Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Молодежный православный клуб Логос. Ушпизин


Православный молодежный клуб « Логос »
выпуск 23   :   17 - 23 ноября 2008 года

Анонс недели

Логос - это...
  • творчество
  • научные конференции и публикации
  • миссионерская деятельность
  • паломнические поездки
  • выставки, музеи, экскурсии
  • встречи с интересными людьми
  • всегда теплая беседа за чашечкой чая
В этом выпуске:
Ближайшее занятие:
24 ноября в 18:00 (понедельник)

Тема занятия:
Ф.М. Достоевский. "Братья Карамазовы", глава "Великий инквизитор"

На занятии 10 ноября мы решили посвятить отдельное занятие обсуждению главы "Великий инквизитор". Именно этим мы займемся 24 ноября.

Домашнее задание: прочитать роман братьев Стругацких "Трудно быть богом"

1 декабря ожидается встреча с А.С. Сергеевым, человеком, изучающем творчество А. и Б. Стругацких на протяжении многих лет. Наша главная задача: научиться общаться с людьми из "не православного" круга, на "не свои" темы и, при этом, еще раз убедиться в том, что душа у человека - христианка.


Религия и наука

Почему люди не веруют в Бога?

автор статьи
Светлана Марочкина
Светлана Марочкина
Почему так случается, что человек, созданный Богом, не верит в Него?... Не по одной и той же причине люди закрывают себя от Бога.
Наш русский философ Владимир Соловьев справедливо говорил, что есть "честное" неверие и есть "нечестное".
Нечестное не хочет, чтобы Бог был, оно убегает от всякой мысли о Боге, прячется от нравственных законов святого мира. Злые и эгоистичные люди заинтересованы в том, чтобы "Бога не было". Божие бытие, которое, в сущности, есть их спасение, представляется им Страшным Судом, судящим их нечистую и бессмысленную жизнь. Среди таких неверующих есть не только отрицающие Бога, но и охваченные ненавистью к Творцу, чем, конечно, они только подтверждают бытие Того, Кого отрицают. Невидимый, но ощущаемый сердцем образ величайшей святыни Творца связывает эгоистическую и греховную волю человека.
Есть и другие неверующие, которые болеют проблемами зла, добра, истины, нравственной жизни. В них нет самоудовлетворенности. В человеческом своем отношении к миру и людям они хотят блага всем, но надеются достичь гармонии и счастья мира только человеческими и внешними средствами. В этом, конечно, они не правы и слишком оптимистичны. Человеческие средства и силы ограничены. Без помощи Высшего Божественного мира человек не может найти настоящей жизни.
Бог пребывает в сверхчувственном мире вне физического пространства и времени. А человек по своей природе заключен во времени и пространстве. Таким образом, ответ на вопрос, может ли человек, опираясь на свои чувства и разум, познать то, что лежит за пределами физического мира, очевиден: нет, не может. "Как никто никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал, ни слова не обнимали Божией сущности",- говорит святитель Григорий Богослов. И очень многие на основании этого делают умозаключение: сверхчувственного мира не существует. Ведь если я не могу почувствовать, увидеть, услышать, вместить, объять, математически проанализировать тот мир, значит, его просто нет. А нет сверхчувственного мира - следовательно, нет и Бога.
Есть в мире еще бездумное, животное неверие. Жует человек свою жвачку материальной жизни, и ничего ему больше не надо. Лень даже подумать о Боге, о своей душе и вечности, ее ожидающей.
Есть "неверующие" как бы по недоразумению: это духовно честные люди, но они себя считают "неверующими" потому, что им внушили или они сами усвоили себе неверное понятие о Боге, о мире и о человеке. Такие люди в глубине своего существа не против Бога, они только против неверных, узких понятий о Боге. И в своем искании правды они легко способны познать духовный мир.
Евангелие уподобляет таких людей гостям, которые, будучи приглашены к великому и доброму Царю на пир, "словно сговорившись" отказываются от приглашения. Один говорит: "Я купил волов и иду в поле их испытывать, прости меня, не могу прийти"; другой делает женитьбу свою предлогом для отказа от Божьего приглашения; третий находит еще какой-то предлог не прийти к Источнику жизни. Люди отказываются от самой главной ценности в жизни, от близости к Творцу. Погруженные в свои житейские дела, заботы, радости и печали, они не желают поднять свою жизнь выше их, к вечной истине.
Так и живут многие, не понимая того, что вся история человеческая с ее войнами, смутами, кровопролитиями и насилием одних людей над другими есть только практический и логический результат человеческой жизни, не пришедшей к своему высшему, духовному завершению и просветлению через подчинение Божией правде.
Один из главных аргументов атеистов - нравственная слабость, неискренность некоторых служителей церкви, верующих. К сожалению, во все века бывало, и сейчас есть немало, по наружности только "верующих в Бога" и "христиан" только по имени. Но разве нравственная слабость тех или иных людей и пастырей может опорочить жизненную силу, мудрость и свет Божественного евангельского учения?
Евангелие само нам говорит, что даже среди двенадцати самых близких учеников Христовых оказался один предатель. Это не опровергает истины Христовой, наоборот, еще более подчеркивает ее. Худы ли мы, христиане, или хороши, это имеет отношение лишь к нашему спасению, но не к бытию Божиему.
Лжецы и преступники искривляют только свою личность, но не правду Божию... Никакое человеческое лицемерие не в силах потушить свет Божественной мировой правды. Правда Господня пребывает во век. И немало есть, и всегда бывало, людей, которые любят Христову правду больше своей жизни.
Честным неверием было неверие апостола Фомы. Хотя он напрасно проявил свою недоверчивость к словам людей, которым можно было верить, апостолов, но, пожелав увидеть Христа воскресшего для уверования своего, он как бы от радости страшился верить...
Если Христос воскрес, тогда ведь и его, Фомы, жизнь должна в корне измениться, пойти совсем иначе… Все тогда в нем должно быть озарено этим светом… И когда увидел Фома истинно воскресшего Христа и коснулся своими руками Его ран от гвоздей, он воскликнул радостно: Господь мой и Бог мой! И Христос ему сказал: Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
Немало есть таких людей в мире среди всех народов. Не имея возможности увидеть Христа своими физическими глазами, они с несомненностью видят Его глазами своего духа, видят близость Божию любовью и верой.
Честное сомнение найдет истину, потому что ищет ее без лукавства. Жаждущие последней правды уже нашли Бога, потому что эта жажда и есть жизнь самой Божественной правды в людях.
P.S.
Научный парадокс.
На одном из официальных государственных приемов в конце пятидесятых годов к известному хирургу, профессору, лауреату Сталинской премии архиепископу Луке (Войно - Ясенецкому), прошедшему сталинские лагеря и войну, подошел один из членов советского правительства. Он насмешливо сказал владыке: " Вот недавно советские спутники летали в космос, а Бога там не обнаружили. Как вы это объясните?"
— Будучи хирургом, - отвечал архиепископ, - я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не обнаружил.
Список литературы:
1. Непознанный мир веры, украинская православная церковь, Полтавская епархия, Спасо- Преображенский монастырь, 2003 г.( архиепископ Иоанн (Шаховской)).
2. Приходская газета церкви Новомучеников Российских г.Смоленска, №10,31 августа 2008 г("Слово пастыря").

Творчество

Обсуждение фильма "Ушпизин"

В этот понедельник Логос смотрел фильм "Ушпизин". Какие мысли и чувства вызвал просмотр? В этом выпуске мы опубликуем несколько отзывов. Если вы также смотрели этот фильм и желаете высказаться, пишите нам по e-mail: LogosClubPress@gmail.com.
Фильм показывает "изнутри" жизнь ортодоксальных евреев, и бедной еврейской семейной пары, которая проходит испытание верой. "И не будь неверен, но верен" (Ин. гл.20 ст.27) эти евангельские строки являются самыми подходящими для фильма. Сам же фильм является "забавной" иллюстрацией 18 главы книги Бытия. Но в кинокартине есть и очень существенный минус. Авторы, делают главный акцент на чуде получения денег, чем на чуде рождения долгожданного ребенка. Возникает ощущение, что в иудаистской религии, главное материальное, а не духовное. В сравнении с "Островом" фильм проигрывает. "Остров" более глубокий по смыслу.
Алексей Л.
Я с очень большой натяжкой могу сказать, что я человек верующий, при этом абсолютно не религиозный, но то, что было показано в фильме (насколько я понимаю, максимально достоверно), на мой взгляд - это чистая религиозность.
Хасидизм, по сути, ближе к учению Дона Хуана Карлоса Кастанеды - это способ мировосприятия и миропостроения, основанный на своде правил и ритуалов, с той лишь разницей, что Кастадеда не претендует на абсолютную истинность своего учения и диалог идет с "местными духами", а не с самим Иегова. Кстати из фильма стало абсолютно ясно, откуда растут ноги у доминирующего сейчас в мире пуританства англосаксов: у меня есть деньги, значит, Бог меня любит - я избранный, у тебя нет, значит, ты Loser.
В общем, я с трудом могу представить себе нормального русского мужика, который бегает на окраину города ругаться с Богом или начинает идентифицировать свои проблемы с подвигом Александра Невского или Ефросиньи Полоцкой.
В фильме так ярко доминирует тема денег, что главного чуда - рождения ребенка я не заметил.
Алексей О.
Действительно сложно в фильме, основанном на чужой культуре, да еще и заявленном как жанр комедии увидеть момент веры. Молитва в ритме хип-хопа - не наше. Просьба о чуде, которую многие увидели как просто "Дай денег" в идеальном варианте должна, наверное, была звучать как "Дай сил и терпения перенести те скорби, которые Ты попускаешь для моего спасения". Но это в идеале. А в реальности - Моше - разбойник, едва пришедший к вере. И его главная страсть - ярость - еще живет с ним. Он ведь мог просто пойти и ограбить, но он идет и молится, о чуде. Не о терпении, но и не о деньгах. А мы можем благодарить Бога за скорби, искренно и от сердца? И первый его шаг после явленного чуда - благодарение Богу. В безумной цене за тот лимон можно увидеть растрату денег, что и увидела его жена, а можно - форму жертвы. Как сумел. Может, нелепо, точно не по-нашему, но от сердца. Слова раввина перед ночной молитвой о том, что нельзя успокоиться и остановиться, что как только ты взошел на одну ступеньку, тут же будь готов к новому испытанию - мы слышим и читаем ежедневно. И, конечно, соглашаемся. Но вот миг проверки - что ты выберешь, человек, дашь волю своей страсти или поступишь по вере своей, по воле Божией. И как часто мы, увы, этот бой проигрываем! Это потом останавливаемся и каемся - не смог, прости немощь мою! А вот этот еврей смог. Может быть, в первый раз в своей жизни смог пойти против собственной страсти, не дать воли гневу, ярости, а обратить вопль к Богу. Это кино, и здесь все упрощено: поступок - следствие. Поступил правильно - чудо рождения долгожданного младенца. В жизни все сложнее. Но миг веры бывает у каждого.
Ирина
Еще одно мнение одного из нас:
Религиозный человек - это тот человек, который знает, что Бог есть, соблюдает ритуалы, участвует в обрядах, лучше или хуже. А верующий - это тот, который знает, что Бог действенен в его жизни, и по молитве изменяет, устраивает лично его жизнь ко спасению человека.
В этом фильме есть моменты и религиозности, и веры.
Один православный батюшка рассказал одну историю. Накануне Пасхи купец с женой возвращались со службы и везли освященные куличи, готовясь достойно после Всенощной встретить святой праздник. По дороге им встретился нищий и голодный человек, который попросил хлеба. Жена сказала, у нас нет с собой хлеба. Тогда нищий попросил отломить ему кусок от кулича и дать поесть. Но возмущенная купчиха ответила, что кулич - освященный, да и не время еще разговляться, а то вся Благодать уйдет…
Моше мог бы тоже так рассуждать, но поступил честно.
надеемся продолжить с вами эту тему в следующем выпуске

Тема 2008/9: «Начало пути»

продолжаем тему нового академического года

«...потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» Продолжаем размышлять о пути с о.Серафимом Роузом

подготовила раздел
Ирина Щедрова
Ирина Щедрова
Фото В.И.Усачева
Некоторые приходят (в Церковь) в поисках духовности, но на своих условиях. Они взвешивают, сравнивают, рассчитывают, подходит ли им эта духовность, и берутся решать сами, не доверяясь Богу. Они непременно хотят сохранить свою "личность", не понимая, что таким образом теряют ее. Сбрегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10,39). Если человек не реагирует в простоте сердца, руководствуясь любовью ко Христу и ближнему, он черствеет сердцем и замыкается в узкой "личной" духовной жизни, что по сути еще одна разновидность самодовольства и самодостаточности. Такой человек дорожит своими "духовными взглядами": он сам знает, какие подвиги ему исполнять, как проводить церковную службу, как следовать церковным канонам. И такой человек более не слышит Бога. Даже если он творит Иисусову молитву, она становится еще одной стеной, за которой он будет лелеять свою "праведность". Господь стучится к нему в каморку, но самоупоенная душа не хочет "лишних хлопот и забот". Легко скрыться под личиной "духовности", используя ее как предлог, чтобы избежать боли, уязвимости, необходимости жертвовать из любви.
продолжение темы в следующем выпуске
Наш адрес:
храм Св. вмч. Варвары и Свв. апп. Петра и Павла
г. Смоленск, ул. Кашена, 20а (здание храма Св. вмц. Варвары)
тел. 21-88-33


Обратная связь
У вас есть вопросы о православии? Давайте искать ответы на них вместе!

Цитаты из Библии, высказывания святых отцов по вашему вопросу, результаты обсуждений клуба мы опубликуем в нашей рассылке.

Вы можете:
написать нам по адресу: LogosClubPress@Gmail.Com
или в группе «Молодежный православный клуб Логос» по адресу http://vkontakte.ru/club702266.

В избранное