Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

Тора – это корень жизни
В память о Нафтоли бен Александр

Недельная глава АХАРЕЙ МОС - КЕДОЙШИМ
Время зажигания свечей - 1 Мая 2009 - в Нью Йорке 7:34

Рав Бенцион Зильбер
«АХАРЕЙ МОТ» («ПОСЛЕ ГИБЕЛИ»), «КДОШИМ» («БУДЬТЕ СВЯТЫ»)
(Предоставлено:
http://toldot.ru)

Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.

Глава «Кдошим» содержит пятьдесят одну заповедь и начинается предписанием: «Будьте святы, ибо свят Я, Г-сподь, ваш Б-г».

Одна из заповедей в главе «Кдошим» — «…по справедливости суди ближнего твоего». Раши объясняет: «По справедливости суди ближнего твоего — ищи ему оправдания». То есть судить о поступках другого человека надо, ища им позитивное, а не негативное объяснение.

НЕ ВЕРЬ СВОИМ ГЛАЗАМ?
Из книги «Алуфейну месубалим»

Существует заповедь «по справедливости суди ближнего твоего». Эта заповедь подразумевает, среди прочего: оценивая действия человека из народа Израиля, мы должны стараться находить им оправдание. В жизни бывают ситуации, когда всем «предельно ясно»: человек нарушил закон, ограбил и т.п. А в действительности всё может оказаться совсем по-другому. Приведём интересную историю из реальной жизни.

Раби Шмуэль Страшун (Рашаш, 1794-1872), один из выдающихся мудрецов Торы города Вильно (известен его труд Агаот а-Рашаш — комментарии на мишнаёт и весь Талмуд, которыми пользуются все, кто изучает Гемару), был сведущ во всех тонкостях и деталях Закона. Кроме того, он был известен как человек, много делавший для блага общины. Среди прочего, он руководил фондом, который выдавал беспроцентные ссуды нуждающимся (гмах). Дела фонда велись очень аккуратно — иначе фонд мог прекратить своё существование.

Однажды случилось так, что некий простой еврей взял в гмахе ссуду — 100 рублей (в те годы — очень солидная сумма), которую обязался выплатить в течение четырёх месяцев. Когда пришло время возвращать долг, он пришёл домой к раби Шмуэлю. Не найдя там Рава, отправился в бейт-мидраш, где тот обыкновенно учился.
Раби Шмуэль был полностью погружён в Гемару и не обращал внимания ни на что вокруг. Должник подошёл к Раву и положил перед ним на Гемару ассигнацию достоинством в сто рублей, сказав, что возвращает долг.
Раби Шмуэль, не прерывая учёбы, кивнул головой. Должник решил, что кивок означает «всё в порядке». На самом же деле раби Шмуэль, погружённый в глубины Закона, не заметил ни самого должника, ни сторублёвой ассигнации. Закончив учёбу, Рав закрыл том Гемары, поставил его в книжный шкаф и ушёл домой. Деньги остались внутри книги.

***

Рашаш каждый день просматривал список должников, чтобы проверить, не подошло ли время возвращения ссуд. В этот день, вернувшись из бейт-мидраша, он также просмотрел список и увидел, что пришло время выплаты одной из ссуд — 100 рублей. Он отметил себе, что долг пока не возвращён. Из милосердия Рашаш решил подождать ещё несколько недель. Когда срок закончился, он отправил к «должнику» человека с требованием вернуть долг.
Вскоре появился сам «должник» со словами: «Я же вернул долг точно в срок уважаемому Раву, когда он сидел в бейт-мидраше!». Раби Шмуэль, который такого не помнил, решил, что этот человёк лжёт и, заботясь о возвращении общественных денег, вызвал его на суд Торы.
Слух об отказе вернуть долг немедленно распространился по всему городу, и все были поражены: как этот еврей не стыдится лгать? Да ещё платить злом за добро? Чем большее распространение получала эта история, тем тяжелее становилась жизнь несчастного «должника» и его семьи. Дело дошло до того, что его сын от стыда за поступок отца покинул Вильно.

***

Однажды раби Шмуэлю понадобилось заглянуть в тот том Гемары, который он изучал, когда пришёл должник. Он открыл книгу и увидел там… сто рублей.
Рашаш понял, что по его вине пострадал честный человек и его семья. Он немедленно послал за ним и спросил: «Скажи, пожалуйста, как я могу исправить вред, который причинил тебе? Может быть, ты хочешь, чтобы я попросил у тебя прощения в присутствии всей общины — чтобы все узнали правду?».
Ответил еврей: «Это не поможет, ведь люди подумают, что ты делаешь это только ради того, чтобы спасти меня от позора. Я навсегда останусь для них лжецом. И как твоя просьба о прощении поможет мне вернуть сына, который из-за позора покинул город?».
Раби Шмуэль погрузился в раздумья. Неожиданно он сказал: «Отправь человека за своим сыном, который уехал из города, и я выдам за него свою дочь. Надеюсь, тогда уж весь город поверит, что ты честный человек!».
Потрясённый отец вызвал сына, и через считанные дни состоялась церемония обручения. Были составлены тноим (условия, на которых заключается брак), принятые обоими «свойственниками» — мудрецом раби Шмуэлем и бывшим «должником».
Заметим, как мы можем быть уверены, что кто-то совершил преступление. А реальность может оказаться совсем иной…

Интересно, какую самоотверженность проявил раби Шмуэль Страшун, чтобы исправить свою ошибку и вернуть честному человеку доброе имя.

Рав Моше Хаим Луцато
ДААС ТВУНОС
(перевод р. Л. А. Саврасов)

СКАЗАЛ РАЗУМ: Выходит, что Его абсолютное единство — это все, что действительно проясняется для нас из беспредельности Его неисчерпаемого совершенства. Ведь если вглядишься внимательно во все происходящее под небом, увидишь единое движение, осуществляемое в мире, и завершение его — раскрытие этой истины.

Теперь нам необходимо понять это единство, и как мы должны выполнять то, чего желает от нас Творец. И это заповедано нам писанием (Дварим 4:39): «И примешь сердцем своим, что Создатель - это Всесильный». Слышится отсюда, что необходимо полное понимание и верный подход к этому. И уже говорил я, что вопрос этот широтой подобен морю, по которому нам придется плыть, утоляя нашу жажду познаний.

СКАЗАЛА ДУША: Что за особое понимание необходимо здесь? Ведь единство — это значит, что Святой, благословен Он, один, и нет никого, кроме Него!

СКАЗАЛ РАЗУМ: Конечно, это общий смысл единства, но мы должны развить его, рассмотреть в деталях. Именно это имеет в виду писание в словах: «Тебе дано было увидеть, чтобы знать... нет других, кроме Него» (Дварим 4:35). И объяснили мудрецы: «...даже колдовство»(Сангедрин 67б).

Значит, когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, что Он один обладает абсолютным существованием, то есть нет никого другого, чье существование было бы обязательным, кроме Него18, и нет творца, кроме Него. Мы обязаны понять также, что нет, кроме него, никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его. И все это потому, что власть Его единственна и абсолютна.

И это то, что объясняет писание (Дварим 32:39): «Увидите тогда, что Я... Я принесу смерть и оживлю, и нет спасения от руки Моей». И также сказано (Иов 23:13): «И Он один, и кто противостоит Ему?!». И также мы свидетельствуем перед Ним (Иов 9:12): «Кто скажет Ему, что делать?». И знай, что это одна из фундаментальных основ нашей построенной на знании веры, как еще будет объяснено далее.

Однако главное в этом знании — отрицание нескольких родов заблуждений, укоренившихся в сердцах людей: отчасти в сердцах идолопоклонников, отчасти в сердцах множества простых и неученых людей и народов мира, а также ранних вероотступников Израиля, отошедших от Торы.

Виленский Гаон
Эвен Шлема (Совершенная Мера)

За [телесным] вожделением не следует идти ни в малейшей степени, но на желание заработка и обогащения не наложен абсолютный запрет, как написано (Дварим 14:29): "Чтобы благословил тебя Б-г во всех делах твоих рук"; только [зарабатывание средств] должно быть честным, чтобы человек не трогал того, что ему не принадлежит (Мишлей 2:16).

Рабби С. Вогшал
Тора и бизнес
СУБОТА И БИЗНЕС

Запрещается работа в еврейском здании
Во всех случаях, когда нееврею разрешено выполнять оплачиваемую работу для еврея в субботу или праздник, ему нельзя работать в здании, принадлежащем евреям, будь то частный дом, учреждение или производственное предприятие.
Запрет вызван тем, что работа в еврейском здании может вызвать подозрение, будто неевреи специально наняты евреями для запрещенной субботней или праздничной работы.

Ряд практических примеров

∙ Транспортной фирме было поручено забрать товары перед наступлением субботы, но ее экспедиторы, опоздав, приехали именно в субботу. Их нельзя допускать к товарам.

∙ Еврей, договорившись с подрядчиком-неевреем о строительстве дома или предприятия, не может ему разрешить заниматься этой работой в субботу. Если такой запрет вызывает проблемы, надо посоветоваться с раввином.

∙ Декораторы-неевреи, украшающие деловые здания перед ежегодными праздниками, не должны работать на евреев в субботу, хотя они трудятся ради личной выгоды и заинтересованы в скорейшем завершении работы.

∙ Нельзя разрешать нееврейским рабочим выполнять ремонтные работы в субботу для квартиро-съемщиков неевреев (если здание, принадлежит еврею).

Субботний покой
По указанию мудрецов, для ощущения полного покоя в субботу надо представить себе, будто все дела завершены до наступления субботы.

Пояснение комментаторов Нового времени: законодатели, сделав такое указание, вовсе не рассчитывали, что за минуту до наступления субботы человеку удастся убрать из своего сознания все деловые мысли. Они лишь хотели, чтобы мы научились планировать свою трудовую деятельность, включенную в недельный цикл: перед субботой наши дела должны подойти к определенному этапу завершенности, — и тогда наше сознание освободится от будничных деловых проблем, а "освободившееся место" займут размышления о еврейской субботе.

Рав Зеев Плискин
«Береги свою речь»

Не слушайте злословие умышленно

В предыдущем пункте рассказывалось о крайнем средстве в ситуации, когда не в наших силах избежать прекращения чужого злословия. Но если есть малейшая возможность избежать опасности и мы этой возможностью пренебрегаем (например, можно выйти, но почему-то не выходим), то мы виновны в нарушении того, чему учат мудрецы. Ибо, даже если мы не верим злословящим и не принимаем участия в их разговоре, надо срочно покинуть их компанию. Нельзя присоединяться к людям даже тогда, когда они не начали произносить лашон-ара, но нам отлично известно, что через несколько минут они приступят к своему любимому занятию - злословию.

Слушатель знаком с рассказом, но от него скрыт унижающий кого-то смысл происшедшего

Предположим, мы знаем о некотором эпизоде, в котором участвовал наш знакомый. Ничего постыдного для него в той истории мы не находим. И вдруг мы слышим тот же рассказ от кого-то другого, но в версии, согласно которой выходит, что наш знакомый вел себя неправильно. Если, выслушав рассказ, мы примем новую интерпретацию - во вред тому, о ком говорят, мы нарушим сразу две заповеди: запрет на лашон-ара и заповедь "Справедливо суди своего ближнего".

Блюменталь не посещает занятия по Талмуду уже в течение недели. Его товарищ Каминский полагает, что тот заболел. Но другой их товарищ, Вернер, уверен, что Блюменталь просто ленив. Если Каминский поверит Вернеру, то он не только выслушает лашон-ара, что запрещено, но и нарушит заповедь: "Справедливо суди своего ближнего".


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное