Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Отбросим домыслы о Боге…
Информационный Канал Subscribe.Ru |
""Абсолют" означает - Он превыше всего. "Абсолют" означает - Он самодостаточен; Он полностью независим".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
Рассылка сайта www.harekrishna.ru
"Абсолютная Гармония" (путь
бхакти-йоги)
N 18
Мои дорогие друзья! Надеюсь, вы давно поняли, что название нашей рассылки - "Абсолютная Гармония" - означает Того, у кого множество Имён. Эти имена отражают разнообразные качества Личности Бога. И сегодня мы поговорим более конкретно и предметно о Боге и Его основных качествах. Тем не менее, мне хочется повторить снова и снова, что согласно бхакти-йоги из всех качеств самыми сладостными являются Красота, Любовь и Гармония. Всё это мы находим в Кришне, который олицетворяет собой Абсолютную Гармонию.
Тема:
Отбросим домыслы о Боге ...
(о природе Абсолюта)
Между нашими представлениями о Боге и той Реальностью, которой Он является, пролегает пропасть, размеры которой определяются степенью нашей преданности Абсолютной Истине. Если наша преданность стремится к нулю, то размер пропасти в этом случае стремится к бесконечности. Но когда наша преданность устремляется к бесконечности, тогда у нас появляется реальный шанс преодолеть эту пропасть, преодолеть по Милости Того, к кому мы устремлены всей Душой. Надеюсь, что дочитав до конца, вы поймёте, почему это так.
Прежде всего, возникает вопрос: "Как может ограниченное существо познать Безграничное Начало, Абсолютную Истину?" Те, кто признают только один аспект Бога - безличностный Брахман, находятся в затруднительном положении: они ставят своей целью познание Абсолюта, и в то же время осознают невозможность этого. И это действительно невозможно путём собственных усилий, как бы вы ни пытались развивать своё сознание, мистические совершенства и обретать Знания.
Однако, согласно вайшнавизму Бог или Абсолют - не объект, а субъект. Он - Высшая Личность, Субъект более высокой природы, чем индивидуальные души. Поэтому Бог познаваем только по Своей собственной воле. И Он непознаваем для тех, кто надеется исключительно на свои собственные силы.
"Думать:
"Я смогу Тебя познать, измерить" - значит желать невозможного, гнаться
за миражом. Так утверждает "Шримад-Бхагаватам". Вам никогда Его
не познать. Чем ближе вы будете подходить к границам вашего знания, тем яснее
будете понимать, что Он за его пределами. Его никто не может связать, и это
показала матушка Йашода. Она пыталась привязать Дамодара, Кришну, к ступе,
но всякий раз верёвка оказывалась на два пальца короче, чем нужно".
У Него никогда не отнять волю, и это - реальный
фактор. Если вы решите Его измерить, самой реалистичной мыслью будет следующая:
всё зависит от Его Высшей Воли. Всегда помните об этом.
Он абхиджна, Всеведущий, и Он сварат, ни от кого не зависящий. Только Он один
знает, что есть что и что чем должно быть. Это Его монополия, это в Его руках.
Он знает, что Он сделает, и в то же время Он никому и ничем не обязан. Он
Него нельзя требовать объяснений Его поступков. Только Он знает, что есть
что, и Он - это Абсолютный Автократ (артхешв абхиджнах сварат - Бха, 1.1.1)
Его не заботят мнения других. Если мы обратимся к нему с таким пониманием
и представлением, то мы обязательно приблизимся к божественной сфере".
Итак, в выше приведённой цитате Шридхара Махараджа можно выделить такие качества Бога, как всеведущий или обладающий полным знанием; безграничный и независимый. Последнее качество очень ценят люди, хотя и обладают им по сравнению с Богом в очень незначительной степени (о чём мы уже говорили в рассылке N12 )
В ведической литературе достаточно подробно описываются личностные качества Абсолюта. Рупа Госвами выделяет 64 трансцендентных качества. Кто-то может воскликнуть: "Противоречие! Разве у Безграничного Абсолюта может быть конечное число качеств?!" Но если внимательно изучить, что это за качества, то становится понятным, что такая обобщённая классификация нисколько не противоречит принципу бесконечности.
Что это за качества? Условно говоря, их можно разделить на две неравные группы. Одна группа состоит из 50 качеств, которые в той или иной степени могут быть присущи индивидуальной душе (дживе). Качества другой группы не присущи дживам. Но Абсолютной Истине, в её высшей, изначальной Трансцендетной форме - Шри Кришны, присущи все эти качества во всей их полноте и совершенстве.
Итак, вернёмся к независимости, которая является предметом нашей гордости, хотя в реальности мы обладаем ей в очень малой степени. Но Абсолютная истина, изначальная Причина всего - Личность, которая сама по себе и для себя. В этом и состоит Его безграничная свобода.
Абсолют - анади - вечносущий и никем не сотворённый. И сам по себе означает, что Он - своя собственная причина, и ничто иное не сотворило Его. Если бы Он был создан, то творец имел бы первостепенное значение. А что значит "для себя"? Это значит, что Он существует ради собственного наслаждения, но не для удовлетворения ещё кого-либо. Если бы бытие Абсолюта было предназначено для наслаждения другого, то Он занимал бы вторичное положение. Тот же, ради чьего удовлетворения Он бы служил, играл бы первостепенную роль.
Шридхар Махарадж в книге "Проповеди Хранителя Преданности, ч.1" пишет об этом так:
"Реальность
живёт для Себя Самой. И мы строго должны следовать этому правилу. Он существует
для Себя Самого, и всё предназначено для Него. Нужно строго придерживаться
этого принципа и всегда проверять, посвящены ли наши дела Ему или какой-то
другой части, какой бы важной и значительной она нам ни казалась.
Что же будет служить нам гарантией? Ваишнав и шастра. Мы не должны самонадеянно
думать, что сами всё узнаем и поймём; все наши действия должны быть одобрены
ваишнавом.
Всё предназначено для Господа, а не для какой-либо другой части. У Абсолюта всё "для себя". Абсолют существует для себя. Подчиняемся мы или нет частным, провинциальным законам, мы должны неукоснительно следовать правилу, что всё существует для Него. Это главное правило, а все остальные - второстепенные. Мы можем выполнять другие обязанности или пренебрегать ими, но мы должны всегда исполнять свой долг перед центром; это самое важное в каждом случае. И тот, кто может это оценить, кто смело говорит об этом людям, тот верно и глубоко понимает эту концепцию".
Говорить о Боге и Его качествах можно бесконечно. Всевышний Господь силён, правдив, очень разумен, владеет собой, терпелив, снисходителен, щедр, религиозен, на всё смотрит через призму Священных Писаний, терпим, почтителен, им руководит любовь и т.д. Степень проявления в Нём этих качеств непостижима.
Бхактиведанта Свами Прабхупада в "Нектаре преданности" подробно разъясняет суть всех трансцендентных качеств Бога. Заметьте, - трансцендентных! Но нашему осквернённому материализмом разуму нелегко осознать подлинную суть этих качеств, хотя Шрила Прабхупада даёт им всем определения. Так например, он пишет: "правдивым называют того, кто никогда не нарушает своего слова". А что мы обычно подразумеваем под правдивостью? :-)))
Или Шрила Прабхупада пишет, что "Терпеливым называют того,
кто безропотно сносит все невзгоды, даже если они кажутся невыносимыми; беспристрастным
называют того, кто свободен от всех привязанностей и зависти; религиозным
называют того, кто сам живёт в соотвествии с религиозными заповедями шастр
и учит этому других."
Ну а что мы подразумеваем под нашими НЕтранцендентными терпеливостью, беспристрастностью
или религиозностью? :-))) Просто прошу вас - задумайтесь над этим. Всё-таки
я искренне надеюсь, что каждый из нас, как Душа (джива) всё же обладает хоть
какими-то качествами хоть в каком-то количестве на трансцендентном уровне.
Какие ещё удивительные качества присущи Абсолюту?
По словам Шридхара Махараджа: "Всё пребывает в Нём, и Сам Он пребывает Всюду. Таково свойство Того, Кого мы ищем".
В Бхагавад-Гите 6.30 также говорится об этом:
йо мам пашйати сарватра, сарвам
ча майи пашйати
тасйахам на пранашйами, са ча ме на пранашйати
"Для того, кто видит Меня во всём, а всё творение во Мне одном, Я никогда
не остаюсь скрытым, и тот никогда не бывает незамеченным Мной, ибо он всегда
погружён в мысли обо Мне".
"Мы слышали
истории о том, как какой-нибудь великий завоеватель оказывался во власти девушки,
его полюбившей. Великий диктатор, командовавший всей армией страны..
Шри-кришнакаршини ча са.
Так и Господь Кришна, автократ, подвластен только любви, и никакой другой
силе. Божественная любовь, према, такова, что ей подвластен Сам Абсолютный
Автократ. Даже Его можно подчинить" (Шридхар Махарадж).
Надеюсь, никто из вас, дорогие друзья, не подумал сейчас: "Ага, так Он всё-таки зависим!" Да, Господь покоряется любви преданного и только ей. "Но покориться душе, покорной Богу, всё равно, что не покориться, ибо это значит покориться тому, кто всецело принадлежит Богу".
Ну и конечно, я не могу умолчать о таком качестве как красота.
С красотой Шри Кришны не может сравниться никто и ничто во всех трёх мирах.
Потому что красота не только завораживает всё и вся, но Она - подлинная "сила".
Как говорит Шридхара Махарадж: "Обычно,
видя красоту, мы полагаем, что она предназначена для того, чтобы ей наслаждаться,
но в действительности, КРАСОТА повелевает всем и всё контролирует".
Господь Кришна - Абсолютная Красота, которая всегда окружена любящими преданными.
Так что же может нас приблизить к этой Красоте?
Всякого рода торгашеские настроения никогда не приблизят нас к Богу. Думать
что-то вроде того, что "Сначала я хочу посмотреть на Него, а потом можно
будет говорить о служении ему, или вообще о его существовании", либо,
как пишет Шридхар Махарадж: "Если
Он не будет отвечать мне так, как я того желаю, то я к Нему не пойду, а присоединюсь
к атеистам или майавади. Если ты не будешь мне угождать, я пойду своей дорогой
- Ты мне не нужен!" Если у нас есть даже тень таких настроений,
мы очень, очень далеки от цели.
Кроме того, Шридхар Махарадж очень хорошо показывает, чем плохи йога (хатха и т.п.) и стремление к мистическим совершенствам - не сами по себе, а как средства достижения Бога. Ведь человек занимаясь активно подобными практиками с целью достижения Абсолюта подсознательно надеется воздействовать таким образом на Бога, забывая, что Он - Личность.
"Он превыше всякого обольщения. Или я буду думать, что силой йоги повлияю на Него, дабы Он одарил меня Своей благодатью? Невозможно управлять Им при помощи йогической силы; поэтому йога не способна принести никакого блага. Что даст мне йога? Он полностью свободен, абсолютен. Он совершенен в Себе Самом. Попытки посредством чего-то внешнего оказать на Него воздействие не принесут результата. Скорее, это вызовет Его гнев. Взамен мы должны обратиться к Нему с определенной рекомендацией, или с опекуном".
тад виддхи пранипатена, парипрашнена
севайа
упадекшйанти те джнанам, джнанинас таттва-даршинах
("Шримад Бхагавад-гита",4.34)
"Все это трансцендентное
знание ты сможешь постичь, доставляя радость просветленному духовному наставнику
почтительными поклонами, уместными вопросами и искренним служением. Великие
души, в высшей степени искушенные в духовном знании и обладающие непосредственным
осознанием Высшей Абсолютной Истины, раскроют тебе это божественное знание".
Внимайте тем, кто с Ним знаком,
И вам откроется дорога,
Ведущая в родимый дом.
Далёк и близок…как звезда…
Через любовное служенье
Однажды мы войдём туда.
ГЛАЗАМИ ДУШИ или жизнь замечательных преданных
Мурали-ишвара дас
Сегодня мой рассказ пойдёт о преданном, который особенно дорог моему сердцу. И это неудивительно. Ведь именно он является тем мостом взаимопонимания между русскоговорящими преданными и возвышенными вайшнавами, включая Гурудева, которые говорят на английском, санскрите и бенгали. Вы уже поняли, должно быть, что Муралишвара является переводчиком, причём, как говорится, переводчиком от Бога.
Мне не раз приходилось наблюдать, как кто-либо из вайшнавов, забывшись, что перед ним не англоговорящая аудитория, произносит свою речь на одном дыхании в течение десяти минут. И эта речь словно записывается в память Мурали, потому что после этого мы слышим, как плавным потоком льётся перевод. Он не только, как правило, сущностно точен, но и зачастую содержит дополнительные разъяснения, которые действительно просто необходимы слушателям.
Однажды наш Гурудев, увлёкшись, говорил безостановочно полчаса. И когда, наконец, наступила пауза, переводчик (это был, увы, не Муралишвара) перевёл его речь одним предложением. Это был правильный перевод, но как вы догадываетесь, слушатели остались неудовлетворёнными.
Глядя со стороны, мы думаем, что
переводчик находится в более выгодном положении, т.к. он получает много милости,
находясь в обществе вайшнавов почти постоянно, слышит много, что не доходит
до слуха большинства преданных. Да, это так.
Но помимо этого существует и другая сторона переводческой деятельности. Это
очень напряженная работа. Не допускаются никакие отвлечения, человек должен
напряженно вслушиваться в то, что сказано, понимать при этом суть сказанного
(иногда очень глубоких и многозначных вещей), запомнить все это и, не искажая,
не привнося своего эмоционального отношения к сказанному, передать это на
своем, подчас совершенно не схожем в понятийном смысле, языке. Он должен на
ходу рождать хорошо воспринимаемые фразы и выражения, говорить понятно, внятно,
и достаточно громко. Это совсем не так просто как может показаться на первый
взгляд.
Порой даже двухчасовая лекция отбирает очень много сил. Что уж говорить о
тех моментах, когда он должен постоянно находиться при гостях, в случае если
им что-нибудь понадобиться.
Чуть более семи лет назад в Оренбурге он начал посещать программы в храме ИСККОНа, где и познакомился с книгами Шрилы Прабхупады. Чуть позже его привлекли книги Шридхара Махараджа на английском. И однажды, ему позвонили друзья из Москвы и пригласили на встречу с саньяси из Гаудия матха. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это Шри Чайтанья Сарасват Матх, и что по поручению нашего Гурудева в Россию прибыл Сагар Махарадж, уполномоченный давать посвящения от имени нашего Гуру. Там в Москве Муралишвара и получил это прекрасное имя, став учеником Шрилы Бхакти Сундара Говинды Махараджа, любимейшего ученика и духовного преемника Шрилы Шридхара Махараджа.
Последние несколько лет Муралишвара не только является основным переводчиком на всех международных фестивалях нашей миссии, организуемых в России, но также и тем человеком, который сопровождает Махараджей и возвышенных преданных, приезжающих к нам в страну с проповеднической программой по поручению Гурудева. За это время он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Смоленске, Владимире, Минске, Донецке, Харькове, Одессе, Киеве и в Сибири.
С кем бы из преданных случайно не заходил разговор о Муралишваре, я ощущала, что их сердца также преисполнены любви к нему, как и моё собственное. Я хочу предупредить читателей с богатым воображением, что этот молодой человек вовсе не святой, и увидеть его достоинства можно только ГЛАЗАМИ ДУШИ. С внешней же точки зрения он иногда предстаёт далеко не в праведном образе. Так, он рассказал мне одну историю из своих путешествий, которая в большей степени говорит о милости Тиртхи Махараджа, который управляет Калькуттским храмом нашей миссии. Эту историю он предварил словами: "И я пожалел, что сказал им, что я - русский".
Дело было в Индии. Некоторое время
Муралишвара жил в Калькутте при храме. Но как-то ему потребовалось съездить
в Навадвипу к Гурудеву. У него в кармане была одна рупия. Почему-то он думал,
что этого недостаточно для того, чтобы купить билет на поезд. Тогда он пошёл
на площадь, где таксист набирал пассажиров в свою машину. Люди, находившиеся
там, проявили к нему интерес и спросили, не из Америки ли он. "Я - русский",
- был его ответ. Потом они сели в машину и поехали. Доехав до нужного места,
Мурали вышел из машины, и водитель попросил рассчитаться с ним. "Сейчас",
- сказал молодой человек и начал что-то усердно искать в кошельке, всё достояние
которого составляла единственная рупия. Затем он добавил: "Подождите
немного меня здесь, я только сбегаю разменять крупную купюру". И он быстро
побежал.
Скрывшись с глаз водителя в зарослях пышной растительности,
он стал пробираться окольными тропами в матх, время от времени прячась в кустах,
чтобы ни единая душа не заприметила, откуда и куда он держит путь, и наконец,
довольный своей ловкостью и шустростью, достиг желанной цели и облегчённо
вздохнул.
Он не учёл того, что одна Душа, точнее СверхДуша
(т.е. сам Господь) внимательно наблюдала за этим позорным побегом.
Прошло достаточно продолжительное время с того момента, как беглецу удалось
укрыться в матхе. Вдруг, подняв глаза, он увидел перед собой обманутого водителя,
что-то возмущённо кричавшего на всю округу. На крик пришёл Тиртха Махарадж.
Ему сразу стала ясна сложившаяся ситуация. Однако, когда он услышал, как преданный
сказал: "Я обещал ему заплатить, но этот человек меня не понял…",
то Махарадж сказал с улыбкой: "Да, они такие, эти водители, ничего не
понимают", и отдал тому деньги. И хотя Мурали было стыдно за случившееся,
Махарадж был милостив. Он ни разу не напомнил о случившемся. Более того, он
прекрасно понимал, какие чувства влекли преданного в Навадвипу.
Будь и ты милостив, мой читатель. Кто не грешен
в этом мире?
И это вовсе не означает, что мы не должны быть милосердны, терпимы. При любых
обстоятельствах в наших сердцах должна сохраняться любовь. И это, прежде всего,
нужно нам самим, а не тому, кто представляется в наших глазах несовершенным.
Кто-то может подумать, как хорошо
так много путешествовать. Но здесь речь не идёт о получении удовольствий от
путешествий, ибо человеку зачастую приходиться отправляться в дорогу и тогда,
когда не хочется, и тогда, когда не слишком здоров. И это очень непросто,
- не принадлежать самому себе. Но для преданного нет выше счастья, чем знать,
что Духовный Учитель удовлетворён тобой и твоим служением.
Наш Гурудев очень любит Мурали и ценит его служение.
И может быть, когда-нибудь, я расскажу вам другие истории из путешествий этого
замечательного преданного.
НОВОСТИ САЙТА
17.05.02 Статья Шрипада Б.С.Госвами Махараджа ""Дружба
со святым -- бесценный дар судьбы"
16.05.02 Вторая статья рубрики На пути к Кришна-сознанию: Истинное
смирение.
15.05.02. Новая рубрика: На пути к Кришна-сознанию. Первая статья. Cмирение.
11.05.02 - 14.05.02 лекция Шрилы Б.С.Говинды Махараджа "Центр
Святого Имени"
10.05.02 Новая статья: "Cлужение
Святому Имени".
08.05.02 Обновлен Раздел о Шриле
Сарасвати Тхакуре
04.05.05 - 07.05.02 "Вселенская
Милость"
05.05.02 Обновлен раздел Вьяса-пуджа
03.05.02 Страница о Шриле
Нароттам Даса Тхакуре.
02.05.02 Появилась Рассылка "Новости сайта", статья о Господе Рамачандре
01.05.02 Шрипад Б.П.Тиртха Махарадж Лекция
о Господе Джаганнатхе
29.04.02 Появилась Страничка о Шриле
Абхирама Гопала Тхакуре
27.04.02. Новая статья серии "Святые Имена Бога": Святые
Имена всецело духовны
26.04.02 -30.04.02 лекция Шрилы Б.С.Говинды Махараджа "Два
Гуру"
Изменения в библиотеке с 25.04.02 по 31.05.02:
Выставлены главы книги Шрилы Бхактивинода Тхакура "Шри
Бхактьялока":
"Ниямаграха
- Чрезмерное внимание к соблюдению обязанностей и ограничений, или неразумное
пренебрежение ими"
"Джана-санга
- Дружба с мирскими людьми"
"Лаулья
- Чрезмерные волнения, или жадность"
"Утсаха
- Воодушевление"
"Нишчая
- Уверенность"
"Дхаирья
- Стойкость и упорство"
Выставлены главы книги Шрилы Бхактивинода Тхакура "Джаива-дхарма":
вторая
глава под названием "Чистота и неизменность вечной природы
души"
третья глава под названием "Несовершенство, неблагоприятность, оскверненность
и кратковременность временной религии"
Выставлено описание Десяти Основополагающих Божественных Принципов "Шри
Даша-мула"
Шрилы Бхактивинода Тхакура, ранее опубликованое в книге "Голос
Шри Чаитанйадева"
Выставлена лекция Шрилы Б.С. Говинда Махараджа "День
в Хапании", которая была опубликована в книге "Голос Шри Чаитаньядева"
СЛОВАРЬ слов, встречающихся в данной рассылке:
Безличный Брахман - сияние духовного тела Кришны (один
из трёх аспектов Бога).
Рекомендуемые ссылки :
Кришна
Рупа
Госвами
Бхактиведанта
Свами Прабхупада Шридхара
Махарадж
ЭКАДАШИ В ИЮНЕ:
6 июня (четверг), прерывается пост на след. день 05:31-09:35
(г. Москва)
21 июня (пятница), прерывается пост на след. день 03:45-05:21 (г.Москва)
Дорогие друзья! Мы надеемся, что наша рассылка поможет вам глубже узнать путь бхакти-йоги - путь преданного служения Господу, поможет познанию своего истинного "Я" и будет способствовать направлению ваших усилий на изменение самого себя и обретение внутренней и внешней гармонии.
Мы всегда будем рады вам на нашем сайте www.harekrishna.ru , где представлены удивительные по своей глубине духовные произведения наших Учителей.
Если будут встречаться непонятные слова, смотрите Словарь
Со всеми вопросами, пожеланиями, критическими замечаниями пишите
мне
С уважением, Туласи Прия даси
Следующий выпуск "Абсолютной Гармонии" выйдет 7 июня 2002 г.
Тема: "Служить я рад - прислуживать же тошно . . . "
"Реальность для себя и по себе. Мир создан не ради наших эгоистических целей; во всём присутствует универсальная цель, а мы всего лишь маленькие частички этого. Нам следует понять, что есть целое. Полное целое - Кришна, и кроме Его воли не существует никакого другого закона".
Шрила
Б.Р. Шридхар Махарадж
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||