Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Путь в бесконечность": проект о религиях и духовном поиске, психология, поэзия

"Мудрость": проект о священных книгах, этническая музыка

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": небольшой философско-образовательный проект

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 3/2008-10-18

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Cogito ergo sum

(Мыслю, следовательно, существую)

Здравомыслие против фундаментализма

Выпуск 7/2008-10-18

 

Дорогие друзья!

Мы продолжаем публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода».

В сегодняшней главе рассматривается весьма сложная для верующих проблема отношения к власти. В широком смысле эта проблема связана с отношением к власти вообще, в узком – с отношением к власти в церкви. Саша рассматривает второй вариант, хотя понятно, что глобально речь можно вести об отношении к власти в любом сообществе, а не только в церкви.

Прежде, чем привести текст книги, мне бы хотелось, как и в прошлый раз, высказать некоторые свои соображения или уточнения по поводу обсуждаемого вопроса.

Что такое власть в принципе, и зачем она нужна?

Если мы обратимся к сугубо практической стороне вопроса, то понятно, что предназначение власти в любом сообществе – создание некоторого порядка во избежание анархии, во-первых, и, во-вторых, создание условий для продуктивной деятельности. К примеру, задача директора фабрики – создание упорядоченной деятельности, во-первых, и, во-вторых, создание условий для наибольшей продуктивности работы.

Теперь представьте себе такой случай, что рядом с директором находится неприятный и неудобный ему человек. Понятно, что может быть два варианта поведения директора: первый – избавиться от этой «занозы», которая ему мешает, и второй вариант – постараться найти с ним общий язык, поскольку этот человек может принести некоторую пользу работе. Весьма вероятно, что во втором случае директору придётся пойти на некоторые уступки и компромиссы. В религиозной терминологии это называется – «проявить смирение».

Сами понимаете, что чаще всего представителям власти хочется добиться совершенно противоположного: не самим идти на уступки и компромиссы («проявлять смирение»), а требовать этого от подчинённых. Отсюда рождается известный всем принцип – смирение есть способность подчиняться властям. Иногда этот принцип даже освящается божественным авторитетом, как, например, пишет об этом апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся навлекут сами на себя осуждение».

Наверное нет такой библейской цитаты, которая вызвала бы столько насмешек и возмущений, как эта. Что значит «всякая власть от Бога»? А как же Гитлер, Сталин и подобные им тираны? Они тоже «от Бога установлены»?

Между тем, у этой цитаты есть продолжение: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

В контексте приведённых слов понятно, что речь идёт не об освящении любого представителя власти как «от Бога установленного», а об освящении принципа власти в соответствии с её подлинным назначением: «Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Таким образом, глобальное предназначение любой власти – следить за совершением добра и наказывать совершающих зло. Если же представитель власти, кто бы он ни был – президент страны или генеральный прокурор или епископ, вместо этого преследует совершенно иные цели, то никак нельзя сказать, что такой властитель «от Бога установлен».

Отрицание этой простой истины есть профанация всей Библии. Ведь достаточно открыть даже Ветхий Завет, чтобы увидеть там образы пророков, обличающих «власть имущих» царей и священников за то, что они нарушают волю Божию. Смиренные цари, как повествую Библия, при этом раскаиваются, а гордые – гонят и убивают пророков. Кульминацией подобной картины является обличение церковной (тех времён) иерархии самим Иисусом Христом, в результате чего Он и оказывается распят.

Чтобы понять правоту озвученной мною сейчас позиции, достаточно прочитать некоторые стихи из Евангелия: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. … дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником...»

Я думаю, что приведённые выше слова не нуждаются в особенных комментариях. Как говорил Иисус, «имеющий уши слышать да слышит!» Но я позволила себе выделить две цитаты.

Во-первых, «итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Иисус, как и пророки, не восстаёт против сути религиозного учения, которое, как верят верующие, есть Закон Божий, а нерелигиозные люди называют его нравственными принципами. Каким бы ни был служитель Божий (пастор или священник), он, как правило, всё-таки учит принципам добра и зла, даже если сам не следует им. Если он сам им не следует, то превращается в лицемера, в «гроб окрашенный», но, тем не менее, Иисус говорит: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делают», однако: «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Таким образом, никакая должность – ни властителя светского, ни церковного иерарха – не является гарантией праведной жизни, и, следовательно, прежде чем подчиняться обладающему властью, следует задуматься, является ли это добром или злом, и прислушаться к собственной совести.

К сожалению, мне не раз приходилось наблюдать, как верующие люди вместо того, чтобы прислушаться к совести, предпочитают слепое подчинение своим иерархам, которые манипулируют либо библейскими цитатами (как протестанты), либо цитатами святых отцов (как православные), либо цитатами всякого рода папских энциклик и иных церковных документов (как католики).

Во-вторых, евангельские принципы заключаются отнюдь не в том, чтобы призывать народ, «чернь», к повиновению властям. Но они заключаются в том, чтобы дать простые моральные принципы для всех людей. С тех же, кто обладает властью, спрос не меньший, а больший, ибо «кому много дано, с того больше и взыщется». Иисус оставляет универсальное правило, которым, к сожалению, часто пренебрегают не только светские власти, но и церковные: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». Разумеется, что верующие прекрасно знают эти слова, но достаточно часто, как было сказано выше, «они говорят и не делают».

При этом, конечно, церковные власти прилагают массу усилий, чтобы призвать к смирению свою паству, но только ни в коем случае не смиряться самим, как будто слова Иисуса не имеют к ним никакого отношения. Из этого внешние по отношению к церкви люди делают заключение, что цель религии – не соблюдение принципов добра и зла, а подчинение масс народа властям и иерархии. К сожалению, в этом есть немалая доля истины, но только ни Иисус, ни пророки Божии в этом не виноваты. Это дело иерархии, о которой, повторю снова, Иисус говорил: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте…»

Дорогие друзья! Ни я, ни Саша Грайцер, не преследуем цели отвергать церковные системы как нечто вредное и ненужное! Мы лишь хотим вам напомнить, что главным даром Бога человеку является бесценный дар свободы. Но свобода всегда подразумевает ответственность: ТЫ САМ, а не твой пастор или священник или даже папа римский, несёшь ответственность за свои поступки. Поэтому будь так любезен: прежде, чем соглашаться с чужим «авторитетным» мнением, подумай САМ, своею собственной головой, и прежде чем что-либо делать, прислушайся к голосу своей собственной совести, чтобы понять, следуешь ли ты добру или злу, и чтобы не превратиться в гонителя Божиих пророков, как это случилось с библейскими персонажами.

Елена Преображенская

А теперь слово Саша Грайцеру.

Один  богатый   человек  решил  завести  себе  певчих птиц. Представил, как по комнате будут летать птицы, - я их не буду держать в клетке, - вот красота! Нужно, чтобы они были поярче и покрасивее и тогда они будут, как бабочки, порхать по комнате и веселить душу!

Пошел он на базар - туда, где продают певчих птиц и спрашивает у продавца - какая птичка лучше всего поет? - "А вот та, серенькая, невзрачная, и называется она - соловей". Не понравилось это человеку. "Что за невзрачная птичка! Я поищу птицу покрасивее", - подумал он. И пошел в те ряды, где были самые яркие птицы - павлины. "Ну и красивые птицы, какой же у них будет прекрасный голос", - подумал человек.

И накупил он павлинов. Запустил их в самую большую комнату. Лежит себе на диване и думает: вот будет красота, если они сейчас запоют. А павлины важно ходят по комнате, распускают хвосты, a вместо пения - только бульканье невнятное, кудахтанье, похожее на куриное, и больше ничего!

Ну и глупый ты человек, если думаешь, что одёжка - это все. А под сереньким пальтишком может быть что-то важное. Не имеют значения ни чины, ни одежда. Никто так хорошо не споет, чем та птичка, которая знает душу цветов. Хорошо поет не та птица, которая кормится вкусными объедками, а та, которая знает сердце цветов.

О  ВЛАСТИ  В  ЦЕРКВИ
Дорогой «Мирт»! Мир Тебе!   Шалом!

Большое спасибо за публикацию материала "Не бойтесь правды!". Честно говоря, не ожидал увидеть его в печати. Но, видимо, Господь так усмотрел. Благодарен Антону Абрамову за комментарий, хотя и не согласен с его позицией. Благодарен, потому что стараюсь уважать любое мнение, тем более то, которое не совпадает с моим собственным. При желании, в нем всегда можно увидеть нечто новое для себя, выработать, изменить или уточнить, свою по­зицию. В данном случае, Антон помог мне более ясно увидеть и сформулиро­вать проблему, поднятую в материале "Не бойтесь правды!". Убежден, что она заслуживает широкой и нелицеприятной дискуссии.

*  *  *

Начну с вопроса к читателям: - Кому принадлежит власть в Церкви? Наиболее вероятным будет такой ответ: - Богу. Тогда я задам следующий вопрос: - Почему же, в таком случае, в церкви так много проблем, несправедливости, а то и явного зла? Мне ответят: - Из-за человеческого несовершенства, незнания, греха. Согласен, - отвечу я и предложу читателю вместе поразмышлять над следующими вопросами:

- Кому из верующих и в каком объеме делегирована Богом власть в церкви?

- В чем состоит ее сущность и принципы?

(Этой теме было посвящено опубликованное в "Мирте" свидетельство "Не боитесь правды!". Напомню, что речь в нем шла об одном верующем, который полу­чил пророческое откровение и обратился к церкви с этим откровением. Далее описывались мытарства этого человека, после того, как он был объяв­лен пастором как одержимый дьяволом и изолирован от церкви).

"Мирт" также опубликовал комментарий Антона Абрамова к этому свидетельству. После прочтения комментария у меня возникло желание задать читателям, а также и Антону еще один вопрос в рамках обговариваемой темы:

- Вправе ли один единственный человек в церкви, кем бы он ни был, даже пастором, единолично решать вопросы, касающиеся всей общины, всех ее членов? Антон как-то ушел от этого вопроса и из его слов видно, что он понял дело так, будто речь шла об обличении одного лишь пастора. Мне показалось странным такое восприятие, ибо в свидетельстве совершенно конкретно гово­рилось о том, что слово предназначалось всей общине, а не пастору. Однако, мне показалось неслучайным такое смещение угла зрения, учитывая, что Антон сам является пастором. И, возможно, он отнесся к этой ситуации  как человек, привыкший быть в центре внимания общины, на острие всех ее проблем, иными словами, как человек, привыкший самостоя­тельно нести бремя ответственности и решать все за других.

Вне всякого сомнения, призванный Богом пастор церкви обладает определенной мерой духовной власти, но какова эта мера, есть ли у нее ограничения? Или же она является абсолютной? Не подвергается ли порой пастор серьезному искушению властью? Опасность этого ис­кушения кроется в возможности подмены власти духовной - властью административной, силовой, командной.

Чтобы определить сферу полномочий власти пастора, нужно, на мой взгляд, задать еще один вопрос: «Имеет ли право рядовой член церкви, ("простая овца", как говорит Антон) на собственное мнение, на голос совести, на личное Боговедение и на право голоса в церкви? Либо же он должен безропотно подчиняться пастору? Что делать "простой овце" в случае, если голос ее совести не совпадает с голосом ее пастора?». Может быть, кому-то и покажутся странными и надуманными эти вопросы, но только не автору данной статьи.  Думаю, что именно на этом участке “фронта” происходит сейчас борьба за спасение душ, за освобождение в людях Божьего потенциала, образа и подобия Божьего.

Дополню предыдущую статью "Не бойтесь правды!" новыми, ранее не опубликованными подробностями, подтверждающими актуальность этих слов. На протяжении моих мытарств, меня не раз донимали мысли: а может, действительно, мой пастор и "старшие" братья правы и во мне говорит нечистый дух? Может быть, мне лучше смириться, "покаяться" и отказаться от того, что я вижу, слышу, чувствую и понимаю? И тогда, как мне обещают, все опять станет на свои места: мне бу­дет легко и весело, я опять стану беззаботным ребенком, полностью доверяю­щим и послушным своему духовному отцу-пастору. Может, действительно, нужно переложить всю ответственность за свое спасение на его плечи? Ведь пастор поставлен Богом, а я - кто? Ведь все кругом твердят, что пастор - помазан­ник Божий, Его пророк, а ты - новообращенное дитя, не умеющее отличить правую руку от левой, добро от зла? Когда так думает окружающее тебя боль­шинство, а ты - один в своем протесте, становится уже не до шуток. Вспоми­наются стихи Бориса Пастернака:

Я - один. Все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти!

Помню, я даже завидовал тем, кто в своем доверии церковным лидерам выгляде­ли блаженными; казалось, что им и в голову никогда не могла забрести кощун­ственная мысль - а вдруг пастор ошибается? Думаю, что главной причиной моего ухода из этой поместной церкви было давление большинства. Мне не хва­тило сил противостоять ему. Я чувствовал: еще чуть-чуть  и я сломаюсь, по­корюсь, подчинюсь. Это было подобно плите, опускаемой на общую, братскую могилу. А я там - в яме, живой. И казалось, что если не выскочу, плита за­давит... Примерно в это время мне приснился сон. В нем я увидел себя, стоящего в очереди в огромной общепитовской столовой. Очередь была огромной, а я настолько чувствовал себя голодным, что знал - очереди не выстою. Тогда я со своей тарелкой полез вне очереди. Толстая повариха, даже не глядя на меня, одним движением руки бросила в мою тарелку ложку каши. Я мигом слизал ее с тарелки, однако чувство голода не прошло, а только усилилось. Я вновь полез, однако, в очереди поднялся шум и меня оттеснили. Тогда я с грустью побрел к выходу и возле самых дверей увидел никем не занятый столик, на котором стояла полная тарелка сметаны. На этом сон закончился.

Что ж, порой новообращенному, да и не только ему одному, свойственно ду­мать, что только в его церкви - Истина и больше ее нигде нет. И что только одна лишь толстая повариха владеет кулинарными секретами и обладает моно­польным правом на раздачу еды. Поэтому, посещая различные церкви, я, вероятно, не случайно обратил внимание на большое количество проповедей, посвященных теме послушания. И хотя речь в них, преимущественно, шла о послушании Богу, но я к тому времени был уже хорошо осведомлен  в подтексте и понимал, что под послушанием Богу имеется в виду, как правило,  послушание церковным лидерам. Там я увидел, что вопрос разделений, бунтов и непослушания чрезвычайно актуален в церквях различных конфессий. Что-то не в порядке со сво­бодой в наших церквях, - подумал я тогда, - видимо ею постоянно пользуются неправильно, если приходится так много призывать к послушанию. Все это очень напоминало процесс одевания смирительной рубашки  на непослушных, из-за чего, вероятно, образ психбольницы постоянно приходит на ум пасторам, имеющим дело с "самодеятельными" пророками.

*  *  *

Самостоятельным стать непросто. Сколько надо при этом набить синяков и шишек?! Если же человек хочет быть самостоятельным духовно и зависеть только от Бога, кто знает, сколько разочарований ждет его на пути, сколько предательств предстоит пережить, какую пустыню одиночества и непонимания пройти? При этом ты не всегда будешь слышать Бога и понимать Его Промысел, не всегда будешь знать, где находишься ты сам и что с тобой происходит. Трудно будет смиряться с потерями, переживать страдания. С Богом  недостаточно просто встретиться один раз, недостаточно даже встречаться с Ним время от времени. Бог должен родиться в  тебе, так же, как ты однажды родился в Боге, пережив рождение свыше. Истину ты должен выносить, как мать вынашивает ребенка во чреве и с болями и в радости родить ее. Тогда она  станет твоей натурой, твоим собст­венным принесенным плодом. Человек, который живет чужим умом, чужими откро­вениями, под чужим покровом и защитой никогда этого не достигнет. Потому что за Истину нужно платить полную цену пройденного пути. Недаром Иисус сказал: Я - есть Путь. Сначала Он проходит с тобой Путь , потом этот Путь осознает­ся тобой как Истина, которая затем расцветает полнотой Жизни.

 

Служители Церкви призваны помочь человеку в этом пути обретения Бога. Помочь, но не более! Не пройти за него этот путь и, тем более, не отвер­нуть его от этого пути. Служитель обязан не заслонить собой Иисуса. В про­тивном случае, служители церкви просто не исполнят своего предназначения. В противном случае служители просто строят свой собственный виноградник / Матфея 21; 33-44/. Для того, чтобы в церкви были правильные взаимоотношения, Иисус объяснил кардинальное различие принципов Царства Божьего от принципов мира сего, действия власти в Божьем Царстве от действия власти кесаря: "Цари господствуют над народами…, а вы поступайте не так: но, кто из вас больше, будь как меньший, а начальствующий - как служащий". /Лука 22.25-2 б/.

Из этих слов, как впрочем, и из других Библейских отрывков, становится ясно, что духовная власть отличается от мирской власти своим ненасильстве­нным характером, отсутствием диктата и принуждения. Конечно, Бог - это наш Господин, наш Царь и Он хочет нашего послушания. Порой Он требует его и даже сурово обличает. Но Ему нужно наше послушание вовсе не любой ценой. Да и не всякое послушание Ему угодно. Иуда Искариот, к примеру, слушался Хри­ста, а потом предал Его из-за денег. Что это, как ни послушание из корысти? Угодно ли оно Богу? Вряд ли, - ибо написано: доброохотно дающего любит Бог. Бог ищет в нас послушания, идущего от нашей любви, доброй воли, от нашего сознательно сделанного выбора, подчеркну, свободно сделанного выбора! Ко­нечно, Бог в силе всех нас заставить и принудить, но Он никогда этого не делает. Бог в свободе испытывает меня: служу я Ему из-за страха, корысти, принуждения или по любви, бескорыстно. Он ищет желанных с моей стороны же­ртв послушания, поэтому Бог никогда не будет вымогать их у меня. Бог хочет от нас добровольного "Да" в Гефсиманском саду: "Пусть не моя воля испол­нится, но Твоя, Отче!", при том, что у Христа, как и у нас, есть сво­бода сделать иначе и не пойти на этот крест. В этом - сущность и природа духовной власти: когда Всемогущий Бог оставляет нам свободу принять ре­шение самостоятельно: исполнить Его Волю или нет! Христос имел власть не дать Себя распять и мог призвать на Свою защиту легионы ангелов. Но Его любовь к Отцу была больше Его любви к самому Себе. Никаким принуждением такая любовь не воспитывается, но  только свободой и доверием.

Пример этой свободы дал нам Моисей, когда в стане израильтян, путешествующих по пустыне, возник бунт Корея /Числа 16/. Возможно, у Моисея и было иску­шение - подавить бунт силой или хитростью, однако он поступил иначе, предоставив суд Господу. Господь не замедлил покарать бунтарей, ложно претендующих на Истину, и подтвердил правоту Моисея. Почему же пастыри наших церквей не прибегают к суду Господнему в таких ситуациях, а пытаются решить проблему адми­нистративно-командным, силовым способом, не особенно утруждая себя, чисто по-мирски? Прежде, чем ответить на этот вопрос, вернемся к  предыду­щему, полемически его заострив - Можно ли "простой овце" обличать самого пастора? Вправе ли она это делать?

*  *  *

Антон Абрамов говорит: "Опыт показывает, что эффективно обличать пасто­ра может либо главный по статусу служитель, либо человек, поставленный вы­ше его: апостол, епископ или пророк". Что ж, может быть и так. Однако, согласитесь, что этот опыт наводит скорее на грустные размышления. Что же это за служители такие, до которых можно "достучатся" только с вышестоящих позиций? Что, до "простых овец" они уже не нисходят? И слушать их не будут? А если и сделают одолжение выслушать, то никогда им не поверят? Так, что ли, получается?  Антон, возможно, сам того не желая, указал на существование очень серьезной проблемы в церкви - наличие касты неприкасаемых, "клира", той категории людей, для которых мнение простых овец ничего не значит. Они словно депутаты с их депутатской неприкосновенностью могут нарушать закон, как им хочется, а привлечь к ответственности их нельзя. Но разве это Библейский принцип? Можете ли вы представить себе Христа, защищенного законом о неприкосновенности, принятым Синедрионом? И, к большому сожалению, подобное явление существует, как огромная гидра, пожирающая Тело Христово, не только в традиционных цер­квях (православных и католических), но и в евангельском движении. Речь идет о существовании новой элиты церковных руководителей, которые перед своими «овцами» фактически не подотчетны! Как работает эта схема, я ознакомился дос­таточно хорошо: она основывается на принципе - "простые овцы" не имеют пра­ва критиковать своих руководителей. А колоссальную разницу в материальном уровне жизни пасторов и их овец  первые очень легко и убедительно объясняют различными богоугодными причинами: необходимостью денег и прочих материаль­ных благ для проповеди Евангелия или же недостатком веры у своих бедных овец.

Теперь представьте себе ситуацию, о которой говорит Антон. Будут ли двое таких служителей обличать друг друга в том, в чем каждый из них повинен? Честно говоря, не думаю. А обличений от «простых овец» они не при­нимают, мол, не тот уровень. И прав Антон, говоря, что обличения от «простых овец» неэффективны,  ибо такие пасторы закрыты от такого рода критики. А для того чтобы получить доступ к их среде, стать равными с ними, нужно зачастую стать такими же,  как они сами, стать, как предлагает Антон, "настоящим духовным гигантом, восстающим по во­ле Господа раз или два на одно поколение".  Тогда они (пасторы), может быть, признают тебя за своего и соблаговолят выслушать. Таким образом, круг замыкается, обеспечив такой знакомый всем нам принцип круговой поруки.

Но именно потому возникает необходимость обличения от "простых овец", что на пасторском уровне далеко не все в порядке. Из своей практики скажу, что когда я сомневался в том, могу ли я, молодой верующий, "простая овца" гово­рить что-то к церкви и обличать "старших", мне открылась одна интересная де­таль в Библии: Иисус въезжал в Иерусалим на молодом необъезженном ослике. Это символично, ибо Бог часто использует для Своих целей тех, кого еще не успели "обтесать и  объездить", приручить и усмирить, тех, кто не повязан круговой порукой. Впрочем, что там обличения "молодых осликов", когда Самого Иисуса не послушали. Взяли и распяли!  Отсюда возникает другой вопрос  - почему обличения, как говорит Антон, неэффективны, то есть не достигают цели? Когда обличают "простые овцы" - все понятно, - им просто не хватило опыта, мудрости или любви. Но почему на фарисеев не подействовали (в смысле покаяния) обличения Иисуса, совершенного во всем? Думаю, что фарисеям Истина была просто не нужна. Их вовсе не Бог интересо­вал или Его воля, а нечто другое. Это  тот случай, когда, человеку предлагают крест, а ему нужна, допустим, популярность. Но, несмотря на это, обличения необходимы. Хотя бы для того, чтобы на Божьем Суде никто не мог сказать: мол, мы не знали, не ведали, не слышали... Нельзя полностью исключать и положительного результата - а вдруг исправятся? И тогда будет так, как и должно: пасторы будут послушны Богу и будут служить Ему не ко­рысти ради; «овцы» до времени своего взросления будут послушны своим пасто­рам, которые не господствовать будут над «овцами», а служить им, зная их нуж­ды и потребности, помогая им в становлении, приводя их жизнь в порядок. Такие пасторы безусловно есть. И то, что я не говорю о них в данном матери­але, не означает, что я их не знаю или не вижу. Они есть и слава Богу за них!

Однако, как отличить их от тех "неприкасаемых", которым и посвящен по большей части мой материал? 

*  *  *

На мой взгляд, "неприкасаемым" присущи два неизбежных качества. Во-первых, они панически бояться правды. Ибо для них правда состоит в том, что их собственное благополучие интересует их го­раздо более всего остального. Чтобы это не стало явным они всячески затрудня­ют путь правды. С такими пасторами трудно говорить, потому что они посто­янно заняты неотложными делами. Они окружают себя всевозможными барьерами в виде заместителей или вводят всевозможные запреты, например, запрет на обли­чение пасторов «простыми овцами». Они придумали доктрину о том, что верующие вообще не имеют права    критиковать, мол, не суди, да не судим будешь. Зато они "разрешили" в обязательном порядке приносить в церковь десятины. Если какая-то «овца» преодолела все эти барьеры и стремится к правде дальше, они нередко прибегают к подкупу, запугиванию и прочим "профилактическим" мерам. Если же «овца» прошла и этот этап, но не угомонилась, в ход идет клевета и обливание грязью с целью дискредитации “зарвавшейся овцы”. “Овцу” объявляют либо:  а/ заблудшей,  б/ психи-чески ненормальной,  в/ одержимой дьяволом, г/ ищут на нее компромат. Комбинация этих вариантов или использование их в комплексе, как правило, достигает цели : как-никак сам пастор и лидеры утвер­ждают это, не станут же лидеры лгать, - думает церковный обыватель. И “аудитория”, увидев, что «овца» заблудилась под спудом своих грехов и где-то уже в районе психбольницы, мучима самим дьяволом, облегченно вздыхает  и говорит: слава Богу, тайное стало явным! А то мы уже собирались этой «овце» поверить!

Во-вторых, характерной чертой «неприкасаемых» является то, что они не имеют к своим «овцам» ни любви, ни сострадания. Антон Абрамов хорошо описал психологию постового, присущую всем наемникам, работающим из-за денег. - Ну и что с того, что тебе больно, - говорит такой наемник, - мне же не больно! Сам виноват! Не будешь в следующий раз лезть, куда не следует! А то, только что покаялся, а уже пасторов вздумал обличать! Вот станешь пророком для всего поколения, тогда сможешь и своего пастора обличить. А пока ты, братец, похож больше на заблудшего и психбольного! Мой пасторский долг - напомнить об этом тебе, чтобы и другим неповадно было. 

Брат или сестра! Что делать, если тебе "достался" именно такой неприкасаемый пастор? Если ты хoчешь остаться в этой общине, пойми, что у тебя только два варианта: либо бороться (как - это другой вопрос), либо - стать пассивным и безынициативным, проиграть, еще не начиная борьбы. Думаю, что спячка во многих общинах происходит оттого, что члены этих общин не верят в то, что от них хоть что-то зависит. Но это - ложь!  Если человек является чле­ном общины, то все, что касается общины, касается и его лично! Они взаимо­связаны так, как орган или член тела связан со всем телом. Если община имеет право влиять на человека, то и человек имеет законное право влиять на общину! Независимо от его стажа, возраста или духовного состоя­ния! Когда у человека начинает болеть, к примеру, живот, человек ведь не от­казывается от живота. Наоборот, живот сигнализирует человеку, что с телом что-то не в порядке и надо приступать к лечению.

Если человек стал членом общины, то с самого первого момента своего членства, он имеет право и обя­занность быть полноценной функционирующей “частью тела” в общине. Он может вы­ражать свое мнение независимо от того, кто и как его воспринимает. Он про­сто имеет на это право как член общины. Более того, Библия учит, что если член общины видит в общине грех и не об­личает его, не борется с ним, то такой человек становится соучастником греха, независимо от того делает ли он сам этот грех лично или нет. То есть, такой человек будет нести на себе все последствия общинного греха. Часто бо­лезнь или грех разрастаются и даже начинают господствовать именно потому, что люди молчат, не выносят его на свет. Есть даже афоризм, что самый большой грех - это равнодушие, ибо с его молчаливого согласия совершаются все остальные преступления. (Сравни: если бы ты был холоден или горяч, но ты – тёпл). Бог допускает в церкви на какое-то время грех (Мерзость запустения на Свя­том месте), для того, чтобы люди научились этот грех побеждать. Как же еще иначе научиться этому? И даже если борьба кажется бесполезной, а зло - непобедимо, против него все равно надо начи­нать бороться. Возможно, сейчас ты проиграешь, но рано или поздно наступит момент перелома, когда в церкви большинство людей будут правильно оценивать ситуацию и больше не согласятся мириться со злом. И тогда оно падет! Но приближение этого времени зависит от каждого из нас. Поэтому, видя грех, не следует молчать!

 Если же человек не может реализовать свое законное право высказаться по причине того, что ему препятствуют в этом другие члены общины, то это значит, как правило, что им манипулируют и пы­таются использовать в корыстных интересах. Об этом нужно трубить, кричать, чтобы совесть твоя была чиста, чтобы ты знал, что сделал все, что мог. В этом состоит власть всякого верующего, которую он получил от Бога: свидетельствовать об Истине - о грехе, о правде и о суде и от этого его никто из людей освободить не может: ни пастор, ни пророк , ни епископ. Фактом является и то, что основное сопротивление Иисусу оказали именно ре­лигиозные руководители, которые должны были первыми принять Его и служить Ему, но не сделали это. Поэтому я и являюсь противником адми­нистративно-командного способа управления в общине. Я желаю всем общинам достичь такого состояния взаимного доверия и любви, когда голос каждого, особенно наименьшего ее члена будет отчетливо слышен и ценен для общины. И тогда мир Божий пребудет с нами со всеми. 

 «Мирт» № 4 (29) июль— август 2001

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Если у вас будет желание, вы можете присылать нам свои комментарии и мысли, собственные статьи и другие материалы по тематике рассылки. Мы можем опубликовать их в рассылке и/или на сайте. Наш адрес - по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер


В избранное