Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ТОРЫ "Лех Леха"

ДЕСЯТЬ ИСПЫТАНИЙ АВРААМА

      Тора начала свой рассказ с Сотворения Мира из полного и абсолютного Ничто. Затем сообщила нам об испытании и падении Адама, первых поколениях людей, живших "у Б-га за пазухой", но бунтарски отказавшихся следовать предписанному Им пути. Чтобы освободить человечество из-под толстой корки греха, на землю был послан очищающий Потоп. Новая попытка добиться успеха в исполнении Б-жественной миссии началась с Ноаха и его сыновей, которые вместе со своими женами одни только пережили Потоп. Однако человечество довольно быстро ""оправилось" от наказания и вновь устремилось разрушительную бездну идолослужения. И тогда в двадцатом поколении от Сотворения Мира родился человек, заново открывший Б-жественное Присутствие И Б-жественное Управление миром. Этим человеком был Авраам, наш далекий предок, первый еврей на земле.

      Авраам родился в Вавилонии, в столице идолослужения, в семье идолослужителей. Ему было только три года, когда его чистый не загаженный предрассудками и тонким воспитание разум задал самому себе "простой" вопрос: кто сотворил все наблюдаемые формы на земле?

      Сам собой получается только беспорядок. Чтобы создать любую даже примитивную структуру, необходим создатель. Платье шьет портной, книгу пишет писатель, а печатает типограф, картину создает художник. За каждым творением угадывается Творец. Никто из людей никогда не наблюдал самопроизвольного образования структуры, да и логика и элементарный здравый смысл сопротивляются идее творения без Творца.

      Так что же заставляло людей во все времена бунтовать против абсолютной власти Создателя? Только одно: иллюзия собственной самостоятельности. Эта иллюзия и связанное с ним стремление к СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ является сущностью идолопоклонства. Менялись его формы, список причин по которым можно было отрицать единство Б-жественного Замысла, но суть дела оставалась неизменной.

      Маленький Авраам был последователен. Его разум устоял в решительной схватке с интеллектуальными соблазнами. Ни миллионы лет эволюции, ни могучие языческие боги, ни борьба доброго и злого начал не могли объяснить великолепной и очевидной гармонии мира. Такое необыкновенное единство могло проистекать только из одного источника - все силы в мире связаны и порождены одной Сущностью, которая сотворила мир из полного Ничто и царствует в этом мире. Каждый элемент в Творении - и человек не является исключением - играет определенную роль в Б-жественном замысле. Задача человека - следовать приказам Царя Царей, несмотря на то, что ему единственному из всех созданий предоставлена возможность ослушания.

      Быть верным рабом, служить Творцу - к этому выводу привела Авраама простая, безупречная цепь умозаключений.

      В разделе Лех Леха Тора начинает подробный рассказ о жизни Авраама. Обратите внимание: Тора может одной фразой перелететь через десятки и сотни лет, чтобы затем задержаться на описании дня или даже часа человеческой жизни. Как мы уже упоминали в предыдущих беседах задачей Торы является описание вневременных, вечных духовных корней событий. И эти описания она делает "человеческим языком", т. е. образами и понятиями земной жизни. Тора потому так подробно останавливается на некоторых эпизодах из жизни Адама, Ноаха, Авраама, Ицхака, Яакова, Моше и других, что эти происшедшие с ними события представляют собой наиболее чистую реализацию упомянутых выше духовных корней. Таким образом, будет серьезной ошибкой представлять героев Торы абстрактными образами, символами или, напротив, обыкновенными людьми - плоть и кровь - жизнь которых литературно описали и сделали назиданием их незадачливым потомкам. Персонажи Торы были конкретными людьми, а не идеями, но Тора удостоила их своим вниманием исключительно потому, что подчинив свои жизни служению Творцу, они сделались воплощенным в земной жизни выражением Б-жественной Воли. Изучая события странствий патриархов, спуска в Египет и Исхода из него, странствий в пустыне и вхождения в Святую Землю, можно постигать Б-жестеный замысел мироустройства и назначения человека в нем.

