Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Католические святые

  Все выпуски  

Святые 22 июня


Святые 22 июня
Иоанн Фишер из Рочестера BM (RM)

Также известен как John Fisher of Rochester. Родился в Беверли, Йоркшир, Англия, 1469; умер в Тауэре, Лондон, 22 июня 1535; канонизирован в 1935; его праздник раньше был 13 июня (римский календарь) и 9 июля (местный).

«Если бы вы поробовали хоть каплю сладости, пьянящую души тех верных, кто поклоняется этому Таинству, вы бы никогда так не написали и не отступили бы от веры, которую прежде исповедовали.» --Иоанн Фишер в письме епископу Винчестера.

Сын торговца тканями, умершего, когда Иоанн был ещё мальчиком, святой Иоанн Фишер был католиков высоких идеалов. Его в равной степени ценили как учёного-гуманиста, прекрасного преподавателя и верного епископа. Обучался в Майклхауз (Michaelhouse) в Кембридже (позже объединившимся с Тринити) с 14 лет, и с тех пор неразлучно был связан с жизнью университета. Фишер в 22 года был рукоположен в священники по особому разрешению. Он стал доктором богословия, ректором Майклхауза и вице-канцлером.

В 1502 он оставил должность и стал капелланом матери короля, госпожи Маргариты Бьюфорт (Margaret Beaufort), графини Ричмонд и Дерби. Под его наставничеством Маргарита основала Коллегию Христа, Коллегию святого Иоанна в Кембридже, а также там и в Оксфорде кафедру богословия Госпожи Маргариты. Из-за этого, а также из-за других щедрых подарков, её стали считать самой большой благотворительницей Кембриджа.

Вклад Фишера не был оценен столь же скоро. Он стал первым деканом кафедры Кембриджа. Более важным было другое, то что он обогатил учебный план, включив в него греческий и иврит, и пригласил своего друга, знаменитого гуманиста Эразма (Erasmus) профессором богословия и греческого в то время, когда обучение в этом учебном заведении находилось в наихудшем состоянии. До того там не преподавался ни греческий, ни иврит, а библиотека насчитывала лишь 300 книг. В 1504 Фишер был избран номинальным главой университета. В таком качестве он смог сделать больше для возрастания и улучшения своей альма матер, так что его можно считать его вторым основателем.

Иоанн Фишер жил в последнии дни католичества в Англии, заняв высокую должность в правление Генриха VII. Прослужив капелланом своей покровительнице Маргарите Бьюфорт, он был назначен епископом Рочестера в 1504. Ему было тогда 35 лет - молодой возраст для епископа. Он принял эту должность с осторожностью, поскольку она возлагала на него множество обязанностей (он так и оставался номинальным главой университета вплоть до своей смерти). Это была самая маленькая и бедная епархия Англии, но он её так любил, что позднее отказался возглавить более богатые епархии Или (Ely) и Линкольна, говоря, что «не променяет бедную старую жену на самую богатую вдову в Англии.» Климат там был столь сырой, а его дворец находился в таком состоянии, что Эразм, когда ему доводилось там останавливаться, был потрясён; тем не менее Фишер провёл там 30 лет, и был самым верным английским епископом того времени.

Фишер был усердным и добросовестным пастором. Он регулярно делал объезды, проводил конфирмации, дисциплинировал духовенство, навещал больных и собственными руками раздавал милостыню. Личная же его жизнь была сурова и проста. «Он держал хороший стол для всех, кроме себя.» Как яркого проповедника, его пригласили проповедовать на погребальном богослужении, когда Генрих VI умер в 1509, то же самое он делал и на смерти госпожи Маргариты.

Он достойно и смело выполнял свои общественные обязанности и пользовался огромным уважением в Англии и за её пределами. Слова Эразма: «Во всей стране нет человека более образованного, и епископа более святого.» Генрих VIII до того, как Фишер вызвал у него ярость мщения, открыто прославлял его, «что ни у одно князя и ни в какой королевстве нет такого замечательного прелата.»

В то время он продолжал писать книги и заниматься собственным обучением, в 48 лет начав учить греческий, и в 51 иврит. Фишер вёл жизнь аскета, мало ел и спал и держал перед собой во время еды череп, чтобы напоминать себе о бренности. Он собрал у себя одну из самых лучших библиотек в Европе с тем, чтобы потом завещать её университету.

Фишер отчётливо осознавал срочную необходимость реформ в Церкви, от Пап и епископов и ниже, но отвергал лютеранские идеи и написал против них четыре объёмистых тома. Он проповедовал у Креста Павла, защищая христианское вероучение, когда запрещались и сжигались книги Лютера. Однако молитву и личный пример он считал действеннее, чем споры.

Очень смело, и не без оправданий, Фишер осуждал духовенство на синоде в присутствии самого кардинала Уолси за порочность, тщеславие, небрежение и любовь к наживе. Большинство высшего духовенства получили свои должности за мирские услуги государству или из-за личных интересов. Как член Палаты Лордов Фишер решительно противодействовал государственной политике войны и критиковал мероприятия против духовенства, принимаемые с одобрения Палаты Общин. Он высказал ещё один решительный протест на конвокации (собор Англиканской Церкви), когда она была созвана для одобрения назначения Генриха VIII главой Английской Церкви. Он предложил добавить к клятве слова «Насколько позволяет закон Христа», повлиявшие на поведение многих, кто её подписал. Но самым смелым и бескомпромиссным было его отношение к позорному разводу Генриха с Екатериной Арагонской.

Как исповедник королевы Екатерины, он выступал от её имени на суде в Блэкфрайерс в 1529, а также решительно свидетельствовал, устно и письменно против развода. Это привело короля в ярость, и позже, когда Фишер отказался присягнуть королю как главе Английской Церкви, он был лишён сана епископа и заключён в Тауэр.

Увещевания друзей и угрозы врагов не смогли заставить Фишера осознать, какой опасности теперь он подвергался, выступая против сильных мира сего. Двухкратное лишение свободы на короткий срок, попытки его отравить и застрелить не могли заставить его отказаться от своих убеждений. Томас Кромвель безуспешно пытался установить с ним контакт через Елизавету Бартон, «святую Кентскую деву,» монахиню, впадавшей в состояние транса и самой осуждавшей Генриха за намерение развестись с королевой.

Его вызвали в Ламбет (Lambeth) несмотря на болезнь, и по пути из Рочестера в Лондон, для подписания клятвы о преемственности, он падал в обморок. Он отазался, поскольку по сути это была клятва о верховенстве. Он находился в Рочестере, когда его арестовали, и из соседних сёл в город стали стекаться люди, чтобы попрощаться с ним. Закончив с своими делами и раздав подношения бедным, он ехал по улицам с непокрытой головой, благославляя собравшихся.

Прибыв в Лондон, он отказался принести клятву, говоря «Ответ мой, поскольку моя собственная совесть не может оставаться чиста, я безусловно отказываюсь присягать. Я не осуждаю совесть никого из других. Их совесть может их спасти, а моя должна спасти меня.» В 1534 66-летний прелат начал отбывать 15-месячное заключение в Лондонском Тауэре, его имущество было конфисковано, он был лишён всех должностей. Тайный посланник от Генриха просил его высказать, только для королевских ушей, мнение о королевском верховенстве. Его отрицательный ответ решил его участь.

В это время Папа Павел III назначил его кардиналом. Король Генрих снова пришёл в ярость, и через месяц Фишер предстал перед судом в Вестминстер Холле по обвинению в измене, не признании им церковного верховенства короля, и он был признан виновным. Иные из судей заплакали, когда «самый святой и образованный прелат в христианстве» 17 июня 1535 был приговорён к смерти.

Июньским утром спустя несколько дней после суда, в 5 утра Иоанна разбудили и сообщили ему, что его сегодня казнят. Он попросил отдохнуть ещё немного и проспал два часа. Истощённого болезнью настолько, что он едва мог стоять, Фишера на стуле перенесли из Тауэра к месту казни.

Он любезно поблагодарил стражников за внимание и хлопоты. Он сказал, что умирает за веру и просил молиться за него, чтобы у него хватило мужества. С ним было маленькое Евангелие, и у Тауэрских Ворот он открыл его на словах: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:3-4).

Закрыв книгу, он сказал: «Вот учение, которого хватит мне до конца моей жизни.» Взбираясь на эшафот, обращённый к утреннему солнцу, он поднял руки и вскричал: «Око их устремлено на Него, и ободрились; и лица их не были постыжены.» Затем, приклонившись в молитве, он повторил 31-й псалом, «На Тебя, Господи, уповаю» (по другим источникам, он умер со словами Te Deum на устах), и был обезглавлен топором.

Его друг Томас Мор писал о святом Иоанне из Рочестера: «Полагаю, что нет в этом государстве ни одного человека, способного сравниться с ним по мудрости, образованности и не раз проявленной добродетели.»

Иоанн Фишер был погребён во дворе церкви Всех святых, Баркинг, без обрядов и без савана. Его голову выставили на обозрение на две недели на Лондонском мосту, а затем сбросили в Темзу (Attwater, Benedictines, Bentley, Gill, Hughes, Reynolds, Surtz, Walsh, White).

В искусстве святой Иоанн Фишер изображается в кардинальском одеянии, со следами измождения аскезой, с топором или шляпой у ног (White.)

 

 

 

 

 

Рассылка 'Католические святые'



В избранное