Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Тебе принадлежит свобода": книга и музыкальный альбом Александра Грайцера с комментариями Елены Преображенской

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Записки еретика": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 34/2009-02-21

Дорогие друзья!

Мы продолжаем читать книгу Александра Грайцера "Гений игры". (Предыдущие главы книги см. на форуме сайта "Путь в бесконечность": Александр Грайцер. Гений игры).

ЧАСТЬ 3

ВЫБОР НАТУРЫ

(Или о предмете творчества)

О ПУТИ

    Что является предметом творчества?

    По большому счету - это сам человек, его восприятие мира, самого себя и других людей. А что такое человек, чем он интересен и важен для остальных, да и для себя самого? Cвоим жизненным путем.

   Что же такое путь человека на земле? Это его опыт. Опыт познания мира, жизни и самого себя. Приходя в мир и начиная жизнь с чистого листа, человек начинает заносить свои первые значки, палочки и крючечки в книгу своей жизни. Он познает этот мир и пытается выразить результаты своего познания в разнообразной деятельности. Копание ребенка в песочнице и раскурочивание предметов, с жаждой любопытства узнать, что внутри них, – это деятельность человечка, познающего мир. Это и есть творчество. Правда, пока еще бессознательное. Попытка выразить еще неведомые силы и неведомые стремления. Интуитивно найти неведомый смысл.

   Когда маленький человечек учится ходить, он бессознательно подражает старшим. Когда я писал стихи, будучи подростком, у меня еще не было достаточного жизненного опыта, и стихи мои носили явно подражательский характер. Я подражал темам, образам, формам, которые придумали до меня другие. Подражание другим – неизбежный этап жизни, который называется ученичеством. Любой человек проходит этот этап. И лишь обретя собственный жизненный опыт, оригинальный опыт, можно создавать оригинальные, собственно творческие вещи. Вот почему в творчестве, в искусстве ценится именно личный неповторимый взгляд человека. Ибо он свидетельствует о неповторимом пути, который прошел человек. Об уникальном опыте, накопленном человеком.

     Для чего я пришел в этот мир? Чем я должен заниматься? Какое место я должен занимать в нем? Познавая мир и себя, человек начинает осознанно ставить перед собой творческие задачи - «Я хочу научиться плавать (летать, рисовать…)» или «Я хочу понять, как устроен этот предмет». Познавая мир и осознавая себя, человек созидает самого себя. Созидание себя, творение себя – это важнейшее дело жизни и творчества. Это фундамент для всего остального. Без него невозможны следующие этапы, такие, как творческое отношение к жизни, создание художественных произведений.

     Также каждый народ имеет свой путь, созидающий его.

     Например, еврейский народ идет от Храма и до Храма. Начиная от переносной скинии Завета, прообраза Храма до постройки Первого Храма царем Соломоном. Потом после разрушения первого Храма, постройка Второго. Затем разрушение второго Храма и рассеяние народа по всему лицу земли с неуемной надеждой евреев вернуться на свою землю и отстроить новый Храм. Недаром самое святое место для еврея сейчас – это единственная уцелевшая стена второго Храма, как ее еще называют, Стена Плача, у которой еврей молится за восстановление своего храма. Ныне большая часть храмовой горы принадлежит арабам, построившим на ней мечеть. Но Храм – цель и смысл народа. Созидание и восстановление его – путь народа. Также есть свой путь и смысл у всей человеческой цивилизации.

    …Без художника нет искусства. Без творца нет творчества. Созидание себя – это и реализация. Когда человек пишет стихотворение, поет песню, ставит спектакль, открывает новый закон, строит дом или сажает дерево, когда он что-либо делает вообще, он выражает, реализует свой опыт, рассказывая тем самым о пути, который прошел. Он рассказывает о созидании себя. Это его жизненный и творческий отчет об опыте, который он накопил. Созидание себя – это главное дело в жизни человека, несмотря на то, что оно редко когда им осознается в чистом виде и не находится на виду. Ведь опыт, накопленный человеком и даже реализованный им в продуктах творчества, может быть сумбурным и хаотичным, не имеющим четкого направления и смысла.

    Путем в высшем, духовном смысле этого слова, опыт человека становиться лишь тогда, когда приводит человека к познанию истины. Истина – это смысл существования, смысл жизни. Это Бог, которого открывает и обретает человек в пути. Смысл – это венец пути, то, что и делает опыт человека Путем. «Я есть путь, истина и жизнь» - вот что говорит человек, познавший высший смысл своего существования. На этом этапе человеку начинает открываться, что Путь созидает его, как Микеланджело из камня ваяет свою статую. Удаляя все лишнее, выстраивая хаос материала в дивную гармонию и красоту. У каждого человека свой оригинальный путь к истине. И с этой точки зрения, все религии мира представляют собой разные пути к познанию истины. Однако далеко не сразу человек преодолевает этап подражательства, свою зависимость от коллективных шаблонов и стереотипов. Не сразу он приходит к пониманию творческого пути познания истины. Неповторимого, вечно нового пути, когда человек самостоятельно ставит перед собой вопросы и самостоятельно находит на них ответы. Когда он открывает Бога, Творца в самом себе и реализует его в своем творчестве. Таким образом, творчество – это высший путь Богопознания.

ЗНАКИ СУДЬБЫ

     Эти судьбоносные знаки сопровождают человека по жизни, как указующие персты его пути. Их может быть немного, или, наоборот, много, в зависимости от необходимости. Жаль, что не на все такие знаки мы обращаем внимание. И порой проходим мимо той заветной двери, которая нам была приготовлена.