      "Случившееся с отцами - знак для сыновей" - такими словами формулируют эту идею наши мудрецы. Авраам заново открыл Б-жественное Присутствие во мраке идолослужения, и также поступил весь еврейский народ, приняв Тору на Синае. Авраам спустился в Египет, спасаясь от голода и то же сделали его потомки. Подобно Саре еврейским женщинам угрожала в Египте опасность, но Б-г защитил их. Всевышний во времена Моше поразил Египет так же, как он сделал это во времена Авраама. И наконец, Он вывел евреев из Египта с большим имуществом в точности как Он сделал это для Авраама.

      Десять испытаний пережитых Авраамом очищали его душу и, одновременно, проявляли его необыкновенные качества окружающим, привлекая к нему все новых и новых сторонников.

      Письменная Тора начинает свой рассказ о жизни Авраама с того момента, когда семидесятипятилетний патриарх получает пророческое повеление идти в Кенаан, которой суждено в будущем стать Землей Израиля. "И сказал АШЕМ Аврааму: Выйди из своей страны, от своей родни и из дома своего отца в землю, которую Я тебе укажу." Ошибается тот, кто сочтет это испытание простым. Авраам должен был покинуть родные обжитые края, среду, которая защищала его, заработанный долгой жизнью авторитет и сделаться чужаком в неизвестной необжитой пока стране, которую сами кенаанейцы только стали осваивать.

      Стих Торы содержит некую странность: когда человек трогается в далекий путь, то сначала он выходит за пределы родительского дома, потом прощается с родней и, наконец, покидает границы своей страны. Тора переворачивает этот логичный порядок. Тем самым, она хочет нам сообщить, что ее интересует не физическое перемещение / которое тоже имело место/, но процесс духовного разрыва с прошлым, процесс перерождения личности, необходимый для создания Б-жественной нации.

      Самая слабая связь соединяет человека со страной проживания. Изменить эту связь человеку по силами, и мы видим, что в наше время сотни тысяч людей решились на такой шаг. Значительно болезненней переживается разрыв с "социальной средой обитания" - родственниками, знакомыми, друзьями. Знаменитая ностальгия порождается именно обрывом социальных связей. И, наконец, семья в высоком настоящем смысле этого слова является столь большой ценностью, что человек никогда не решится покинуть ее по собственной воле. / Следует еще раз подчеркнуть, что речь здесь идет о Семье, а не о том эфемерном, случайном сожительстве, которой современный человек безо всяких на то оснований называет этим словом./

      Авраам без промедления вышел навстречу новой судьбе. В новом еврейском народе, который он породит, не должно быть никаких следов идолослужения, а для этого необходимо было полностью нейтрализовать влияния, абсолютно недопустимые в начале пути нового народа.

      Нечто подобно испытывает сегодня взрослый еврей, принявшие решение возвратиться к вере наших отцов, к соблюдению Торы и ее заповедей. Чтобы создать нового настоящего еврея, он должен отдалиться от обычаев и культуры страны, где мы ощущали себя чужеземцами, от инертной социальной среды, спешащей погасить благородный пыл его намерений и, зачастую, идти на серьезный конфликт или даже разрыв с собственными родителями, братьями и сестрами. Наградой же ему станет наполнение каждого мгновения новой жизни особым еврейским смыслом.


      В предыдущих главах Тора рассказывала о первых этапах истории человечества, его первых ошибках и неудачах. Человечество не смогло решить задачи, поставленной перед ним Творцом. Вместо того, чтобы исправить самое себя и весь мир, оно погрязло в пороке. Возвышенная вера в Б-га, которую первые поколения бережно хранили, уступила место идолопоклонству. Насилие и безнравственность стали править миром. В такой обстановке в Вавилонском городе Ур родился человек по имени Авраам.

      Вот как начинается сегодняшняя глава Торы "Лех леха": "И сказал Г-сподь Аврааму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя великим народом и благословлю тебя и возвеличу имя твое, и будешь ты благословением...и благословятся тобой все племена земные".

      Б-г избрал Авраама и велел ему идти в землю, которую Он укажет. Как выясняется в продолжении, то была Эрец Исраэль, земля Израиля, а народ, произошедший от Авраама - еврейский народ. Таким образом сегодняшняя глава Торы касается очень тонкого и наболевшего вопроса избранности Израиля. В нашей короткой беседе мы осветим только один аспект этого вопроса.

      Один из крупнейших мыслителей иудаизма МААРАЛЬ из Праги спрашивает в своей книге "Нецах Исраэль": почему Тора ни единым словом не обмолвилась о душевных качествах Авраама? Чем заслужил он избрания? Предыдущего избранника, Ноя, которого Б-г спас одного от всемирного потопа, Тора пусть очень коротко, но все же представила: "Ной был человек праведный, непорочный в поколениях своих". Об Аврааме Письменная Тора не рассказывает ничего, и начинает сразу с избрания: "И сказал Г-сподь Аврааму: уйди из земли твоей, от родни твоей, из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе". Еще большее удивление вызывает то, что Устная Тора, наоборот, изобилует рассказами о событиях, предшествовавших избранию Авраама. Талмуд - источник Устной Торы, повествует о том, как мучительно искал Авраам правду. Он перебрал все религии, все философии и идеологии своего времени, но нигде не нашел правды. Изучение каждого нового "изма" приводило его к тому же выводу: "Нет, и это ложь!" Однако, разочаровавшись во всех учениях, он не стал циником и нигилистом, но по прежнему жаждал, подобно Эйнштейну, найти одну центральную идею, которая объединила бы разрозненную картину мира и дала бы ей смысл. Тогда Б-г сам открылся ему.

      Талмуд описывает и характер Авраама: его бесконечную любовь к людям, его самопожертвование ради других, его скромность... Если Талмуд прав, и Авраам действительно был достойным избранником, почему же Письменная Тора не проронила об этом ни слова?

      Здесь мы подходим к известному в религиозной философии противоречию между божественным знанием и свободой выбора человека. С одной стороны, известно, что Творец знает все наперед, значит можно говорить о предопределении. С другой стороны, необходимо признать, что любой поступок, совершаемый человеком, не предопределен, иначе, религия просто не имеет смысла. Как может религия требовать от каждого нравственности и наказывать за грехи, если все предопределено? Ведь любой грешник сможет оправдаться: чем я виноват? Мне на роду написано быть убийцей!

      Иудаизм не пытается устранить этого противоречия. Он живет с ним. Как? Об этом мы подробно поговорим в будущих беседах, а пока отметим, что оба утверждения верны, но каждое по своему.

      Мы не можем выйти за пределы своей материальной, ограниченной системы, а потому в нашей жизни и в Торе, данной нам, предвидение Б-га и свобода выбора людей находятся в противоречии, и это противоречие проявляется в рассказе об Аврааме. Письменная Тора умалчивает о достоинствах Авраама, чтобы мы не подумали, будто он был избран, потому что наделен несомненными достоинствами. На самом же деле Б-г избрал его задолго до рождения, чтобы произвести от него народ Израиля, народ, которому придется сделать то, что не сумело сделать все человечество: исправить самих себя и весь мир.

      Таким образом с точки зрения предвидения Б-га, избрание Авраама было предопределено.

      С точки же зрения свободы выбора Авраам должен был достичь совершенства самостоятельно, иначе избрание его было бы невозможно. И все же духовное совершенство его не было причиной избрания, оно только позволило осуществить тот союз, который Б-г задумал еще до рождения Авраама.

      Письменная Тора объясняет избрание с точки зрения предопределения, Устная Тора - с точки зрения свободы выбора. Оба рассказа сливаются в одно целое. Когда Авраам сбросил с себя духовные оковы и устремился к поиску правды, когда достиг высшей точки любви к людям, Б-г открылся ему и приказал: "уйди из земли твоей, от родни твоей, из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе". С этих слов начинается история еврейского народа.


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
ВАЕРА

Ашем и трое ангелов посещают Авраама

      Прошло три дня с тех пор, как Авраам сделал себе обрезание. Как известно, на третий день после обрезания человек испытывает наибольшую слабость и сопутствующие ей боли.

      Однако Авраам не чувствовал физической боли - он сокрушался совсем по другому поводу. "Почему никто не пришел в мой шатер за эти два дня? - думал он. - Неужели теперь гости не заходят ко мне из-за того, что я обрезан?"

      Глубоко обеспокоенный этой мыслью, он послал своего слугу Элиезера на поис- ки путников. Но Элиезер вернулся один. Тогда Авраам сам сел перед своим шатром в надежде, что он увидит путников, проходящих мимо.

      Жара в тот день была нестерпимой. Казалось, Ашем перенес в наш мир часть адского знойного жара - и все это ради Авраама, ибо Он сказал: "Горячий воздух успокоит его рану, а заодно избавит его от хлопот по ухаживанию за гостями, так как жара удержит людей от странствий". Но, увидев, что Авраам терзается из-за того, что не может проявить свое гостеприимство, Ашем объявил ангелам: "Мы сами придем проведать Авраама!"

      Цель этого визита была двойной: во-первых, навестить больного, а во-вторых, дать Аврааму возможность проявить свое гостеприимство. Из того, что Ашем Сам явился к Аврааму навестить его в болезни, мы выводим, что и нам следует навещать больных.

      Как только Авраам почувствовал над собой Шехину, он хотел подняться, но Ашем велел ему: "Оставайся сидеть! Как ты сейчас сидишь, а Шехина стоит над тобой, так и потомки твои, еврейский народ, будут входить в синагоги и ешивы и, сидя, читать Шма, а Я буду стоять возле них".

      В этот момент Авраам поднял глаза и заметил трех путников, стоявших в отдалении. Аврааму они показались вполне обычными людьми.

      Он подумал: "Заговорю-ка я с ними. Если Шехина не оставит меня в то время, пока я беседую с ними, то это наверняка великие люди и Ашем хочет, чтобы я пригласил их".

      Трое мужчин, которые на самом деле были ангелами в человеческом обличье, по-прежнему стояли в отдалении и не приближались. Когда они увидели, что Авраам разматывает и снова укрепляет свои повязки, - очевидно, из-за боли после обрезания, - они повернулись, чтобы уйти.

      "Прошу тебя. Властелин мой, - стал Авраам умолять Шехину, - не покидай меня, пока я не выполню мицву гостеприимства!"

      Тут же он выбежал из шатра и поклонился путникам. "Прошу тебя, господин мой, - обратился он к тому, кто стоял в центре, сочтя его самым важным. {Мидраш рассказывает, что тот, к кому он обратился, был ангел Михаэль, а по бокам его стояли Гавриэль и Рафаэль.) - Прошу тебя, не покидай слугу своего! Ты, должно быть, утомился в дороге. Сейчас неподходящее время продолжать путь. Отдохни, здесь есть вода и приятная тень. Дозволь мне приказать кому-нибудь принести немного воды, чтобы омыть твои ноги!" При этом Авраам подумал: "Если эти бедуины поклоняются дорожной пыли, надо сделать так, чтобы в мой дом не проник предмет их идолопоклонства".

      - Позвольте хотя бы принести вам немного хлеба, - попросил он своих гостей. - Подкрепившись, вы сможете продолжить свой путь.

      Праведные люди обещают мало, а делают много, в то время как нечестивцы наоборот: обещают много - но не выполняют ничего. Смотрите, Авраам посулил ангелам "немного" хлеба, а подал им трапезу воистину царскую, заколов трех тельцов и израсходовав огромное количество муки. А перед трапезой в виде закуски он подал масло и молоко.

      Кстати, откуда из Торы мы можем выучить, что следует меньше обещать и больше делать? Из слов и действий Самого Ашема. Творец, заверяя Авраама, что покарает египтян в конце первого изгнания, сказал так (Берешит 15:14): "И над племенем, которому они (евреи) будут служить, произведу Я суд!" В словах "произведу суд" всего две буквы, далет и нун, но, когда пришло время. Он обру- шил на египтян не больше, не меньше как Десять Казней!

      Поскольку Авраам был великим человеком, ангелы, посоветовавшись между собой, решили, что не подобает отвергать его приглашение. Они ответили: "Делай, как сказал".

      Итак, Авраам приготовил для гостей царское пиршество. Сначала он побежал к шатру Сары и велел ей: "Поскорее возьми муку, чтобы испечь мацу"". "Какую муку?" - спросила Сара. "Самую лучшую муку мелкого помола". Настолько сильно овладело Авраамом желание выполнить мицву гостеприимства, что с момента прихода гостей он ни разу не присел, пока не приготовил пышный стол. В Торе так и написано, что он "бегал". После того, как он сперва выбежал навстречу гостям, а потом поспешил в шатер к Саре, он снова побежал к стаду, чтобы привести трех тельцов, так как хотел угостить их языками с горчицей. Один из тельцов, которых Авраам хотел заколоть, убежал, и Авраам погнался за ним. Телец заставил его пробежать всю дорогу до Хеврона и исчез в пещере, куда за ним вошел и Авраам. Здесь он был ошеломлен сказочным ароматом Ган Эдена, пропитавшим воздух, и удивительным сиянием света, исходившего от гробниц похороненных там Адама и Хавы. После этого происшествия Авраам решил во что бы то ни стало приобрести эту пещеру, которая называется Махпела (Двойная), для семейного захоронения.

      Этот мидраш учит нас, что, благодаря своему великому гостеприимству и тому старанию, которое он проявил, принимая гостей, то есть, благодаря хеседу (доброте) по отношению к другим людям, Авраам был награжден по принципу "мера за меру". Ашем тоже сотворил ему хесед, открыв место его последнего успокоения, - рядом с праотцом Адамом.

      Авраам позвал своего сына Ишмаэля, чтобы обучить и его мицве гостеприимст- ва, приказав приготовить тельцов для гостей. Пока мясо готовилось, Авраам поставил на стол сметану и молоко и позвал своего сына Ишмаэля, а также своих учеников Авнера, Эшкола и Мамре, чтобы и они присоединились к трапезе.

      После того как дети Израиля согрешили с Золотым Тельцом, ангелы заметили Ашему: "Разве мы не предупреждали Тебя, что не надо даровать им Тору?"

      Ашем ответил: "Они соблюдают Тору лучше, чем вы! Даже маленькому ребенку, вернувшемуся домой из школы и поевшему молочного блюда, мать велит вымыть руки, если он хочет еще и мяса. Вы же, когда навещали Авраама и он принес вам мясо и молоко, ели все вместе без разбора".

      Впрочем, по мнению Раши (18:8), Авраам подавал все блюда отдельно, по мере их готовности. Сначала он подал молочные блюда, а затем мясные.

      Где же был сам Авраам во время трапезы? Он стоял и прислуживал гостям.

      Однажды р. Элиезер, р. Иеошуа и р. Цадок ели в доме р. Гамлиэля. Прислужи- вал сам р. Гамлиэль, который стоял и наливал им вино. Р. Элиезер не выдержал и отказался принять кубок из рук носи (патриарха). Когда же р. Гамлиэль подал вино р. Иеошуа, тот его выпил.

      - Что такое, Иеошуа! - воскликнул р. Элиезер. - Разве подобает нам сидеть за столом, когда р. Гамлиэль стоит и ухаживает за нами?

      - Почему нет? - ответил р. Иеошуа. - Даже более великий человек чем он однажды прислуживал за столом. Наш праотец Авраам ухаживал за тремя гостями, о которых он, кстати говоря, думал, что они идолопоклонники. Раз уж Авраам был согласен прислуживать гостям, то, конечно же, р. Гамлиэль может поухаживать за нами!

      Р. Цадок присоединился к р. Иеошуа: "А ведь ты еще не упомянул о самом Великом из всех. Создатель этого мира заставляет ветры дуть, дожди - падать, травы и деревья - расти, накрывая тем самым стол и приготовляя пищу для всякой живой твари. Если уж Сам Творец ухаживает за Своими творениями, то почему бы и Гамлиэлю не прислуживать нам?"

      Если в дом приходят гости, то хозяину следует принять их с самыми добрыми чувствами. Даже если в его распоряжении имеются сотни слуг и служанок, тем не менее, надо, чтоб он сам постарался ради своих гостей.

      Хоть ангелы и не нуждаются в пище, в честь Авраама они действительно ели. Такова награда за хесед,

      Авраам по-доброму, что называется "по-человечески", обошелся с ангелами, которые не нуждались в его гостеприимстве. За это Ашем вознаградил его полной мерой. Всевышний даровал его потомкам ман, колодец Мириам, перепелов и Облака лавы. Насколько же больше будет награда тому, кто проявляет доброту в случае когда она действительно необходима другим людям!

      "Поев", ангелы спросили у Авраама: "Где Сара, твоя жена?"

      Конечно, ангелы знали, где была Сара, однако задали этот вопрос. Зачем? Чтобы лишний раз обратить внимание Авраама на скромность его жены, которая осталась в своем шатре, а не вышла из любопытства посмотреть на гостей. Тем самым она становилась еще дороже для своего мужа. - Сара в шатре, - ответил Авраам. - Знай же, - сказал ангел Михаэль, - что в награду за скромность она удостоится потомков, которые будут служить в Святом Храме в качестве священ- ников.

      - Потомков? Но у нее нет детей!

      - Когда луч солнца коснется этой отметки на стене (то есть в определенный день), Сара забеременеет. А ровно через год, считая с сегодняшнего дня, она родит.

      В это время Сара стояла у стены своего шатра и слушала весь разговор, который вовсе не предназначался для ее ушей. Более того, она не поверила словам ангела и даже рассмеялась, настолько неправдоподобной показалась ей его речь. Она подумала: "Возможно ли, чтобы мое чрево выносило ребенка, а эти высохшие груди дали молоко? К тому же мой господин, Авраам, стар".

      Ашем спросил у Авраама: "Почему Сара рассмеялась и сказала: "Неужели я в самом деле могу родить ребенка в столь преклонные лета?"

      На самом деле Ашем переиначил Сарины слова, когда передавал их Аврааму. В действительности Сара четко произнесла про себя (18:12): "Господин мой стар". Однако Ашем сообщил Аврааму, будто она сказала (18:13): "Я состарилась".

      Отсюда мы видим, насколько важен мир и согласие в доме между мужем и женой, а также между друзьями. Для того чтобы поддержать добрые отношения и избежать ссоры, иногда позволительно передавать не все сказанное.

      В ответ на недоверие Сары Ашем заявил: "Разве есть что-либо слишком трудное для Меня? В назначенный срок у Сары будет сын!"

      Один человек пришел к часовщику и достал из кармана сломанные часы.

      "Я сомневаюсь, что ты способен починить их, - заметил он. - Весь механизм износился и его надо заменить".

      Часовщик рассмеялся: "Эти часы изготовил я. Неужели ты полагаешь, будто я неспособен произвести простую починку?"

      Так и Ашем сказал Аврааму: "Я сотворил человека. Омолодить его - отнюдь не выше Моих сил!"

      А теперь вопрос: почему сын был дарован Саре лишь в старости, после того как она почти отчаялась иметь детей?

      Это должно было стать уроком на будущее, глубоким символом для всех гря- дущих поколений. Если кто-либо потеряет надежду на то, что Ашем восстановит Иерушалаим, то ему скажут: "Посмотри на Авраама, нашего отца, и на Сару, его жену, нашу мать. Как Ашем омолодил Сару, в преклонные годы дав ей сына, так Он поступит и с Иерушалаимом. Он устроит так, что сверхъестественным образом Иерушалаим вернется к Нему!"

      После этих слов Всевышнего Авраам упрекнул Сару за ее смех. Она же, испу- гавшись, стала отрицать, что смеялась. Кстати сказать, одна из причин того, что по еврейскому закону женщины не допускаются свидетелями в суд, состоит в том, что даже самая праведная из них, испугавшись, отрицала правду.

      Когда ангелы уходили, Авраам, по своему обычаю, проводил их.


Спасибо что поинтересовались страницей http://www.kehilasmy.org
Thank you for reading about http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное