в нашей стране столь стремительно, что при таком темпе грозит в будущем превзойти число общеобразовательных школ? Однако, как уверяет руководство органа по сертификации, на данный момент в России существует всего пять признанных учреждений для подготовки специалистов в области народной медицины. Это Белгородская ассоциация врачей, Омская ассоциация народной медицины, аналогичная Тольяттинская ассоциация, Челябинская академия инновационных технологий и Санкт-Петербургский социальный институт. Дипломы, полученные в других учреждениях, Минздравом не признаются.

3. Следующим шагом будущий народный целитель должен собрать отзывы не менее десяти пациентов до и после лечения. Отчасти это напоминает сеансы того же самого Кашпировского, который на каждом своём новом выступлении заставлял выйти на сцену всех, кто имел неосторожность исцелиться от чего-либо на его предыдущих сеансах. Вышедшие должны были поведать об этом всему залу, умалчивая при этом о вновь возникших болезнях. Правда, в этом случае отзывы должны сопровождаться вполне официальными медицинскими документами.

4. Необходимы также документы, подтверждающие стаж работы целителем не менее пяти лет. Здесь подходит всё – от свидетельства о регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей до отзывов пациентов.

5. Целители также должны обладать правовыми знаниями, в частности, законодательства о защите прав потребителей.

6. Если всё перечисленное у кандидата имеется, начинается самое интересное. Как сообщил Владимир Егоров, целителя вызывают в Москву, чтобы провести исследование его способностей по биоэнергетике! Оказывается, биоэнергетика утверждена Госстандартом ещё в 1993 г ., и даже существует Институт по объективизации энергоинформационного воздействия, имеющий лицензию Минздрава. Изучается влияние энергетики кандидата на электропроводность воды, активизацию и подавление различных бактерий, способность активировать разные участки головного мозга и т.д.

Справедливости ради стоит сказать, что подобная проверка действительно способна отмести откровенных шарлатанов. Однако не секрет, что экстрасенсорные способности существуют, и даже фиксируются приборами. Проблема заключается в источнике этих способностей и их влиянии на самого носителя «силы» и на его пациентов. Так, президент Центра психоаналитических исследований Борис Егоров и директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяна Дмитриева свидетельствуют об опасности для здоровья сеансов Кашпировского. Доктор медицинских наук В.Лебедев исследовал 6228 писем людей, смотревших сеансы «целителя». Вот результаты исследования: «У 63% людей было отмечено резкое обострение заболеваний. Последующие исследования показали, что из 15%, казалось бы, исцелившихся после сеансов, у 13-14% вновь возникли обострения заболеваний в более резкой форме». Подобное можно сказать и про других целителей.

Глядя на эти исследования, понятно, почему Православная церковь изначально считает экстрасенсорные способности проявлением тёмных сил и категорически запрещает своим членам обращаться к колдунам и целителям. Правда, Егоров утверждает, что институт действует с одобрения Московской патриархии, более того, при тесном сотрудничестве с последней.

Прояснил этот вопрос руководитель «Центра религиоведческих исследований» по Новосибирской области, эксперт аналитической группы АНН протоиерей Александр Новопашин.

«Новоявленные шаманы, колдуны, знахари, экстрасенсы, астрологи, медиумы и др., связанные с оккультизмом лица, во всеуслышание объявляются целителями от всех бед. Через посредство различных дельцов и беспринципных людей они получают доступ к средствам массовой информации и распространяют этот ядовитый салат из мистики, теологии и эзотерических знаний, - заявил отец Александр. - Ветхий Завет относится к оккультизму, как к идолопоклонству, а Новый — как к открытому противостоянию Иисусу Христу. Если христианство призывает к сознательному служению нашему Творцу, к отказу от греховной жизни и последующему строительству ее на Божественных ценностях: добре, правде, любви к ближнему и всеобщем мире, то оккультисты, в первую очередь, требуют слепого поклонения медиуму или провидцу, который при помощи мистических сил посвящает жертву в свои ряды, вырваться откуда почти невозможно. Многие также прикрываются, якобы, имеющимися у них благословениями Православной церкви, но это – ложь, так как Церковь не сотрудничает с силами тьмы».

О своём «сотрудничестве» с Церковью заявляет и так называемая «Международная академия инновационных технологий и духовного развития», руководитель которой является последовательницей скандально известного Григория Грабового.

