Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Иудаизм - не религия, а жизненный путь.


Иудаизм - не религия, а жизненный путь

22 сентября 2010 - 14 тишрея 5770



Сегодня с заходом солнца евреи во всем мире начнут празднование Суккот (праздника Кущей), которое продлится до 30 сентября и завершится Шмини Ацерет ("праздничным собранием восьмого дня").

Сегодня вечером в Московском еврейском общинном центре (2-ой Вышеславцев пер. 5А) состоится зажигание свечей и праздничная вечерняя молитва.

23 сентября (15 Тишрея) в 10.00 в МЕОЦ состоится утренняя молитва "Шахарит", в 12.00 в сукке (крытое зелеными ветвями временное жилище, в котором, согласно предписанию Торы, евреи обязаны провести праздник Суккот) будет исполнена заповедь четырёх растений.

24 сентября (16 тишрея) в 10.00 состоится утренняя молитва "Шахарит", а в 12:00 будет исполнена заповедь четырёх растений.

29 сентября (21 Тишрея) в МЕОЦ состоится вечерняя праздничная молитва и Акафот (танцы с Торой) (19.30).

30 сентября (22 Тишрея) в 10.00 состоится утренняя молитва "Шахарит", а в 12:00 – поминальная молитва "Изкор". В 19.30 – вечерняя праздничная молитва "Маарив" и Акафот.

Информационная справка.

Суккот (в перевод с иврита - "кущи") – семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей, в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта.

Торжества длятся неделю, при этом первый (а в диаспорах и второй) день не рабочие, а на восьмой день празднуется Шмини Ацерет ("праздничное собрание восьмого дня").

В книге Левит содержатся два особых предписания, связанные с Суккот: "в кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской"; и "возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней".

В соответствии с первой заповедью евреи к празднику строят шалаш, называемый сукка, из любого подручного материала, покрывая ее листьями или соломой. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь.

Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен поужинать в ней или съесть хотя бы кусок хлеба. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов общины, у которых нет своей сукки.

Вторая заповедь, заповедь четырех растений, предписывает держать в руках пучок из четырех растений (этрог — цитрон, лулав — ветвь финиковой пальмы, адас — ветвь мирта, арава — ветвь ивы) во время произнесения благословения.

Еврейские мудрецы говорят, что растения символизируют евреев, находящихся в разных степенях близости к еврейству. Этрог (цитрон) обладает приятными вкусом и запахом — символ еврея мудреца и праведника. Лулав (ветвь финиковой пальмы) - люди, обладающие мудростью, не отражающейся на доброте их поступков.

Адас (ветвь мирта) символизирует евреев, исполняющих заповеди, руководствуясь верой, трепетом или любовью к Творцу, но не обширностью познаний в Торе. Арава (ветвь ивы) – это евреи, не знакомые с мудростью Торы и не исполняющие ее заповеди.

Исполняя заповедь, человек показывает равенство и мудрецов, и грешников перед лицом Творца в праздник Суккот, ибо в радости все равны.

Шмини Ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием "В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (Ацерет); никакой работы не делайте".

Законоучители рассматривают Шмини Ацерет как отдельный праздник. В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.


Поздравление Главного раввина россии Берла Лазара

Дорогие друзья!

От всего сердца поздравляю вас с Суккот – праздником Кущей, праздником сбора урожая, праздником радости вашей.

В Торе сказано: "В 15-й день седьмого месяца, когда вы собираете плоды земли, празднуйте праздник Г-споду семь дней… В первый день возьмите себе плод дерева прекрасного, пальмовые ветви и ветвь густолистного дерева и речные вербы, и веселитесь перед Г-сподом Б-гом вашим семь дней… В шалашах живите семь дней…, чтобы знали все ваши поколения, что в шалашах Я поселил сынов Израиля, когда вывел их из страны Египетской".

Мы видим, что заповеди Суккот – это построить шалаш, собрать четыре вида растений и "веселиться перед Б-гом". Эти заповеди связаны между собой идеей сбора урожая – причем не только и не столько в бытовом, сельскохозяйственном смысле, сколько в смысле духовном, определяющем связь человека с Б-гом.

Когда человек "растит урожай" – учится, работает, делает карьеру, – он не уверен в результатах, поэтому просит Б-га помочь. Но вот результат достигнут, "урожай собран", человек приносит его домой – и думает, какой он сам сильный и умный, что всего добился своими руками и своим умом. Он радуется и веселится – но радость его не от Б-га, а от полученного богатства. А Тора нас учит: надо "веселиться перед Б-гом", благодарить Б-га. Ведь наши достижения, наш урожай – от Него. Если забудем, от кого мы все получили – тут начнется гордыня, начнется зависть, тут уж будет не до веселья и радости.

Шалаш заставляет нас вспомнить о том, как Б-г вывел наш народ из египетского рабства. Когда наши предки жили в шалашах в пустыне – они знали, что все блага в их жизни от Б-га. Они уповали на Б-га и получили помощь от Него. И тогда радость от обретенной свободы стала в полном смысле слова "радостью перед Б-гом".

Наконец, четыре вида растений – это не только символ урожая, но и духовный символ еврейского народа, его единства. Только когда мы вместе, наша радость становится полной. А когда мы все вместе "радуемся перед Б-гом" – это подвигает нас думать о праведных делах, о помощи ближнему. Ведь Б-г, помогая нам, самих нас ориентирует на то, чтобы мы помогали другим людям. Б-г хочет чтобы мы не забывали благодарить тех, кому обязаны, кто нам помогал – своих родителей, своих учителей, своих друзей, свою общину.

Так пусть в эти дни каждый вспомнит, кому в этой жизни он обязан, и поблагодарит их. И тогда Б-г даст вам настоящую радость – на период праздника и на весь год!

Главный раввин России Берл Лазар


Заповедь НЕТИЛАТ ЛУЛАВ

Важнейшей заповедью Торы о празднике Суккот, является повеление "...возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, ветви пальмовые и побеги дерева густолиственного и верб речных..." (Тора, книга Ваикра, 23:40).

Разумеется, поверхностное чтение этих стихов не дает всей необходимой информации для исполнения заповеди. Трудно даже понять, о каких именно растениях идет речь. Точное и подробное объяснение мы находим в Устной Торе: "плод дерева великолепного" – это этрог (особый вид цитрусовых); "пальмовая ветвь" – это лулав, верхний молодой (еще не распустившийся) побег финиковой пальмы; "дерево густолиственное" – адас (мирт); "верба речная" - это арава (плакучая ива), ветки которой имеют красноватый оттенок, а листья - длинные, с гладкими краями.

Эти четыре вида растений (арбаат-а-миним) необходимы для исполнения заповеди праздника Суккот – нетилат-лулав. Заповедь нетилат-лулав исполняют стоя. Берут лулав (здесь и далее мы будем называть так все три растения: лулав, араву и адac, связанные вместе) в правую руку – так, чтобы сдера была обращена к исполняющему заповедь, а этрог – в левую, – и произносят благословение "повелевший нам совершать нетилат-лулав":

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДЭШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ НЭТИЛАТ ЛУЛАВ.

Затем этрог присоединяют к лулаву таким образом, чтобы верхняя треть этрога касалась нижней части лулава. В первый день праздника, когда заповедь нетилат-лулав исполняют впервые, после этого благословения произносят "шеэхеяну":

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ ШЕЭХЕЙАНУ ВЭКИЙМАНУ ВЭИГИЯНУ ЛИЗМАН АЗЭ.

Нетилат-лулав представляет собой сложную серию движений: лулав берут в правую руку, встают лицом к востоку и, держа его у сердца, произносят благословение. Затем берут левой рукой этрог, присоединяют его, держа плодоножкой вниз, к нижней части лулава. Затем следует вытянуть руки вправо, прижать их к груди у сердца и повторить эти движения троекратно. Затем делают то же самое, вытягивая руки влево, вперёд, затем поднимают руки вверх, возвращают их к сердцу (троекратно), затем опускают вниз и возвращают к сердцу,  и, наконец, – назад (через правое плечо). Каждое возвратно-поступательное движение (в одном из шести направлений) повторяют трижды. 


 




Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31 Еврейская Баннерная Сеть - таки 88х31

В избранное