Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Социальное евангелие


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 198/2016-06-24

Дорогие друзья! Мною написана новая фундаментальная статья энциклопедического типа: посвящена движению социального евангелия. Статья большая, поэтому я решила, что в рассылке ее лучше разделить на части. Предлагаю ее первую часть (потом будет продолжение).

Итак, СОЦИАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Дети работают на заводе, Черривайлл, Северная Каролина (Льюис Хайн, 1908)

Дети работают на заводе, Черривайлл, Северная Каролина (Льюис Хайн, 1908)

Социальное евангелие (социальный евангелизм, social gospel — англ.) — религиозное социально-реформаторское движение США конца XIX — начала XX века[1][2] (распространилось также в Канаде[3]). Согласно энциклопедии Британника, временные рамки развития социального евангелия приходятся примерно с 1870 по 1920 годы[2]. Пик развития движения относится к началу XX века. После Первой мировой войны социальное евангелие пошло на спад, однако в дальнейшем его идеи оказывали влияние на движение за гражданские права в США, экуменические движения и продолжают сохранять влияние до сих пор[1][4].

Исторический контекст

Движение социального евангелия стало ответом на проблемы, возникшие в американском обществе в связи с быстрым ростом индустриализации, урбанизации и увеличением притока эммигрантов в период «позолоченного века» — эпохи, которая характеризуется быстрым ростом экономики и численности населения США в конце XIX века (1870-1900-е годы)[1][5]. Эта эпоха после депрессии американской экономики 1893-1897 годов перешла в эпоху прогрессивизма, который проявился в широкой социальной активности и политических реформах (1890-1920-е годы).

"Пять центов место" ("Five Cents a Spot"). Жильцы переполненной квартиры в трущобе Байярд Стрит, Нью-Йорк (Якоб Риис, 1889)

«Пять центов место» («Five Cents a Spot»). Жильцы переполненной квартиры в трущобе Байярд Стрит, Нью-Йорк (Якоб Риис, 1889)

Экономический кризис привел к большому разрыву между уровнем жизни малочисленного состоятельного слоя и подавляющего большинства американских трудящихся. Индустриализация умножила ряды рабочего класса, но при этом создала множество проблем, связанных с социальным неравенством. «В Америке началась эра — эра архимиллионеров и денежных королей неслыханной роскоши и великолепия и в то же время эра ужасающей бедности и суровой нищеты», — писал американский социалист Моррис Хилвит[6].

Ряды рабочих пополнял огромный поток имигрантов. К 1910 году рабочие-имигранты составляли более половины всей рабочей силы страны. После 1880 года основную массу имигрантов составляли люди, принадлежавшие в основном к средним классам из Южной и Восточной Европы, которые были интеллектуально готовы принимать и распространять идеи социальной справедливости. Революционные события в ряде стран Европы способствовали популярности социалистических идей, с которыми были знакомы новые имигранты в США. Рабочие создавали профсоюзы, боролись за свои права, устраивали забастовки, все больше проявлялись признаки социальных волнений[6]. В эпоху прогрессивизма требование социальных реформ охватило массы американского общества и привело к их проведению. Этой эпохе была свойственна оптимистичная вера в закономерность прогрессивного эволюционного развития общества и его лучшее будущее.

Американские церкви не оставались в стороне от общественных настроений: целый ряд деятелей разных церквей откликался на социальные проблемы через проповеди, чтение лекций, написание книг и различные благотворительные и социальные инициативы. На фоне этих процессов в американском обществе возникло и получило развитие движение социального евангелия, которое требовало достижения социальной справедливости: призывало к борьбе с экономическим неравенством, бедностью, эксплуатацией детского труда, расизмом и другими социальными проблемами. Оно добивалось реформ в области труда, таких как сокращение рабочей недели, получение достойной заработной платы, отмена детского труда, введение правил работы на предприятиях и так далее. В дальнейшем многие идеалы движения обрели воплощение в законах Нового курса — экономической политики президента Рузвельта, начатой с 1933 года[7].

Происхождение термина

Термин «социальное евангелие», по-видимому, впервые был использован в 1886 году конгрегационалистским священнослужителем города Дебьюк штата Айова Чарльзом Оливером Брауном как ссылка на популярную книгу политэкономиста Генри Джорджа «Прогресс и бедность»[8], которая вдохновляла движение единого налога на землю («джорджизм»).

Основные идеи

Стремление к достижению социальной справедливости в социальном евангелии обосновывалось библейскими принципами милосердия и справедливости[2]. Проповедники социального евангелия ссылались на ветхозаветних пророков, которые осуждали несправедливость, на жизнь и учение Иисуса Христа и на присутствие в мире любящего Бога. Евангелический словарь теологии профессора Уолтера Уэлвелла отмечает: «Социальное евангелие принято считать чисто американским теологическим течением, однако оно продолжает богатую иудеохристианскую традицию, ориентированную на внимание к человеческим нуждам и бедам. Эта традиция, имеющая корни в Ветхом Завете и Новом Завете, так или иначе проявлялась на каждом этапе церковной истории»[9].

Бездомные дети спят на улице, Малбирри Стрит, Нью-Йорк, Манхэттен (Якоб Риис,
1890)

Бездомные дети спят на улице, Малбирри Стрит, Нью-Йорк, Манхэттен (Якоб Риис, 1890)

Главной идеей социального евангелия была мысль о том, что христиане должны не ограничиваться стремлением обрести индивидуальное спасение, а способствовать построению Царства Божьего на земле, прилагая усилия к преобразованию общества на основе любви друг ко другу, что было названо социальным спасением[5]. В этом вопросе идейным предшественником социального евангелия был христианский социализм XIX века, распространившийся в Британии, который подчеркивал социальный аспект спасения[10]. Особенно выделяются такие фигуры основоположников христианского социализма, как Чарльз Кингсли (1819 — 1875) и Федерик Денисон Морис (1805 — 1872)[9].

В США также присутствовали некоторые предшественники социального евангелия: к примеру, Стивен Колуэлл, написавший книгу «Новые темы для протестантского священства» (New Themes for the Protestant Clergy), которая вышла в 1851 году, а также ряд проповедников, о которых рассказывается в книге современного автора Тимати Смита «Ривайвелизм и социальные реформы в Америке середины XIX в.» (Revivalism and Social Reform in MidNineteenth Century America)[9].

Социальное евангелие выделилось из числа более ранних реформаторских движений в христианстве тем, что рассматривало социальное спасение более приоритетным, чем индивидуальное. В эпоху прогрессивизма протестантские движения, ориентированные на проблемы общества, поддерживали новейшие достижения наук и библейской критики. Как следствие, они переосмысляли традиционные доктрины и были готовы отклоняться от христианской ортодоксии[9].

В основе богословия социального евангелия лежала либеральная протестантская теология, идеи таких ее выдающихся представителей, как Ритчль и Гарнак, подчеркивавшая имманентную природу Бога (представление о том, что Бог пребывает в материальном мире, а не за его пределами), доктрину боговоплощения и превосходящую ценность добрых дел над исповеданием веры на словах[1][5]. Из этого в социальном евангелии вытекала важность заботы о земных нуждах людей, необходимость улучшения общественных отношений, оптимистичный взгляд на человеческую природу в целом не как падшую, а как стремящуюся к совершенству[9].

Традиционное христианское представление о греховности человека ослаблялось, но не совсем игнорировалось в социальном евангелии: пересматривался взгляд протестантской ортодоксии, в соответствии с которым человек полностью утратил свободную волю и способность к добродетели (как учили Мартин Лютер и Жан Кальвин, отсюда в протестантской ортодоксии выводится принцип спасения только верой). В учении социального евангелия греховность человека понималась как эгоизм, игнорирующий интересы других, но поддающийся исправлению. Некоторые представители социального евангелия оставили мифологическое представление о грехопадении в тени и объясняли пороки общества несовершенством общественного строя, который призывали исправлять путем проповеди и проведения социальных реформ[1].

Конная полиция разгоняет демонстрацию безработных в Томпкинс-сквер-парке (Нью-Йорк), 13 янв. 1874. (Мэтт Морген
(?), иллюстрация в газете Фрэнка Лесли)

Конная полиция разгоняет демонстрацию безработных в Томпкинс-сквер-парке (Нью-Йорк), 13 янв. 1874. (Мэтт Морген (?), иллюстрация в газете Фрэнка Лесли)

Социальное евангелие не было исключительно богословским направлением, оно включало в себя экономические и политические вопросы. Священнослужители и активисты социального евангелия часто уделяли больше внимания социальным наукам, чем богословию. Они критично относились к классической капиталистической системе с нерегулируемой экономикой и порицали либерально-капиталистическое отношение к труду. Они считали, что потребительское отношение к труду, зависимость заработной платы и распределения средств только от механизмов спроса и предложения противоречат христианскому учению[5].

Сторонники социального евангелия поддерживали рабочее движение и призывали к вмешательству государства в рыночную экономику для достижения всеобщего благосостояния. От светских активистов их отличала конечная цель — христианизация общества, благодаря которой должно было произойти его изменение в более совершенную форму, где кооперация, взаимное уважение и сострадание заменят жадность, соперничество и конфликты между социальными и экономическими классами[5][11].

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 "Свет знания" (старое название - "Каруна")

Блог "Записки бунтаря" 


В избранное