7. На предпоследнем этапе процедуры сертификации Минздрав посылает в региональное министерство запрос на предмет наличия жалоб на кандидата – как от пациентов, так от иных лиц.

8. Собирается комиссия, на заседании которой решается вопрос о выдаче сертификата. Он выдаётся сроком на три года, о чём вносится запись в соответствующий реестр. Контроль над деятельностью народных целителей осуществляет Росздравнадзор. Именно он при наличии жалоб может отозвать у незадачливого экстрасенса лицензию. Правда, на практике таких случаев ещё не возникало.

С виду система при всей сомнительности отдельных её звеньев выглядит более-менее проработанной. Однако русская поговорка «закон – что дышло» в полной мере справедлива и здесь. Оказывается, вся описанная выше процедура является не обязательной, а факультативной!

Как разъяснил Владимир Егоров, народная медицина делится на традиционную, для занятия которой необходима лицензия, и собственно целительство. Последнее не подлежит лицензированию, и для занятия им сертификат не требуется. Таким образом, сертификация услуг в области народной медицины носит добровольный, а не обязательный характер. Нет смысла говорить, что результатом подобной вседозволенности является огромное количество случаев мошенничества на псевдорелигиозной и псевдомедицинской почве. Именно этот разгул смеси оккультизма и шарлатанства мы все и наблюдаем сегодня.

Некоторое воздействие на недобросовестных целителей оказать всё же можно. Если на лицо имеются жалобы, Росздравнадзор передаёт их рассмотрение Роспотребнадзору. Дело в том, что в соответствии с законом «О защите прав потребителей» покупатель имеет право получать достоверную информацию о товаре и производителе. Понятно, что не имеющий государственной лицензии производитель такую информацию предоставить не может, а потому ему грозит в худшем случае административный штраф. Такой же будет санкция за отсутствие у «целителя» свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Но запретить их незаконную деятельность, тем не менее, никто не вправе. Ни о какой защите прав граждан в этом случае нет речи, и на рынке целительских услуг царит полное беззаконие. Единственным выходом из сложившейся ситуации Минздрав видит в скорейшем введении системы обязательной сертификации.

Эта система является палкой о двух концах. Как отметил Владимир Егоров, целители в любом случае будут, и разработка обязательных требований и стандартов в этой сфере поможет, по крайней мере, избежать шарлатанства и откровенного мошенничества экстрасенсов и позволит контролировать их деятельность.

С другой стороны, такой подход ничем не отличается от взглядов сторонников легализации проституции. Казалось бы, эта легализация позволит систематизировать работу лиц древнейшей профессии и поставить её под санитарный и налоговый контроль. Однако вместе с этим произойдёт и непоправимый нравственный слом в общественном сознании, ведь то, что раньше считалось постыдным и развратным, станет признаваться в обществе, как норма. Не станет ли сертификат народного целителя своего рода индульгенцией, прикрываясь которой, экстрасенсы и маги начнут теперь уже вполне легально калечить здоровье и души обратившихся к ним граждан?

— АНН , 10.08.2007

к оглавлению

САТАНИЗМ

Два сатаниста в Хабаровском крае осуждены за ритуальное убийство

Хабаровский краевой суд вынес приговор в отношении двух лиц, обвиненных в совершении ритуального убийства.

Как сообщается на сайте краевой прокуратуры в среду, подсудимому, 1988 г .р., назначено наказание в виде девяти лет и восьми месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Его сообщник, 1985 г .р., приговорен к 13,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Как было установлено в ходе следствия, оба обвиняемых являются членами неформальной молодежной организации.

По данным материалов уголовного дела, 13 декабря 2005 года они пригласили в квартиру подростка, который также состоял в этой организации.

В квартире они начертили на полу комнаты пентаграмму - сатанинский символ, представляющий пятиконечную звезду, заключенную в круг. Затем надели черные балахоны с капюшоном, включили громкую музыку, обернули потерпевшего медицинскими бинтами, уложили в центр пентаграммы и после этого нанесли ему множество ударов ножом в область грудной клетки.

От полученных ранений подросток скончался. Впоследствии исполнители преступления спрятали тело в мешок и вынесли на пустырь. Одна из свидетельниц жестокого убийства сожгла одежду погибшего.

В отношении последней материалы выделены в отдельное производство, так как по заключению судебно-психиатрической экспертизы у нее обнаружены клинические признаки хронического психического расстройства, в связи с чем она нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре.

По данным прокуратуры, основным направлением неформальной организации, члены которой совершили убийство, является привлечение в нее подростков в возрасте 15-17 лет, пропаганда суицидальных идей, а также учения сатанинского толка.

— Интерфакс , 08.08.2007

к оглавлению

РАЗНОЕ

Священник Олег Стеняев: учение Иисуса Христа об отношении к сектантам

о. Олег Стеняев

В настоящее время современными религиоведами делается попытка внутри Церкви подменить православную терминологию светской и секуляризировать саму стратегию церковной проповеди в среде заблудших. Вытесняется традиционное для Церкви деление еретиков по трем чинам, и на передний план выходят социальный, уголовный, медицинский и правовой аспекты в оценке и классификации того или иного не православного вероучения. Такие состоявшиеся понятия, как «тоталитарные» секты, «деструктивные» культы и т. д., ни в коей мере не отвечают религиозным и вероучительным оценкам ложных вероучений, и перемещают проблему преодоления сектантской экспансии, из плоскости религиозной в плоскость политическую. Здесь на передний план выходит социальная оценка каких-либо сектантских вероучений и, таким образом, размывается представление о любой секте именно как о группе людей, одержимой той или иной ересью. Уже сейчас активность проведения миссионерской работы с какой-нибудь сектантской группой обусловливается не пагубностью ее заблуждений (ересей), а именно социальной респектабельностью или нереспектабельностью. Таким образом, целые религиозные группы инославных (по преимуществу) и сектантов оказываются вне поля миссионерской деятельности Церкви. И все внимание сосредотачивается на малочисленных маргинальных группах, не имеющих такого же обширного распространения на территории нашей страны, как католики, лютеране, баптисты, адвентисты и пятидесятники.

Подобное новое направление в отечественной миссиологии уже получило наименование в духовных школах РПЦ как «тоталитарная теория».

Без сомнения, любое отступление от истины заслуживает пристального внимания со стороны православного миссионера. Но при этом нельзя забывать, что миссия священника, и миссия врача, тем более следователя прокуратуры, есть разные миссии, которые, следовательно, и используют разные методы и подходы в осуществлении своей работы. Не дело священника заниматься сыском, и не дело сыскаря — духовничество.

Но, с другой стороны, деление заблудших на «деструктивных» и «недеструктивных» обеспечивает по отношению к одним активность, а по отношению к другим — полную лояльность или даже экуменическую веротерпимость, что входит в противоречие с самим духом православного апостолата, призванного протянуть руку помощи каждому заблудшему. О терпимом отношении к еретикам и нетерпимом отношении к их ересям св. Иоанн Златоуст учил: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»1. Эти слова и сегодня звучат достаточно актуально.

Неправославное отношение к сектам возникло в результате сильного влияния американских религиоведческих школ и направлений. Изжить этот виток секуляризации — и означает возвращение к библейскому и святоотеческому отношению к сектантам, еретикам и заблудшим.

Сама миссионерская работа с заблудшими не должна приобретать формы крайней нетерпимости и даже враждебности, что, без сомнения, будет противоречить духу христианской любви и евангельской открытости. Именно секуляризация различных форм миссионерской работы с сектантами привносит в сознание отдельно взятых горе-миссионеров дух мирской нетерпимости и агрессии по отношению к заблудшим. В основном подобным духом нетерпимости к отпавшим заражены неофиты. Войдя в Церковь, они так и не избавились от посткоммунистического метода ведения борьбы с «оппозиционерами» самыми дикими и бессердечными методами. Их «миссионерская» деятельность сводится только к сбору компромата на заблудших и организации их травли в судах и СМИ, с привлечением служб безопасности и законодательных органов власти.

Св. Иоанн Златоуст, рассуждая о православных и сектантах, утверждает: «И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда налицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся,— да что я говорю — драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру — тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление»2.

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (декабрь 1994 г .), в частности, уточняет: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников. Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений... Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями и твердо хранить переданное нам...»

Ап. Петр писал о своем Божественном Учителе: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос... нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2, 21).

Исследуя отношение Сына Божия к сектантам Его времени, мы сумеем отделить религиоведческие плевелы всеянные на ниве российского апостолата от доброй пшеницы Евангельского Православного Благовествования.

Библейское учение о самарянах (с учетом выше обозначенных проблем) заслуживает нашего особого внимания. Самаряне: этническо-религиозная группа, классическая секта внутри иудаизма. Данная этническая группа возникла из смешения евреев, населявших Северное (Израильское) царство, с переселенцами из разных областей ассирийской империи (4 Цар. 17, 24; 1 Езд. 4, 9–10), которые и заселили опустевшие (после изгнания евреев в Вавилон) города Самарии. Первоначально самаряне окормлялись иудейскими священниками (левитами — 4 Цар. 17, 27), но позже они создали свое собственное священство, альтернативное иудейскому. Есть у самарян и свой собственный (альтернативный) текст Торы (Пятикнижия Моисея), известное «Самарянское Пятикнижие». Данный текст имеет отличия от масоретского (еврейского) текста пяти первых книг Библии. Так, например, название горы «Гевал» (Втор. 27, 4) заменено на «Гаризим» и т. д.— всего около 6 тыс. несовпадений. Самаряне ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и др. религиозные праздники, установленные в Книге Левит.

Христос воспринимал самарян именно как отступников от истинной веры Израиля. Отправляя учеников на проповедь, Он говорил им: «... на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф. 10, 5). Подобное низведение еретиков самарян до положения нечестивых язычников наглядно характеризует глубину их заблуждений. В беседе с самарянкой, отвечая на ее вопрос, какая из двух вер более соответствует истине (самарянство или иудаизм), Господь со всею определенностью заявлял: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4, 22); здесь Он отождествляет Себя Самого, словами «мы знаем», с ветхозаветною верою и прямо противопоставляет ее заблуждениям самарян. К тому же сами самаряне проявляли агрессию по отношению к Сыну Божию, видя в нем только правоверного иудея. Сказано: «но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лук. 9, 53). Последняя история заслуживает особенного нашего внимания.

Нежелание со стороны самарян принять Христа в свое селение, так как «Он имел вид путешествующего в Иерусалим», наткнулось на резкий протест со стороны апостолов Иакова и Иоанна, сии «сыны Громов» потребовали свести огонь на головы сектантов-самарян: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа» (Лк. 9, 54–55). Иногда мы, христиане, действительно забываем, в каком времени живем и каким духом движимы. Православная Толковая Библия Лопухина поясняет: «На гневное заявление сынов Заведеевых, которых Сам Господь назвал сынами грома (Мк. 3, 17), желавших, подобно Илии-пророку, низвести огонь на неразумных самарян, Господь отвечает, что они не понимают, очевидно, что, как ученики Христа, живущие уже в Новом Завете, а не в Ветхом, как Илия, они не должны прибегать к тем суровым мерам вразумления, к каким прибегали пророки Ветхого Завета. И Илия также имел в себе Духа Божия, но Тот Дух был иной, иначе проявляющий Себя, чем Дух, под действием Которого находятся ученики Христа»3.

Господь не оставил «сынов Громовых» без наставления и вразумил их следующими словами: «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56). Святые Отцы поясняют: «Но Господь, показывая им, что Его Закон выше жизни Илииной, запрещает им и отводит их от такого образа мыслей, и, напротив, научает их переносить обиды с кротостью»4.

Беседа Сына Божия с самарянкой принесла куда больший результат. Сказано: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4, 39–41).

Известная притча о Добром Самарянине (Лк. 10, 30–37) есть не что иное, как притча о «добром еретике и сектанте». Именно так она и воспринималась современниками Иисуса Христа. Господь в нравственном отношении ставит сектанта самарянина выше и правоверного священника, и правоверного левита. Именно «добрый самарянин» оказался подлинным ближним для пострадавшего от разбойников. Увы! Но и в наше время многие сектанты в нравственном смысле стоят намного выше своих богословских противников. Многие из тех обвинений, которые некоторые православные религиоведы возводят против сектантов, могут в большей мере быть использованы против нас самих.

Самаряне представляются в Евангелиях и более благодарными по отношению ко Христу. Из десяти очищенных прокаженных только один вернулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (Лук. 17, 16).

Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих правоверных и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как «Самарянин». Сказано: «...Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин...» (Ин. 8, 48).

Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2, 6–7).

Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,— не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,— чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19–22). Ап. Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и христианства); однажды он (ап. Павел) записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3, 5).

Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни ап. Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти... (Рим. 9, 3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «...и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16).

