Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире: Многообразие мистической любви в религиозных традициях


ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 341/2022-05-15

Доброго времени суток. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью доктора философских наук Н. C. Жиртуевой. Для удобства восприятия я разделю эту статью на части, как делала ранее с другими не очень короткими статьями.

Многообразие мистической любви в религиозных традициях мира 

1. Мистические традиции как объект исследования

Современное гуманитарное знание - философия, религиоведение, психология - все чаще обращаются к опыту мистических учений, находя в нем разнообразные теоретические и практические пути совершенствования личности. Актуальность исследования мистического опыта вызвана, прежде всего, кризисными явлениями в современной культуре и поиском путей их преодоления. Уже в конце ХІХ – начале ХХ вв. американский философ и психолог У. Джемс, протестантский философ Р. Отто, русские религиозные философы С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, В. Н. Лосский, Н. А. Бердяев подчеркнули недопустимость упрощенного подхода к феномену мистики, которая во все времена истории человечества признавалась квинтэссенцией религиозного опыта. Однако серьезное научное исследование мистического феномена началось только во второй половине ХХ века. Наиболее всесторонне эта тема была освещена в трудах таких зарубежных и отечественных авторов как Э. Андерхилл, Тор Андре, Р. Зэнер, Ю. А. Кимелев, А. Г. Климович, А.Д. Кныш, Л. Г. Конотоп, Ф. Олмонд, А. Г. Сафронов, У. Стейса, Е. А. Торчинов, Дж. Тримингэм, У. Уэйнрайт, Р. Элвуд, М. Элиаде и др. 

Вместе с тем в современной научно-исследовательской литературе до сих пор не существует однозначного определения мистического феномена. По мнению российского востоковеда Е. А. Торчинова, «мистикой» называют достаточно гетероморфные и гетерогенные явления, между которыми нет ничего общего, кроме названия [1, Введение:3]. В нашем исследовании этим понятием будут обозначаться те учения, которые стремятся к «единению» с Абсолютной реальностью. Их отличительной особенностью является качественная трансформация психической жизни человека, обусловленная переходом от эгоцентрического сознания к просветленному, которое в различных учениях называется святостью, спасением, освобождением, пробуждением и т. д. 

«Мистика» является родовым понятием по отношению к понятиям «мистицизм» (теория) и «мистический опыт» (практика), объединяя теоретическую и практическую часть опыта «единения» с Абсолютом. Это, например, переживания адепта во время контакта с Абсолютом, разнообразные психопрактики мистического контакта, аналитические тексты с комментариями и др. Результатом их синтеза является формирование определенной мистической традиции, с помощью которой совершается трансляция мистической теории и практики от одного поколения к другому [2, с. 20]. Важным исследовательским направлением мистического феномена является компаративное религиоведение, целью которого является выявление универсальных и индивидуальных особенностей мистических традиций мира. Вместе с тем, в современных исследованиях недостаточно внимания уделяется анализу особенностей психопрактик в мистических традициях как целого комплекса методов преображения человека. Целью данной статьи является исследование любви как метода мистической психопрактики в мистических традициях Востока и Запада.

2. Роль любви в мистической психопрактике

Универсальными особенностями мистических традиций является утверждение, что человек одновременно принадлежит двум мирам – метафизическому (миру духовного Абсолюта) и диалектическому (миру материальных, или феноменальных вещей). Человек является парадоксальным единством «тварного» и «нетварного», видимого и невидимого, что создает два «Я» человека - внешнее (телесное) и внутреннее (духовное). Как следствие происходит формирование двух типов сознания – эгоцентрического и просветленного. 

Особенностью эгоцентрического сознания является его чрезмерная концентрация на потребностях материального тела, что способствует развитию эгоизма, страстных состояний, неудовлетворенности, различных видов страха. На уровне диалектического мира человек оказывается в плену субъектно-объектных отношений, когда мир теряет целостность, распадается на «моё» и «чужое», становится враждебным и отчужденным. Эгоцентрическое сознание порождает эгоистическую любовь , которая отличается чувством собственничества, стремлением властвовать или подчиняться.

А. Г. Маслоу называет такую любовь «дефициентной » (Д-любовью), потому что она основывается на стремлении получить то, чего человеку не достает - самоуважение, секс, общение и тому подобное [3, 12]. Она существует в большом разнообразии чувственных форм: любовь-эрос, любовь-прагма, любовь-людус, любовь-мания. Неслучайно все мистики говорят, что основным препятствием на пути к просветлению является телесное Я-Эго. Суфийский мистик Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр говорил: «Ад – где “ты” есть, а рай – где “тебя” нет», и взывал: «О Владыка Господь! Я не хочу себя. Освободи меня от моей самости». Также и ал-Халладж говорил: «Между мной и Тобой влачит жалкое существование это “я”, мучающее меня. О, будь милостив и исторгни это “я” из пространства между нами» [4, с. 135]. 

В мистических психопрактиках были разработаны два основных метода преодоления Эго – любовь к Абсолюту и медитативное созерцание Абсолюта. Именно поэтому просветленное сознание может считаться трансэгоцентрическим («преодолевающее Эго»). Любовь полностью «снимает» субъектно-объектные отношения. Суфий Баязид Ал-Бистами отмечал: «Я вылез из своей «баязидности», как змея – из своей кожи. Затем я осмотрелся. Я увидел, что влюбленный, возлюбленный и любовь - одно, поскольку в состоянии единения все может быть одним». По мнению Аттара, «тот, кто любит, не думает о собственной жизни; чтобы действительно любить, человек должен забыть о себе, будь он аскет или распутник» [4, с. 108, 112]. Что же дает отречение от себя? Что дает любовь? Прежде всего, освобождение от страхов и глубокую удовлетворенность от отношений. Тот, кто познал благодатную силу любви, будет любить просто ради самой радости любви. Католический мистик Бернар Клервосский говорил, что «любви не нужны не причины, ни плоды своего существования; она сама по себе – плод, сама по себе – наслаждение. Я люблю, потому что я люблю; я люблю в силу того, что я могу любить» [5, с. 97]. 

По мнению А. Г. Маслоу, это любовь «бытийная» (Б-любовь), потому что является любовью к бытию другого. Она основывается на осознании ценности человеческой личности, без всякого желания использовать её [3, 12]. Тот, кто любит, не стремится быть «хозяином» или «рабом» в отношениях с другими. Желания властвовать, подчинять или подчиняться возникают в том случае, если не удовлетворено Эго. Именно оно порождает множество условий, которые необходимо выполнить другому, чтобы «заслужить» любовь: «Когда ты не любишь из полноты своего сердца, ты торгуешься. Ты хочешь заставить другого человека что-то для тебя сделать. Если у тебя в уме есть какие-то условия, ты не сможешь любить; эти условия станут преградами» [6, с.70]. 

Суфий ар-Рази замечает, что «подлинная любовь не уменьшается из-за жестокости Возлюбленного и не увеличивается из-за Его милости, всегда оставаясь одной и той же» [4, с.105]. Поэтому истинная любовь всегда безусловна. Она предоставляет свободу другому. Вы способны любить другого человека таким, как он есть. Самое лучшее в любви – «это стать такой средой для каждого, с кем вы встречаетесь, которая даст им раскрыться тем наилучшим образом, каким они могут раскрыться». В такой любви нет никакой «нужности», так как вы лично «не нуждаетесь в ком-то, чтобы тот обратил вас к любви, потому что вы - она, и всякий, кто соприкасается с вами, изопьет от неё» [7, с. 198, 261]. Именно так просветленное сознание формирует необусловленную любовь и реализует подсознательное стремление человека преодолеть внутренний раскол, обрести первозданные целостность и единство с миром. На уровне метафизического мира мы осознаем то общее, что делает нас единым человечеством, находим свое истинное духовное «Я». 

По мнению А. Г. Маслоу, «невротический антагонизм между Ид, Эго и Супер-эго у таких людей преодолевается. Он трансформируется в отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостная и единая, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные процессы существуют в неразрывном, антиаристотелевском единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало находится в полном согласии с низким, животным началом, и в результате то, что раньше было дилеммой, является единством, новой сущностью, или, как это не парадоксально, перестает быть дилеммой» [3, 11]. Вместе с тем существуют определенные различия в понимании сущности любви в различных мистических традициях Востока и Запада, а также трансформации чувственной любви-эроса в духовную любовь-агапе.

Продолжение следует. 

Ведущая рассылки Елена Преображенская

 Мы в социальных сетях: Телеграм Вконтакте 
 Сайты: Путь в бесконечность Независимый исследователь Записки бунтаря


В избранное