Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 11 ноября


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

5-11 ноября 2015 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В штате Делавэр назначены слушания по иску против старейшин Свидетелей Иеговы, не сообщивших о сексуальных домогательствах

В штате Делавэр судья готов выслушать аргументы прокуратуры по гражданскому иску, в котором утверждается, что старейшины одного из собраний Свидетелей Иеговы не сообщили властям о противозаконной сексуальной связи между взрослой женщиной и 14-летним мальчиком, принадлежавшими к числу членов собрания.

Законодательство штата требует, чтобы любое физическое или юридическое лицо, которое знает или имеет основания подозревать, что какой-либо ребенок подвергается насилию или остается без должной заботы, сообщило об этом по круглосуточной горячей линии. Закон конкретно указывает, что эти требования распространяются на работников и учреждения здравоохранения, сотрудников школ, социальных работников, психологов и служащих органов охраны правопорядка.

Однако адвокат из округа Суссекс настаивает, что эти требования не распространяются на старейшин Свидетелей Иеговы, поскольку они имеют привилегии священства, аналогичные тайне церковной исповеди.

NBC Philadelphia, 09.11.2015

САЕНТОЛОГИЯ

Нарконон мертв, да здравствует Нарконон! Как Саентология избавилась от пристрастия к реабилитационным центрам

Следует отдать должное главе Саентологии Дэвиду Мискевиджу: когда он принимает решение, оно выполняется очень быстро. А после того, как на этих выходных в г. Клиаруотер, штат Флорида, открылся новый большой центр Нарконона, стало ясно, что масштабный проект, запущенный Мискевиджем пару лет назад, уже близок к завершению.

Нарконону, каким мы его знаем, пришел конец.

Ему на смену пришел Нарконон версии 2.0.

Давайте вернемся немного назад во времени, чтобы понять, как мы оказались в нынешней ситуации. Нарконон любит рассказывать, что в 1966 году бывший заключенный аризонской тюрьмы по имени Билл Бенитес прочел одну из книг Рона Хаббарда, и ему в голову пришла идея Нарконона (это название сочетает в себе слова “наркотики” и “нет”). Хотя так оно и было, на самом деле важно только то, что Хаббард, увидев перспективу, перехватил руководство Наркононом и поручил своей шпионской организации, Офису Охраны, создать несколько подставных организаций, которые занимались бы распространением Саентологии под прикрытием «общественной деятельности». Когда Нарконон был официально создан в 1970 году, одним из трех его должностных лиц стал один из лучших шпионов саентологического Офиса Охрана, Хеннинг Хелдт, который впоследствии сел в тюрьму за участие в операции «Белоснежка».

Из документов Офиса Охраны, изъятых ФБР во время обысков в 1977 году, явствовало, что Хаббард рассматривал Нарконон как способ скрытно познакомить со своими идеями социально незащищенных людей — наркоманов, — и Наконон станет «мостом к мосту», привлекающим новых людей в Саентологию и к ее «Мосту к полной свободе». Однако Нарконон был полезен еще и тем, что он позволял Саентологии утверждать, будто она способствует оздоровлению общества путем очищения наркоманов. В недавнем прошлом все самые большие знаменитости Саентологии высказывались в поддержку Нарконона, и из уст таких звезд, как Джон Траволта или Том Круз, можно было регулярно слышать, что Саентология — «авторитет в вопросе стаскивания людей с наркотиков». Чтобы придать этой идее вес, Саентология открыла самый большой, «флагманский» реабилитационный центр в штате Оклахома — вдали от обычных саентологических пастбищ в Калифорнии и Флориде. Тем временем, во время ежегодных мероприятий Саентология хвалилась своим членам, что Нарконон быстро растет по всему миру и является крайне успешным предприятием.

Однако потенциальным клиентам Нарконон не сообщал о своей связи с Саентологией. Более того, Саентология вообще не упоминалась в контракте, который подписывали новые «студенты», и Нарконон осторожно разъяснял, что представляет собой «светскую», а не религиозную программу.

Именно с этого и начались неприятности. В последние 5-6 лет эта некогда приносившая устойчивый доход международная сеть реабилитационных центров столкнулась с серьезными проблемами. В 2008 году в штате Джорджия скончался пациент, что повлекло за собой неприятный судебный иск, а затем и обыск в центре, который впоследствии был закрыт. Потом, в 2011-2012 годах, последовал еще худший кошмар — три смерти в течение трех месяцев во флагманском центре, Нарконон-Эрроухед в штате Оклахома. Как и в Джорджии, расследование в конце концов заглохло, однако новый всплеск судебных исков и негативные статьи в прессе привели к серьезному снижению числа клиентов.

Потом был Райан Гамильтон. С Наркононом судились и другие юристы, но именно Гамильтон, адвокат из Лас-Вегаса, превратил эту тяжбу в промысел. Он увидел уязвимость Нарконона не только в том, что многие бывшие клиенты жаловались на причиненный им вред, но и в том, что и бизнес-модель, и контракты Нарконона погрязли в обмане.

Наверное, этого можно было ожидать от предприятия, созданного в рамках шпионской деятельности, однако суть деятельности Нарконона, вскрытая Гамильтоном, оказалась поразительно бесстыдной: Нарконон называл себя светской организацией, умалчивая о своих связях с Саентологией, и обещал примерно за 30 тыс. долларов индивидуальную программу избавления от наркозависимости в безопасной обстановке и с участием медицинского персонала.

