Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник ЦАИ No51


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ


ВЕСТНИК ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

№ 51
декабрь 2011 — февраль 2012

«...подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3)


ВНИМАНИЕ: Все выпуски «Вестника», начиная c первого, можно бесплатно скачать с официальной веб-страницы Центра www.apologetika.ru.

В ЭТОМ НОМЕРЕ


Дорогие читатели!

В начале 1998 года мы выпустили первый номер «Вестника Центра апологетических исследований». На протяжении тринадцати лет своими статьями мы старались отвечать на самые актуальные и трудные вопросы современной христианской апологетики. Мы видим, что информированность в сфере культовых учений дает возможность совершать обдуманные поступки и избегать страшных ошибок. Мы также верим, что Господь призывает каждого из нас «подвизаться за веру, однажды преданную святым» и уберечь тем самым многих от лжеучений.

Мы нуждаемся в вашей помощи, молитвенной и духовной поддержке! Нам очень важно знать, какие проблемы с лжеучениями беспокоят ваши общины! Без ваших откликов и свидетельств наш труд может оказаться неактуальным или даже ненужным. Ваши письма поддерживают нас в работе и позволяют находить лучшие аргументы в диалогах с культистами. В свою очередь, все наши усилия и средства мы направляем на то, чтобы любой человек мог иметь доступ к современным исследованиям в области христианской апологетики и новых религиозных движений.

Пишите нам по адресу: Россия, 194044, Санкт–Петербург, а/я 954. Центр апологетических исследований или Russia@Apologetika.ru


Проект «Великая борьба»
Пол Карден

В 2011 году церковь Адвентистов Седьмого Дня объявила о начале Проекта «Великая борьба», также известного под названиями «Великая надежда» и «Надежда в каждый дом». Одна из заявленных целей проекта заключается в том, чтобы «каждый член церкви, каждая община, каждый отдел и прочие структуры церкви распространили как можно больше экземпляров этой книги». Более того, президент церкви АСД «призвал все дивизионы всемирной организации, все отделы Генеральной Конференции, все структуры — к примеру, больницы, Адвентистские Центры Здоровья, школы, Адвентисты в сфере бизнеса и индустрии, независимые служения, издательства, вспомогательные организации — ...помочь нам распространять „Великую борьбу“, словно осенние листья». По всему миру церковь АСД стремится распространить 160 млн. книг на десятках языков. Евро-Азиатский дивизион планирует распространить 1 млн. экземпляров книги Елены Уайт на 9 языках, включая русский.

Почему именно эта книга? Елена Уайт писала, что «в „Великой борьбе“ последняя весть предостережения миру преподнесена более отчетливо, нежели в любой другой моей книге». Неискушенный читатель думает, что держит в руках объяснение смысла Библии, тогда как на самом деле ему предлагают взглянуть на Писание в искажающем свете пророчеств Е. Уайт.

Идея использования «Великой борьбы» в качестве миссионерского инструмента очень похожа на то, как мормонская церковь использует в своей миссионерской программе Книгу Мормона:

  • в обоих случаях отправной точкой является пророческий статус автора (Джозефа Смита или Елены Уайт);
  • в обоих случаях речь идет о Божьем плане, не раскрытом в Библии;
  • в обоих случаях церковь (СПД или АСД) провозглашает себя главным источником истины в последние времена;
  • в обоих случаях книга используется для привлечения неискушенного читателя к изучению более глубоких слоев учения организации.

Оглавление

Следственный суд в учении АСД:
все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Крис Баденхорст

Если вам когда-нибудь приходилось отказываться от рассуждений по поводу адвентистского учения о следственном суде, потому что оно казалось слишком сложным и запутанным, эта статья, возможно, поможет вам разобраться в сути вопроса. Следственный суд — важнейший компонент учения адвентистов о святилище, основанного на своеобразном толковании текста Даниила 8:14. Учение адвентистов о Святилище совершенно уникально и является краеугольным камнем их богословия. Сколько бы адвентисты ни пытались игнорировать или по-новому истолковать его, оно все равно остается основополагающим догматом церкви АСД с тех пор, как его сформулировали ранние вожди адвентизма в первое десятилетие после Великого Разочарования.

Учение о следственном суде заключает в себе две основных и зачастую сложно переплетающихся одна с другой темы: осуждение и оправдание. Чтобы разобраться в них, нам придется вернуться к учению об «очищении святилища». Согласно этому учению, в настоящий момент на небесах Иисус «изглаживает», т. е. удаляет из небесных книг грехи людей, успешно прошедших Следственный суд, и возлагает их наказание на сатану, который, в конечном итоге, это наказание понесет. Спасены будут только эти люди. «Но чтобы решить, кто через покаяние и веру во Христа может получить право на спасение, необходимо изучить книги небесные. Поэтому очищение святилища включает и работу следственного суда» (Великая борьба, гл. 23).

Учение адвентистов о служении Христа в небесном святилище основано на их понимании того, как совершалось служение в святилище ветхозаветного израильского храма. Согласно этому учению, служение Христа в небесном святилище включает в себя две «фазы»: предварительную (в первом отделении) и окончательную (во втором отделении).

Предварительная фаза

Когда грешник кается, Христос дарует ему предварительное искупление, принимая на Себя в небесном святилище его грех и ответственность. Таким образом, достигаются две цели: (а) грешник получает предварительное прощение, и (б) вина (наказание) за его грехи не упраздняется, но перекладывается на Христа, Который отныне несет ее на Себе в небесном святилище.

Елена Уайт так объясняет предварительную природу первой фазы служения Христа: «В течение восемнадцати столетий продолжалось священническое служение в первом отделении святилища. Кровь Христа ходатайствовала за кающегося грешника, примиряя его с Отцом, однако эти грехи по-прежнему оставались записанными в небесных книгах» (Великая борьба, гл. 23).

Прообраз

Чтобы понять смысл этого утверждения, нужно принять во внимание пояснения Елены Уайт относительно «прообразного служения», т. е. служения в ветхозаветном храме, которое было тенью, прообразом истинного Божьего труда: «Прообразное служение примирения содержит в себе важные истины. Вместо грешника принималась замена, но кровь жертвы, однако, не смывала грех. Поэтому он переносился во святилище. Принесением крови грешник признавал авторитет закона, исповедовал свою вину в нарушении его и выражал свое стремление получить прощение через веру в грядущего Спасителя; но все же он не вполне освобождался от осуждения законом» (Великая борьба, гл. 23).

Поскольку ежедневное искупительное служение в святилище не «смывало» вину израильтян, но лишь переносило ее в святилище храма, ранние адвентисты пришли к выводу, что «кровь животных не могла в совершенстве очистить их от греха» (Патриархи и пророки, гл. 3). Жертвы давали лишь предварительное искупление. Вследствие этого грешник получал лишь предварительное прощение; он не освобождался от осуждения закона до тех пор, [пока] в конце года, в день искупления, с него не снимался долг. До тех же пор он находился на испытательном сроке. Более того, Елена Уайт пишет, что святилище нуждалось в «очищении» от внесенных туда грехов.

Давайте еще раз проследим ход рассуждений Елены Уайт. Итак, кающийся израильтянин, принесший свою жертву священнику, который служил в храме, получал следующие благословения: (1) вместо него была принята заместительная жертва; (2) хотя грех ему и был прощен, но не был полностью смыт, а перенесен в святилище; (3) следовательно, он не был полностью избавлен от осуждения закона; (4) далее, как поясняет там же Елена Уайт, весь грех из святилища перекладывался на козла отпущения, который и расплачивался за этот грех. Таким образом, святилище очищалось от грехов народа.

Действительность

На основании типологической герменевтики ранних адвентистов — «как в прообразном служении, так и в действительном» (Великая борьба, гл. 23) — точно так же понимается и смысл первой фазы служения Христа. Суммировать эту фазу можно таким образом. (1) Иисус — это божественная Замена грешного человека. (2) Уверовавшие в Него получают лишь предварительное прощение. (3) На этом этапе записи о грехах уверовавших еще не изглажены. (4) Вина и наказание за их грехи не упразднены, но переложены в небесном святилище на их Замену, Христа. «Как в древности грехи народа верой возлагались на жертву за грех и посредством ее крови переносились образно в земное святилище, так и в Новом Завете наши грехи верой возлагаются на Христа и фактически переносятся в небесное святилище» (Великая борьба, гл. 23). «[Христос] стоит в присутствии Бога, говоря: „Отче, я взял на себя вину этой души. Если позволить ему нести ее, для него это будет означать смерть“» (Review and Herald, 27.02.1900, цит. по Questions on Doctrine, 684).Таким образом, (5) пока Христос носит на Себе вину или наказание за исповеданные и прощенные грехи, небесное святилище осквернено и нуждается в очищении. Следовательно, верующие не избавятся окончательно от осуждения закона, пока их долг не будет полностью выплачен. И потому (6) они находятся на испытательном сроке до тех пор, пока во время второй фазы Cвоего служения, очищая святилище от их грехов, Христос окончательно не искупит эти грехи.

Ради ясности следует подчеркнуть три упоминавшихся выше момента. (1) При исповедании греха смерть Христа не изглаживает вину верующего, но перекладывает ее на Христа. (2) Поскольку при исповедании вина верующего и запись о его грехах не изглажены, он на этом этапе еще не избавлен от осуждения закона. (3) Поскольку верующий все еще находится под осуждением закона, ему дается испытательный срок до того момента, когда его личное дело не будет рассмотрено на следственном суде. Если вердикт будет положительным, верующий станет причастником благословений окончательной фазы служения Христа.

Адвентистское богословие искупления

Здесь следует упомянуть об одном основополагающем аспекте адвентистского богословия искупления. Учение о святилище гласит, что Христос совершает искупление на небесах, а не на кресте. Ранние адвентисты проводили четкую границу между жертвенной крестной смертью Христа и искуплением, которое Он совершает на небесах, окропляя Своей кровью престол благодати. Это разделение опиралось на особенности ветхозаветного храмового служения. Ранние адвентисты видели разницу между закаланием жертвы за грех вне святилища и последующим искуплением, которое совершалось внутри святилища, когда священник кропил кровью.

Эти два аспекта — жертва и искупление — для ранних адвентистов, в отличие от евангелических христиан, синонимами не были. О таком понимании явно свидетельствуют сочинения ранних адвентистов, в том числе и Елены Уайт (пока она не занялась плагиатом из книг евангелических богословов). Например, говоря об обрядах дня искупления в древнем Израиле, Уайт пишет: «…закланный козел указывал на Христа как на жертву…». Говоря о крестной смерти Христа, она пишет: «Жертва Христа во имя человечества была полной и совершенной. Условие искупления было выполнено…» (Деяния апостолов, гл. 3). Итак, по словам Елены Уайт, хотя принесенная на кресте жертва Христа была полной и совершенной, она еще не была искуплением; она была всего лишь условием искупления — искупления, которое будет впоследствии совершено на небесах.

Итак, вопреки учению евангелического христианства, согласно которому Христос искупил грех Своей жертвенной смертью на кресте, адвентисты учат, что Христос не искупил грехи Своей жертвенной смертью на кресте, но делает это сейчас в небесном святилище — так же, как в ветхозаветные времена это делали священники-левиты.

Окончательная фаза

Тех, кто с успехом пройдет разбирательство следственного суда, Христос искупит окончательно. Это искупление дарует счастливчикам два благословения: (а) записи об их грехах будут изглажены; (б) их вина, которую до сих пор носил на Себе Христос как их Замена, будет переложена на сатану (который в богословии адвентистов и есть истинный козел отпущения), и тот окончательно за все заплатит. Таким образом небесное святилище очищается от грехов верующих. Только после этого верующий будет избавлен от осуждения закона, а также «полностью прощен и оправдан» (Великая борьба, гл. 28).

Исходя из адвентистского принципа типологической герменевтики («как в прообразном служении, так и в действительном»), Елена Уайт объясняет небесную действительность, отталкиваясь от земного прообраза: «Подобно тому, как в прообразном служении в конце года совершалась работа примирения, так и прежде завершения служения Христа по искуплению человечества нужно было очистить от грехов [от записей и вины] небесное святилище... Это и есть то служение, которое началось [22 октября 1844 года] по окончании 2300 дней [из Даниила 8:14]. В то время, согласно пророчеству Даниила, наш Первосвященник вошел во Святое святых, чтобы исполнить последнюю часть Своего торжественного служения — очистить святилище… Стало очевидно, что закланный козел указывал на Христа как на жертву, и первосвященник олицетворял собой Христа как посредника, а козел отпущения олицетворял собой сатану, породившего грех, на которого впоследствии будут возложены грехи всех искренне раскаявшихся людей. Когда первосвященник кровью жертвы, закланной за грех, удалял грехи из святилища, то он возлагал их на козла отпущения. Когда Христос Своей кровью удалит грехи Своего народа из небесного святилища. Он возложит их на сатану, который во исполнение решения суда должен будет понести окончательное наказание» (Великая борьба, гл. 23). Так очищается небесное святилище. В адвентистском богословии «очищение небесного святилища» совершается посредством Христова «служения примирения в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 41). Следовательно, небесное святилище не может быть очищено от записей и вины грехов Божьего народа, пока Христос не завершит вторую фазу искупления этих грехов Своей кровью.

Следственный суд

В процессе следственного суда во время окончательной фазы служения Христа Бог решает, кто из верующих имеет право на благословения «окончательного» искупления Христова, а кто нет. Те, кто исполнил требования, получат право на благословения, и святилище будет очищено от их грехов. Они будут спасены, когда Иисус вернется. Те же, кто не исполнил требования, права на благословения не получат. Их грехи останутся в книгах и будут свидетельствовать против них. Как следствие, они будут «отсечены» и погибнут при возвращении Христа. Елена Уайт объясняет это так: «В прообразном служении, когда первосвященник входил во Святое снятых, всему Израилю предписывалось собраться вокруг святилища и самым торжественным образом смирить свои души перед Богом, чтобы таким путем получить прощение грехов и не быть отлученным от общества. Насколько же важнее нам в этот действительный День примирения понять работу нашего Первосвященника, а также свой личный долг» (Великая борьба, гл. 24; см. тж. гл. 28).

Как далее поясняет Елена Уайт, «Так как умершие будут судимы в соответствии с записями в книгах, то грехи людей нельзя изгладить раньше окончания суда, на котором должна решиться их участь» (Великая борьба, гл. 28). А подытоживает она свои рассуждения так: «Это изучение людей и окончательное определение того, кто же подготовлен для Царствия Божьего, совершится во время следственного суда как завершающее дело в небесном святилище» (Великая борьба, гл. 24). Следовательно, этот суд явно представляет собой расследование жизни и нравственности верующих, чтобы определить, кто из них имеет право на вторую фазу служения Христа — на «окончательное» искупление, результатом которого будет изглаживание их грехов и переложение их вины на сатану. Это искупление очистит святилище от их грехов и обозначит их готовность ко втором пришествию Христа. Лишь те из Божьего народа, кто успешно пройдет проверку следственным судом, будут, в конечном итоге, спасены, когда вернется Христос, потому что только они получили «благословение [окончательного Христова] искупления» (Ранние произведения, с. 260) и «приняли Его как своего Посредника» (Ранние произведения, с. 253).

Его фигуранты

Важно ясно понять, кто является фигурантом этого следственного суда. Учение адвентистов ясно говорит, что речь идет только о верующих. Елена Уайт пишет: «Так и в великий день окончательного примирения и судебного следствия будут рассмотрены дела только тех, кто принадлежит к народу Божьему» (Великая борьба, гл. 28). «Все, кто когда-либо считал себя последователем Христа, подвергнутся самому пристальному изучению» (Великая борьба, гл. 28).

В этом отношении следственный суд имеет два аспекта. Сначала Бог будет судить уже умерших верующих, а потом примется за дела верующих, которые еще живы. В 1888 году Елена Уайт написала следующее: «В настоящее время в небесном святилище происходит суд. Он длится уже много лет. Скоро — никто не знает когда, — начнут рассматриваться дела живых. И тогда во внушающем трепет присутствии Бога предстанут наши жизни» (Великая борьба, гл. 28).

Насколько можно судить, к тому моменту, когда в 1980 году я оставил адвентизм, Иисус все еще был занят исследованием жизни уже умерших верующих. Все были уверены, что за живых верующих Он еще не взялся. Это означало всего лишь, что ни один живущий на земле верующий не мог называть себя спасенным, поскольку, как уже было сказано, спасение можно получить, лишь пройдя следственный суд, получив «окончательное» искупление Христа, когда записи о грехах будут изглажены, а вина переложена на сатану. А поскольку ни один живой верующий на тот момент еще не подвергся исследованию, ничья судьба еще не была решена. Вот почему г-жа Уайт предостерегала своих читателей: «Те, кто принимает Спасителя, как бы искренно ни было их обращение, никогда не должны быть научены говорить или чувствовать, что они спасены» (Наглядные уроки Христа), до тех пор, пока они не пройдут проверку следственным судом.

Его критерии

Критерием следственного суда ясно называется закон Божий. Елена Уайт пишет: «Закон Божий является тем мерилом, которым будут проверены люди на суде» (Великая борьба, гл. 28). Под «законом Божьим» Елена Уайт имеет в виду ветхозаветный Декалог (Десять Заповедей), данный Израилю на горе Синай. (См. Великая борьба, гл. 25 и 27).

Но каковы же требования Божьего закона? Он требует совершенного исполнения — никак не меньше. Елена Уайт сравнивает это совершенство с совершенством Христа, когда Он жил на земле, подчинившись закону! (См. Великая борьба, гл. 39.)

Это означает, что в процессе следственного суда Бог сравнивает нравственный облик верующего с нравственным обликом Христа, чтобы убедиться, отражает ли он «в совершенстве образ Иисуса» (Ранние произведения, с. 71) и победил ли он все грехи, которые совершил, и которые записаны в небесных книгах, хранящихся во втором отделении святилища. Во время следственного суда верующему вновь придется встретиться со своими грехами. Если он победил их, они будут изглажены. Если нет, они останутся в книгах и будут свидетельствовать против него, пока он сам не расплатится за них! И он навсегда погибнет (Великая борьба, гл. 28).

Его строгость

Елена Уайт красочно описывает строгость следственного суда. По ее словам, когда Бог Отец исследует верующих, чтобы определить, соответствуют ли они условиям участия во второй фазе служения Христа, «Он с такой тщательностью отнесется к разбору дела каждого, будто никого другого нет на всей земле» (Великая борьба, гл. 28)! «На суде с величайшей тщательностью будет взвешена польза, какую мы извлекли из таланта, которым нас наделили. Как сумели мы распорядиться вверенным нам Небом капиталом? И в день Своего пришествия получит ли Христос то, что принадлежало Ему, с процентами, с прибылью? Использовали ли мы силу рук, сердца и ума для славы Божьей и благословения мира? На что мы употребили наше время, наше перо, наш голос, наши деньги и влияние? Что мы сделали для Христа в лице бедных, страдающих, сирот и вдов?»
(Великая борьба, гл. 28).

Ссылаясь на строгость и торжественность следственного суда, который ожидает каждого верующего, Елена Уайт многократно и серьезно предупреждала своих последователей против легкомысленного отношения к жизни. Например: «Те, кто разделит вместе со Христом радости Неба, неукоснительно выполняют свой долг, „совершая святыню в страхе Божием“... Каждый должен будет встретиться лицом к лицу с Великим Судьей. Поэтому так важно, чтобы человек почаще размышлял о тех грозных минутах, когда небесные книги раскроются, и каждая душа вместе с Даниилом будет стоять „в конце дней“ в ожидании своей участи» (Великая борьба, гл. 28)!

Здесь следует обратить внимание на три важных момента. Во-первых, по окончании следственного суда Христос может изгладить записи о грехах верующего, поскольку козел отпущения, сатана, наконец, заплатит за все. Иными словами, пока грех не оплачен, записи о грехах не могут быть изглажены. Во-вторых, Христос не искупил грехи человечества на кресте. Он был всего лишь жертвой, давшей кровь для последующего искупления в небесном святилище. В-третьих, это искупление, которое Христос совершает на небесах, не является расплатой за грех. Оно всего лишь перекладывает грех — в первой фазе с кающегося грешника на Христа, а во второй фазе с Христа на сатану, который и расплатится за все. Тем же, кто оказался недостойным участия в окончательной фазе служения Христа, придется самим расплачиваться за свои грехи, которые будут переложены с Христа обратно на них.

Краткий итог

  • Первая фаза служения Христа:
    • Христос совершает предварительное искупление верующих, которое дарует им...
    • ...предварительное прощение от Бога;
    • наказание верущих не отменяется совсем, но перекладывается с них на Христа в небесах;
    • записи о грехах не изглаживаются;
    • поэтому верующие все еще находятся под осуждением;
    • верующим дается испытательный срок [условное осуждение];
    • небесное святилище оскверняется записями о грехах верующих и их виной, которую Христос вносит в святилище.
  • Вторая фаза служения Христа:
    • Бог производит следственный суд над жизнями людей, которые именуют себя верующими;
    • верующие, в отношении которых вердикт был положительным, получают «окончательное» искупление, совершенное кровью Христа;
    • записи об их грехах изглаживаются;
    • их вина перекладывается с Христа на сатану, который, по учению адвентистов, является подлинным козлом отпущения и в конечном итоге заплатит за все;
    • только теперь небесный суд освобождает верующих от осуждения.
    • «Христос теперь просит, чтобы... Его народ не только был полностью прощен и оправдан, но и чтобы он разделил с Ним Его славу и обрел право сесть на престоле рядом с Ним» (Великая борьба, гл. 28);
    • это служение очищает святилище, обеляет верующих и перекладыва ет их вину с Христа на сатану.

Последствия

Верующие, которые еще не подверглись следственному суду, имеют лишь благословения первой (предварительной) фазы служения Христа. Поэтому они находятся на испытательном сроке, имея предварительное прощение от Бога. За это время они должны подготовиться к тому дню, когда их вызовут на суд. Никто не знает, ни когда это случится, ни каким будет вердикт. Это учение всегда порождало в душах адвентистов невыносимые терзания, доходящие о крайнего отчаяния. Неудивительно, что адвентистские богословы пытаются переформулировать это учение, чтобы как-то облегчить страдания своих единоверцев. Однако если Елена Уайт действительно является таким авторитетом в вопросах учения, как говорят об этом адвентисты, им придется считаться с тем, как это учение понимала она. Никто не вправе менять это учение лишь потому, что больше с ним не согласен. Это учение — неотъемлемая часть адвентизма.

Что говорит Библия

Библия, однако, говорит, что мы можем быть уверены в своих взаимоотношениях с Богом. Иисус сказал: «...слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18).

Апостол Павел также заверяет нас: «Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Христа] всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). Очевидно, что Божий оправдательный приговор отменяет всякое осуждение «приемлющим обилие благодати и дар праведности» (Рим. 5:17). И потому Павел мог сказать, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23-24).

В свете этих слов стих Рим. 8:1 возвышается, словно маяк, над темными водами адвентистского учения о святилище и отрицающего Евангелие учения о следственном суде: «Итак нет НЫНЕ никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

Далее Павел спрашивает: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией...? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31-39).

В ясном свете Божьего Слова учение адвентистов о святилище и следственном суде рассыпается — оно основано не на беспристрастной экзегезе библейского текста, но на худшей разновидности эйзогезы. Вопреки адвентистскому учению, Библия прямо и ясно говорит, что Иисус совершил искупление на кресте, что верующие уже были оправданы во Христе и теперь могут быть уверены в своем спасении. Слава Богу!

Крис Баденхорст — бывший адвентист. Он уже на пенсии, но все еще работает на одном из южноафриканских нефтеперегонных заводов в г. Дурбан. Он женат, у него трое приемных детей и один внук. Его жена также бывшая адвентистка, она разделяет любовь мужа к Евангелиию Божьей благодати. Хотя формально супруги не принадлежат ни к какой конкретной церкви, они регулярно посещают местную баптистскую общину.

(c) Life Assurance Ministries, 2011.
Все права сохранены.
http://lifeassuranceministries.org/Proclamation2005_MarApr.pdf

Великая борьба:
жизнь в заблуждении

Коллин Тинкер

Что такое «великая борьба»?

В середине марта 1858 года в г. Ловеттс-Гроув, штат Огайо, Елена Уайт получила свое знаменитое «видение великой борьбы», которое продолжалось два часа. Это видение описывается в ее книге «Великая борьба между Христом и сатаной», и адвентистское представление о реальности изложено в нем следующим образом:

  • До начала времени Бог Отец возвысил Иисуса до равенства с Собой.
  • Когда Адам и Ева согрешили, Отец принял Иисуса в Свой внутренний совет и позволил Ему стать жертвой за грех.
  • Когда Бог возвысил Иисуса над Люцифером, Люцифером овладела зависть.
  • Люцифер взбунтовался и вовлек в мятеж против Бога треть небесных ангелов.
  • Он обвинил Бога в несправедливости, в том, что Бог дал слишком трудный для исполнения закон, но при этом требует повиновения.
  • Бог изгнал Люцифера-сатану и его ангелов на землю.
  • Сатана обманул Еву, подтолкнув тем самым человечество ко греху[1].
  • С тех самых пор сатана и Иисус боролись друг с другом за человеческие души.
  • Бог на горе Синай описал Себя людям в письменном виде, чтобы мы знали, как нам жить.
  • Иисус пришел на землю в греховной плоти, такой же как плоть Марии, чтобы показать нам, что мы способны исполнить закон, как это сделал Он.
  • Смерть Иисуса прославила и оправдала Божий закон.
  • В конечном итоге, народ Божий освободится от греха и тем самым докажет, что Божий закон справедлив и исполним.
  • Когда народ Божий полностью уподобится образу Христа, он тем самым докажет, что Бог справедлив, а сатана — лжец, и поможет Иисусу одержать верх в борьбе с сатаной[2].
  • Иисус возложит все исповеданные грехи на сатану, который унесет их на себе в озеро огненное и там «понесет окончательное наказание» за них[3].
  • Наконец, Божий народ имеет власть «приближать наступление Божьего дня», с усердием проповедуя миру адвентистское послание и без изъянов соблюдая закон[4].
  • Признак, отделяющий спасенных от погибших — это соблюдение субботы в седьмой день, поскольку поклонение Богу в воскресенье — это знак зверя[5].

Когда первые адвентисты признали полученное в Ловеттс-Гроув видение истинным, они начали толковать Писание через призму этого нового откровения. Учение о следственном суде еще раньше поставило крест на идее завершенного Иисусом искупления, а с 1858 года адвентисты обрели полный сценарий, описывающий их представления о реальности. Они используют те же слова и ту же Библию, что и все христиане, но вкладывают в них иной смысл.

К нынешнему дню ничего не изменилось. Официальное изложение вероучения адвентистов поясняет:

Все человечество вовлечено в великую борьбу между Христом и сатаной. Она началась на небе в связи с тем, что был поставлен под сомнение характер Бога, Его закон и справедливость Божьего правления во Вселенной… Сатана вызвал дух противления Богу в нашем мире, когда вовлек Адама и Еву в грех. В результате этого греха, соделанного людьми, образ Божий в человеке оказался искаженный. По этой же причине сотворенный мир утратил свой порядок и был опустошен во время всемирного потопа. Став центром внимания всего творения, этот мир превратился в арену вселенской борьбы. В конце этой борьбы Бог любви будет оправдан перед всей Вселенной[6].

Адвентисты настаивают на ключевой роли «великой борьбы»

Руководство адвентистов и авторы адвентистских книг считают, что в нынешний век постмодерна тема «великой борьбы» — это эффективный способ донесения адвентистского учения до тех, кто не верит в «абсолютную истину». В ноябрьском номере журнала Ministry за 2008 год Эрман Норман рассматривал задачу евангелизации постмодернистского общества в свете истории великой борьбы. В своей статье «Проповедь светскому миру» («Reaching the Secular World»), Норман ссылался на статью «Проповедь постмодернистскому обществу» («Reaching Postmodern Society»), опубликованную в сентябрьском номере журнала Mid-America Outlook за 2006 год и написанную редактором этого журнала Мартином Уэбером. Норман писал:

Однако у нас есть очень важный ключ — великая борьба. Это данное Богом повествование…. которое включает в себя историю от Эдема утраченного до Эдема восстановленного на обновленной земле, отлично синхронизирует все убеждения адвентистов, что делает его уникальным достянием адвентизма как с точки зрения содержания, так и с точки зрения охвата… [и отвечает] на многие вопросы приверженцев постмодернизма (Христос и Его первосвященническое служение, небеса и ад, Суббота, состояние умерших и т. д.)[7].

Ранее Норм Галли делал еще более далеко идущее заявление. В своей статье «Космический конфликт» («The Cosmic Conflict»), опубликованной в «Журнале Адвентистского богословского общества» осенью 1996 года, Галли пишет: «Богословие должно прорваться за пределы антропоцентричных представлений о спасении человека к космическим представлениям о великой борьбе. У Адвентистов седьмого дня есть возможность стать во главе этого прорыва к новым, более широким представлениям, который сможет поспорить с величием открытий Эйнштейна»[8].

Галли развивает мысль о том, что не только люди, но и обитатели других планет должны путем голосования подтвердить либо справедливость требований Бога, либо справедливость обвинений сатаны. Он пишет:

Необходимо, чтобы истина о Боге, Христе и сатане была явлена. Подлинная история всех троих сплелась в этой космической борьбе. Откровение о том, кто они такие на самом деле, должно быть дано таким образом, чтобы все тварные существа, ангелы (падшие и не падшие), а также не падшие обитатели далеких миров, смогли единодушно проголосовать за то, кто прав, а кто неправ. Победить может только одна сторона, однако голосовать должны все, с обеих сторон, и голосовать одинаково. Это делается совершенно свободно и исключительно на основании свидетельств, представленных обеими сторонами[9].

Очень важно, что о существовании «не падших обитателей далеких миров» мы читаем в сочинениях Елены Уайт, но никогда не читаем об этом в Библии. Более того, даже современная наука не подтверждает этого предположения[10].

В 2010 году адвентистское издательство Pacific Press выпустило в свет новую книгу «Пульс адвентизма: тема великой борьбы в сочинениях Елены Дж. Уайт» (The Heartbeat of Adventism: The Great Controversy Theme in the Writings of Ellen G. White) под редакцией Герберта Дугласса. Это издание представляет собой тематическую подборку цитат из сочинений Елены Уайт, — цитаты разделены на 21 тему и сопровождаются алфавитным указателем. Многие цитаты, использованные в настоящей статье, взяты из этой
книги.

Бог и сатана: кто кому должен?

Краеугольным камнем великой борьбы являются ограничения, которые эта идея накладывает на Бога, — на Его суверенность, ответственность и сущность. Библия говорит, что Бог един (Втор. 6:4; Мк. 12:29-31; Иак. 2:19). Он всемогущ, суверенен и обладает властью над всем, включая сатану, который не может и шагу ступить без Божьего соизволения
(Иов 1:12; 2:6), и который вынужден удалиться, когда ему приказывают властью Божьей (Мф. 8:28-34).

Более того, Бог проклял змея в Эдемском саду, и из этого древнейшего эпизода человеческой истории мы знаем, что Бог обещал сатане поражение посредством семени Евы (Быт. 3:15). Нет и намека на то, что сатана когда-либо обвинял Бога в чем-то. Писание называет сатану «клеветником братий наших» (Отк. 12:10), но никогда не приписывает сатане клевету на Бога. Более того, сатана и его бесы отлично знают, что находятся во власти единого Бога и не могут Ему противостоять. Они знают, кто здесь Бог, и «трепещут», потому что восстали против Его власти (Иак. 2:19).

Напротив, адвентизм умаляет власть Бога над сатаной и приписывает сатане избыточную власть. Согласно учению адвентистов, Бог обязан оберегать «свободную волю» сатаны, а равно и свободную волю неких обитателей других планет и потому должен доказать, что пресловутые обвинения сатаны в его адрес несправедливы. В рамках учения о великой борьбе Бог ограничивает Свою власть, чтобы Его творения могли свободно осуждать, ставить под сомнение и разбирать Его действия и судить о Его нравственном облике. Более того, опираясь на авторитет Елены Уайт, адвентизм утверждает, что Бог вынужден позволить сатане причинять людям страдания, трудности и смерть, чтобы убедить людей и обитателей других миров в том, что сатана порочен:

[Некая] женщина не была одержима в духе, но Господь попустил, чтобы сатана по своей воле навел на нее болезнь; ибо Бог показал всей небесной вселенной, что представляет собой царство сатаны. Должно быть, эта возможность дана ему для того, чтобы показать, что представляет собой отступничество. Обитатели непадших миров могли разглядеть в этом случае качества сатаны и нравственный облик Бога[11].

Но Писание говорит следующее:

Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя [Кир] по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. …Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. … Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» …Я создал землю и сотворил на ней человека… Я воздвиг его [Кира] в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф (Ис. 45:4-13).

Апостол Павел в Римлянам 9:17-21 говорит то же самое о суверенной власти Бога над всем творением. Цитируя приведенный выше текст из книги пророка Исаии, а также Исход 9:16, Павел пишет:

Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле… Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?». А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

Сатана — это не независимый делатель зла, чью свободную волю Бог обязан оберегать. Зло — это не равная противоположность добра Божьего. Сатана — это падшее, согрешившее творение, восставшее против своего единовластного Творца. Он уже обезоружен и унижен на кресте Господа Иисуса Христа (Кол. 2:15).

Сатана действительно враждует с народом Божьим и действительно причиняет людям страдания, но Писание говорит нам, что эти страдания происходят с нами только с попущения Божьего, но никак не по свободной воле сатаны (Иов 1:12; 1 Кор. 5:5; 2 Кор. 12:7). Бог не находится под судом, а сатана уже осужден (Ин. 12:31; 16:8-11).

Ключевым моментом учения о великой борьбе является образ Бога, вынужденного позволить сатане мучить людей, чтобы те увидели, что не противящийся злому и позволяющий творить зло Бог, любящий своих врагов, предпочтительнее амбициозного и лживого сатаны. Человечество должно понять, что Божье царство превосходит добротой и кротостью царство сатаны, и добровольно стать на сторону Бога. Елена Уайт пишет:

…Для блага человека сатане было позволено жить и далее. Людям, точно так же как ангелам, надлежало увидеть разницу между Князем света и князем тьмы. Они должны были избрать, кому служить[12].

Попросту говоря, адвентистское учение о великой борьбе предлагает спасение на основании познания добра и зла — отголосок того самого искушения, которое стоило нам духовной смерти.

Между самими адвентистами существуют значительные разногласия относительно того, во что верят они лично. Некоторые говорят, что не верят в Елену Уайт, другие — что для спасения не обязательно соблюдать субботу, а многие уверяют, что спасение даруется только благодатью через веру. Однако сами адвентисты понимают эти слова несколько иначе, нежели христиане, которые их слышат. К примеру, фраза «спасение даруется только благодатью через веру» для адвентиста означает, что Бог спасает его благодатью, и это спасение включает в себя веру в способность Христа помочь ему победить грех и соблюсти закон, чтобы он, в свою очередь, помог доказать, что Божий закон справедлив, что Бог благ, что сатана — лжец, и что он сам достоин спасения.

Писание же говорит, что Бог послал Своего Сына, чтобы спасти нас (Ин. 3:16-17), чтобы освободить нас из царства тьмы и ввести нас в царство Своего возлюбленного Сына (Кол. 1:13). Мы рождаемся мертвыми во грехе и чадами гнева (Еф. 2:1-3), по природе своей гражданами царства тьмы. Мы не можем выбрать, в каком царстве нам родиться. Иисус даже сказал, что не верующие во имя единородного Сына Божьего «уже осуждены» (Ин. 3:18).

Когда Моисей вознес змею в пустыне, это не означало, что израильтянам был предложен выбор между царством сатаны и царством Бога. Они уже были ужалены ядовитыми змеями, и Бог дал им одно-единственное лекарство: медного змея. Они могли спастись, просто поверив Божьему повелению и взглянув на медное изображение. Иисус объяснил, что медный змей был предзнаменованием Его пришествия: все, кто уверует в него, когда Он будет вознесен, обретут вечную жизнь в Нем (Ин. 3:14-15).

Сатана не обвинял Бога в несправедливости, а Бог не обязан доказывать сатане Свое превосходство. Никто во вселенной не ставит единовластие Бога под сомнение. Все творение подчинено Ему и дает Ему отчет — даже сатана.

«Отражение Божьего характера»

Великая борьба не только ограничивает суверенную власть Бога над всеми страданиями и злом, но и низводит Его характер до чего-то, что можно суммировать в виде закона. Елена Уайт писала:

Закон Божий — это отражение Его характера. Вождь мятежников воспротивился закону Божьему и тем самым наглядно показал, что его принципы — именно те, что движут беззаконниками, непокорными, нечестивыми, клеветниками, лжецами и убийцами[13].

Отражение — это точная копия, дубликат. Закон же (а когда Елена Уайт говорит о «законе», она обычно подразумевает Десять Заповедей) не может содержать всю информацию о характере Бога, да он и был дан не для этого. Даже глядя на Пятикнижие в целом, со всеми подробными разъяснениями закона, мы не увидим и не можем увидеть во всей полноте милость, благодать, любовь и провидение Бога.

Характер Бога был полностью явлен человечеству в осязаемом виде один-единственный раз — когда Господь Иисус, Сын Божий, облекся в смертное тело и жил среди людей. Только в Иисусе мы находим «сияние славы и образ ипостаси» Божьей личности (Евр. 1:1-3).

Использование слова «отражение» применительно к закону — тонкий обман. Христиане могут сказать, что закон был «откровением Божьего характера», и это будет правда. Каждым произнесенным словом Бог открывает Себя человечеству, однако откровение и отражение — вовсе не одно и то же. Явление Бога в огне, громе и землетрясении на горе Синай было лишь частичным видением Его святости, ясным знамением того, что люди не могут приблизиться к Богу на собственных условиях и без помощи посредника. «Откровения», которые дает людям Бог, — это лишь частичный отблеск Его вечного и неисследимого величия.

Опираясь на авторитет Елены Уайт, сочинения которой они признают «авторитетным свидетельством истины»[14], адвентисты закладывают в основание учения о великой борьбе обман, полностью отождествляя закон с характером Божьим, вместо того, чтобы признать, что закон — это откровение Божье. Эта невинная с виду грань меняет наше понимание Бога, служения Христа и положения человека.

Елена Уайт сузила смысл мятежа сатаны на небесах и самой великой борьбы до рамок закона:

Главным предметом борьбы на небесах был закон Божий. Он является главным предметом борьбы с самого грехопадения сатаны и всегда будет великим проверочным вопросом, выявляющим в рядах обеих партий верных и преступников[15].

Приравнивая закон к характеру Бога, учение о великой борьбе делает именно закон, а не Господа Иисуса Христа и не Триединого Бога объектом верности или неверности людей и ангелов. Адвентисты верят, что закон — это высший авторитет во вселенной, необходимый для того, чтобы человек избегал греха и совершенствовал свой характер. Елена Уайт писала:

В Божьем нравственном правлении, которое представляет собой правление, основанное на различении правильного и неправильного, закон необходим для обеспечения правильного действия. Божий закон — это выражение Его характера ...требовать от Его творений чего-то меньшего, нежели послушание Его закону, значило бы обречь их на погибель. Оставить без наказания преступление Его закона значило бы погрузить вселенную в хаос. Нравственный закон — это Божья преграда между человеком и грехом[16].

Однако служить мы должны Самому Богу, а не закону. Адвентисты под влиянием утверждений Елены Уайт говорят, что грех Адама и Евы был преступлением Божьего закона. Действительно, они ослушались ясного Божьего указания — однако преступление они совершили против Бога, а не против закона.

Когда Нафан обличил Давида в грехе с Вирсавией и в умышленном убийстве ее мужа Урии, Давид откликнулся словами псалма: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50:6). Как и Давид, Адам и Ева согрешили тем, что не верили Богу и не слушались Его; они согрешили не против закона, а против Бога, Которого знали лично. Кстати, Писание ясно говорит, что закон не был дан людям до Синая (Гал. 3:17; Рим. 4:13-14).

Более того, Писание утверждает, что праведность, в которой мы нуждаемся, — это вовсе не исполнение закона в совершенстве. Это не та праведность, «которая от закона»,
но та, «которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9).

Превращая закон в «отражение Божьего характера», учение о великой борьбе приравнивает закон к Богу. К примеру, Елена Уайт приписывает закону возрождающую силу, которой обладает один только Святой Дух, и называет закон «залогом вечной жизни»:

Закон Божий... дан людям, как щит... Для тех, кто следует его принципам, он является залогом вечной жизни, так как это принципы, действующие вечно. Христос пришел, чтобы показать значение Божественных принципов, показать их силу всем поколениям человечества. Он пришел научить, как эти принципы развивать и применять в жизни[17].

Более того, как полагают адвентисты, Иисус умер для того, чтобы вернуть грешников к почитанию закона. Исполнение закона приравнивается к праведности перед Богом:

Его небесное Величество отдал Свою жизнь, чтобы сделать каждого из нас Своим, вернув преступника к верности Божьему закону, обратив грешника от его греха[18].

Библия ясно говорит, что смерть Иисуса не вознесла «закон Божий к его изначальному вечному достоинству». Апостол Павел пишет: «..делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки...» (Рим. 3:20-21). А в Послании к галатам он поясняет: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование...» (Гал. 3:19).

Не закон, а Бог Сын является «отражением» Божьего характера, и не закон, а Бог Сын является сутью, источником и определением праведности Божьей и нашей единственной
надеждой на спасение.

Как такой Иисус?

Учение о великой борьбе опирается на утверждение Елены Уайт, что Бог Отец возвысил Иисуса до положения равенства с Собой. Возвышение Иисуса вызвало зависть Люцифера, и это означает, что у Люцифера были какие-то основания думать, будто Бог мог возвысить его, но предпочел ему Иисуса. Вот некоторые высказывания Елены Уайт на
этот счет:

Сатана на небесах занимал положение рядом с Сыном Божьим. Он был первым из ангелов[19].

Сатана занимал однажды на небе выдающееся положение среди ангелов и своей славой лишь немного уступал славе Христа. Его лицо, подобно другим ангелам, выражало кротость и полное блаженство. У него было высокое и широкое чело, что указывало на его глубокий и проницательный ум. Он был прекрасен и совершен собой и во всем его поведении проявлялось величие и благородство[20].

Возвеличение Сына Божьего наравне с Отцом изображалось как несправедливость по отношению к Люциферу, который, по его утверждению, также имел право на поклонение и честь[21].

Когда Адам и Ева согрешили, этот возвышенный Иисус умолял Отца позволить Ему прийти на землю и умереть за них. В конце концов, Отец неохотно согласился:

Вечный Отец, Неизменный, отдал Своего единородного Сына, оторвал от Своей груди Того, Кто был видимым образом Его личности, и послал Его на землю, чтобы показать, как велика Его любовь к человечеству[22].

Согласно учению о великой борьбе, главной целью Иисуса было стать не нашим Заместителем, а Примером для нас и доказать справедливость Бога. Что особенно важно, согласно учению о великой борьбе, Иисус исполнил закон, будучи человеком с «падшей» человеческой природой. Таким образом, Его пример должен доказать, что все люди могут достичь свободы от греха, если молятся и жертвуют собой, как это делал Иисус. Обычное же христианское понимание примера, который показал людям Иисус, заключается в том, что Он продемонстрировал рожденным свыше, как им следует полагаться на Бога после рождения от Духа. Но адвентисты видят в Иисусе пример, которому должно последовать все грешное человечество, чтобы оправдаться в глазах Бога. Вот некоторые высказывания Елены Уайт на этот счет:

Он пришел в этот мир, чтобы прожить закон в человеческой природе, дабы наглядно показать ложность утверждения сатаны, что человек не способен исполнить закон[23].

Его небесное Величество стал на сторону человека и с помощью тех же возможностей, которые доступны и человеку, устоял перед искушениями сатаны так же, как перед ними должен устоять человек. Только таким способом падший человек мог стать причастником божественной природы[24].

Слава Христа — Его характер, а Его характер — это выражение закона Божьего. Он исполнил закон в каждой мелочи и Своей жизнью дал миру совершенный образец того, чего может достичь человечество путем сотрудничества с Божеством[25].

Можно было бы процитировать гораздо больше утверждений Елены Уайт, из которых следует, что модель великой борьбы рассматривает Иисуса как пример для грешных людей.
Однако это небиблейское описание Иисуса — только часть христологии адвентистов. Елена Уайт также утверждает, что Иисус на земле был на испытательном сроке и был способен согрешить. К примеру:

Искушения, которым подвергся Христос, были ужасной реальностью. Как свободная личность Он находился на испытательном сроке, обладая свободой поддаться искушениям сатаны и добиваться цели, противоположной Божьим намерениям[26].

Ведь Бог допустил, чтобы Сын Его беспомощным младенцем, подверженным слабости человеческой, пришел в тот мир, где сатана претендовал на владычество. Господь допустил, чтобы Его Сын столкнулся со всеми опасностями наравне со всяким человеком и допустил, чтобы Он боролся, как борется каждое земное дитя, рискуя потерпеть поражение и обречь себя на вечную гибель[27].

Некоторое время Христос был на испытательном сроке. Он принял на Себя человеческую природу, чтобы устоять перед испытанием и искушением, которого не выдержал первый Адам. Если бы Он не выдержал это испытание и искушение, Он ослушался бы голоса Бога, и мир погиб бы[28].

Далее, как утверждает учение о великой борьбе, Иисус умер, чтобы реабилитировать Божий закон и дать нам возможность достичь совершенства:

Когда Христос отдал за тебя Свою жизнь, Он сделал это для того, чтобы поставить тебя в выгодное положение и наделить тебя нравственной силой[29].

Иисус нес на Себе грех мира; Он терпел проклятие закона; Он отстаивал Божью справедливость. Отделение от Отца, наказание за преступление вот-вот должно было обрушиться на Него, чтобы возвеличить Божий закон и засвидетельствовать о его неизменности. И это должно было навсегда разрешить спор между сатаной и Князем небес по поводу неизменного характера закона[30].

Принеся Свою безграничную жертву, Христос возвысит и почтит закон[31].

Он умер, чтобы совершить искупление и стать образцом для каждого, кто сделается Его учеником[32].

Более того, учение о великой борьбе утверждает, что посредничество Иисуса ограничено во времени, и действие Его жертвы за грех прекратится с окончанием великой борьбы. Елена Уайт пишет:

Его [сатаны] цель — держать людей во тьме, не позволяя им раскаяться до тех пор, пока не окончится посредническое служение Христа, и уже не будет больше жертвы за грех[33].

Библия, однако, говорит, что Иисус пришел, чтобы принести Себя в жертву за грех — один раз и за всех людей, — и Его священство непреходяще. Он живет вечно, чтобы ходатайствовать за Свой народ (Евр. 8:24-25). Более того, он очищает нашу совесть «от мертвых дел, для служения Богу живому» (Евр. 9:14). Он пришел, чтобы исполнить закон, а не провозгласить его Божьим мерилом человеческой праведности. Мы «освящены единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14).

Кроме того, Иисус не пришел на землю в греховной природе и не лишился божества и божественной власти (Кол. 1:19; 2:9). Он никогда не был возвышен до равенства с Богом, но от вечности был всемогущим Богом (Ис. 9:6). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Иисус был творцом всех ангелов (Ин. 1:3); Он никогда не соперничал и не боролся с сатаной на равных.

Наконец, Иисус победил смерть. Хотя воскресение является ключевой темой Нового Завета, в учении о великой борьбе оно упоминается лишь мимоходом. Между тем, Писание сообщает нам, что именно Его воскресение дает нам вечную жизнь (Рим. 5:10; 8:10-11). Он уже воссел одесную Бога и непрестанно ходатайствует за нас (Рим. 8:34; Евр. 7:25).

Место человека в великой борьбе

В основе учения о великой борьбе лежит убеждение, что люди — это материальные существа, не имеющие нематериального духа. Более того, адвентисты считают, что грех передается генетическим путем.

Тело, разум и дух каждого из них представляли собой неделимое целое, и хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь зависела от Бога. Однако, не послушав Бога, наши родители отвергли свою духовную зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют греховную природу падшего человека. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу[34].

Дыхание жизни представляет собой дающее начало жизни «дыхание Вседержителя» (Иов 33:4), или искру жизни. Его можно сравнить с электрическим током, который, проходя через разные участки электрической цепи, превращает серый экран телевизора в пульсирующий поток цвета и движения, стоит только нажать выключатель... Когда Бог образовал человека из элементов земли, все органы человеческого тела были совершенны, но безжизненны. Затем Бог вдохнул в эту неживую материю Свое дыхание, и «стал человек душою живою»[35].

Более того, адвентисты полагают, что образ Бога в человеке включает в себя и физическое сходство:

Поскольку Библия учит, что человек представляет собой неделимое единство тела, ума и души, физические черты человека должны тоже в какой-то степени отражать образ Бога. Но разве Бог не дух? Может ли дух обладать какой-либо формой или образом? [...] Об ангелах Библия говорит, что они — духовные существа, подобные Богу... Однако они всегда являются в человеческом образе... Возможно ли, чтобы эти высшие духовные существа были наделены «духовным телом» определенной формы? [...] В Священном Писании мы находим свидетельство о том, что некоторые праведники были удостоены видеть отчасти Божественный образ. Моисей, Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин видели стопы Его ног... О Христе сказано, что Он «образ Бога невидимого» (Кол. 1:15) и «ясный образ Его личности» (Евр. 1:3, англ. пер.). Из этих текстов следует что Бог — это Личность, Которая имеет определенный образ. Это не должно вызывать удивление, ведь и человек был сотворен по образу Божьему[36].

Согласно учению о великой борьбе, человек представляет собой тело плюс дыхание жизни, а не тело, в котором живет дух, способный поклоняться Богу (Ин. 4:24), способный переживать (Ин. 11:33) и уходящий к Отцу в момент смерти (Лк. 23:46). Не имея духа, люди не могли бы быть духовно мертвыми в буквальном смысле. Адвентисты не верят, что человек от рождения порочен и неспособен повиноваться Богу или угодить Ему без вмешательства свыше. Писание же говорит, что мы «по природе чада гнева» (Еф. 2:3), мертвые по грехам и преступлениям (Еф. 2:1). «...нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:11-12). Напротив, Елена Уайт утверждает, что грех — это наш сознательный выбор:

Не во власти сатаны принудить кого-либо согрешить. Грех — это личный поступок человека... По-средством молитвы и Слова Божьего мы обретаем способность преодолевать искушения[37].

Посредством веры и молитвы все могут исполнить требования Евангелия. Ни одного человека нельзя насильно заставить согрешить[38].

Поскольку адвентисты исходят из ложного понимания природы человека, они неверно понимают и природу Христа. По их мнению, раз человек — это материальное существо, материальному сознанию которого присущи «высшие способности», то и грех передается через генетический код. Таким образом, падшая или греховная природа определяется как наследственная слабость и склонность ко злу. Поэтому Человек Иисус облекся в «падшую природу», но преодолел искушения и показал нам, что мы тоже способны преодолеть грех с помощью молитвы и веры.

Согласно учению адвентистов, не имея нематериального духа, человек никак не может быть «рожден от Духа» или «рожден свыше». Рождение свыше — это не более, чем перемена ума под воздействием Святого Духа, решение принять крещение.

Жизнь в заблуждении

Учение о великой борьбе — это адвентистское представление о действительности. То, что Бог отождествляет Себя со Своим законом, для них такой же неоспоримый факт, как и то, что трава зеленая. Поскольку закон — это отражение Божьего характера, а сатана объявил закон несправедливым, единственная надежда человека заключается в знании того, что хорошо, а что плохо, чтобы делать правильный выбор.

Хотя адвентисты, говоря о Боге и спасении, используют те же слова, что и евангельские христиане, они вкладывают в эти слова смысл, заданный учением о великой борьбе. Они убеждены, что их подражание послушанию Христа рано или поздно положит этой борьбе конец. И тогда им представится долгожданная возможность обелить репутацию Бога и изобличить мошенничество сатаны. Поэтому сатана без устали провоцирует и обманывает тех, кто желает служить Богу, а Иисус являет им Собой неизменный пример безгрешного совершенства, которому они должны подражать. Таким образом, каждый человек, возрастая в познании добра и зла, становится участником великой борьбы, и репутация Бога и Его закона оказывается в руках человека.

Мартин Кэри подытоживает учение о великой борьбе таким образом:

Когда единовластие Бога преуменьшается, образовавшуюся пустоту неизбежно заполняет сатана или природа. Бога, каким Его изображает учение о великой борьбе, можно обвинить в несправедливости и заставить защищаться перед «исполненным смысла» судом, который Он с большой вероятностью может проиграть. Однако нас также уверяют, что естественные и нравственные законы суверенны. Они не подлежат сомнению и никогда не терпят неудачи. Таким образом, эти законы являют собой высшую реальность по cравнению с Богом. Учение о великой борьбе создает дуалистическую вселенную, в которой сила и власть Бога ограничиваются, а власть сатаны и законов расширяется. Бог обязан давать отчет сатане, и мы обязаны давать отчет законам. Бог требует, чтобы меньшие существа, такие как Иисус и человеческий «остаток» оправдали и восстановили Его единовластие. Теория великой борьбы устраняет все здравые причины для веры в какие-либо пророчества или обещания успеха, данные богом, о котором эта теория говорит, потому что исполнение всех пророчеств и обещаний зависит от послушания и верности людей. Сомнения, порождаемые теорией великой борьбы, — вот причина того, что многие адвентисты становятся агностиками. Их бог уже дискредитирован и низведен с престола.

Учение о великой борьбе — это непроверенное допущение, которое адвентисты восприняли как истину. Оно определяет каждую сторону их жизни. Вместо того, чтобы излагать библейскую истину о грехе человека и совершенном искуплении, достигнутом посредством смерти, погребения и воскресения Христа, оно возлагает задачу быть достойными спасения на плечи самих людей. Вера адвентистов в то, что они обладают «истиной», в сочетании с невозможностью соответствовать стандартам этой «истины» нередко приводит к отчаянию, депрессии и чувству вины. Возможно, они используют те же евангельские термины, что и евангелические христиане, но их мировоззрение приравнивает
почитание Бога к исполнению закона. Вместо того, чтобы полагаться на завершенное дело Христа, они пытаются своими силами его завершить. Почему-то они неправильно понимают последнее слово Христа: «Свершилось!»

ССЫЛКИ

  1. Уайт, Елена. Великая борьба, глава 29.[Назад]
  2. Уайт, Елена. Наглядные уроки Христа (Учение в притчах), глава 3 («Сперва зелень, потом колос»).[Назад]
  3. Уайт, Елена. Патриархи и пророки, глава 30. См. также Великая борьба, глава 42.[Назад]
  4. Уайт, Елена, Христос — Надежда мира (Желание веков), глава 69.[Назад]
  5. Великая борьба, глава 38.[Назад]
  6. В начале было Слово... (Заокский: Источник жизни, 2002), с. 145.[Назад]
  7. Norman, Erman. «Reaching the Secular World», Outlook, September 2006.[Назад]
  8. Gulley, Norman. «The Cosmic Conflict», Journal of the Adventist Theological Society, Autumn 2006, p. 83.[Назад]
  9. Там же, p. 85.[Назад]
  10. Carey, Martin. «Are Other Worlds Watching Us?», Proclamation!, Jan/Feb. 2008, pp. 6-12.[Назад]
  11. White, Ellen G. Signs of the Times, April 23, 1896.[Назад]
  12. Христос — Надежда мира, глава 79.[Назад]
  13. Signs of the Times, April 23, 1896.[Назад]
  14. В начале было Слово..., с. 304.[Назад]
  15. White, Ellen G. Manuscript Releases, vol. 5. p. 269.[Назад]
  16. Signs of the Times, July 31, 1901.[Назад]
  17. Уайт, Елена. Воспитание, глава 8 («Учитель, посланный Богом»).[Назад]
  18. Manuscript Releases, vol. 14, p. 85.[Назад]
  19. White, Ellen G. Selected Messages, bk. 1, p. 341.[Назад]
  20. Уайт, Елена. Ранние произведения, с. 145.[Назад]
  21. Патриархи и пророки, глава 1.[Назад]
  22. White, Ellen G. «The Duty of the Minister and the People», Advent Review and Sabbath Herald, 07.09.1895, § 14.[Назад]
  23. Signs of the Times, April 7, 1898.[Назад]
  24. Selected Messages, Bk. 1, p. 252.[Назад]
  25. Signs of the Times, Dec. 12, 1895.[Назад]
  26. Selected Messages, Bk. 3, p. 131.[Назад]
  27. Христос — Надежда мира, глава 4.[Назад]
  28. Signs of the Times, May 10, 1899.[Назад]
  29. Manuscript Releases, vol. 14, p. 74.[Назад]
  30. Signs of the Times, Feb. 13, 1896.[Назад]
  31. Там же, July 12, 1899.[Назад]
  32. Seventh-day Adventist Bible Commentary, vol. 4, 1159.[Назад]
  33. Великая борьба, глава 32.[Назад]
  34. В начале было Слово..., с. 116.[Назад]
  35. Там же, с. 120.[Назад]
  36. Там же, с. 126.[Назад]
  37. Signs of the Times, Dec. 18, 1893.[Назад]
  38. Уайт, Елена. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 178.[Назад]

Коллин Тинкер и ее муж Ричард ушли из церкви АСД в начале 1999 года после того, как открыли для себя истинное Евангелие, изучая вместе со своими соседями-христианами Новый Завет книга за книгой. Вскоре Коллин оставила свое прежнее место работы (она преподавала английский язык в старших классах), чтобы полностью посвятить себя служению бывшим адвентистам. Коллин стала редактором, а Ричард — дизайнером журнала Proclamation! С 2005 года Ричард возглавляет служение Life Assurance Ministries, а Коллин состоит в совете директоров. В июне 2006 года Ричарда уволили из адвентистского Университета Лома-Линда, где он работал в Стоматологической школе, и он также целиком посвятил свое время работе с бывшими адвентистами.

(с) Life Assurance Ministries, 2011. Все права сохранены.
http://lifeassuranceministries.org/proclamation/2011/2/greatcontroversy.html

ОБЪЯВЛЕНИЯ

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ПО ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКЕ

Центр апологетических исследований предлагает христианам всех конфессий программу дистанционного обучения по предмету «Христианская апологетика и культы».

Индивидуальный график сдачи работ. Самостоятельное изучение материала в удобное для студента время, без отрыва от основной деятельности. Содержание курса подобрано с учетом современной российской действительности. Студентам предоставляются подборка книг по христианской апологетике, диски с материалами курса и личная страница на учебном сайте. Индивидуальные консультации преподавателей и сотрудников ЦАИ.

Продолжительность обучения 74 часа (3-4 месяца с нагрузкой 1-2 часа в день). Для церквей и учебных заведений возможно групповое обучение. После успешной сдачи экзамена возможно получение сертификата от Ханаанской теологической семинарии (СПб).

Подробную информацию можно найти на сайте edu.apologetika.ru По всем вопросам обращайтесь к администратору курса Валерии Сорокиной по адресу dlc.cfar@gmail.com

КАК ПРИСЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Наша организация существует, главным образом, на средства жертвователей. Мы сердечно благодарим всех, кто уже поддерживает нас и обращаемся к вам с просьбой и далее жертвовать средства на издание «Вестника ЦАИ»

Если вы решили пожертвовать на служение ЦАИ какую-либо сумму, пошлите ее почтовым (или банковским) переводом. На почтовом бланке в графе «назначение платежа» напишите: «Пожертвования» без указания назначения пожертвований. Квитанцию вложите в письмо, в котором укажите назначение этих пожертвований.

Реквизиты для почтового перевода:

194044, Россия, С-Петербург, а/я 954, Центр апологетических исследований. Столярову П. Н.

Реквизиты для банковского перевода:

СПб ОО «Центр апологетических исследований» ИНН 7826053249, КПП 783901001
Р/с 40703810849000001515 в ОАО «Банк «Санкт-Петербург», БИК 044030790,
корсчет 30101810900000000790

Оглавление


ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕ ССЫЛКА НА «ВЕСТНИК ЦАИ» С УКАЗАНИЕМ ПОЧТОВОГО И ЭЛЕКТРОННОГО АДРЕСА ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Руководитель проекта: Павел Столяров.

Главный редактор: Дмитрий Розет

Отдел рассылки: Валерия Сорокина

Оглавление


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
Russia@Apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное