Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Информационный Канал Subscribe.Ru


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ
"НАСО"

Вторая глава четвертой книги Торы. Ее чтение по времени примыкает к празднику Шавуот. Как правило, она идет сразу после праздника.

Глава очень большая. Самая большая из 54 недельных глав Торы: в ней 176 стихов. То же самое число обнаружено в Книге Псалмов царя Давида, Теилим: самый большой из 150 псалмов - 119-ый, в нем 176 стихов. Но это в Письменной Торе, в книгах Танаха. А что в Устной Торе? Из всех трактатов Вавилонского Талмуда самой большой - Бава Батра, в нем 176 листов!

То, что наша самая длинная глава в Хумаше непосредственно примыкает к празднику Торы, неслучайно. Чему учат еврейские учителя? - Любить Тору, заниматься ею постоянно, чувствовать себя так, будто только сейчас получаешь ее на Синае. Но на самом Синае, в момент ее получения, в самые высокие мгновения праздника Шавуот, это состояние поддерживать было не надо: евреи страстно хотели ее получить, чтобы, получив, тут же приступить к учебе. Поэтому и дал им Всевышний главу, самую большую по размерам. Пожалуйста, учитесь!

И еще, относительно размеров текста: в недельном разделе Насо среди нумерованных глав присутствует самая большая из всех глав Пятикнижия. Посмотрите, по книге Бемидбар у нее седьмой номер, в ней 89 стихов. Почему она такая длинная? Дело в том, что в этой главе перечислены приношения от руководителей 12-ти колен, которые были сделаны ко дню освящения Переносного Храма, и поскольку все приношения были абсолютно идентичны, то в тексте 12 раз приведен практически один и тот же отрывок; вся разница - в именах. Но почему Тора, в которой, как известно, нет ни одного лишнего слова, 12 раз приводит один и тот же отрывок? Разве нельзя было написать просто: "Во второй день принес жертву Нетанеэль бен Цуар, руководитель (колена) Иссахара, - такую же жертву, что и Нахшон бен Аминадав, руководитель Йеуды"? И так со всеми прочими руководителями. Мудрецы отвечают: никто из глав колен не повторял то, что сделали перед ним остальные. Каждый из них с любовью пожертвовал ровно столько, сколько считал нужным. Просто оказалось, что щедростью они были равны. Но написать, что "такой-то принес ровно столько, что и остальные" - значит принизить его. Поэтому о каждом сказано, будто он был один. Кстати, так поступали и во времена Храма, когда объявляли новый месяц по свидетельству очевидцев: кто видел молодой серп нарождающейся луны, тот обязан был идти в Иерусалим, чтобы предстать со своим свидетельством перед Высшим судом. Понятно, что иногда приходили толпы народа. Но каждую пару свидетелей выслушивали так, будто они единственные, - со вниманием, с расспросами, - чтобы не обидеть людей; иначе в следующий раз, когда над всем Израилем вдруг будет стоять облачная погода, а эти двое увидят в разрыве облаков мелькнувшую луну нового месяца, - как бы не передумали они идти в далекий Иерусалим, сказав: в прошлый раз наше свидетельство оказалось лишним, так что и теперь не стоит идти. И объявят по всей стране новый месяц на день позже, а это будет, скажем, месяц тишрей, десятого числа которого - Йом-Кипур, и будет весь Израиль молиться не в тот день…

Каждого, кто делает хорошее дело, причем от всего сердца, принимай с уважением - будто он единственный, а его дар - самый важный, а его дело - самое нужное. Так учит Тора.

Содержание недельного раздела. Вначале идет продолжение темы, начатой в предыдущем разделе. Перепись членов рода Гершона из колена Леви в возрасте от тридцати лет до пятидесяти, их обязанности при Переносном Храме (Бемидбар 4:21 -28). Перепись членов рода Мерари и их обязанности (4:29-33). Число всех левитов, привлеченных к работе в Храме во время стоянок и к переноске его утвари в походах (4:34-49). Законы относительно тех, кто не может находиться внутри стана (5:1-4). Законы искупления вины (5:5-10). Законы о неверной жене (сота), а также о той, на которую зря пало подозрение в неверности (5:11-31). Люди, посвятившие себя Б-гу (назир) (6:1-21). Благословение коэнов (6:22-27). Приношения от руководителей колен (7:1-89)…

А теперь одно тонкое обстоятельство. Мы сказали, что в описаниях всех приношений от глав колен использованы одни и те же слова и обороты, - ничего нового, кроме имен людей и колен, в них не содержится. Это не совсем так. Имена всех вождей колен сопровождаются званием наси - князь, руководитель, глава. И только о Нахшоне, сыне Аминодава, не сказано наси. Просто написано - от колена Йеуды. Почему?

Есть несколько ответов. Первый: чтобы не наполнился гордостью, поскольку в общем списке выступает первым. Второй ответ: получил право принести дар Храму не потому, что был князем, а в силу личных качеств. Третий: Нахшон был настолько скромным человеком, что никогда не величал себя главой колена.

И все же Нахшон был не простым человеком. Он оказался тем, кто первый бросился в воды моря, перед которым стояли испуганные евреи в страшный миг приближения конницы фараона. Море расступилось, но не сразу. Сперва в него нужно было войти. Самым смелым из колен оказались потомки Йеуды. Повел их за собой Нахшон бен Аминодав.

Составитель: Реувен Пятигорский, Иерусалим


НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ

Большие структуры или сложные системы заповедей Тора описывает постадийно. Иногда повествование движется неторопливо, так что начинающий читатель успевает заскучать, иногда же стремительно мчится вперед, оставляя, как кажется, необъясненными важные подробности событий. Несколько раз повторила Тора историю посольства Элиэзера в Арам, где он искал жену для Ицхака. Пять раз подробнейшим образом описано изготовление Мишкана и его сосудов. Несколько раз Тора пересчитывает евреев, сообщая нам их общую численность и численность каждого из двенадцати колен.

В предыдущем разделе Бемидбар описано расположение еврейского стана при его движении в пустыне и на стоянках. Тора намекает нам, что различные места, которые занимали колена в этом порядке, указывают и на разные функции колен. Так колено Иеуды - военачальника и царя - возглавляло стан и первым приходило в соприкосновение с возможным противником. Три колена потомков Рахели: Эфраим, Менаше и Биньямин замыкали шествие, защищая тыл и подбирая отставших, т.е. заботясь о самой слабой, незащищенной части общины. Свои особые, неодинаковые задачи были у каждого колена. Затем, уже в Земле Израиля мы увидим, что эта неодинаковость не только не исчезла, но сохранялась как важная деталь заселения Эрец Исраэль и пребывания на ней.

Затем внимание Торы перемещается на то, что происходит возле Мишкана - на стан левитов. Скрупулезно перечисляются все работы по сборке и разборке Мишкана Определяется какая семья и в каком порядке совершает свою операцию, кто и как несет части Мишкана на походе. О чем это нам говорит?

Конечно же, не зря обширные куски текста посвящены таким прозаическим вещам. Любая работа, связанная с Мишканом, является элементом служения Б-гу. Каждой работе соответствуют определенные свойства души человека. Эти свойства у каждого свои, один не похож на другого, поэтому и служить Б-гу он должен хотя и в рамках общего, но на свой манер. Подобно тому как в военном деле взаимодействие различных родов войск, действующих КАЖДЫЙ ПО СВОЕМУ, хотя и в рамках общего плана, приносит успех армии.

Каждому из нас отведена своя особая роль в мировом плане. Ни одна душа не повторяет другую душу. Даже родители и дети, даже братья-близнецы имеют пусть похожие, но различные боевые позиции. И каждому из нас очень важно исполнить именно свой долг. Великий праведник рабби Зуся из Ониполя сказал об этом так: "Когда я покину земной мир и предстану пред Царем Царей, Он не спросит меня почему я не стал Моше Рабейну или праотцом Авраамом. Зато Он спросит меня почему я так плохо был Зусей!"

Важно отметить, что сказанное выше не означает, что каждый из нас - хозяин своей судьбы и волен решать и устанавливать что именно он будет делать на земле сегодня, а что завтра. И левиты, и члены других колен не фантазировали и не выбирали себе сами пути служения, но УЗНАВАЛИ о них из Торы. Этим же путем должны идти и мы. В Торе содержится "полетное задание" нашей души и мы можем узнать о нем с помощью опытных наставников-раввинов. Каждая еврейская душа связана с душой одного из наших предков, стоявших у Синая. Связь эта осуществляется через буквы Торы. В Торе 603 550 букв, и точно таким же было число взрослых евреев, присутствовавших при Синайском Откровении. Знающие тайны Торы мудрецы видят эти связи и помогут человеку обрести себя. Только когда мы исполняем предписанное, мы с полной отдачей служим Творцу.

Сходная нота звучит еще в одной заповеди недельного раздела - заповеди о назире. Тора объясняет, что еврей вправе взять на себя дополнительное, так сказать, факультативное служение. Если человек воздерживается в течение минимум тридцати дней от вина, стрижки волос и прикосновения к мертвому телу (или пребывания с ним под одной крышей), то он достигает более высокого уровня служения. Тора называет такого человека святым. Подумайте только: три относительно простые вещи удостаивают человека венца святости! Но если происходит непредвиденное и неожиданно умирает человек в одном доме с назиром, тот обязан пройти определенный процесс очищения, включающий, между прочим, и жертву за грех! С Небес показали ему, что он взялся не за свое служение, а попытка исполнить не предписанную тебе свыше роль, квалифицируется как грех! В наше время, когда "качество" душ падает с каждым поколением, а короста, окутывающая души, уплотняется, даже лучшие из нас лишены возможности различить эту тонкую грань между святостью и грехом в отношении тех действий, которые в явном виде не запрещены и не предписаны Торой. Поэтому лидеры нашего поколения советуют людям воздерживаться от принятия на себя дополнительных постов, назорейства и других обетов.

Завершается раздел описанием приношений, которые сделали главы колен при освящении Мишкана. Внимательный читатель, наверное, обратит внимание на одно несоответствие: Тора успела рассказать об исчислении евреев первого ияра, затем о расположении и движении стана в пустыне, и вдруг возвращается по меньшей мере на месяц назад к первому нисана, когда был освящен Мишкан. Такое движение по времени задним ходом встречается в Торе несколько раз. Мудрецы говорят об этом: В Торе нет "раньше" и "позже", т.е. временная координата повествования не линейна. Как это может быть?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что Тора в той форме, в какой она существует на земле, есть воплощенная в словах и понятиях Воля и Мудрость Творца. Подобно тому как Б-г бесконечен, т.е. не имеет никаких ограничений и не связан никакими границами, так и Его Воля и Мудрость неограниченны ничем, в том числе и временем. Иными словами, Небесная Тора находится вне времени,и поэтому когда она проявляется в нижнем мире, она может делать это в любой последовательности, установленной Высшим Б-жественным Замыслом. Так события, происшедшие на земле в определенном порядке, могут относиться к различным духовным корням, события, порожденные одним корнем иногда оказываются разбросанными по временной шкале.

Рассказа о приношениях глав колен имеет еще одну явную странность: Тора двенадцать раз перечисляет номенклатуру приношений, каждый раз пунктуально указывая, что такой-то сын такого-то принес блюдо серебряное одно весом в 130 шекелей, кропильницу серебряную одну весом в 70 шекелей, оба предмета наполнены мукой, смешанной с благовониями, для мучной жертвы, и т.д. все детали приношения повторены двенадцать раз по числу колен. Лишь пару раз текст содержит небольшие изменения, которые конечно же не укрываются от внимания комментаторов. Так к чему все эти длинноты? Почему недостаточно сообщить, что главы всех колен принесли одинаковые приношения, а именно...?

Как раз потому, что их приношения ни в коем случае ни были равными! Известно, что главную роль в жертвоприношении (и молитве, которая его заменяет) играет кавана - внутреннее намерение жертвователя. Ею и именно ею определяется истинная ценность жертвы. Быки, овцы, кропильницы, золотые ложки могут быть идентичными, но глубоко индивидуальна и неповторима мысль, которая делает данный предмет ПРИНОШЕНИЕМ. Намерения двенадцати князей Израиля были различными подобно тому, как не похожи между собой их души. Тем самым, Тора сообщает нам, что двенадцать глав колен принесли двенадцать РАЗЛИЧНЫХ приношений в Мишкан, и поэтому освятили его каждый по-разному, каждый на свой лад, внеся свою уникальную долю в святость Мишкана, объединяющего еврейский народ.


Хорошие новости!
Наша страница на интернете снова работает!


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное