Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Служба Рассылок Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"ВАИГАШ"

В предыдущем выпуске мы рассказали о встрече Иосифа и его братьев после долгой разлуки. Прошло двадцать два года после того, как они поссорились и братья решили отделаться от него.

Иосиф, тогда семнадцатилетний юноша, замечая в поведении братьев что-то ему непонятное, не всегда старался вникнуть в суть дела. Рассказывая отцу, Яакову, о содеянном ими, он часто делал скороспелые выводы. В результате братья порой получали от отца выговоры за проступки, которых никогда не совершали, а потому считали Иосифа клеветником и интриганом. Чтобы сохранить мир в семье, они решились на суровый шаг; продали его в рабство, и так он попал в Египет. Там при необычайном стечении обстоятельств Иосиф из раба превратился фактически в неограниченного правителя Египта. В его руки были переданы все продовольственные запасы страны фараонов.

И вот братья стоят перед ним. Они пришли из далекого Ханаана купить хлеб в Египте, потому что засуха истощила их землю. Братья не узнали Иосифа в одеяниях египетского сановника. Но он в конце концов открылся им: "Я Иосиф брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не досадуйте, что продали меня сюда, потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Б-г перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь для великого спасения. Итак, не вы послали меня сюда, но Б-г. И Он поставил меня отцом фараону и господином в всем доме его, владыкой во всей земле Египетской. Поторопитесь, вернитесь к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Б-г поставил меня господином над всем Египтом, приди ко мне, не медли..."

Еще и еще раз объясняет Иосиф ошеломленным братьям, что вся цель событий, начиная от семейной ссоры и кончая его головокружительным взлетом, не что иное, как проявление воли Творца. 0н понял это давно, поэтому и не нашел нужным сообщить отцу, что он жив и здоров и что властвует над страной Нила. Если бы Йосиф сделал так, ему пришлось бы возвратиться домой: Яаков не позволил бы променять святую землю и семью на должность при дворе фараона, даже самую высокую. 0н же был уверен, что попал в Египет по воле Б-га для какой-то важной цели, а потому должен оставаться здесь. История Иосифа и его братьев живое воплощение мудрого изречения царя Соломона:

"Велик Творец, нанимающий глупца и грешника". Всевышний сотворил вселенную из ничего; человеческую историю 0н творит из мельчайших деталей. Даже ошибки людей и грехи их помогают в конечном итоге осуществить замысел Б-га. Братья ошибочно считали, что Иосиф с помощью клеветы и интриг пытается воцариться над ними, потому и продали его в Египет. Однако на то была воля Б-жья.

В наших выпусках мы не раз упоминали, что Всевышний обещал прадеду Иосифа Аврааму произвести от него великий народ. Но в Ханаане семья Авраама никогда не превратилась бы в народ. Местное население относилось к ней с большим уваже- нием, называя ее представителей "князьями Б-га". Ханаанские цари заключали с Авраамом и его потомками союзные договоры и почли бы за честь возможность породниться с ними. В таких условиях ассимиляция была почти неизбежна. Для того, чтобы стать народом, семья Авраама должна была поселиться в стране, население которой по природе своей антагонистично еврейству. Таким государством в те времена и был Египет. Здесь сынам Израиля ассимиляция не грозила. Как отмечает Тора в предыдущей главе: "мерзость для египтян есть вместе с евреями". Антагонизм между двумя народами привел впоследствии к порабощению Израиля в Египте, но "чем больше угнетали его, тем больше умножался он и усилился" - читаем мы в книге "Исход". Аналогично и в средние века нетерпимость христиан была лишь орудием в руках Б-га. Возведенные ими стены гетто уберегли наших предков от ассимиляции и от грехов того мрачного времени. В своем узком кругу они смогли сохранить устои еврейской общины и семьи.

Только в Египте потомки Авраама могли стать народом. Но глава семейства Яаков по собственному желанию никогда не поселился бы там. Кто захочет идти в добровольное рабство? Ссора между его сыновьями привела к продаже Иосифа в страну Нила. Известнейший комментатор Торы Раши приводит притчу: если корова не хочет выйти из стойла, пастух выводит сначала ее теленка. Тогда корова сама тянется за ним.

В Египте Иосиф становится влиятельным придворным и, приглашая отца переселиться к нему, решает подыскать для него наиболее подходящее место, вдали от коренного населения. Подготавливая братьев к встрече с фараоном, он сказал им: "Скажите ему: рабы твои были пастухами с молоду и по сей день, мы и отцы наши, для того, чтобы он поселил вас в земле Гошен, потому что мерзость для египтян пастух овец. Довод был веским: египтяне, поклонявшиеся животным, не могли бы спокойно смотреть, как евреи режут и едят священных для них животных. Фараон согласился и предоставил Яакову землю Гошен.

