Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Православная рассылка УПЦ КП

  Все выпуски  

Православная рассылка УПЦ КП Страстная седмица


Информационный Канал Subscribe.Ru

Православная Рассылка

Рассылки священника УПЦ Киевского Патриархата Евгения Заплетнюка
5 апреля /№ 57

 

 



Сегодня в номере читайте:

От ведущего:

На этой неделе Страстная (или Великая) Среда совпадает с двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Узнать больше об этих святых днях, вы можете из новых материалов, представленных у меня на сайте.

Всего вам доброго! До встречи, друзья!
Ваш во Христе -
священник Евгений
fryevhen[at] mail.ru


Церковный год

О Страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя...»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы.

Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов.

Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом - изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения.

Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением.

Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие.

Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.

Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершались.

Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия.

В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина.
Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия.

Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре.
При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением... Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия.

Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой; как был снят с креста и погребен... Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве.

И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира?

Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни.
После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это...

Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.
Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения Святых Тайн в эти великие дни. И как же не говеть в дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа?

Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям.
Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение.

Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу.
Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.


Православный календарь

Понедельник, 5 Апреля 2004 г. (23 Марта ст.ст.)
Страстная седмица, Великий Понедельник

================================================
o Прмч. Никона еп. и 200-ти учеников его (251).
· Мчч. Филита, Лидии, жены его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия (117-138).
· Мч. Дометия.
· Прпмч. Луки нового Митиленского.
· Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088).
· Прп. Пахомия Нерехтского.
· Прав. Василия Мангазейского (1600).
· Новомч. прп. исп. архим. Сергия (Сребрянского).


Вторник, 6 Апреля 2004 г. (24 Марта ст.ст.)
Страстная седмица, Великий Вторник

================================================
ш Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.
o Прп. Захарии монаха, иже в Латре.
o Свт. Артемона (Артемия) , еп. Селивкии Писидийской, также именуемого Селунским (I-II).
· Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV).
· Мчч. Стефана и Петра Казанских (1552).
· Прп. Иакова исп. (VIII-IX).
· Свщмч. Парфентия, патр. Константинопольского.
· Иконы Божией Матери, именуемой "Тучная Гора".
· Св. Саввы Нового из Колимноса (Греч.).
· 8 мчч. в Кесарии Палестинской (Греч.).
· Прп. Мартина из Фив, монаха (Греч.).


Среда, 7 Апреля 2004 г. (25 Марта ст.ст.)
Страстная седмица, Великая Среда

================================================
(+)Благовещение Пресвятой Богородицы.
o Преставление свт. Тихона, патрираха Московского и всея Руси (1925).
o Прп. Саввы Нового (1948).
· Иконы Благовещения Божией Матери (XVI).
· Мчч. Пелагия, Феодосия и Дулы, Никомидийских.
· Прп. Парфения Киевского (1855).
· Преставление прп. Иустина (Поповича) (Серб.).


Четверг, 8 Апреля 2004 г. (26 Марта ст.ст.)
Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери

================================================
ш Собор Архангела Гавриила.
o Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (304).
o Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской и Дуклиды (ок. 375).
· Прп. Малха Сирийского (IV).
· Прп. Василия Нового (ок. 944).
· Свщмч. Евсевия, еп. Кивала и мч. Пуллия.
· Свт. Браулио Сарагосского, Иберийского.
· Мч. Кодрата (Квадрата) и с ним 40 мчч.
· Свт. Лудгера, Нидерландского (Нидерл.).
· Мч. Монтана пресв. и жены его Максимы Румынских.


Пятница, 9 Апреля 2004 г. (27 Марта ст.ст.)
Великая Пятница, воспоминание Страстей Господних

================================================
o Мц. Матроны Солунской (III-IV).
· Мчч. Мануила и Феодосия (304).
· Прп. Иоанна прозорливого, Египетского (394-395).
· Прп. Кирика Фракийского.
· Прор. Анания.
· Прп. Павла, еп. Коринфского.
· Прп. Пафнутия, ученика прп. Антония Великого.


Суббота, 10 Апреля 2004 г. (28 Марта ст.ст.)
Великая Суббота

================================================
o Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754).
o Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815).
· Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097).
· Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).
· Мчч. Ионы и Варахисия и с ними Занифана, Лазаря, Маруфана, Нарсина, Илии, Марина (Мара), Авива, Сивсифина и Саввы (ок. 330).
· Св. кн. страстотерпца Бояна, Болгарского (ок. 830).
· Св. Исихия Богослова, пресвитера Иерусалимского.
· Свт. Георгия, еп., Парода и Петра, пресвв., и кн. Бояна, мчч. Болгарских (Болг.).
· Ап. от 70-ти Иродиона (Греч.).


Воскресенье, 11 Апреля 2004 г. (29 Марта ст.ст.)
Пасха. Светлое Христово Воскресение

================================================
o Прпмч. Марка, еп. Арефуссийского, мч. Кирилла диакона и иных многих при Иулиане пострадавших (ок. 364).
· Прп. Иоанна пустынника (IV).
· Свт. Евстафия исп., еп. Вифинийского (IX).
· Прпп. Марка (XV) и Ионы (1480) Псково-Печерских.
· Новосвщмч. Павла Войнарского и иже с ним Павла и Алексия (1919).


Условные обозначения:
--------------------------------
· Календарное указание или память святого, не имеющего службы
o Совершается рядовая служба (без знака типикона)
ш Совершается служба на шесть
c Совершается служба со славословием
+ Совершается служба с полиелеем
+) Совершается всенощное бдение
(+) Совершается великое всенощное бдение



Редактор рассылки - прот. Евгений Заплетнюк


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное