Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ежевоскресные святые Германии: выпуск 23. Крискент Майнцский. 10 июля.



Серебряная рассылка "Ежевоскресные святые Германии".
Выпуск 23, 10 июля 2011 года, воскресенье


Все святые, молите Бога о нас


Крискент Майнцский
27 июня/10 июля


Крискент - один из самых малоизвестных святых, почитаемых в Германии.


Его житие хотя и коротко, но крайнен неоднозначно.

Согласно версии, изложенной у Якоба Торси (1*, см. ниже источники информации), святой претерпел мученическую смерть во время вторжения германцев (гуннов) в Майнц около 406 года.

Другой немецкий источник (2*) утверждает, что святой Крискент был спутником майнцкого епископа Орея (Aureus). С ними находился также диакон Иустин. Все трое были замучены варварским германским народом, ещё не просвещенным светом Божией истины.

На одном из церковных витражей (приводится здесь вверху) святой Крискент изображается с епископским посохом в руке, что может подразумевать высокое священническое посвящение. В то же время в Бенсхайме (город в земле Гессен) имеется кладбищенская церковь св. Крискента и на сайте церкви (4*) утверждается, что она названа в честь Крискента Майнцского, бывшего первым епископом Майнца и мучеником. Эти же сведения перешли в немецкоязычную Википедию, где имеется статья о церкви в Бенсхайме (3*).

Затрудняют идентификацию святого и сведения, опубликованные в католической энциклопедии (5*). Согласно этим данным, этот святой связан с апостолом Павлом. Он был назначен епископом Галатии. Он почитается равноапостольным во Франции и основал епархию в Майнце. Возвращаясь на восток, был замучан при императоре Траяне.

Предание о мученике также очень схоже с житием Крискента, одного из апостольских учеников (2 Тим 4,10), что наводит на мысль о разных преданиях, касающихся одного и того же святого. Некоторым подтверждением этого служит мнение известных у современных богословов церковных авторов (Епифаний, блаженный Феодорит, Евсевий), утверждавших, что святой Крискент был направлен не в Галатию, а в Галлию (например, здесь: Евсевий. Церковная история. кн. III, гл. 4).

Русская Википедия в статье о Крискента (6*) утверждает, что имя "...Крискента фигурирует в списках епископов Майнца, что является позднейшей вставкой". Открываем страницу Википедии, посвящённую епископам Майнца (7*) и находим, что в Майнце первым епископом города являлся Крискент, ученик апостола Павла (но делается сноска, что это более поздняя подделка). Этой сноске таже нет особого доверия, поскольку не указываются авторитетные источники для данного утверждение. В то же время в списке мы находим ещё одного Крискента, епископа Майнцского с датами служения 109-127 годы, что вводит исследователей в ещё большие затруднения...

Не менее интересны и другие данные этой же статьи Википедии. Чуть ниже мы читаем: "Имена первых епископов Майнца достоверно неизвестны. Только с 368 года появляется первые данные о епископах Майнца. Насчитывается десять списков епикопов Майнца. Старейший из них, датируемый X веком, содержится в Фульдских анналах, перенесенный оттуда в Мюнхенский кодекс в XIX веке. Этот список начинается с Ореуса. В кодексе Bernensis Nr. 378 список увеличивается на четыре епископа. Кодекс датируется X веком, с внесением изменений в XI веке. Однако подлинность этого документа не доказана, а в части описания епископа Крискента, ученика апостола Павла кодекс опирается и вовсе на легенды".

В одном из православных источников (8*) существует и ещё одна версия, согласно которой святой Крискент, будучи учеником св. ап. Павла, занимал также епископскую кафедру в Дофине Вьенском (юго-восток Франции между Роной и Альпами).

Подводя краткий итог, можно констатировать, что при существующих разночтениях и откровенных противоречиях сведений о святом Крискенте, тем более частью явно не соотвествующих священному апостольскому писанию, можно лишь условно принять точку зрения, существующую у Якоба Торси (современный авторитетный автор у немецкоязычных католиков) и признать Крискента Майнцского за мученика, никак не связанного с Крискентом, - одним из 70-ти апостолов и учеником апостола Павла.

Редакция не претендует на исключительность именно этой точки зрения, тем более, что в силу обстоятельств не смогла воспользоваться первоисточниками, хотя и приводит на них ссылки, исходя из сведений других, более поздних и современных источников.



Источники немецкоязычной информации:

ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ:

1* Jakob Torsy, Hans-Joachim Kracht. Der grosse Namenstagskalender. 3900 Namen und 1700 Lebensbeschreibungen der Namenspatrone. Verlag Herder, 2008, S. 223. ISBN 978-3-451-32043-9 (нем.)

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

2* Creszenz von Mainz. Oukumenisches Heiligenlexikon (нем.)
3* St. Crescens (Bensheim). Wikipedia (нем.)
4* Friedhofstrasse 41, Hessen. (нем.)
5* Foerderverein St. Crescenz (нем.)
6* Крискент. Википедия. (рус.)
7* Архиепископы Майнца. Википедия. (рус.)
8* Icon of St. Crescens of Vienne. (нем.)

Подборка информации: редакция курьера "Покров" постоянного представительства РПЦ МП в Германии, Дюссельдорф, 09 июля 2011.



©Редакция рассылки: a@palomnik.org
Сайт рассылки: Паломник


В избранное