Готовясь к прибытию своей семьи, Иосиф продолжал руководить внутренней политикой Египта. В стране царил голод, и запасы продовольствия у населения истощились. Только в закромах фараона остался хлеб, заготовленный Иосифом в предыдущие годы. Когда людям уже нечем было платить за него, они, чтобы не умереть с голода, согласились отдать фараону свои земельные наделы. Отныне вся земля принадлежала ему. А бывшие ее хозяева превратились в арендаторов. Причем, каждый был переселен на новое место - так скорее нарушится связь людей с их землей. Теперь никто из египтян не мог назвать евреев пришельцами - сами они были пришельцами в собственной стране. История повторяется: великое переселение народов Европы предшествовало появлению сынов Израиля в ее пределах. Всевышний поставил перед антисемитами, заявлявшими евреям: "Здесь вам не место!", простой вопрос: простите, а колыбель вашего дедушки здесь стояла?

Когда все было готово к переселению, Яаков со своей семьей прибыл в Египет. Приход его был обставлен с почетом. Но именно с этого началось изгнание, первый галут еврейского народа. Беспричинная ненависть и вражда между Иосифом и его братьями привела их на берега Нила. Страдания египетского рабства очистили сердца их потомков от взаимной неприязни и укрепили в них чувство братской любви, этим они удостоились избавления из Египта. Мудрецы Талмуда утверждают, что Б-г разрушил Иерусалимский Храм и изгнал евреев из их страны в наказание за тот же грех: беспричинная ненависть и раздоры. Последний галут длится уже скоро две тысячи лет. Бесконечные страдания выпадали с тех пор на долю нашего народа. Катастрофа европейского еврейства положила начало возвращению из галута, но как видно, грех еще не искуплен до конца: большая часть народа остается в странах рассеяния. Тора учит нас , что только изгнав ненависть из сердец, мы сможем положить конец галуту.

Составитель Реувен Пятигорский, Иерусалим

ЕЩЕ ИОСЕФ ЖИВ!

Когда человек грешит, он производит серьезнейшие повреждения в высших духовных мирах и придает дополнительную энергию силам нечистоты, господствующим в нашем нижнем мире. Чтобы исправить нанесенный творению ущерб, человек должен добраться до причины нарушения, т.е. до самого греха и исправить все его возможные последствия. Он должен также снова попасть в аналогичную ситуацию, но теперь уже не оскандалиться, а с блеском выдержать испытание.

Таков был замысел Иосефа. Для того. чтобы исправить гигантские разруше- ния нанесенные Творению в результате его продажи в рабство, он, взойдя к власти, не спешил посылать на родину выражения восторга, а терпеливо ждал, когда же наступит время искупления.

И вот, наконец, через 22 года после того незабываемого дня Иеуда стоит перед Иосефом - правителем Египта, готовый обречь себя на рабство ради второго сына Рахели. Иеуда не может не признать факта кражи - вот он перед глазами, кубок властелина, найденый в котомке младшего сына Яакова. Но еще лучше он понимает, что ни Биньямин, ни какой другой сын Израиля не может быть вором. С этим смешаннным чувством он выступает вперед, готовый одновременно просить о милости и снисхождении и разрушить до основания весь Египет. Взволнованно он рассказывает о горе, поразившем отца, и о том единстве долга и судьбы, которое отличает его необыкновенную семью. "Отец не переживет потери Биньямина,- говорит Иеуда, - и не я буду причиной его смерти".

И не мог больше Иосеф сдерживаться и удалил от себя египтян перед тем, как открыться своим братьям. И сказал он им: "Я - Иосеф. Жив ли еще отец мой?.." Ах, если бы Иосеф смог сдержаться еще чуть-чуть. Ему оставалось сделать один только шаг. Спасая отца, Иеуда добровольно избрал рабство. Если бы он также сознательно пошел на смерть, спасая от смерти брата, то сыновья Израиля обрели бы совершенное единство, а их потомки были бы избав- лены от ужасного египетского рабства. Но...

"Не мог Иосеф сдерживаться перед всеми, стоявшими возле него, и прика- зал всему своему окружению удалиться, и не было при нем никого, когда он открывался братьям своим." Иосеф не смог сдержать своих чувств, и малень- кая, незаметная для них самих тень греха осталась в отношениях братьев. А поскольку 12 сыновей Израиля представляют собой святое семя, ядро еврейского народа, то этот крошечный недостаток проявился впоследствии в еврейской истории в виде многих трагических конфликтов между самими же евреями.

