Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Харе Кришна в России

  Все выпуски  

Член Руководящего совета Центра обществ сознания Кришны в России РАДХА ДАМОДАР ДАС: "Все священники в России беззащитны, невзирая на вероисповедание"


Член Руководящего совета Центра обществ сознания Кришны в России РАДХА ДАМОДАР ДАС: "Все священники в России беззащитны, невзирая на вероисповедание"


Несколько дней прошло с тех пор, как в селе Прямухино Тверской области трагически погиб вместе со своей семьей священник Андрей Николаев. Произошло нечто феноменальное и, вместе с тем, привычное с самого начала христианства событие, когда смерть христианина становится криком Бога к другим людям. Это вызвало искреннее сожаление у представителей не только православного мира, но и других религиозных воззрений. Смерть о. Андрея встретила свой отклик и у представителей индуизма в нашей стране.

"Портал–Credo.Ru": Что, на Ваш взгляд, необычного в этом трагическом происшествии – гибели священника в селе Прямухино Тверской области?

Радха Дамодар дас (Сергей Зуев): Прежде всего, гибель священника Андрея Николаева вызвала в вайшнавах чувство скорби. Если это убийство, то, согласно культуре древних Вед, убийство брахмана – тягчайший грех. Сама история христианства, как, впрочем, и других религиозных традиций, свидетельствует о том, что проповедничество всегда и во все времена связано с величайшим риском для жизни. Просветители пытаются привнести Бога в жизнь людей, а ведь духовный мир предполагает отказ от мирских привычек и пороков, поэтому
настоящий убежденный проповедник всегда обречен слыть "белой вороной". Но это славная жизнь. Страшно другое – ощущение того, что эта драма в Прямухине одновременно и удивляет, и не удивляет. Во-первых, есть такое ощущение, что эта тема попросту эксплуатируется на все лады – от обвинений в алкоголизме односельчан о. Андрея, до необходимости срочного и повсеместного принятия "Основ православной культуры". Фактов нет, а предположений много, людей сбивают с толку, навязывая им самые разные мнения. Получается, что
мы опять куда-то бежим впереди паровоза.

Во-вторых, если мы рассматриваем наше сообщество россиян как единую семью – без разделения на религии и течения, то нужно считать, что мы потеряли достойного члена большой семьи.

– Кто должен, на Ваш взгляд, все-таки защищать служителя культа: государство, мировое сообщество, которое где-то там за границей, или нужно полагаться на свои собственные силы, или же вообще оставить все как оно есть и предаться воле Всевышнего?

– Насчет Всевышнего – это самое верное. Но совершенное предание себя Богу – вещь недешевая. Пока остается уповать больше на власть и свои силы. Но и здесь, как Вы понимаете, далеко не все гладко. После недавнего нападения на синагогу (дело Копцова) нам позвонили из МВД и сообщили, что готовы приставить к нам за несколько тысяч долларов агента, который бы бдительно следил за порядком и безопасностью прихожан и монахов. Но верующие – не олигархи и не могут воспользоваться такой услугой властей.

– В чем же Вы видите выход из тупиковой ситуации?

– Можно констатировать, что у нас в России отсутствует культура отношения к представителям разных традиций. Одних превозносят, других поносят. На фоне недостатка общечеловечесской культуры наблюдается откровенная дискриминация. В этом смысле, все священники в России беззащитны, невзирая на вероисповедание. Сегодня христиане, завтра мусульмане, послезавтра иудеи и т. д. Поэтому крайне важно сформировать правила и культуры межрелигиозного общения. Как раз об этом я сказал 7 декабря на ежегодном собрании Международной
ассоциации религиозной свободы (МАРС), которое состоялось в Москве. Важно также реанимировать нормы для СМИ, в которых постоянно дается очень легковесная оценка, с одной стороны, и конъюнктурная, с другой. Речь идет не о цензуре, а об этических нормах, которые уже существуют в журналистике, но их просто игнорируют. Помочь и в том, и в другом могла бы, прежде всего, федеральная власть.

– Версия алкоголизма, тем не менее, представляется наиболее "вкусной"?…

– На пьянство списывают все – такова плачевная русская традиция. Лучше дождаться результатов расследования.

– Кришнаитам ведь от этого тоже досталось. Некоторые СМИ, приводя перечень убийств православных священников, вспомнили и гибель священника Григория Яковлева в 2000 г. в Эвенкии. Убийство совершил психически больной дезертир, который на следствии заявил, что он сделал это, якобы, "по приказу Кришны".

– Удивляюсь, что до сих пор журналисты пытаются вложить в действия больного человека какие-то религиозные мотивы, тем самым словно пытаясь столкнуть религии друг с другом. Любецкий, совершивший это дикое злодеяние, никогда не состоял ни членом каких-либо структур нашей религиозной организации, ни монахом, ни прихожанином какого-либо храма Кришны в России или за ее пределами. Об этом было сразу же заявлено официальными представителями Центра обществ сознания Кришны в России. В ходе следствия также выяснилось,
что Любецкий был беглым дезертиром, в течение нескольких лет скрывавшимся в лесах Красноярского края. Из собственных показаний Любецкого следует, что мотивы его преступления не были связаны с философией и учением данной индуистской традиции, а представляли собой некую гремучую фантастическую смесь идей и постулатов, заимствованных из различных учений, в том числе, христианского толка. По заключению группы судмедэкспертов из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского под руководством
профессора Кондратьева, Любецкий страдает хроническим психическим расстройством, что лишало его возможности осознавать опасность своих действий и повлекло его на совершение этого преступления с особой жестокостью.

Что касается древней религии вайшнавизма, то он, как и другие традиционные индуистские учения, опирается на принцип ненасилия. Право насилия разрешено только представителям власти, на которых возложена эта задача. Таков здравый смысл, но многие, по-прежнему, хотят увидеть в белом черное.

Беседовал Юрий Плешаков,
для "Портала–Credo.Ru"

В избранное