Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"РЕЭ"

В эту субботу во всех синагогах мира читают недельную главу Торы Реэ. Много вопросов обсуждает Тора в этой главе, но мы, по обыкновению, остановимся только на одном из них. Вот что мы читаем в Торе:

"Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец, и представит тебе знамение или чудо. И появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, чтобы сказать: "Пойдем за Б-гами иными, которых ты не знаешь и будем служить им" - То не слушай слов пророка того, или сновидца того, ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего всем сердцем и всею душой... А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что творил он преступное против Г-спода Б-га вашего".

Один из крупнейших комментаторов Средневековья дон Ицхак Абарбанель спрашивает в своей книге: "О каком пророке здесь идет речь? Если это лжепророк, то откуда у него сила творить чудеса? Если же это истинный пророк, которому Творец велел призвать евреев служить иным Б-гам с тем, чтобы испытать их - тогда почему нужно предать его смерти?

Отвечая на собственный вопрос, Абарбанель пишет, что речь идет о лжепророке, который производит впечатление настоящего пророка, и людям всерьез кажется, что он способен творить чудеса. Если он призывает народ к идолопоклонству. Тора велит нам не слушать его, не дожидаясь провала его знамений. Можно быть уверенным, что пред нами лжепророк.

Нетрудно заметить, что Арбарбанель уклоняется от прямого значения текста. В Торе сказано ясно и недвусмысленно: "...и появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе." Для чего же творец мира дает лжепророку власть над силами природы? Тора сама отвечает: "..ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш."

Получается любопытная картина. Перед нами предстает человек, утверждающий, что он пророк. В доказательство он предсказывает будущее, и все сбывается олово в слово. Он творит чудеса: обращает реки вспять, превращает воду в вино или горы в майонез - что хотите. Но если, совершив все эти чудеса, он призывает нас оставить служение Творцу и поклониться другим Б-гам, мы можем быть уверены, что пред нами лжепророк. Не помогут ему ни чудеса, ни пророчества. Почему - на этот вопрос отвечает мыслитель иудаизма Рамбам: "Если лжепророк, совершивший чудеса знамения, пытается опровергнуть пророчество Моше - его не слушают. Пророчество Моше основано не на чудесах, чтобы сравнивали мы чудеса одно о другим, но своими глазами мы видели и своими ушами слышали то, что слышал он."

Лаконичные слова Рамбама нуждаются в пояснении. Иудаизм обязывает каждого еврея исполнять заповеди, содержащиеся в Торе. Почему мы верим Моше, откуда известно нам, что эаповеди, записанные им в Торе, в действительности переданы ему Б-гом. Быть может, доказательством тому чудеса, но наша не основана на них. "Своими глазами мы видели и своими ушами мы слышали то, что слышал он" Основа нашей веры - Синайское откровение. Тора рассказывает, что весь многотысячный народ вместе с Моше слышал у горы Синай обращенные к ним слова: "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта из дома рабства. Да не будет у тебя других Б-гов." Каждый своими ушами слышал то, что слышал Моше, а потому не нуждался в каких бы то ни было чудесах или других доказательствах истинности слов Моше.

Передаваемое из поколения в поколение предание о Синайском откровении - основа веры иудаизма. Тот, кто отрицает историчность Синайского откровения, не принимает и заповедей Торы. Но тот, кто признает Синайское откровение историческим фактом, принимает заповеди Торы, не нуждаясь в чудесах или доказательствах.

Такие люди не станут слушать пророка, призывающего их служить иным Б-гам или. отменить хотя бы одну из заповедей Торы, - какие бы чудеса он не совершал. Ни реки, обращенные вспять, ни горы, превратившиеся в майонез, их не убедят. Их вера основана не на чудесах, а на Синайском откровении, пророк же, призывающий их служить иным Б-гам, противоречит тому, что отцы их слышали своими ушами на Синае.

Талмуд в трактате "Бава Меция" приводит любопытный рассказ о том, как Рабби Элиэзер пытался доказать свою правоту мудрецам, не соглашавшимся с ним: "Если закон таков, как я считаю - это подтвердит рожковое дерево",- сказал рабби Элиэзер. Дерево вырвалось с корнем и отлетело на 100 локтей. Сказали ему мудрецы: "Деревья не приводят в доказательство". Рабби Элиэзер не сдался: "Поток воды подтвердит мою правоту". Повернулись воды потока вспять. Сказали ему мудрецы: "Поток воды - не доказательство." Снова сказал им рабби Элиэзер: "Стены докажут мою правоту." Стали крениться стены. Прикрикнул на них рабби Иошуа: "Мудрецы спорят о законе, а ваше какое дело?" Снова сказал рабби Элиэзер: "Если закон таков, как я говорю - небеса подтвердят это!" Отозвался голос с неба "Что вы хотите от рабби Элиэзера? В любом споре его мнение - закон. Поднялся рабби Иошуа и сказал: "Не на небе Тора! Тора дана людям на Синае и с тех пор чудесами доказать ничего нельзя!"

В этом рассказе Талмуда и в приведенных выше словах Рамбама мы находим ту же идею: истина проверяется не успехом, а ее внутренним содержании ложь остается ложью, даже, если ее поклонники будут насчитывать миллионы, а ее творцы будут способны творить чудеса. Истина останется истиной, даже, если утверждать ее будет один человек, один - единственный.


Реувен Пятигорский

МЕСЯЦ ЭЛУЛЬ

В этом году (2001) месяц элуль начинается вечером 18 августа, заканчивается вечером 17 сеньтября.

Шестой в списке еврейских месяцев. Содержит 29 дней. Знак Зодиака - Дева. Соответствует колену Зэвулуна.

Название месяца элуль в переводе с арамейского языка, распространенного некогда на Ближнем Востоке, в том числе и в Эрец Исраэль, означает "искать". Элуль - последний месяц еврейского года, вплотную примыкающий к Рош-Ашана (начало нового еврейского года), дню, когда Всевышний судит Свои создания.

Намек на название месяца содержится в стихе из Шир-Аширим, "Песни Песней", где в аллегорической форме говорится об отношении между еврейским народом и Творцом. Написано: "Ани ле-доди ве-доди ли, я (принадлежу) моему возлюбленному, а мой Возлюбленный (принадлежит) мне". Т.е., только тогда Всевышний - с еврейским народом, когда евреи - со Всевышним. Первые буквы приведенных четырех слов складываются в слово элуль. (Кстати, еще подмечено, что все четыре слова кончаются на букву юд, значение которой равно 10. В сумме получаем 40 - столько дней провел Моше на горе Синай, когда вплоть до наступления Йом-Кипура просил Всевышнего простить евреев, повинных в грехе золотого тельца.)

События развивались таким образом. В первый год выхода евреев из Египта, 17 числа месяца тамуз были разбиты первые Скрижали завета (за грех золотого тельца, отлитого евреями в то время, когда Моше получал Тору). В тот же день Моше разбил идола и осудил виновных в его изготовлении. 18 числа Моше поднялся на гору Синай и в течение 40 дней умолял Всевышнего о прощении; как сказано (Дварим 8): "И валялся в ногах у Г-спода за все ваши грехи". Но полного прощения народ не получил. Первого числа месяца элуль было сказано Моше (Шмот 34): "Взойди на гору Синай". Там он провел еще 40 дней (Дварим 10): "И находился столько же, сколько в первый раз". На 40-й день, 10 числа месяца тишрей, Всевышний сказал Моше: "Простил Я по твоей просьбе". Творец мира полностью примирился со Своим народом, с Израилем, и дал Моше вторые Скрижали.

С тех пор считается, что лучшее время молитвы и исправления - весь месяц элуль и первые 10 дней в месяце тишрей.

В эти дни Всевышний особенно близок к человеку. Пророк так выразился об этих днях, произнеся фразу, на первый взгляд парадоксальную (Йешая 55): "Ищите Всевышнего, когда Он здесь. Зовите Его, когда Он близок".

Элуль это время, когда мы подводим итог всем нашим поступкам в течении прошедшего года, стараемся понять, что было сделано не так и что необходимо исправить. Это время для усиленной работы над собой, духовного самосовершенствования.

На протяжении всего месяца Элуль добавляют после утренней и вечерней молитвы 27 Псалом. "Псалом Давида. Всевышний - мой свет и спасение. Кого боятся мне? ...". Строки псалма говорят о нашей вере в Творца, и спасение которое Он дарует нам.

После утренней молитвы трубят в шофар, чтобы побудить народ к раскаянию, как говорит пророк Амос: "Разве не содрогнется народ, когда в городе раздастся звук шофара."

Рабби Исраэль Салантер, основатель движения "мусар", говорил, что еврей должен совершенствовать себя, работая над тринадцатью чертами характера.

  1. ПРАВДИВОСТЬ [ЭМЕТ] - Будь правдивым во всем.
  2. РАСТОРОПНОСТЬ [ЗРИЗУТ] - Делай все, не теряя времени зря.
  3. УСЕРДИЕ [ХАРИЦУТ] - Относись добросовестно ко всему, что делаешь.
  4. УВАЖЕНИЕ [КАВОД] - Будь в высшей степени осторожным по отношению к достоинству и чувствам других людей.
  5. СПОКОЙСТВИЕ [МЕНУХА] - Делай все спокойно, без ненужной суеты и возбуждения.
  6. МЯГКОСТЬ [НАХАТ] - Мудрый человек произносит свои слова мягко и миролюбиво.
  7. ЧИСТОТА [НИКАЙОН] - Тело и одежда еврея должны быть всегда чистыми.
  8. ТЕРПЕНИЕ [САВЛАНУТ] - Что бы ни случилось в жизни, будь терпелив.
  9. ПОРЯДОК [СЕДЕР] - Во всем, что делаешь, соблюдай порядок и дисциплину.
  10. СМИРЕНИЕ И СКРОМНОСТЬ [АНАВА] - Осознавай свои ошибки и слабости, но никогда не заостряй внимание на ошибках и слабостях других.
  11. СПРАВЕДЛИВОСТЬ [ЦЕДЕК] - Что ненавистно тебе, не делай другому.
  12. БЕРЕЖЛИВОСТЬ [КИМУЦ] - Не трать деньги зря.
  13. МОЛЧАНИЕ [ШТИКА] - Обдумывай каждое слово прежде, чем произнести его.


    Гут Шаббос
    Исроэль Акерман


    Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
    Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

    Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
    Visit ArtScroll.com


    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться Рейтингуется SpyLog

    В избранное