Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Звезда «Полонская»


Недавно

Звезда «Полонская»

Ее именем названа звезда. Елена Ивановна Казимирчик-Полонская — всемирно известный ученый-астроном, лауреат международных премий, математик и философ. А еще — тайная монахиня, подвижница XX столетия.

Родилась Елена Ивановна в Волынской губернии 21 ноября 1902 года.  В 16 лет ей чудесно было открыто будущее монашество и дано благословение через науку изучать мир, прославлять Творца Вселенной.

В ее поместье под названием Сельцо рос великолепный сад с редкими сортами деревьев, диковинные кусты и цветы. В чистейшем озере водились ценные породы рыб. После революции крестьяне умоляли свою помещицу «не бросать» их, потому что понимали: все это погибнет без нее. Что и случилось позже. Но она оставалась в Сельце, сколько могла.

Новые власти подослали к ней антирелигиозного агитатора. О глубокой набожности Полонской знали в округе. Через несколько дней агитатор стал ее другом и, уезжая, обещал:

— Если вам будет угрожать опасность, я обязательно пришлю кого-нибудь предупредить вас.

Свое обещание он скоро исполнил — и спас ее от неминуемой смерти. Ночью Елена Ивановна тайно ушла из Сельца, накануне отступления красных с Волыни. По Брест-Литовскому миру многие российские территории отходили западным державам.

В 1928 году Елена Ивановна окончила Львовский университет. Работала в астрономической обсерватории Варшавского университета. Дружески общалась с людьми, которых можно назвать цветом русской эмиграции — Н. А. Бердяевым, матушкой Марией (Кузьминой-Караваевой), отцом Сергием Булгаковым. Елена Ивановна стала его духовной дочерью.

По складу характера она походила на мать Марию.  Разделяла ее идеи служения Богу — через заботу о людях. Елена Ивановна стала участницей Российского студенческого христианского движения, работала секретарем его в Польше и Белоруссии, редактировала журнал «На рубеже». Особенно дружила с сестрами двух монастырей — Холопьевского и Зиминского. Обеспечивала их цветами к праздникам и лампадным маслом, чтобы, не угасая, теплился огонек перед чудотворными иконами Божией Матери.

В 34 года Елена Ивановна вышла замуж и родила сына Сережу. Но недолгой была ее семейная жизнь. Во время Второй мировой войны муж пропал без вести.

В 1945 году, когда русским эмигрантам предложили вернуться в Россию, она одной из первых пришла в советское консульство. Конечно, Полонская шла на риск, возвращаясь в Отечество с восьмилетним ребенком и престарелой мамой. Но так хотелось зажечь молодые сердца верой в Бога. Местом жительства им назначили Херсон. Тут она преподавала математику студентам, исподволь рассказывала о христианстве. Тут потеряла своих близких: в 1946 году умер Сережа, а потом и мама, насильно помещенная в психбольницу.

Протоиерей Николай Конюхов вспоминал: «Время было сложное. Не все могли свободно молиться в храме. Я жил при храме, и Елена Ивановна приходила ночью, чтобы помолиться, исповедаться и принять Святые Тайны».

Арестовали ее в 1952 году в поезде, по дороге в Москву. Обвинили в шпионаже. Многочасовые допросы конвейером продолжались несколько месяцев. Елена Ивановна молилась: только бы не назвать имена друзей, только бы выдержать. В итоге все обвинения с нее сняли. А после смерти Сталина даже разрешили поселиться в Ленинграде.

Здесь она защитила две диссертации. Работала в Институте теоретической астрономии Академии наук СССР, писала статьи, участвовала в международных симпозиумах. В конце шестидесятых получила престижную премию имени Бредихина за исследования по теории движения комет.

Елена Ивановна тайно приняла монашеский постриг и десятки лет вела у себя на квартире религиозные семинары. Она любила повторять:

— Есть взгляд на жизнь гелиоцентрический, а есть вселенский. Можно мерить историю годами и месяцами, а можно — тысячелетиями.

Каждая наша встреча начиналась молитвой об умножении любви.

— Только любя можно понять другого человека, — учила нас Елена Ивановна.

Она никогда не шутила, была очень серьезна. Не критиковала власти и нас удерживала от диссидентства. Ценила науку, культуру, говорила о воспитании церковной аристократии и подразумевала под этим служение людям — простое, естественное, без гордыни. Помогала одиноким старикам, хлопотала о церковной больнице в честь блаженной Ксении Петербургской.

Последние два года жизни, уже очень больная, Елена Ивановна продолжала читать лекции об отце Сергии Булгакове. Уже не могла ходить — и ее переносили в кресле.

— Если буду бредить перед смертью, — волновалась она, —  то наверняка буду нести чушь.

Но в предсмертном бреду она будто продолжала свое главное дело — рассказывать людям о Православной вере. Словно читала лекцию об Александре Невском, преподобном Сергии Радонежском.

Скончалась  матушка Елена 30 августа 1992 года, похоронена на кладбище астрономов в Пулковской обсерватории. Уже после смерти вышла ее книга «О действии благодати Божией в современном мире».

Людмила ИЛЬЮНИНА,  г. Санкт-Петербург

        

 


В избранное