Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Русская Еврейская община в Нью Йорке


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную выше этой строки
Не нажимайте Reply (Ответить) для этого сообщения!
Ваши вопрсы и коментарии направляйте пожалуйста по адресу kehilasmy@yahoo.com

בס''ד

Мишпатим

      Как это ни странно может вам показаться, но наиболее важной главой Торы является именно "Мишпатим" – законы, а не предыдущая "Итро". Да, глава "Итро" рассказывает нам о Союзе с Всевышним, о Синайском Откровении, когда Творец мира рассказал нам о Себе, о мире в котором мы живём, о смысле и назначении нашей жизни, о том, что Он от нас хочет и по каким законам Он будет  нас судить. Да, глава "Итро" рассказывает о хупе, свадьбе Всевышнего с еврейским народом, когда Он назвал нас Своим сокровищем, "царством священником и народом святым", а мы в знак любви к Нему провозгласили "наасе венишма", выразив готовности строить для Всевышнего в нашем мире достойное "жилище", делать нашу жизнь мудрее, благороднее и возвышеннее. Да, глава "Итро" рассказывает о величайшем духовном взлёте, когда мириады ангелов спустились, для того чтобы украсить каждого из нас двумя коронами, и сам Творец Мира сказал нам Свои Десять Заповедей и даровал нам Свою Тору. Но, несмотря на всё это, глава "Мишпатим" важнее! Так как именно отношение к конкретным законам и правилам Торы показывает, что из себя представляет человек на самом деле, где он находится. Всевышний не ограничился просто призывом стать лучше, Он дал нам Свои мицвот, чтобы с их помощью мы действительно изменились. Объясняет "Меор Эйнаим", что означает фраза "Наполнена вся земля Славой Его" -  нет такого места, нет такой области в жизни, где бы не было конкретных правил Закона. Каждое такое правило представляет собой частицу Б-жественной Воли и, выполняя его, мы соединяемся с Ним, представленным этим правилом. Это изменяет нас, наших родных и близких к лучшему. Так каждая мелкая деталь жизни, даже правильное завязывание шнурков служит одной большой цели, реально изменяет к лучшему. Объясняет книга "Тания", что святость проявляется только там, где есть "битуль" – абсолютное устранение своего желания ради подчинения Б-жественной Воле. Всё, что самостоятельно, отдельно, вне этого – никакой святости, никакой связи со Всевышним по определению не имеет. Да, глава "Итро" рассказывает нам о грандиозных вещах, но именно отношение к тихой, полной множества правил и законов глава "Мишпатим" показывает, что реально представляет из себя человек, не только на словах, но и на деле. Поэтому эта глава важнее.

      Свод  еврейского Закона называется "Шулхан Арух". Происхождение этого названия тоже связано с нашей главой. "И  вот законы, которые ты предложишь им". Говорит Раши: "Сказал Всевышний  Моше: "Не вздумай сказать: "Я повторю им главу и закон два, три раза, пока они не запомнят их так, как я им сказал, и не будут утруждать себя объяснением их причины и смысла". Поэтому сказано "которые ты предложишь им" – как накрытый стол, "шулхан арух", готовый к еде человека". Рабби Моше Исерлиш, сокращённо Рамо написал примечание к Шулхан Аруху, которое он назвал "Мапа" – скатерть, ашкеназская скатерть на сефардский стол. Везде, где есть расхождение между мнением "Шулхан Аруха и Рамо, сфарадим поступают как Шулхан Арух, а ашкеназим как Рамо. Отсюда источник различного исполнения некоторых заповедей и разных обычаев у ашкеназим и у сфарадим.

      Важнейший принцип судопроизводства по Торе возмещение ущерба. Никакая тюрьма не может  быть наказанием вместо выплаты ущерба физического и морального, который преступник  нанёс потерпевшему. Если человек вор, он прогулял украденное и своим имуществом не может восполнить потерпевшим ущерб, суд продаёт его в рабство, и деньги идут на возмещение ущерба. Такой человек называется "эвед иври" – "еврейский раб". Человек купивший такого раба берёт на себя его содержание, и, если его жена может работать и согласна отдавать свою зарплату, хозяину мужа, содержание его семьи. Взамен раб работает на хозяина и днём и ночью. Днём на различных работах, а ночью – хозяин может дать ему кнанскую, нееврейскую рабыню чтобы он дал ему приплод, детей – рабов. Так его используют как племеной скот. Тора заботится, чтобы это наказание его научило и устанавливает условия, как он может выйти на свободу и начать жизнь сначала. "Ор Ахаим" говорит, что Тора специально разрешила давать рабыню только женатому еврейскому рабу, для того чтобы у него был стимул желать освободиться и начать жить сначала. Но если рабская жизнь ему нравится, он любит эту рабыню и своих "детей", ему пробивают ухо и он остаётся рабом до юбилейного года. Мы видим, что разрешение жить с рабыней – это показатель величайшего падения человека. А в нееврейском мире, откуда все мы вышли, считают по-другому, наоборот. Там возможность сожительствовать ещё с кем-то воспринимается как поблажка, награда. Вообще мир понятий еврейский и нееврейский совершенно различен. Как говорил Хазон Иш זצ''ל , то что у них называется любовь, у нас называется карет. Вспомните их искусство, книги, фильмы. Я говорю сейчас не про современные "шедевры", а про известную всем класскику, "высоты культуры". Кто их герой? Тот, кто умеет жить: оттолкнуть своих конкурентов, может ударить и убить, развратничает, соблазняет и при этом остаётся симпатичным и остроумным образцом для подражания. А у евреев ребёнок воспитывается на уроке Торы: "И сказал злодею: "Почему ты собираешься ударить ближнего своего" – тот, кто не сдержался, поднял руку на другого, уже называется злодей. Действительно, всё наоборот. Как сказал Авррам Лоту, если ты налево, я направо, они по одну сторону, мы по другую.

      Тора  запрещает обращаться в нееврейский  суд, то есть любой суд, который судит  не по Закону Торы, даже если в данном случае Тора  и их закон совпадает. Причина этого в том, что настоящий суд Суд Б-га может состояться только с помощью суда Торы внизу. О том, как это понять, следующая история. Однажды святой Магид из Межерич спросил своего учителя святого Баал Шем Това объяснить ему почему фразу "И вот законы" Зоар переводит на арамейский "Вот тайны перевоплощений". Вместо ответа Бешт послал его в определённое место понаблюдать за происходящим, и в определённый час вернуться. Это была тенистая рощица с ручьём, удобная для отдыха. Туда приехал вооружённый всадник, остановился, перекусил, отдохнул, и уехал, забыв на месте кошелёк с деньгами. Потом там появился другой, передохнул, увидев кошелёк, забрал его себе, и уехал. Через некоторое время там появился бедняк, который перекусил и прилёг в тени отдохнуть. Тут появился первый всадник, который набросился на бедняка с криком "Отдай мой кошелёк". Тот, разумеется, ничего об этом не знал, но всадник ему не поверил. Он беспощадно избил бедняка. В назначенный ему час Магид уехал из рощи и приехал к Бешту рассказать то, что он увидел. Сказал ему Бааль Шем Тов, что все трое в этом мире уже не первый раз. В предыдущем воплощении первый человек должен был второму сумму денег, которая в кошельке. А третий был раввином и судьёй города и поленился в своё время расследовать всё как надо. Спустя много лет Всевышний опять их свёл вместе.

                        Агит Шабос

                                    Яков Доктор

Еврейский центр "Шма Исраэль"

(Библиотека, уроки, коллель,  экскурсии, встречи)


Shidduchim @ Toldot.ru ШИДУХИ ДЛЯ РУССКИХ БААЛЕЙ ТШУВА
SHIDDUCHIM for RUSSIAN BAALEY TESHUVAH
Worldwide in Russian
Shidduchim @ Toldot.ru


Посетите нашу страницу http://www.kehilasmy.org
Visit our page http://www.kehilasmy.org

Buy books with 10% off from Artscroll and Artscroll will donate us 5% of your purchase:
Visit ArtScroll.com


Редактор рассылки, не несет ответственности за рекламу расположенную ниже этой строки.



В избранное