Ничто не могло быть дальше от реальности. Программа Нарконона не предлагает никакой программы избавления от наркозависимости, но представляет собой в точности те же процедуры, через которые начинающий саентолог проходит в Саентологической церкви, переформатированные в виде девяти брошюр. И пока «студенты», как добрые саентологи, играют в гляделки, орут на пепельницы и опасно долго жарятся в сауне, они находятся в центре, в котором нет ни одного медицинского работника, а весь штат состоит из людей, ранее прошедших программу. В недавних исковых заявлениях говорится, что в центрах Нарконона распространены употребление наркотиков и предложения наркотиков в обмен на секс. Иными словами, Нарконон — возможно, худшее место, куда семья может послать молодого наркомана, если им нужны «светский» реабилитационный центр и серьезное консультирование.

По мере того, как Гамильтон оттачивал язык своих исковых заявлений, и становилось ясно, что дыма без огня не бывает, юристы в других частях США также подавали иски. Центры Нарконон повсюду использовали одни и те же контракты, давали одни и те же обещания и плодили множество недовольных бывших клиентов, не имеющих возможность вернуть свои деньги. Не было ни малейшего признака того, что Саентология намерена внести изменения в контракты или реформировать существующую сеть центров, хотя флагманский центр в Оклахоме постепенно приходил в упадок, едва сводя концы с концами. Хуже того: настойчивые заявления о светском характере Нарконона обернулись для него бедой, поскольку он не мог скрыться за Первой Поправкой к Конституции США, как это обычно делает Саентология в ответ на судебные иски.

Судя по всему, Нарконон ждали нешуточные неприятности. Мы все чаще получали сообщения о том, что компании, страховавшие центры Нарконона, были в ужасе и стремились достичь мирового соглашения там, где Саентология, как обычно, пыталась бороться до конца, применяя тактику выжженной земли. Когда иски Гамильтона почти без исключений стали принимать к рассмотрению, невзирая на возражения Саентологии, ситуация приобрела критический характер. Перед страховщиками замаячила перспектива огромных выплат, конца которым не было. Однако в январе прошлого года Мискевидж отреагировал на кризис заявлением о намерении открыть по всему миру совершенно новую сеть Наркононов.

Что-что? Неужели глава Саентологии просто игнорировал рак, разъедавший Нарконон, предлагая удвоить количество центров?

Вовсе нет. Бывший сотрудник Саентологии Майк Риндер одним из первых понял, что происходит на самом деле. Мискевидж решил бросить Нарконон на произвол судьбы и заменить его чем-то другим. «Я говорил об этом год назад. Он собирается отказаться от Нарконона в его нынешнем виде. Единственное, от чего он не откажется, — это название», — сказал нам Риндер вчера.

Такого же мнения придерживается и бывший сотрудник Нарконона, попросивший не называть его имя: «Это совершенно другая эпоха по сравнению с временами, когда всем руководил Нарконон Интернешенел, и с тем, на что были похожи эти центры. Теперь Нарконон Интернешенел мертв. Всем руководит ABLE, а это проект Морской организации».

Давайте вчитаемся в это объяснение. В рамках прежней модели отдельные центры Нарконона, местные некоммерческие организации действовали по «лицензии» региональных объединений, которые, в свою очередь, лицензировал Нарконон Интернешенел, президентом которого был многолетний саентолог Кларк Карр. Нарконон Интернешенел, в свою очередь, действовал по лицензии Ассоциации лучшей жизни и образования (Association for Better Living and Education, ABLE) — саентологической компании, штат которой составлен из членов Морской организации, и которая также надзирает за деятельностью других подставных саентологических групп, скрытно пытающихся донести информацию о Роне Хаббарде и Саентологии до школ, тюрем и участников больших публичных мероприятий. Прежде мы уже писали, что признаком того, как плотно контролирует ABLE глава Саентологии Дэвид Мискевидж, является тот факт, что президент ABLE, Рена Вайнберг, исчезла в «черной дыре» — гротескной саентологической тюрьме.

А потом, в конце января 2015 года, через год после того, как Мискевидж предал гласности свои планы в отношении новых Наркононов, сам Карр исчез во время чистки, проведенной в лос-анджелесских офисах Нарконон Интернешенел. Впоследствии, когда стало ясно, что Карра понизили в должности, он объявился в офисе Нарконона в Тихуане. Но что случилось с Нарконон Интернешенел?

Бывший сотрудник, с которым мы общались, рассказал нам, что Нарконон Интернешенел просто вычеркнули из бытия, а новые центры Нарконона подчиняются непосредственно ABLE и ее исполнительному директору — блондинке, которая в последние месяцы появлялась на торжественных церемониях открытия всех новых центров, но имя которой никогда не упоминается в пресс-релизах, публикуемых Саентологией (как сообщают нам наши читатели, она была известна под именами Шэннон Уокер и Шэннон Уилсон). Однако нам кажется странным, что Саентология в публикациях об открытии новых центров называет ее только по должности.

В г. Охай, штат Калифорния, в сентябре:

Гости прибыли на частный прием, после которого состоялась торжественная церемония открытия, которую провела исполнительный директор Ассоциации лучшей жизни и образования (ABLE). Приветствуя гостей, она сказала им: «Сегодня Нарконон — мировой лидер в наркотической и алкогольной реабилитации...»

В Дании, также в сентябре…

Обращаясь к собравшимся на торжественный праздник по поводу открытия, исполнительный директор Ассоциации лучшей жизни и образования, ABLE, заметила, что «ABLE посвящает себя улучшению общества...»

И на этих выходных в Клиаруотере...

Торжественную церемонию открытия Нарконон-Санкоуст вела исполнительный директор Ассоциации лучшей жизни и образования (ABLE), которая приветствовала гостей...

Странно, не правда ли? (Новые «идеальные» центры Нарконона были недавно открыты в Мексике и Великобритании. Однако планы открытия таких же центров в Австралии, Канаде и штате Мэриленд, затормозились, поскольку местные жители с успехом воспротивились изменению зонирования.)

Тем временем, как рассказывают нам бывшие сотрудники Нарконона, перемены в сети центров — или того, что от нее осталось, — велики.

«Теперь ABLE непосредственно управляет центрами Нарконона, а Нарконон Интернешенел спекся. Новая эпоха „идеального Нарконона“, конечно же, принесла с собой больше контроля. Центры обязали требовать, чтобы сотрудники и студенты носили дурацкую униформу Нарконона, они издали новые материалы, а Голд [студия Голден Эра Продакшенз на Международной Базе близ г. Хэмет, штат Калифорния] выпустила новые видеофильмы и PSA, — говорит бывший сотрудник. — Внутри сети эти перемены встретили с определенным недовольством. Прежде всего, больше года назад центр Нарконон-Галф-Коуст в г. Дестин, штат Флорида официально вышла из сети Нарконона и взяла название „Blu by the Sea“. Они не используют никакие технологии Саентологии или Нарконона, и среди их сотрудников нет ни одного саентолога. Они ушли полностью».

Нарконон-Санкоуст, центр, открывшийся в Киаруотере на этих выходных, также претерпел серьезные перемены, говорит он. Он заменил собой прежний центр, находившийся в соседнем округе Хернандо, расширение которого стало предметом судебной тяжбы. В результате округу пришлось выплатить 1,97 млн долларов, но центр после этого закрылся, переехал в Клиаруотер и сменил штат. Теперь, по сведениям из наших источников, им руководит та же команда, которая управляет Наркононом в штате Луизиана. Несмотря на то, что тяжба с округом Хернандо принесла организации много денег, как следует из пресс-релиза, опубликованного в связи с открытием нового центра, он был построен на деньги Международной ассоциации саентологов (IAS).

«Они больше не скрывают свою прямую связь с Саентологией, — рассказывает бывший сотрудник. — Во время захвата большинство сотрудников центра Санкоуст уволилось, потому что им сказали, что они должны либо войти в программу ABLE, либо убираться ко всем чертям. Но это не самая большая новость».

Какова же настоящая бомба? По его словам, вся сеть центров Нарконона в Северной Калифорнии, судя по всему, отказалась от саентологической программы.

«Они недавно закрыли один из трех центров, в Плэсервилле, потому что у них было недостаточно клиентов, и они начали терять деньги. Они также пытались переименовать Нарконон-Виста-Бэй в Эмеральд-Пайнс, Пайнкоун-Гроув и Редвуд-Клиффс. Очевидно, ничего не вышло, поскольку они все еще носят наркононовское название. Теперь из целого ряда источников пришли новости, что эти центры совсем вышли из сети Нарконон, чтобы заняться чем-то другим. Их веб-страницы с логотипом Нарконона отключены на техническое обслуживание, а их новый сайт находится по адресу elevaterehab.org».

Новая веб-страница конкретно упоминает SMART Recovery — научный подход, разработанный в штате Огайо и не имеющий отношения к Нарконону. Однако наш источник сообщает, что перемены, возможно, не стопроцентны.

«Учитывая, как много саентологов все еще остается в штате, я сомневаюсь, что они уйдут далеко. Это может стать неким гибридом, вроде организации Пера Викстрёма в Мичигане, — говорит бывший сотрудник. — Так или иначе, происходит серьезная перетряска, и я уверен, что дальше будет больше».

Мы рассказали Майку Риндеру о переменах, происходящих в системе, и обратили внимание на еще одну деталь по поводу новых центров, которые открываются или находятся на стадии планирования, — некоторые из них крохотны. В штате Мэриленд местные жители все еще борются против открытия центра Нарконона на месте бывшего рыболовного лагеря Траут-Ран, однако нас удивило, что Саентология уже заплатила 5 млн долларов за один только участок земли, на котором будет построен центр вместимостью всего 20 пациентов (если саентологи выиграют судебную тяжбу).

И новый центр в г. Охай, построенный на территории бывшего поместья Ларри Хэгмана, будет обслуживать только VIP-клиентов, и в нем будет считанное количество мест.

«Если в этом центре будет всего шесть мест, он будет обслуживать лишь элитных друзей знаменитостей, и вместо того, чтобы спасать мир от проклятия наркотиков, как они долгое время формулировали цель Нарконона, они попытаются привлечь в свою программу „законодателей мнений“», — говорит Риндер.

Бывший сотрудник Нарконона предсказывает то же самое: «Немногие центры, которые останутся, станут частью этого нового Нарконона в стиле Морской организации. Они будут совершенно пусты, это больше не будет доходным предприятием — все это просто пиар», — говорит он.

Забавно, что более очевидная связь между Наркононом и Саентологией — именно та идея, на которой Риндер всегда настаивал, когда помогал решать юридические вопросы Саентологии: «Я всегда утверждал, что это лучшая защита. Кроме того, это правда: Нарконон — программа, основанная на Саентологии, и все это знают. Но они делали вид, что это не так, чтобы получить государственное финансирование. Это один из советов Л. Рона Хаббарда. Он хотел, чтобы центры Нарконон финансировались правительством. А это невозможно, если в их основе лежит религия».

Риндер предсказывает, что Нарконон не только превратится в бутик, нацеленный не столько на прибыль, сколько на пиар, но и что вскоре он, возможно, станет рекламировать себя как «религиозную» программу, чтобы защититься от новых судебных исков. Бывший сотрудник Нарконона с этим согласен: «Думаю, в конечном итоге им придется это сделать. Теперь, когда они озвучивают связи с IAS, и ты должен каждую неделю сообщать свои показатели члену Морской организации, как можно называть это светской организацией?»

The Underground Bunker, 10.11.2015

к оглавлению

Джефферсон Хоукинс: чего на самом деле хотят саентологи в желтых футболках на месте катастрофы?

Джефферсон Хоукинс некогда был ведущим специалистом по маркетингу в Саентологической церкви и помог ей достичь наибольшего охвата с помощью знаменитого телевизионного рекламного ролика «с вулканом» в 1980-х годах. Он рассказал о том, как попал в организацию, и как ушел оттуда в своих прекрасных книгах Counterfeit Dreams («Поддельные мечты») и Leaving Scientology («Как я покинул Саентологию»), а еще раньше написал серию статей о саентологической этики для блога Underground Bunker.

Одним из самых беспринципных и циничных методов вербовки, используемых Саентологией, Л. Рон Хаббард называл «Контактом с жертвой» (Casualty Contact). Он подробно изложил суть этого метода в нескольких бюллетенях в 1950-х и 1960-х годах.

В «Бюллетене профессионального одитора» (Professional Auditors Bulletin) от 28 февраля 1956 года он писал:

Каждый день в ежедневных газетах читаешь о людях, которых жизнь тем или иным образом превратила в жертвы… Берешь все ежедневные газеты, какие сможешь найти, и вырезаешь из них заметки, в которых, возможно, говорится о преклире...

Следует представиться этому человеку или его семье священником, в котором газетная заметка об этом человеке возбудила сострадание. Далее следует войти к этому человеку, оказать ему нормальный ассист и оставить ему карточку, в которой говорится, где каждое воскресенье проходят церковные богослужения, и со словами, что гораздо более полное исцеление возможно при посещении этих бесплатных богослужений, удалиться...

Некоторая малая доля посещенных людей или их родственников придет на группу. Так собираешь группу, и естественным образом из этой группы получаешь очень много отдельных преклиров.

Он снова упоминает об этом тремя годами позже в «Бюллетене Офиса Хаббарда по связям» (HCO Bulletin) от 15 сентября 1959 года:

Плодотворным источником Коодита HAS [Ассоциации саентологов Хаббарда] является контакт с жертвами. Это очень старый метод, им почти никогда не пользуются, и он почти всегда приносит оглушительный успех, если одитор использует его более-менее правильно. Одитору нужно лишь прийти в какую-нибудь несектантскую больницу, использовать свою карточку Священника, заручиться разрешением суперинтендента на посещение палат, ничего не говорить о процессинге, упоминая лишь заботу о душах людей, и он найдет радушный прием. Священники почти никогда не делают такие обходы. Некоторые больницы категорически против таких вещей, но тогда всего лишь нужно найти другую. Удивительно, что можно сделать в больнице с помощью контактного ассиста и процессинга.

Он инструктирует этих «священников» всегда иметь с собой визитки и раздавать их, завести автоответчик, чтобы принимать звонки и сообщать людям расписание курса. Он отмечает:

…твое заявление: «Современная научная церковь может такое вылечить. Придите и увидите», — сработает. Это прямая вербовка!

Прямая вербовка! Да, иди, найди несчастных больных или пострадавших в аварии и скажи им: «Саентология может это вылечить!» Что в этом беспринципного?

В юриспруденции этот метод называется «погоней за каретой скорой помощи», и к нему относятся неодобрительно. Собственно, в США и многих других местах он запрещен. Считается крайне аморальным охотиться на жертв катастроф, болезней и несчастных случаев. В Саентологии это нормально. Это считается «прямой вербовкой».

Ладно, скажете вы, но это было в 1959 году. Конечно же, они больше этим не занимаются. Конечно же, занимаются. Только в новой привлекательной обертке, созданной Хаббардом и называемой «Программой добровольных священников». Это все та же методика «контакта с жертвой», только под новым соусом.

Швеция 2008 год

Священников посылают в зону больших катастроф (ураганов, наводнений, цунами, перестрелок в школе и прочего, о чем говорится в новостях). Там они надевают ярко-желтые футболки или жилеты, натягивают ярко-желтый тент и начинают делать «ассисты», раздавать брошюры и рассказывать людям о Саентологии. Они «находят развалины» и говорят людям, что «Саентологии под силу с этим справиться». Прямая вербовка. Или, как писал Хаббард:

По мере того, как результаты программы добровольных священников начнут распространяться в обществе, начнет расти число обычных людей, которые получили помощь. Эти люди начнут вливаться в миссии и церкви Саентологии отовсюду, где работали добровольные священники.

Гениальность программы добровольных священников состоит в том, что она не только придает этой деятельности красивое альтруистическое звучание в ушах посторонних людей и журналистов, но и делает эту деятельность привлекательной для самих саентологов. Если откровенно циничная беспринципность программы «контакта с жертвой» могла их отпугнуть, то теперь они могут гордиться своим участием в программе помощи жертвам катастроф, излучающей такой альтруизм и самопожертвование. Кроме того, они также помогают приводить в Саентологию новых людей — сплошные плюсы с точки зрения верного саентолога.

Я искренне считаю, что большинство саентологов — приличные, добрые люди. Многих из нас в Саентологию привлекло прежде всего желание помогать другим. В глазах саентолога использование Саентологии, чтобы помогать людям в зоне бедствия, — лучшее, что только можно сделать. Они действительно в это верят, и я думаю, что они искренне хотят помогать другим, не думая о личной выгоде.

Я также думаю, что они не догадываются, как цинично ими манипулирует организация.

Например, почему именно желтые футболки, жилеты и тенты? Почему желтый цвет?

Потому что желтый цвет бросается в глаза на фотографиях. Он очень заметен. Это решение было принято сознательно при разработке проекта. Я знаю, я как раз работал в саентологическом Отделе маркетинга, когда принималось это решение. Главным критерием была видимость. Как это будет выглядеть.

Сколько денег Саентологическая церковь тратит на эти проекты помощи жертвам катастроф? Нисколько. Ноль. Ожидается, что саентологи сами оплатят дорогу к месту катастрофы и обратно. Или же богатых саентологов убеждают пожертвовать деньги на поездку. Или Джона Траволту убеждают предоставить свой частный самолет. А сколько средств выделяется из сундуков самой организации? Ни цента.

Как много организации и планирования требуют такие проекты? Опять же, нисколько. Никто не задумывается о том, какая помощь может потребоваться в зоне бедствия, и в чем действительно нуждаются жертвы. Добровольные священники приезжают с заранее составленными представлениями о «потребностях» людей. Они делают «ассисты» (граничащие с непристойными прикосновениями) и раздают саентологическую литературу. Поскольку они приезжают с заведомой мыслью, что этим людям «нужна» Саентология.

А что насчет пищи, воды или одежды? Опять-таки, организация не предлагает ничего. Иногда, в редких случаях, они пристраиваются к другим организациям — перевозят или раздают пищу и воду, которые те предоставляют. Но никаких умственных или физических усилий не тратится на то, чтобы выяснить, в чем на самом деле нуждаются жертвы бедствия, и помочь им этим.

О чем Саентология заботится всегда? О наличии фото- и видеокамер. Внутренние инструкции по осуществлению подобных проектов всегда включают одну важную цель: позаботиться о том, чтобы все было снято и записано на пленку, и чтобы ярко-желтые футболки и тенты были отчетливо видны. Любую группу добровольных священников, которая посмеет вернуться без множества фотоматериалов, которые можно будет использовать в пресс-релизах и рекламных видео, ждут большие неприятности!

А главная работа Саентологической церкви начинается по окончании проекта — подготовка глянцевых пресс-релизов и монтаж красивых видеороликов, которые должны убедить мир, как велика помощь Саентологии.

Саентология не помогает ничем. Добровольные священники не помогают ничем. Если содрать с них красивую упаковку и весь маркетинг, это попросту «прямая вербовка». Это циничный и беспринципный хаббардовский «контакт с жертвой» под новым соусом.

Желтого цвета.

The Underground Bunker, 06.11.2015

к оглавлению

АТЕИЗМ

Американские атеисты заявили о своей вере в Бога

Социологи представили новые данные об американских атеистах, число которых резко выросло за последние годы. В частности, ученые обнаружили, что 8 процентов атеистов США верят в Бога. Об этом сообщается на сайте Исследовательского центра Пью.

Социолог Майкл Липка (Michael Lipka) обобщил данные «Исследования религиозного ландшафта США», проведенного в 2014 году, и представил их в статье «Семь фактов об атеистах», пишет Лента.

За последние несколько лет количество американцев, называющих себя атеистами, выросло вдвое — хотя они все равно составляют всего 3,1 процента от населения страны. Такой рост может быть связан с более терпимой обстановкой в стране, которая позволяет открыто заявлять о своих религиозных взглядах.

Большинство атеистов — это молодые мужчины: к сильному полу принадлежат около 68 процентов опрошенных атеистов, а средний возраст их составил 34 года. Кроме того, атеисты чаще бывают белыми и имеют высшее образование. По своим политическим взглядам они близки демократам: поддерживают однополые браки, легализацию абортов и государственную помощь малоимущим.

К удивлению ученых, 8 процентов атеистов заявили о том, что верят в Бога. Это означает, что атеизм для американцев означает самые различные верования и позиции: например, атеистами могут называть себя агностики (люди, не считающие возможным определиться в существовании Бога). При этом Липка также отмечает, что многие люди, отнесшие себя к представителям той или иной религии, заявили о неверии в Бога.

Наконец, лишь 35 процентов атеистов публично заявляют о своих религиозных воззрениях. Наука является основным моральным руководством для 32 процентов опрошенных, практический опыт и здравый смысл — для 44 процентов. Лишь 1 процент атеистов черпает представление о добре и зле из религиозных источников.

НХМ, 11.11.2015

к оглавлению

БЕЛОЕ БРАТСТВО

«Для родных я умер». Бывший участник «Белого братства» о жизни в секте

Мария Цвигун и Юрий Кривоногов

В 90-е годы в Киеве образовалась одна из крупнейших сект в новой истории ? «Белое братство». Её основательницей стала донецкая журналистка Марина Цвигун, которая придумала себе имя Мария Деви Христос и нарекла себя божеством. Она вместе с мужем Юрием Кривоноговым объявила, что 24 ноября 1993 года состоится Страшный суд, на котором смогут спастись только последователи её учения. Для этого они должны отказаться от всего имущества, особенно от кредитных карт, паспортов, ИНН и других вещей, идентифицирующих личность. По указу Цвигун сектанты отдавали ей деньги за проданные квартиры, убивали людей и даже пытались совершить массовое самосожжение. Вскоре «Белое братство» распространилось и на территории России ? очаги секты появились в Москве и Петербурге. Лидеры «Белого братства», в том числе и Марина Цвигун, были взяты под арест за две недели до объявленного «Страшного суда» ? 10 ноября 1993 года, после чего осуждены на сроки от четырёх до шести лет. В настоящее время все организаторы секты на свободе. Марина Цвигун сменила имя на Викторию Преображенскую и продолжает набирать единомышленников в столице России.

Бывший участник «Белого братства» рассказал о времени, проведённом в секте, и о том, каким было его возвращение к нормальной жизни.

Пожертвовать семьёй ради спасения души

В 1992 году 22-летний житель Киева Сергей Овчинников ходил по городу в поисках работы. Молодой человек только что получил образование инженера, но по специальности устроиться не мог. Сергею нужно было кормить семью ? молодую жену и трехмесячного сына ? и он заглядывал во все магазины в центре города в надежде получить хотя бы место грузчика. Вдруг с одной из улиц навстречу Сергею вышли двое молодых людей с листовками в руках. «Они были одеты в длинные белые сутаны и улыбались, ? вспоминает Сергей. ? Они начали рассказывать мне про своё учение и про их лидера, но я был настолько погружён в свои мысли, что не слышал. Парни попросили меня пожертвовать деньги ? тогда я якобы смогу «очиститься» от грехов, и они будут за меня молиться. Я ответил, что безработный, и денег нет. Уже собрался уходить, но они предложили мне помощь».

Молодые люди, представившиеся «белыми братьями», уверили Сергея, что могут устроить его на отличную работу. От Овчинникова требовалась всего лишь ходить по улицам, собирать пожертвования для «Белого братства», вербовать новых участников ? и получать за это большую выгоду. Правда, для получения работы нужно было съездить к лидеру общества, чтобы Мария Деви Христос лично утвердила кандидатуру нового «брата». Сергей согласился ? всё равно другого выхода у него не было. Молодые люди тут же сопроводили его в обычную квартиру в одном из жилых домов, где Сергея уже ждала предводительница «братьев».

«Она тоже была вся в белом, с украшениями на голове, ? рассказывает Сергей. ? Прямо как Богоматерь с иконы. Она больше часа говорила мне о конце света, Страшном суде и что спастись можно, только следуя за ней. Я думаю, что она обладала искусством гипноза, потому что я поверил этой женщине полностью и был готов выполнять её любые приказания. Я удивлялся ? как другие люди до сих пор заблуждаются и не присоединяются к «Белому братству»?». Для того, чтобы быть спасённым, нужно отказаться от всех материальных благ, порвать с семьёй и старыми друзьями и распространять информацию о «Белом братстве». За это Мария Деви Христос пообещала самую большую награду, которую только можно представить ? спасение на Страшном суде и переход в новую жизнь для избранных.

Тотальный контроль

Чтобы вступить в «Белое братство», Сергею нужно было немедленно продать квартиру и отдать вырученные деньги предводительнице, чтобы та уничтожила их. Взамен Овчинникову пообещали новое жилье, где он будет находиться вместе с другими «братьями», и выдавать необходимую сумму на пропитание. Вдохновлённый Сергей побежал домой, к жене и сыну. Он восторженно рассказал супруге о своём приключении и начал обрисовывать прекрасную жизнь, которая предстоит им после спасения, однако жена не оценила воодушевления Сергея. Девушка отказалась вступать в секту. Назвала это безумием и сказала супругу, чтобы он вместо того, чтобы бездельничать, шёл искать нормальную работу. «Она сказала, что Мария ? самозванка или сумасшедшая, как и все её последователи, ? вспоминает Сергей. ? Я тогда просто ополоумел. Выгнал её с нашим сыном к матери, а сам через несколько дней продал квартиру за бесценок и все деньги отнёс в секту».

Сергею выдали длинное белое одеяние и поселили в ветхом расселенном доме. В однокомнатной квартире он жил вместе с другими «братьями» ? всего их было пять человек. Целыми днями члены общества ходили по улицам, распространяя листовки о «Белом братстве», вербуя новых участников и собирая деньги «для очищения души от грехов». Вечером каждый из братьев писал подробный отчет ? что они делали, о чем разговаривали, не было ли чего-то подозрительного в поведении других «братьев» из пятерки. Эти доносы они сдавали вышестоящему адепту, который приходил, чтобы забрать собранные деньги, оставив лишь немного на еду. Таким образом, все члены «Белого братства» постоянно находились под жёстким контролем.

«Убивали людей, глазом не моргнув»

С родными и друзьями Сергей не общался ? это было обязательным условием членства в секте. Когда знакомые окликали молодого человека на улице, он делал вид, что не слышит. Руководство было довольно работой Овчинникова.

Через некоторое время его отправили вербовать людей в Петербург ? «братья» были уверены, что Киев уже в их власти. В Петербурге Сергей попал в новую «пятёрку». «Братья» жили в квартире одного из сектантов: тот предоставил её в распоряжение религиозной общины. Пожилая женщина, которая жила по соседству, недолюбливала сектантов. Она часто угрожала им заявлением в милицию, плевалась при встрече с «братьями» и ругала молодых людей, называя преступниками и лентяями.

«Однажды наш старший «брат» пришел и сказал, что Мария Деви Христос указывает нам устранить неверную грешницу, ? рассказывает Сергей. ? Мы всерьёз начали придумывать план расправы со старушкой, но через два дня она умерла сама. Ей было 92 года. Ненавижу себя уже только за мысли об убийстве этой женщины. Она ведь, наверное, блокаду пережила в Ленинграде. Может быть, герой войны, труда. А мы бы тут, сопляки глупые, на неё ? с ножом. У нас всё обошлось, но я знаю, что некоторые члены секты убивали других людей, глазом не моргнув».

Конец света не состоялся

Шли месяцы. Сергей был всем доволен ? ведь, по его мнению, он каждый день шёл к тому, чтобы заслужить себе спасение и новую прекрасную жизнь среди «братьев». В начале осени 1993 года одного из членов «пятерки» вызвали в Киев, к руководству. «Мы тогда завидовали ему», ? говорит Сергей. ? Думали, что Мария Деви Христос повысит его в сане или удостоит других почестей. Позже я узнал, что один из нас написал на этого беднягу донос, якобы он засомневался в своих верованиях. В Киеве эта женщина планировала массовое убийство ненужных «братьев».

В Киеве группа сектантов захватила Софийский собор и закрылась в нём ? «братья», усомнившиеся в святости Марии Деви Христос, должны были сжечь себя заживо в стенах храма. Им повезло: милиция вовремя приехала на место события и пресекла жестокий ритуал. В тот день, 10 ноября 1993 года, милиция задержала более 600 сектантов во главе с Мариной Цвигун ? «Марией Деви Христос». Руководство «Белого братства» обвиняли в захвате государственной собственности, посягательстве на здоровье граждан и умышленном телесном повреждении. Членам «Белого братства» было запрещено читать прессу и смотреть телевизор, однако новость об аресте сектантов облетела все города: об этом говорили все вокруг. «Я помню своё разочарование, ? вздыхает Сергей. ? Это было подобно смерти. Я был уверен, что Мария Деви Христос не даст себя так унизить. Я увидел её фото в газете на первой полосе ? она сидела в камере, вся такая жалкая, в какой-то нелепой одежде, обычная девчонка. Меня как обухом по голове ударило. Я понял, что это был большой обман. Потом ещё долго ходил, как пьяный, ничего не соображал».

В ближайшие дни после ареста руководства все «братья» разъехались кто куда. Друг друга они больше не видели. Сергей подался в Киев ? просить прощения у своей семьи. Денег на билет у него не было, и молодой человек добирался на попутках. Бывшая тёща даже не пустила Сергея на порог: через закрытую дверь она сообщила, что её дочь Олеся счастлива с новым мужем, а маленький Славик называет отчима «папой» ? искать их не надо. Родители Сергея тоже не дали сыну адрес его бывшей жены. «Они накормили меня, дали немного денег и сказали, что я могу переночевать, а потом должен идти на все четыре стороны, ? рассказывает Овчинников. ? Я так и сделал. Утром ушел». Это было как раз 24 ноября ? в тот день, когда должен был состояться конец света.

Новая жизнь в Петербурге

С тех пор Сергей никогда не видел своих родных: для них он умер. Сначала 23-летний молодой человек искал работу в Киеве, но попытки снова не увенчались успехом. Просить помощи было не у кого: теперь уже бывшие друзья Овчинникова делали вид, что не слышат, когда он окликал их и проходили мимо, отведя глаза. Тогда Сергей решил начать жизнь с чистого листа в Петербурге ? за полгода жизни в Северной столице молодой человек привязался к городу на Неве.

Сейчас Сергею 45 лет. Он работает инженером в крупной компании и имеет хороший достаток, но личного счастья так и не обрёл. У Овчинникова нет ни жены, ни детей, зато есть собака, колли по кличке Дарси. «В целом я считаю, что проживаю никчёмную жизнь, ? признаётся Сергей. ? Я не смог сделать никого счастливым и сам не стал таковым. Я стараюсь не вспоминать о своей прошлой жизни ? о родных в Киеве, об участии в секте. Моему сыну сейчас должно быть 23 года, а я даже не знаю, как он выглядит, не знаю даже, как звучит его голос. Бывает, такая депрессия находит, хотя я регулярно посещаю психолога с тех самых пор. Так иногда хочется приехать в Киев, ворваться к своим, обнять их, расцеловать родителей, если они ещё живы. Но я для своей семьи давно умер. А у меня даже их фотографии не осталось».

АиФ, 10.11.2015

Чудо, а не страна

Свежий опрос ВЦИОМа о верованиях россиян, позволяющий проследить эволюцию их взглядов с 1990 по 2015 год, удивил: произошла поляризация общества в отношении к паранормальным явлениям. Прежде всего налицо рост интереса к мистике, а рекордная динамика — у веры в способность предсказывать будущее и судьбу. Если в 1990-х ее разделяло 43 процента опрошенных, то в 2015-м их стало более половины — 55 процентов (рост на 12 процентов). Увеличилось и число верящих в колдовство и порчу (с 37 до 48 процентов), а вот, к примеру, доля суеверных стабильна — черных кошек боится ровно половина россиян и в перестройку, и сейчас.

Увлечение мистикой отодвинуло на второй план все то, чем когда-то интересовались наивные постсоветские граждане: гипноз, телекинез, летающие тарелки — число тех, кто в это верит, резко упало.

Однако, пожалуй, самая заметная тенденция: на фоне растущей веры в колдовство и предсказания все меньше сомневающихся. К примеру, в 1990-м целых 36 процентов опрошенных колебались, отвечая на вопрос, способны ли некоторые люди предсказывать будущее. Сейчас такие сомнения испытывают лишь 7 процентов. Не определившихся почти не осталось: своего мнения о возможности передавать мысли на расстоянии не было у 33 процента в 1990-м и всего у 8 процентов в этом году, в 1990-м с отношением к телекинезу не определись 35 процентов опрошенных и только 8 процентов в 2015-м...

Куда же "ушли" те, кто раньше сомневался? Социологи ВЦИОМа отмечают: "За четверть века позиции россиян относительно "чудес" сместились скорее в сторону скептицизма". Особенно это касается псевдонаучных увлечений, популярных в 1990-е. Например, если в перестройку в возможности биополя не верило всего 13 процентов, то сегодня число неверующих выросло на 40 пунктов — до 53 процентов!

И лишь колдовство и предсказания не сдают позиций. Чем это объяснить? Эксперты прежде всего кивают на СМИ — сразу несколько телеканалов делают ставку на мистику.

— Всевозможные битвы экстрасенсов, передачи о колдунах и магах превращают эту тему из виртуальной в реальную,— считает Сергей Ениколопов, заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья РАМН.— Вера в чудо вообще свойственна человеческой природе, а тут еще и такая "накачка" с экранов.

По словам эксперта, сегодня сталкиваются две тенденции: наряду с интересом СМИ к мистической тематике постоянно критикуется официальная наука или, допустим, медицина. Пересказываются скандалы или истории о том, как врачи кого-то не вылечили или залечили, и у людей складывается впечатление, что им доверять нельзя. А кому можно? Пытаясь найти ответ, многие приходят к магам и знахарям. Не случайно в конце прошлого года широко обсуждался доклад фонда "Хамовники" и НИУ ВШЭ, посвященный альтернативной медицине. На примере Пермского края (претендующего на звание среднестатистического российского региона) авторы раскрыли структуру этого теневого мира — от колдунов и экстрасенсов, работающих без разрешений и образования, до передвижных ярмарок с БАДами и целебными бальзамами и самолечения в аномальных зонах...

— С крушением Советского Союза исчез научный фон, который был прививкой от подобных заблуждений,— говорит Ениколопов.— Ну и, конечно, трудные времена часто сопровождаются модой на сверхъестественное. Зависимость здесь не прямая, просто человек в тяжелых обстоятельствах всегда пытается понять, что делать, ищет объяснения тому, что с ним произошло. Вспомните, какое количество людей в 1990-е видели в родинке на голове Горбачева какой-то знак...

Мария Мчедлова, главный научный сотрудник центра "Религия в современном обществе" Института социологии РАН, уточняет: 1990-е — хороший пример того, как социальные катаклизмы приводят к активизации экстрасенсов, гадалок, целителей...

— После того как у общества исчезли четкие ценностные основы, люди стали метаться,— говорит эксперт.— Ведь человек не может без духовного осмысления жизни, вот и началась экспансия не только различных конфессий и религиозных организаций, но и всевозможных сект, движений, вроде "нью-эйдж", возрос интерес к мистике. Возникла "духовная всеядность". Однако советский человек все же был образованным, и вся эта смесь из спиритуализма, легенд древних цивилизаций, уфологии и поверхностных представлений из языческих мифов перестала его удовлетворять.

Хорошая новость, по словам Марии Мчедловой, в том, что сегодня налицо "определенная стабилизация": многие люди повернулись лицом к основным религиозным конфессиям, уменьшилось число тех, кто верит, например, в абстрактную высшую силу или переселение душ. Однако гораздо больше тех, у кого вера в Бога может сочетаться, допустим, с верой в приметы или в мифы, транслируемые массмедиа, достаточно вспомнить ажиотаж вокруг конца света, охвативший весь мир несколько лет назад...

— Пролетит мимо Земли какой-нибудь метеорит, и интерес к мистике резко пойдет вверх — такого исключать нельзя, особенно в условиях маркетизации этой сферы общественного сознания,— говорит эксперт.

Зато можно наверняка утверждать другое: любые перемены в отношениях россиян с паранормальными явлениями социологи обязательно зафиксируют.

Ъ-ОГОНЕК, 09.11.2015

к оглавлению


ВНИМАНИЕ:

Центр апологетических исследований и лично ведущий данной рассылки
не обязательно разделяют мнение авторов новостных статей,
приводимых в этой подборке. Ответственность за точность приводимой информации
лежит на авторах оригинальных материалов. Вы можете узнать наше мнение по затрагиваемым
вопросам, написав нам по адресу, указанному ниже.


Центр апологетических исследований
194044, Россия, СПб, а/я 954
russia@apologetika.ru
www.apologetika.ru


В избранное