     Вообще, мысль о том, что книгу человеческой жизни, помимо самого человека, пишет кто-то еще, пришла мне после того, как мы с моим знакомым Пашей ехали в его стареньком «Запорожце» через всю Москву. Я жил и работал тогда в Москве, в которую приехал, как я выражался, «за правдой». Паша был шофером в «Мостелефонстрое», где  я устроился учеником мастера-спайщика. Пашу в бригаде уважали, хотя он был молодым парнем и держался немного обособленно от всех. Вел он себя немного странно, в частности, совершенно не пил водку, когда вся бригада с удовольствием «оттягивалась» после рабочей смены. В конце 80-х винные магазины в Москве брали штурмом. Огромная очередь тянулась метров на сто, и по мере приближения к заветной двери, волновалась все больше, как море, бросающееся на берег своими волнами. На крыльце магазина творилось нечто невообразимое. Крики, ругань, толкотня, разборки. Кто-то лез по головам к вожделенной двери, кто-то, наоборот, уже затарившись, пытался, чуть ли не между ног, вылезти наружу. Всегда были  те, кто не хотел стоять несколько часов в очереди, и силой, а то и хитростью, достигал нужного результата.

     На этот раз, когда на «затарку»  взяли меня, молодого бойца в отряде, я стал  свидетелем успешной спецоперации, проведенной одной ловкой компанией. И здесь я столкнулся с творчеством. Группа из нескольких человек  вбилась клином в самую горловину очереди, и действуя нагло и дерзко, пробилась к прилавку, оставляя на каждом метре очереди своих соучастников, готовивших путь обратно. Такую тактику использовал Александр Невский на Чудском озере против шведов. Прием сработал и на этот раз.

     На фоне этой страждущей рабочей Москвы, фигура Паши смотрелась как-то и впрямь инородно. Однажды во время обеденного перерыва, я подсел к Паше в кабину его рабочего «Газа». Он читал толстенную книгу, и я, скорее для того, чтобы как-то начать разговор, спросил – «Что читаешь?» Он внимательно посмотрел на меня и серьезно ответил – «Историю твоего народа».

      И внезапно мне стало ужасно стыдно. Действительно, как это я не знаю истории избранного  народа, да даже и не интересуюсь ею, а этот работяга-шофер, явно не моей национальности, столь ревностно ее изучает, да еще и в свой обеденный перерыв! Тогда Паша и пригласил меня съездить с ним на выходной в одно место. И я почему-то легко согласился.

     И вот мы едем через всю Москву в Пашином стареньком «Запорожце» и я с удивлением отмечаю, что мы не останавливаемся ни перед одним светофором! На нашем пути – всегда зеленый свет. Представляете себе – больше часа езды в огромном городе, - и ни разу не останавливаемся на светофоре! Это называется зеленой улицей.

     То был первый знак судьбы в моей жизни, на который я обратил пристальное  внимание. Но, к сожалению, не смог «прочитать» его, то есть, понять его вещий смысл.

     Приехав на место, за город, на собрание каких-то полулегальных баптистов или пятидесятников, нам, небольшой группе собравшихся,  показали на узкопленочном киноаппарате фильм об Иисусе Христе. И после просмотра, когда предложили обсудить увиденное, я дал волю своим ораторским способностям, не оставив камня на камне от темной дедовской религии, ставшей опиумом для народа!

    И только много позже, когда я был уже верующим в Бога человеком, я сумел разгадать этот знак. Бог призывал меня к Себе в тот день и показывал мне путь, благословенный  путь, зеленую улицу, ведущую меня в Жизнь. Но тогда я прошел мимо.   

    Следующий вещий знак я увидел  в Израиле, спустя примерно десять лет. Тогда,  по гостевой визе, меня вызвал отец, который уже к тому времени репатриировался на Землю Обетованную. Мне было 37 лет, что, тем не менее, не помешало мне основательно запутаться в жизни. Как дальше жить и что делать, в каком направлении двигаться? – эти вопросы терзали меня и настоятельно требовали ответа.

     Я стоял в шесть часов утра на остановке в  Хайфе,  и ждал экскурсионного автобуса  в Иерусалим. Впервые в жизни мне предстояло увидеть этот легендарный город. И вот в небе над морем я увидел радугу. Необычную радугу, двойную. Никогда раньше я не видел такой!  Одна радуга была цельной, как коромысло, повисшее на небе. Вторая радуга, над первой, была неполной. У нее было начало, и был конец, но середина отсутствовала. Она была словно разорванная.

     Как прочитать этот знак? Как символ двух Заветов Бога с человечеством, Ветхого и Нового? Один из Заветов, как мой древний народ, был разорван, рассеян по свету, и только в последнее время, вновь собирался на Святую Землю, и восстанавливался.

       А может быть,  нужно прочитать это, как знак моей собственной судьбы, начало и конец которой были и ожидаются быть ясными и светлыми, а середина полна разрывами и неопределенностями? Разгадывать вещие знаки совсем не просто. Порой они многозначные  и неопределенные. Они требуют действительно творческого к себе отношения. И порой только время проявляет неторопливое движение Бога в твоей жизни.

     Лишь спустя пять лет после видения этой радуги, я созрел для репатриации и приехал в Израиль на постоянное место жительства.

Продолжение следует...

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное