Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости 7 декабря


НОВОСТИ
ЦЕНТРА АПОЛОГЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

1-7 декабря 2016 года


ОГЛАВЛЕНИЕ:


СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ

В Федеральный список экстремистских организаций РФ добавлена община Свидетелей Иеговы

На официальном сайте министерства юстиции РФ был обновлен Федеральный список экстремистских организаций (официальное название - Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности").

Как сообщает 30 ноября ИАЦ "Сова", в список были добавлены два пункта. Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста запрещена решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 25 февраля и апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля. Ранее "экстремистскими" в России были признаны организации Свидетелей Иеговы в Таганроге, Самаре, Абинске Краснодарского края, Белгороде и Старом Осколе (причем в Таганроге за продолжение деятельности общины были осуждены 16 ее членов). Кроме того, областным судом принято решение о ликвидации общины Свидетелей Иеговы в Орле.

Портал-Credo.Ru, 01.12.2016

к оглавлению

Обвиняемые Иеговы

Российские общины свидетелей Иеговы начинают в полной мере ощущать действие нового закона о миссионерской деятельности (в составе «пакета Яровой–Озерова»). 15 ноября с.г. в Калининграде завершилось рассмотрение последнего из четырех уголовных дел, возбужденных по «Свидетелям» в соответствии с новым законодательством. Суд не нашел в вероучительных беседах и рассказах о личном религиозном опыте ни состава административного правонарушения, ни признаков несанкционированной миссионерской деятельности. Но это не отменяет факта, что с июля по октябрь с.г. практически по всей России прошли следственно-судебные мероприятия по иеговистам.

Хронику действий правоохранителей подробно излагают информресурсы «Свидетелей» и правозащитные организации. 17 ноября с.г. по обращению гражданина, сообщившего о распространении в городе Дзержинске (Нижегородская область) запрещенных материалов, была начата проверка в отношении местной общины свидетелей Иеговы. 16 ноября обыск прошел в общине верующих в Геленджике, в оцеплении здания общины принимали участие люди в казачьей форме. 15 ноября в городе Чапаевске Самарской области иеговистская община по решению суда была оштрафована на 150 тыс. руб. за хранение экстремистских материалов (в настоящий момент в Федеральный список экстремистских материалов включены журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» и ряд книг движения. – «НГР»). Полученное в 2015 году прокурорское предупреждение членам общины оспорить не удалось, и организация признана виновной по ст. 20.29 КоАП (Распространение экстремистских материалов. – «НГР») – это может стать основанием для прекращения ее деятельности. 13 ноября с.г. правоохранители прервали богослужение иеговистов в городе Вилючинске на Камчатке, а также произвели обыск и изъяли аудиоаппаратуру, компьютеры, диски с записями Библии с сурдопереводом и печатные издания. В этот же день в Петропавловске-Камчатском оперативники провели обыск в молельном зале. 8 ноября была оштрафована на 500 тыс. руб. община свидетелей из ставропольского Буденновска – также за хранение литературы из Федерального списка экстремистских материалов. В этот же день в Кисловодске прошел обыск в богослужебном здании под предлогом возможности нахождения там оргтехники, которую похитили у другой религиозной общины. По факту экстремизма были ликвидированы общины в Орле, Элисте, Еврейской АО. Обыски у общин и их отдельных членов проходили в Карачаево-Черкесии, Мурманской области, Нижнем Тагиле, Петербурге и Воронеже, Петрозаводске и Костомукше (Карелия). В Ивановской области и Новороссийске на отдельных адептов завели уголовные дела.

Как сообщает правозащитный центр «Сова», свидетелям Иеговы приходится сталкиваться не только с повышенным вниманием и давлением со стороны правоохранительных органов, но и с проявлениями религиозной нетерпимости. 6 августа с.г. в городе Рощино Приморского края произошел пожар в здании общины, причиной которого был назван поджог. В городе Артем верующие, собравшиеся на богослужение, нашли записку с угрозами и самодельное взрывное устройство. В октябре на заборе возле здания общины в Кирове появились надписи с угрозами. В октябре после убийства и обезглавливания жителя Комсомольска-на-Амуре в прессе появилась информация о том, что убитый при жизни посещал местную иеговистскую общину. Пошли слухи, что жестокое убийство якобы совершили иеговисты.

Такого внимания со стороны силовых структур, которое началось в этом году, а именно после вступления в силу нового «миссионерского» законодательства, иеговисты не припомнят. В организации пошли разговоры, что с помощью пресловутого «пакета Яровой» их вообще хотят выгнать из России.

Директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов в беседе с «НГР» сказал, что в своих подозрениях иеговисты могут быть не так уж далеки от истины. «Миссионерская часть «пакета Яровой» была принята как инструмент по ограничению деятельности потенциально нежелательных религиозных групп. Другое дело, каков критерий желательности–нежелательности и насколько внимательно власти и правоохранители будут пользоваться этим инструментом. С общеполитической точки зрения сама постановка вопроса о том, что некоторые религиозные и политические организации в России нежелательны вследствие своей явно экстремистской составляющей, правомерна. Поступает информация о сращивании тех же иеговистов с чиновниками, представителями бизнеса, социальной сферы, образования и т.д. Но с точки зрения национальной стратегии, я думаю, целесообразнее проговорить критерии той самой желательности–нежелательности. В первую очередь для того, чтобы реноме силовых структур не было отмечено печатью предвзятости и произвола».

«Свидетели Иеговы – очень активная секта, у нее много покровителей, и запрещение ее в общероссийском масштабе – дело очень сложное, в том числе и с юридической точки зрения, – сказал «НГР» замдиректора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин. – Поэтому рассматриваются конкретные события и правонарушения. Системного подхода как раз и нет. Процессуальные действия проходят только по конкретным случаям».

Главный редактор журнала «Государство, религия и Церковь в России и за рубежом» Дмитрий Узланер видит в происходящем эпизод общей тенденции последних лет: голос религиозных меньшинств стараются по возможности заглушить, лишая их основного инструмента влияния в обществе – миссионерской работы. «Общая тенденция последних лет очевидна – постепенное зажимание так называемых нетрадиционных религиозных движений. Вплоть до запрещения некоторых из них в недалеком будущем. – сказал Узланер «НГР». – Каждый новый закон, усложняющий свободу вероисповедания, есть шаг в этом направлении. Можно говорить о целенаправленных действиях против свидетелей Иеговы. Но эти действия есть часть более общей тенденции. На мой взгляд, самое тревожное в происходящем – это легализация и легитимация насилия (в том числе государственного) против мирных сообществ верующих. Сегодня это насилие направляется против так называемых сект, но завтра это же насилие может быть использовано против традиционных религий».

НГ, 07.12.2016

к оглавлению

В случае насилия над детьми Свидетели Иеговы держат власти в неведении

Малани Пуарье было 10 лет, когда она начала брать уроки фортепиано, и эти занятия, как оказалось, навсегда изменили ее жизнь. На самом первом занятии, по ее словам, учитель над ней надругался, и это продолжалось 5 лет. «Неделю за неделей, на каждом занятии он мастурбировал передо мной. И просил меня его трогать», — рассказала Пуарье в интервью Radio-Canada.

Отец девочки, Бенуа Пуарье, по ее словам, в это время ждал в соседней комнате окончания урока и совершенно ни о чем не догадывался. Пуарье говорит, что не могла рассказать о том, что происходило, ни отцу, старейшине Свидетелей Иеговы, ни кому-либо другому, потому что учитель тоже был старейшиной общины в пригороде Монреаля, которую посещала ее семья. «Он был известным человеком, старейшиной, примером для подражания», — говорит она.
Однако самым серьезным препятствием было то, что у девочки не было второго свидетеля надругательств, а во внутренней судебной системе организации это ключевое требование. «Если бы я кому-то рассказала, ничего бы не произошло. Мне бы не поверили. Старейшины даже не стали бы меня слушать», — говорит Пуарье.

Внутренние правила — и никакой полиции

Мелани и Бенуа Пуарье

Семья Пуарье в числе немногих бывших Свидетелей Иеговы из Квебека и США дали интервью Radio-Canada о политике Общества Сторожевой Башни в отношении обвинений в сексуальном надругательстве над детьми и о неспособности организации защитить жертв. Вот некоторые из правил: подавших жалобу вынуждают отвечать на нескромные вопросы, и их рассказ должен быть подтвержден словами второго очевидца, иначе внутренний судебный комитет даже не будет жалобу рассматривать. До прошлого лета обвинителей также принуждали к очной ставке с предполагаемым растлителем в присутствии комитета старейшин.

Также Radio-Canada рассказали, что одного пятилетнего мальчика из квебекской общины заставили пересказать свою историю в присутствии человека, который, по его словам, над ним надругался. Мать мальчика рассказала журналистам, что обвинению не дали хода, потому что у ребенка не было второго свидетеля.

В ходе расследования Radio-Canada удалось заполучить список вопросов, которым руководствовались старейшины Свидетелей Иеговы, расспрашивая детей, которые жаловались на домогательства. В этом списке есть и такой вопрос: «Сколько старейшин полагает, что жертва сама виновата или участвовала в акте по собственной воле?» Этот список был составлен руководством Свидетелей Иеговы, нью-йоркским Обществом Сторожевой Башни. Общество отклонило просьбу журналистов об интервью.

Правила, основанные на Писании

Общество Сторожевой Башни строит свои правила на основании буквального толкования библейских Писаний. Например, правило, согласно которому обвинитель должен обосновать свои обвинения в присутствии обвиняемого, основано на стихе из Евангелия от Матфея:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним...» (Матфея 18:15).

В качестве основания для правила о двух свидетелях, инструкция, которую рассылают по общинам, ссылается на книгу Второзакония и Евангелие от Иоанна:

«Должно быть два или три очевидца, а не просто люди, повторяющие слухи (Втор. 19:15)».
«Нельзя предпринимать никаких действий, если есть только один свидетель (Иоанна 8:17)».

Хотя Сторожевая Башня сообщает старейшинам, что члены организации имеют «абсолютное право» обращаться в полицию с обвинениями в растлении детей, подобные действия, по существу, не приветствуются, поскольку организация настаивает на том, что с такими вопросами следует разбираться между собой, избегая «ненужного вовлечения светских властей», как говорится во внутренней инструкции 2014 года.

Недавнее расследование королевской комиссии в Австралии показало, что организация Свидетелей Иеговы зарегистрировала обвинения в растлении малолетних против 1006 членов. Однако ни одно обвинение не было доведено до сведения властей за пределами организации.

С 1997 году руководство Сторожевой Башни требует, чтобы каждое обвинение в растлении малолетних, представленное общине, следует пересылать в национальный управленческий центр организации.

В начале этого года калифорнийский суд обязал Общество Сторожевой Башни предоставить список предполагаемых педофилов-членов организации, однако Общество это предписание пока не исполнило.

«Катастрофический» процесс обращения с жалобой

Мелани Пуарье 20 лет ни с кем не делилась воспоминаниями о том, как учитель фортепиано в детстве ежедневно ее домогался, пока не встретила другую жертву того же человека. Они вместе решили рассказать обо всем старейшинам собрания.

Обеим женщинам пришлось доказывать свои обвинения на собрании в присутствии насильника.

«Я думала, это будет трудно. Но это было не трудно, это была катастрофа, — говорит Пуарье. — Он задавал мне вопросы. Он сказал, что я ошибаюсь, что мои воспоминания ложны, спрашивал, зачем я так с ним поступаю. Тем вечером я опять стала жертвой».

На основании свидетельств двух пострадавших судебный комитет, состоящий из старейшин, исключил бывшего учителя Пуарье из организации. Однако тот дважды подавал апелляцию, а это означало, что Пуарье и второй жертве целых три раза пришлось с ним встречаться.

Однако история на этом не закончилась. Человек, растлевавший Пуарье, вскоре стал членом другой общины Свидетелей Иеговы, хотя так и не признался и не раскаялся в грехах, в которых его обвиняли, хотя Общество Сторожевой Башни считает это обязательным условием для восстановления членства.

Журналисты связались с этим человеком, который все еще остается Свидетелем Иеговы и ходит по домам. Тот отрицал все обвинения и отказался дать интервью.

Вскоре после этих мучительных событий Пуарье ушла из организации. Ушел и ее отец. Бенуа Пуарье говорит, что ему никогда не забыть того, как обращались с его дочерью, и призывает других также предать гласности свои истории.

«Вы не очерните организацию тем, что заговорите, — сказал он. — Эти люди — предатели, насильники, преступники… Они чернят организацию своими поступками».\

Пуарье обратилась с иском в полицейское отделение г. Лаваль, штат Квебек.

CBS News, 01.12.2016

к оглавлению

МОРМОНЫ

Уроки мормонов пополняются новыми данными науки, но станут ли преподаватели ими пользоваться?

Вот уже более столетия мормоны рассказывают бесхитростную историю о чудесном создании своего движения, о его вождях-пророках и героических верующих. Однако в последние несколько лет они столкнулись с радикальным, едва ли не революционным пересмотром этой истории с новыми подробностями, новым контекстом, выпирающими примерами человеческих слабостей, и эта новая версия подчас опровергает знакомые факты, в которые они всегда верили.

Согласно этим новым версиям — изложенным в 11 научных эссе, опубликованных на веб-сайте церкви, — первый пророк СПД Джозеф Смит использовал для перевода Книги Мормона, главного писания церкви, не золотые листы на столе, а «камень видения» в шляпе. Издавна существующий в церкви запрет наделять чернокожих священством обязан своим происхождением не столько откровению свыше, сколько господствовавшему в обществе расизму. История многоженства была гораздо более грязной и болезненной, чем привычные сказки о женах-«сестрах», которые не испытывали ревности друг к другу.

Начиная с января 2017 года, когда члены Церкви Иисуса Христа Святых последних лет приступят к изучению своей истории длиной в год, их задача будет в том, чтобы донести эти новые версии событий до рядовых верующих, не подорвав при этом их веру в достоверность истории в целом.

Это будет непросто.

Вместо того, чтобы переделывать учебник для воскресной школы — учебная программа, с помощью которой мормоны под руководством учителей-мирян изучают текст и основные темы сборника откровений (ниспосланных, в основном, Смиту), именуемого «Учение и Заветы» (УиЗ), — руководство мормонов решило просто добавить новые материалы к концу существующих уроков, выложенных на сайт.

Каждое занятие будет начинаться вступлением, отсылающим учителей к источникам, перечисленным в заключении, говорит главный редактор сайта history.lds.org Мэтью Мак-Брайд, под руководством которого эссе публикуются на этом сайте.

Особое отношение к УиЗ имеет серия статей «Откровения в контексте», которые излагают историю, стоящую за теми или иными разделами УиЗ, говорит Мак-Брайд, а также приводят детали, извлеченные из судьбоносного многотомного издания Joseph Smith Papers Project, которое выходит в свет на протяжении многих лет.

«Мы пытались найти иной подход к изучению УиЗ, — говорит Мак-Брайд, — предлагая читателю повествование [о том или ином разделе] от лица конкретного человека, иногда Джозефа Смита, но зачастую от лица какого-нибудь менее известного мормона».

В число дополнительных ресурсов будут включены и различные описания «Первого видения» Джозефа Смита, которое, как полагают Святые последних дней, представляло собой подлинную встречу с Богом и Иисусом, но которое пророк и основатель церкви мормонов по-разному описывал в разное время.

Кроме того, есть еще и революционные эссе из раздела «Евангельские темы», посвященные целому спектру вопросов от священства и многоженства до природы Бога и веры мормонов в Небесную Мать.

Большинство этих дополнений будет доступно онлайн на 10 языках, начиная со следующей недели, а к концу года они будут напечатаны и доступны в распределительных центрах СПД.

Это «добросовестная попытка со стороны руководства церкви», в том числе жесткое обращение апостола Расселла Балларда к учителям и членам церкви с призывом ознакомиться с эссе, говорит Мак-Брайд: «Мы думаем, это сдвинет дело с мертвой точки».

Он признает, что от высшего руководства мормонов учителя церкви пока еще не получили указаний использовать эти материалы.

«Мы выложили их и надеемся, что люди их найдут и будут использовать», — говорит он, прибавляя к этому пожелание, чтобы «по мере того, как эти ресурсы будут становиться все более доступными, мы начнем излагать нашу историю более обстоятельно».

Однако некоторые ученые-мормоны опасаются, что такой подход не столько просветит членов церкви, сколько собьет их с толку.

Опасные темы

Пол Рив

Профессор истории из Ютского университета Пол Рив начал сетовать на учебник по УиЗ 1999 года издания (исправлено и дополнено в 2003 году) еще восемь лет назад, и, по его словам, сегодня все стало только хуже. Учебник либо игнорирует некоторые моменты, либо прямо указывает учителям их не затрагивать, говорит Рив. В некоторых случаях содержание учебника даже противоречит содержанию эссе.

Возьмите, к примеру, урок, посвященный 132-му разделу УиЗ, который описывает и отстаивает практику многоженства, подчеркивая при этом неизменность учения о браке на вечность.

Этот урок содержит мало исторических подробностей и рассказывает, что Смит не хотел брать новых жен, но повиновался Божьей заповеди. Далее учебник сообщает, что конец этой практики положил «Манифест» президента Уилфорда Вудраффа в 1890 году, и предлагает учителям не делать многоженство «центром занятия». Эссе же, напротив, разбирают вопрос о многоженстве, объясняют, насколько оно было распространено, как люди его воспринимали, и сообщают, что после указа Вудраффа прошли годы, прежде чем практика многоженства полностью исчезла.

«Если говорить о многоженстве нельзя, — спрашивает Рив, — как святы, сидящие на скамьях, поймут историю многоженства?»

Еще больше профессора беспокоит то, что говорится в учебнике о прежнем запрете на рукоположение чернокожих. 25-е занятие под названием «Священство: сила благочестия» ни словом не упоминает об этом запрете, тогда как 42-е занятие, «Продолжающееся откровение пророкам Святых последних дней», упоминает несколько примеров того, что расценивается как перемены, обусловленные откровением, — в том числе деятельность церковных вспомогательных структур и издание новых редакций писаний СПД. Единственное изменение, которое считают откровением большинство мормонов, и которое канонизировано в УиЗ, — это декларация 1978 года, открывающая доступ к мормонскому священству «всем достойным мужчинам» вне зависимости от расы, но эта декларация упоминается в тексту урока лишь мельком.

Недавние научные статьи, в том числе новое предисловие к декларации 1978 года и опубликованное в 2013 году эссе «Раса и священство», объясняют, что в ранние годы истории мормонов чернокожих рукополагали в священство, говорит Рив, и помогают сегодняшней церкви СПД «вспомнить о чернокожих мормонских пионерах и вернуть им заслуженное место в истории СПД». «Смешнее всего», — говорит он, — что урок «не предлагает ни контекста, ни объяснения того, зачем вообще понадобилось откровение, позволяющее наделять священством чернокожих африканского происхождения».

Церковь СПД находится «на середине долгого пути к пониманию того, как рассказывать свою историю», — говорит Ривз. По его словам, с такими же трудностями столкнулись все американцы в 1970-х годах, когда достоянием гласности стали менее причесанные изложения истории США.

Отчасти задачей эссе было помочь верующим правильно оценить противоречивые сведения, которые уже доступны в сети Интернет. «Проблема в том, чтобы создать безопасное пространство для открытого обсуждения этих вопросов, — говорит Ривз, — чтобы люди на церковных скамьях не думали, будто в утверждениях, что церковь что-то от них скрывает, есть какая-то правда».

Если не в церковной воскресной школе, недоумевает Ривз, где еще это сделать?

Маленькие шаги и гигантские скачки

Мэтью Боумэн

Историк-мормон Мэтью Боумэн, автор книги The Mormon People: The Making of an American Faith («Народ мормонов: как появилась эта американская вера») никогда не думал, что учебник по УиЗ подвергнется редакции.

«Воскресная школа — неправильное название, — говорит Боумэн, — она почти 50 лет не доносила до людей информацию и не поддерживала прозрачность убеждений». По его словам, цель этого еженедельного собрания заключалась в «воспитании нравственного поведения и этики». «Собственно текст Писания, о котором идет речь, имеет второстепенную значимость по отношению к практическому применению и повседневной жизни Святого последних дней».

Боумэн, который преподает историю в университете им. Хендерсона в штате Арканзас, был бы больше удивлен, если бы церковь СПД радикально изменила свой учебный план в столь короткое время. «Понадобится нечто вроде реформации задач воскресной школы, — говорит он, — а это довольно большая перемена».

И все же он считает широкую доступность этих ресурсов позитивным фактором. «То, что „Евангельские темы“ медленно приобретают известность, — говорит Боумэн, — это хорошее начало».

Однако некоторые настаивают, что нужны шаги побольше и побыстрее.

Спасти завтрашний день сегодня

Ардис Паршалл

Легко забыть о том, как много мормоны-ученые узнали о своем прошлом за последние 20 лет, говорит мормонка Ардис Паршалл, «но никакие из этих открытий не нашли отражение в учебнике, изданном еще в прошлом веке».

Сейчас «замечательное время быть историком и мормонкой», говорит она, но расстраивается из-за того, что ее попытки рассказать о новых открытиях на занятиях воскресной школы наталкиваются на «подозрительное отношение и даже откровенное сопротивление».

Сегодня существует «одна относительно небольшая группа Святых последних дней, которые прочитали „Евангельские темы“ и теперь переваривают прочитанное, — говорит Паршалл, — а также подавляющее большинство, которое об этих текстах никогда не слышало или сомневается в их правильности. Что это разделение делает с нашей способностью говорить о своей вере?»

Паршалл, живущая в Солт-Лейк-Сити, беспокоится о будущих поколениях верующих.

«Молодые люди, с которыми я общаюсь сегодня, изо всех сил стремятся понять наше прошлое и настоящее и найти свое место в современной церкви, — говорит Паршалл. — Некоторые из них могли бы остаться в церкви, но через два-три года их здесь не будет, если к тому времени наши учебные планы и учебные материалы не обновятся».

Так что ключом к будущему мормонизма, похоже, будет то, как эта религия рассказывает последователям о своем прошлом.

The Salt Lake Tribune, 01.12.2016

к оглавлению

САТАНИЗМ

Казаки-маги установили памятник Алистеру Кроули на берегу Кубани

Накануне 1 декабря активисты организации «Новые казачьи маги» открыли памятник богослову и оккультисту Алистеру Кроули на берегу реки Кубань. Акция была посвящена 69-й годовщине смерти британского мистика, передаёт «Югополис».

Памятник — это число 93, сделанное из можжевелового дерева. Казаки-маги обклеили конструкцию (чертежи которой оказались в распоряжении редакции FURFUR) картами Таро Тота, а «верховный жрец-атаман совершил ритуальное воспламенение монумента».

«Алистер Кроули — ангел-хранитель кубанской земли. Именно Кроули в одном из своих мистических откровений предвидел коронацию кубанского казачества и провозглашение Краснодарского края „Регионом 93“. В кроулианском вероучении число 93 символизирует любовь и волю — то, на чём и держится кубанская земля, пропитанная огнём телемитской святости и эротизмом казачьих мистерий», — рассказали «Югополису» представители организации.

«Горящее возле реки Кубань число 93 символизирует удаль казачьей трансгрессии и шёпот кубанского гедонизма. Представьте: горит священный огонь, течёт святая вода, а казаки на фоне этого сливаются в едином экстатическом танце-хороводе. Это ли не есть торжество духовности, о котором грезят российские политики?» — продолжают размышления казаки-маги.

Интерфакс, 01.12.2016


В избранное