"А сейчас не печальтесь, и не досадуйте на себя, что продали меня сюда, ибо для пропитания послал меня Б-г вперед вас. Уже два года голод по всей земле, и еще пять лет не будет ни пахоты, ни жатвы. И послал меня Б-г перед вами, чтобы положить вам удел в земле и снискать вам пропитание для великого Избавления." Из многочисленных и разнообразных событий пестрой жизни очень трудно сложить цельную картину. Маленький человек видит мало, большой человек видит побольше, но никто не в состоянии охватить сознанием Б-жественный замысел даже в отношении отдельной, скромной человеческой жиз- ни. Что же говорить о народах, человечестве, истории!

ПОНЯТЬ истинное значение события мы, действительно, не в состоянии, но Всевышний наградил еврейский народ необыкновенным даром: ВЕРИТЬ, что Б-г направляет ВСЕ события и все что Он делает - к лучшему. Эта вера основана не на смутных интуициях души и не на учении великих философов. Она стоит на могучем фундаменте ЗНАНИЯ о Синайском Откровении. 3303 года тому назад Б-г - Творец Неба и Земли открыл Себя, Свое господство над миром ВСЕМУ еврейскому народу. ВЕСЬ еврейский народ УЗНАЛ каков Он, Б-г, и с тех пор передает это ЗНАНИЕ по НЕПРЕРЫВНОЙ цепи поколений до сего дня. Устами Иосефа Создатель говорит нам следующее: В Моем мире нет места случаю! Все что происходит, происходит по Моей воле. Что бы ни думал человек о каждом событии, все на свете направляется Великим Режиссером в соответствии с Его Великим Замыслом. Я вменил человеку в обязанность действовать, прокладывая каналы, по которым на землю притекает Б-жественное влияние, но не меньшее значение Я придаю способности принять Решение Небес каким бы оно ни было.

Иосеф сообщает братьям что впереди еще пять лет голода и что он приглашает их с отцом и семьями перебыть это время в Египте под его опекой. Братья возвращаются домой в Землю Ханаанскую и докладывают отцу о происшед- шем. Рассказ Торы в этом месте опять содержит некоторую "странность": "И сказали ему (отцу) говоря: Иосеф жив и правит землею египетской. И отпрянуло сердце его и не поверил им. И пересказали ему все слова Иосефа, которые тот говорил им и увидел повозки, которые послал Иосеф, чтобы поднять его, и ожил дух Яакова отца их." Все 22 года Яаков находился в трауре, интенсивность которого не ослабевала ни на день. Потеря первенца любимой Рахели ставило под сомнение его способность передать следующему поколению Завет патриархов с Б-гом. Огромнейшие усилия трех поколений грозили пропасть впустую, и поэтому Яаков был безутешен, не находя ответа на вопрос "Что же ему остается делать?" И вот сыновья сообщают ему, что Иосеф жив! Десять величайших, пять шестых еврейского народа свидетельствуют об этом своему отцу, а он НЕ ВЕРИТ ИМ! Но вот его взгляд падает, на повозки и что же! - "ожил дух Яакова..."

В чем же тут дело? Почему Яаков не поверил своим сыновьям, а один лишь вид повозок прервал 22-х летний траур?

Ответить на этот и многие другие вопросы мы сможем только заглянув в Устную Тору - комментарий самого Всевышнего в Торе Письменной, также полученный нашим учителем Моше на Синае. Устная Тора передается из поколе- ния в поколение и содержит Б-жественные способы интерпретации записанного текста.

Гибель сына представлялась Яакову еще не наихудшим исходом. Как и подобает истинному слуге Всевышнего, он видел в жизни ценность не абсолют- ную, но относительную. Если жизнь сына прервалась, значит тому причиной тяжелый грех, который сам по себе разрушает столь необходимое единство семьи. Горше смерти была для Израиля мысль что Иосеф не растерзан зверем, но существует где-то в отрыве от отца, от семьи, т.е. в отрыве от Торы и от служения Б-гу. Что он не только не поднимается вверх, но с каждым днем опускается все ниже и ниже. И вот когда сыновья сообщили ему, что Иосеф находится в Египте - могучем средоточии нечистоты - более того, что он правит этим самым Египтом, женился там и родил двух детей, Яаков не только не обрадовался, но, напротив, погрузился еще глубже в свое горе, ибо самые худшие его предположения оправдались.

Все это предвидел Иосеф. Недаром когда-то он находился все время при отце, и тот днем и ночью учил с ним Тору. Поэтому-то он послал с братьями в Ханаан ясное сообщение, которое сумел прочесть один только отец. В тот день, когда Иосеф расстался с отцом, чтобы пойти проведать братьев, они напоследок учили раздел Торы, который называется "Эгла аруфа"- телица с проломленным затылком. Когда Яаков увидел "агалот" - повозки, посланные Иосефом, чтобы "поднять его", он немедленно увидел в них несомненный ответ на все свои опасения:

"Отец! В этой грязной стране, среди идолопоклонников и блудодеев я ни на секунду не отделялся от нашей святой Торы, которая надежно защищала меня от скверны. Моя благочестивая жена - истинная опора моего дома. Наши дети растут в страхе перед Творцом, изучая со мной Тору и соблюдая все ее запо- веди. Не случайно, но с глубоким смыслом послал меня Всевышний перед вами в Египет и возвысил там. Только так нам суждено спастись, размножиться и стать великим народом, в котором Тора станет уделом каждого где бы он ни жил и в каком бы окружении не находился."

И вот когда Яаков сошел в Египет и Иосеф отправился ему навстречу и увидел его и пал на шею и заплакал, Израиль восславил Творца молитвой Шма, провозгашающей предельное Единство Всевышнего,а затем сказал: Теперь могу я и умирать, ибо увидел лицо твое, внутреннюю суть твою, и ты и в изгнании прилепился к Торе. Сын мой, ты и в самом деле жив!

ЧЕГО БОЯЛСЯ ЯАКОВ?

В предыдущих главах Тора поведала нам историю Йосефа и его братьев, сыновей праотца еврейского народа Яакова.

Судьба занесла Йосефа в Египет, где он при необычайном стечении обстоятельств стал фактически неограниченным правителем страны фараонов. В его руки были переданы все продовольственные запасы Египта.

В один прекрасный день братья предстали перед Йосефом. Они пришли из далекого Кенаана купить хлеб в Египте, потому что засуха истощила их землю.

Братья не узнали Йосефа в одеяниях египетского сановника, но он открылся им: "Я Йосеф, брат ваш..." Он коротко рассказал братьям обо всем, что произошло с ним со времени разлуки, и о том, что теперь он "отец фараону и господин над всем домом его". "Поторопитесь, - завершил Йосеф свой рассказ, - вернитесь к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Йосеф: Б-г поставил меня господином над всем Египтом, приди ко мне, не медли..."

И поднялись они из Египта и пришли в землю Кенаанскую к Яакову, отцу своему. И известили его, сказав: "Йосеф жив, и он владычествует над всей землей Египетской" - ...и ожил дух Яакова, отца их. И сказал Израиль: "Довольно! Еще Йосеф, сын мой, жив, пойду и увижу его прежде, чем умру".

И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр Шеву и принес жертвы Б-гу отца своего Ицхака. И говорил Б-г Израилю в видениях ночных и сказал: "Яаков, Яаков! Я Б-г отца твоего, не бойся сойти в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно. И Йосеф положит руку свою на глаза твои..."

Комментаторы Торы обращают внимание на явное противоречие в тексте. Израиль-Яаков ожил, услышав, что Йосеф жив, и поспешил в Египет, чтобы увидеть любимого сына перед смертью. Б-г же обращается к нему со словами утешения: не бойся сойти в Египет...

Чего боялся Яаков?

Текст Торы не говорит об этом ни слова, наоборот, он подчеркивает радость отца при мысли о встрече с сыном, которого он не видел более 20 лет: "и ожил дух Яакова".

Вы заметили, наверно, что Тора называет нашего праотца двумя именами: Яаков и Израиль. Яаковом назвали его родители, под этим именем он фигурирует в Торе как частный человек, отец семейства. Израилем назвал его Б-г, это имя характеризует его как отца еврейского народа. Яаков, счастливый отец, услышавший, что давно пропавший сын его жив, всей душой стремился в Египет. Израиль, прародитель нашего народа, боялся идти в страну Нила. Он ничем не выдал страха, гнездившегося в глубине души, поэтому текст Торы умалчивает о нем. Однако перед Всевышним открыты все сердца, и он нашел нужным успокоить Яакова.

Чего же боялся наш предок? Ответ мы находим в одном из древних комментариев Торы "Хизкуни": "Теперь, когда я отправляюсь в Египет, - думал Яаков, - приближаются дни, которые предвестил Б-г моему деду Аврааму, сказав: "Знай, что пришельцами будут твои потомки в чужой земле, и поработят их и будут угнетать четыреста лет". Сказал ему Всевышний: "Не бойся идти в Египет. Близки дни рабства и угнетения, но приблизилось и исполнение обещания, которое дал Я твоему деду, сказав: "И сделаю тебя великим народом". Знай, что народом великим сделаю тебя там, в Египте".