По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10). «После первого и второго»,— то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3, 14–15). Так же ап. Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2, 6).

Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного.

Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1, 10–11). Ап. Иуда призывал гнушаться «...даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1, 23), Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «...поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1, 18). Но и весь строгий тон послания ап. Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением...» (Иуд. 1, 22).

Ярким примером отличия «тоталитарной теории» видения проповеди по отношению к заблудшим может послужить и повествование из древнего патерика, которым я и хочу завершить данный доклад: «Говорили об авве Макарии Египетском, что однажды, восходя из скита на гору Нитрийскую, будучи близок к месту, он сказал своему ученику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встретил эллина — это был жрец Педала, который нес большую вязанку дров для сожжения и бежал. И закричав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вернувшись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оставил его наполовину мертвым. Потом, подняв дрова, он снова побежал. И пройдя немного вперед, авва Макарий встретил его и сказал ему: «Здравствуй, здравствуй, трудолюбец!» И жрец, удивившись, пошел к нему и сказал: «Что доброго ты нашел во мне, что почтил меня приветствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруждаешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруждаешь себя напрасно?» Он сказал: «Я умилился от приветствия, и узнал я, что ты — служитель великого Бога; но другой монах, злой, которого я встретил, оскорбил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец говорил: «Я не отпущу тебя, если ты не сделаешь меня монахом». И они пошли к месту, где находился брат, привели его в церковь горы; и когда увидели там жреца, были изумлены. Они крестили его, сделали монахом, и множество эллинов сделались христианами из-за него.

Авва Макарий говорил: «Слово худое делает добрых худыми; подобным образом и доброе слово делает худых добрыми»5.

Примечания:

1 Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.

2 Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб. Т. 2. С. 25–26.

3 Толковая Библия/Изд. преемников А.П. Лопухина. Стокгольм, 1987. Т.З. С. 186.

4 Комментарий блж. Феофилакта на Лк. 9, 56.

5 Макарий Египетский, прп. Творения. Библиотека Отцов и Учителей Церкви. М.: Паломник, 2002.

— Религия и право , № 1(40), 2007. С. 5-7.

 

«Отличие „тоталитарной теории“ от видения проповеди по отношению к заблудшим», о котором говорит в своей статье о. Олег, действительно очень важно. Христиане не должны ограничиваться только классификацией религиозных групп, делением их на «своих» и «чужих». Господь устами апостола Павла призывает нас «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:25-26).

Беда в том, что в своей статье о. Олег, фактически, предлагает делить всех верующих исключительно на «православных» и «сектантов (еретиков)» — таким образом, христиане, не принадлежащие к православной церкви, по сути, превращаются из братьев во Христе в объект миссионерской деятельности.

Упоминание о «тоталитарной теории», похоже, является завуалированным выпадом в сторону «Сектоведения» проф. А. Л. Дворкина, который называет себя автором термина «тоталитарная секта». С мнением А. Л. Дворкина и его коллег по РАЦИРС о деятельности о. Олега Стеняева можно ознакомиться на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

— Дмитрий Розет

к оглавлению

Большинство россиян не ходит в церковь

Аналитический центр Юрия Левады провел социологический опрос, согласно которому 56% россиян назвали себя православными. Треть граждан России считают себя атеистами, а остальные участники опроса, в котором приняло участие более 2 тыс. человек, указали на свою принадлежность к другим конфессиям. Обряд крещения прошли 79% респондентов, причем среди них есть те, кто не считает себя верующими.

В то же время 59% опрошенных заявили, что вообще не посещают религиозные службы, а 78% респондентов заявили, что никогда не причащались. О регулярном прохождении обряда причастия заявили лишь 3% россиян. По данным Левада-центра, по сравнению с 2005 годом частота посещения россиянами богослужений снизилась на 4%. Число тех, кто посещает службы несколько раз в год и чаще, сократилось на 1-2%.

Согласно аналогичному опросу, проведенному ВЦИОМ, к православным себя относят 63% россиян, к мусульманам -- 6% населения. Буддистами, католиками, протестантами или иудеями себя считает не более чем по 1% респондентов. Еще 12% верят в Бога, не исповедуя никакую религию. 16% респондентов заявили, что считают себя атеистами.

— «КоммерсантЪ» № 141 (3717), 09.08.2007

 

Более подробно с результатами этого исследования можно ознакомиться здесь.

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригиальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apolresearch.org


В избранное