Все будущее народа предстало перед нашим предком в Беэр-Шеве, на границе земли Израиля и Египта. Что будет с его сыновьями там, на чужбине, в рабстве и угнетении, что постигнет их. И кто может поручиться, что они захотят покинуть богатую страну Нила и возвратиться в Кенаан, землю Израиля, завещанную Б-гом предкам? Быть может, они забудут обетованную им землю и не захотят вернуться? И на этот немой вопрос Израиля ответил Всевышний: "Я сойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно".

Не исключено, что высказанное нами предположение поможет разрешить нам другую неясность в тексте сегодняшней главы. Тора рассказывает о долгожданной встрече Яакова с сыном такими словами: "И запряг Йосеф колесницу свою, и направился навстречу Израилю, отцу своему, и явился к нему, пал на шею, и плакал еще..."

Кто плакал, Йосеф или Яаков? И что означают слова "плакал еще"? Старейший комментатор Торы Раши объясняет, что плакал Йосеф, а слово "еще" употреблено здесь в переносном смысле и означает: плакал долго. Более поздний комментатора Рамбан возражает: "Слова "и плакал еще" не могут означать "долго плакал" или "много плакал". "Еще" всегда означает добавление к чему-то. Именно Яаков бросился на шею Йосефу и плакал так же, как плакал о нем до сего дня. Кто скорее заплачет в этой ситуации: старик-отец, увидевший сына после того, как многие годы считал его погибшим, или молодой сын, правящий огромной страной?" Так пишет Рамбан.

Думается, мы можем привести еще одно подтверждение правильности его мнения: плакал действительно Яаков. Однако то были не только старческие слезы. То были слезы страха и боли отца еврейского народа, покинувшего обетованную землю и пустившегося вместе с сыновьями в Египет. Тревога о будущем не покинула его даже в эту минуту. Выдержат ли его потомки рабство и угнетение, ждущие их на берегах Нила? И захотят ли вернуться на землю отцов, или - не дай Б-г - предпочтут оставаться рабами в земле чужой?


МЕСЯЦ ТЕВЕТ

В списке месяцев тевет - девятый месяц еврейского года, если считать с нисана, месяца Исхода евреев из Египта. При счете с Рош-Ашана, начала года, - четвертый месяц. Из знаков Зодиака тевету соответствует Козерог, по-еврейски гди, овечка: намек на то, что в этом месяце, после обильных дождей хешвана и кислева, дожди идут на убыль, и молодой скот выходит на пастбища.

Три печальных события еврейской истории произошли в тевете:

8 числа был закончен перевод Торы на греческий язык, осуществленный по приказанию Птолемея, греческого царя, правителя Египта;

9 числа умерли пророк Эзра и его соратник Нехемья, руководившие возвращени- ем евреев из "вавилонского плена".

В эти два дня, названные "постами праведников", некоторые евреи постятся, что, впрочем, не является обязательным общественным постом. Обязательным является пост 10 тевета - в память о начале осады Иерусалимских стен войсками вавилонского царя Навухаднецара (Навуходоносора). Осада длилась три года и закончилась взятием города 17 тамуза.

Календарь наших праотцев:
1 числа умер наш праотец Авраам, сын Тераха и Амталай (некоторые оспаривают эту дату);
21 - день рождения и смерти Шимона, сына Яакова-авину, он прожил ровно 120 лет.

Другие события месяца:
9 числа - ровно 100 лет назад французский суд признал виновным капитана Дрейфуса;
20 - умер Рамбам (1204 год, Каир); 23 - издан королевский приказ об изгнании евреев из Португалии (6 январь 1497).

Кроме того, в тевете отмечаются годовщины смерти праведников и знаменитых раввинов:
3 - рава Хаима Шмулевича, руководителя иерусалимской ешивы "Мир" (1979);
17 - раби Яакова Кранца (Магида из Дубны, 1795);
18 - известного мудреца эпохи составления Талмуда, рава Уны бар мар Зутра (470г. н.э.);
24 - раби Шнеура Залмана из Ляд, автора "Таньи" (1812)
24 - раби Элияу Элиэзера Деслера, автора сборника "Михтав ми-Элияу" (1953);
27 - раби Шимшона Рефаэля Ирша (рава Гирша, Франкфурт);
29 - раби Моше Йеошуа Лейба Дискина, Брестского раввина (1898).

Составитель Реувен Пятигорский, Иерусалим


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное